Приказ Министерства финансов Мурманской области от 6 февраля 2017 г. N 12н
"Об утверждении Порядка проведения анализа финансового состояния получателя бюджетного кредита, поручителя, гаранта, принципала"
В целях реализации требований статьи 93.2, статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Законом Мурманской области от 11.12.2007 N 919-01-ЗMO "О бюджетном процессе в Мурманской области", руководствуясь Положением о Министерстве финансов Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 14.10.2008 N 487-ПП приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
- Порядок проведения анализа финансового состояния получателя бюджетного кредита, поручителя, гаранта, принципала;
- форму заключения по результатам проведения анализа финансового состояния получателя бюджетного кредита, поручителя, гаранта, принципала;
- форму заключения по результатам проведения оценки расчета чистых активов;
- форму заключения по результатам проведения анализа финансового состояния принципала - муниципального образования Мурманской области;
2. Возложить функции по проведению анализа финансового состояния получателя бюджетного кредита, поручителя, гаранта, принципала на управление доходов областного бюджета и государственного долга Министерства финансов Мурманской области.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Мурманской области от 26.08.2011 N 145н "Об утверждении Порядка проведения анализа финансового состояния получателя бюджетного кредита, поручителя, гаранта, принципала".
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его принятия и распространяет правоотношения с 01.01.2017.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра финансов А.В. Уварову.
И.о. министра финансов |
Е.В. Дягилева |
Порядок
проведения анализа финансового состояния получателя бюджетного кредита, поручителя, гаранта, принципала
(утв. приказом Министерства финансов Мурманской области от 6 февраля 2017 г. N 12н)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения анализа финансового состояния получателя бюджетного кредита, поручителя, гаранта, принципала (далее - Порядок) разработан в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательством Мурманской области и определяет:
- порядок и методику оценки финансового состояния получателя бюджетного кредита (далее - заемщик), поручителя, гаранта, получателя государственной гарантии Мурманской области (далее - принципал);
- перечень документов, представляемых заемщиком, поручителем, гарантом, принципалом;
- перечень показателей, применяемых в целях оценки финансового состояния заемщика, поручителя, гаранта, принципала;
- порядок подготовки заключений по результатам проведенной оценки финансового состояния заемщика, поручителя, гаранта, принципала;
- порядок оценки стоимости чистых активов юридического лица.
1.2. Основной целью проведения анализа финансового состояния заемщика, поручителя, гаранта, принципала является получение объективной оценки платежеспособности, финансовой устойчивости указанных юридических лиц.
1.3. В целях проведения анализа финансового состояния заемщика, поручителя, гаранта, принципала:
- юридическое лицо, применяющее общую систему налогообложения, представляет бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах за отчетный год и приложений к ним с отметкой налогового органа об их принятии;
- муниципальное образование Мурманской области - отчет об исполнении бюджета муниципального образования Мурманской области за отчетный финансовый год и решение о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период.
1.4 Перечень показателей, применяемых в целях оценки финансового состояния заемщика, поручителя, гаранта, принципала:
- коэффициенты ликвидности (коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент срочной ликвидности ("критической" оценки), коэффициент текущей ликвидности);
- коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
- показатель рентабельности продаж.
1.5. Анализ финансового состояния заемщика, поручителя, гаранта, принципала проводится управлением доходов областного бюджета и государственного долга Министерства финансов Мурманской области в течение 20 рабочих дней после представления пакета документов в Министерство финансов Мурманской области.
1.6. Данный Порядок действует при проведении предварительной проверки и проверке финансового состояния заемщика, поручителя, гаранта, принципала до полного исполнения ими своих обязательств по бюджетному кредиту.
2. Проведение анализа финансового состояния заемщика, поручителя, гаранта, принципала - юридического лица
2.1. Расчет коэффициентов для анализа финансового состояния заемщика, поручителя, гаранта, принципала - юридического лица
Для проведения анализа финансового состояния заемщика, поручителя, гаранта, принципала - юридического лица используются оценочные показатели, рассчитанные по данным бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним за отчетный год.
2.1.1. Коэффициенты ликвидности
Коэффициенты данной группы характеризуют обеспеченность юридического лица оборотными средствами для ведения финансово-хозяйственной деятельности и своевременного погашения краткосрочных обязательств. Для расчета коэффициентов используются данные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности "Бухгалтерский баланс".
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств.
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) определяется как отношение денежных средств и ликвидных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам юридического лица за вычетом доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов:
, где:
стр. 1250 - "Денежные средства и денежные эквиваленты";
стр. 1500 - итого по разделу V "Краткосрочные обязательства";
стр. 1530 - "Доходы будущих периодов";
стр. 1540 - "Оценочные обязательства".
Коэффициент срочной ликвидности ("критической" оценки) (К2) характеризует способность юридического лица оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие долговые обязательства.
