Во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также в целях реализации приказа министерства культуры Самарской области от 29.09.2017 N 59 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в министерстве культуры Самарской области":
1. Утвердить прилагаемый обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства культуры Самарской области за 2017 год.
2. Обеспечить размещение указанного обзора на сайте министерства культуры Самарской области (Зубовой А.С.).
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Врио министра культуры |
С.В. Филиппов |
Утвержден
распоряжением министра культуры
Самарской области
от 07.11.2018 N 408-р
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства культуры Самарской области за 2017 год
Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства культуры Самарской области (далее - министерство) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и приказа министерства от 29.09.2017 N 59 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в министерстве культуры Самарской области".
Обзор правоприменительной практики подготовлен за 2017 год по результатам контрольно-надзорной деятельности министерства в сфере государственного контроля за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
I. Общие положения
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о министерстве культуры Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 61 (далее - положение), министерство является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим функции по разработке и обеспечению реализации государственной политики в сфере культуры на территории Самарской области.
Министерство осуществляет государственный контроль за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации (пункт 2.1 положения).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 54-ФЗ от 26.05.1996 "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) государственное регулирование в сфере музеев и Музейного фонда Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.
При реализации функций по осуществлению контрольно-надзорной деятельности министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, а также:
Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ;
Федеральным законом N 294-ФЗ;
Указом Президента Российской Федерации N 1099 от 07.09.2010 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" (раздел IV);
постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 N 179 "Об утверждении положения о Музейном фонде Российской Федерации о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2017 N 960 "Об утверждении Положения о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям";
приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290 "Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР;
приказом Министерства культуры СССР от 15.12.1987 N 513 "Об утверждении инструкции по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР";
Законом Самарской области от 15.07.2008 N 92-ГД "О музейном деле и музеях в Самарской области";
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 21.07.1998 N 814";
постановлением Правительства Самарской области от 07.12.2017 N 791 "Об утверждении порядка организации осуществления государственного контроля за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации".
II. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности
В 2017 году министерством было проведено 8 проверок, в том числе: 5 внеплановых и 3 плановых.
Плановые проверки проводились с целью исполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год, согласованного Прокуратурой Самарской области и утвержденного распоряжением министра культуры Самарской области от 24.10.2016 N 368-р.
Внеплановые проверки проводились по исполнению ранее выданных предписаний.
При осуществлении регионального государственного надзора выявлены следующие типовые нарушения:
между музеями и Минкультуры РФ не заключаются договоры в соответствии с п.п. 5-8 постановления Правительства РФ от 12.02.1998 N 179 "Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации".
Тогда как, согласно п.п. 5-8 постановления Правительства РФ от 12.02.1998 N 179 музейные предметы и музейные коллекции, входящие в состав государственной части фонда и находящиеся в федеральной собственности: закрепляются Министерством культуры Российской Федерации на праве оперативного управления за государственными федеральными музеями, другими государственными федеральными организациями, обеспечивающими хранение культурных ценностей;
могут передаваться в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок государственным музеям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, или музеям, находящимся в ведении муниципальных образований, на основании соответствующих договоров между Министерством культуры Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и заинтересованным музеем. Формы указанных договоров утверждаются Министерством культуры Российской Федерации.
При ликвидации музеев, иных учреждений и организаций музейные предметы и музейные коллекции, закрепленные Министерством культуры Российской Федерации в их оперативном управлении или переданные им в пользование, закрепляются по решению Министерства за другими музеями, учреждениями и организациями.
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав фонда, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом только по разрешению Министерства культуры Российской Федерации. Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав фонда, а также их исключение из его состава производятся Министерством культуры Российской Федерации в установленном им порядке после проведения соответствующей экспертизы. Музейные предметы и музейные коллекции, приобретенные государственными музеями, иными государственными учреждениями независимо от источника и формы приобретения, должны быть заявлены для включения в состав государственной части фонда в 2-месячный срок с момента их приобретения.
Не проводится проверка наличия и состояния сохранности предметов, сверка их с книгами поступлений, инвентарями, актами и другой учетной документацией, что является нарушением п. 124 приказа Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290 "Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР" (далее - Инструкция N 290).
В соответствии с п. 124 Инструкции N 290 музеи обязаны систематически проводить переучет музейных собраний, т.е. проверку наличия и состояния сохранности предметов, сверку их с книгами поступлений, инвентарями, актами и другой учетной документацией.
Музеи с небольшим (до 3000 предметов) собранием музейных ценностей ежегодно проводят проверку всего наличия предметов. Музеи, обладающие более крупными собраниями, ежегодно проводят проверку наличия части музейного собрания (например, по отделам), в соответствии с утвержденным директором музея планом переучета всех музейных ценностей.
В плане проверки наличия предметов должны быть предусмотрены очередность и точные сроки начала и окончания переучета музейных ценностей по каждой коллекции музея.
Окончательные итоги проверки коллекции фиксируются в сводном акте, подписанном директором и главным хранителем (зав. фондами).
Не проводится ежегодная сверка наличия музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней с записями в учетных документах (актах поступлений и выдачи, передачи на материально ответственное хранение, книгах поступлений, инвентарных книгах, специальных инвентарных книгах), что является нарушением п. 54 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 15.12.1987 N 513 (далее - Инструкция N 513).
В соответствии с п. 54 Инструкции N 513 музеи систематически проводят переучет - сверку наличия музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней с записями в учетных документах (актах поступлений и выдачи, передачи на материально ответственное хранение, книгах поступлений, инвентарных книгах, специальных инвентарных книгах).
Сверка производится по приказу директора, которым определяется состав комиссии, очередность и сроки проведения работы.
Музеи с коллекцией предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней до 1000 единиц проводят сверку всего наличия предметов ежегодно (свыше 1000 единиц 1 раз в 2-3 года).
В соответствии с пунктом 55 Инструкции N 513 акт подписывается главным хранителем (зав. фондами) музея и членами комиссии. Акт утверждается директором музея.
Форма акта составляется в соответствии с основными требованиями к предметам из драгоценных металлов и камней, предусмотренными формой акта сверки наличия музейных предметов с учетными документами.
По результатам выявленных нарушений в адрес подконтрольных субъектов вынесены предписания. Предписания в судебных органах не обжаловались.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министра культуры Самарской области от 7 ноября 2018 г. N 408-р "Об утверждении обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства культуры Самарской области за 2017 год"
Настоящее распоряжение вступает в силу по истечении десяти дней после официального опубликования
Текст распоряжения официально опубликован не был