Коэффициент срочной ликвидности ("критической" оценки) (К2) определяется как отношение суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности, погашение которой ожидается в течение года, к краткосрочным обязательствам за вычетом доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов:
, где:
стр. 1230 - "Дебиторская задолженность" (со сроком погашения менее 12 месяцев);
стр. 1240 - "Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)";
стр. 1250 - "Денежные средства и денежные эквиваленты";
стр. 1500 - итого по разделу V "Краткосрочные обязательства";
стр. 1530 - "Доходы будущих периодов";
стр. 1540 - "Оценочные обязательства".
Коэффициент текущей ликвидности (К3) характеризует степень покрытия оборотных активов оборотными пассивами и применяется для оценки потенциальной способности юридического лица выполнить свои краткосрочные обязательства. Если объем текущих активов оказывается чрезмерно низким, это означает, что при возникновении экстренных ситуаций юридическое лицо может оказаться банкротом.
Коэффициент текущей ликвидности (К3) определяется как отношение фактической стоимости имеющихся оборотных активов к краткосрочным обязательствам за вычетом доходов будущих периодов и резерва предстоящих расходов:
, где:
стр. 1200 - итого по разделу II "Оборотные активы";
стр. 1500 - итого по разделу V "Краткосрочные обязательства";
стр. 1530 - "Доходы будущих периодов";
стр. 1540 - "Оценочные обязательства".
2.1.2. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4) применяется для оценки способности юридического лица выполнять свои долгосрочные обязательства и показывает, сколько заемных средств привлекло юридическое лицо на один рубль вложенных в активы собственных средств и является одной из общих характеристик финансовой устойчивости юридического лица, т.е. стабильности его работы в среднесрочной перспективе.
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4) определяется по данным формы бухгалтерской (финансовой) отчетности "Бухгалтерский баланс" как отношение собственных средств ко всей сумме обязательств по привлеченным заемным средствам за вычетом доходов будущих периодов и резерва предстоящих расходов:
, где:
стр. 1300 - итого по разделу III "Капитал и резервы";
стр. 1400 - итог по разделу IV "Долгосрочные обязательства";
стр. 1500 - итого по разделу V "Краткосрочные обязательства";
стр. 1530 - "Доходы будущих периодов";
стр. 1540 - "Оценочные обязательства".
2.1.3. Показатель рентабельности продаж
Показатель рентабельности продаж (К5) характеризует долю чистой прибыли в объеме продаж предназначен для оценки общей эффективности инвестирования средств в данное юридическое лицо, характеризует важнейший аспект деятельности юридического лица - реализацию основной продукции и является одним из наиболее важных показателей при оценке работы юридического лица, отражая степень прибыльности его деятельности.
Показатель рентабельности продаж (К5) рассчитывается по данным формы бухгалтерской (финансовой) отчетности "Отчет о финансовых результатах" как отношение прибыли (убытка) от продаж к выручке:
, где:
стр. 2200 - "Прибыль (убыток) от продаж";
стр. 2110 - "Выручка".
2.2. Оценка результатов расчетов коэффициентов
2.2.1. Оценка результатов расчетов пяти коэффициентов (K1, К2, К3, К4 и К5) заключается в присвоении юридическому лицу категории по каждому из этих показателей на основании сравнения полученных значений с установленными нормативными значениями для этих коэффициентов, приведенных в таблице.
Коэффициенты |
1 категория |
2 категория |
3 категория |
К1 |
0,2 и более |
0,15 - менее 0,2 |
менее 0,15 |
К2 |
0,8 и более |
0,5 - менее 0,8 |
менее 0,5 |
К3 |
2,0 и более |
1,0 - менее 2,0 |
менее 1,0 |
К4 |
1,0 и более |
0,7 - менее 1,0 |
менее 0,7 |
К5 |
0,10 и более |
менее 0,10-0 |
менее 0 |
2.2.3. В зависимости от соотношения величины коэффициентов и нормативных значений для каждого коэффициента определяется одна из трех категорий:
- 1 категория - хорошая ситуация и низкий риск неплатежеспособности;
- 2 категория - удовлетворительная ситуация и умеренный риск неплатежеспособности;
- 3 категория - неудовлетворительная ситуация и высокий риск неплатежеспособности.
2.2.4. Определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.
2.3. Расчет сводной оценки коэффициентов
2.3.1. Сводный показатель (S) вычисляется как средневзвешенная сумма категорий.
2.3.2. Формула расчета суммы баллов S имеет вид:
S = 0,11 х К1 + 0,05 х К2 + 0,42 х К3 +0,21 х К4 + 0,21 х К5
2.3.3. Вес каждого из показателей устанавливается в соответствии с таблицей:
Показатель |
Вес показателя |
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) |
0,11 |
Коэффициент срочной ликвидности ("критической" оценки) (К2) |
0,05 |
Коэффициент текущей ликвидности (К3) |
0,42 |
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4) |
0,21 |
Показатель рентабельности продаж (К5) |
0,21 |
Итого |
1,0 |
2.3.4. Заключительным этапом оценки кредитоспособности юридического лица является определение рейтинга организации или класса, который определяется следующим образом:
- первый класс кредитоспособности: S не превышает 1,05 - финансовое состояние является хорошим, предоставление бюджетного кредита или государственной гарантии юридическому лицу безусловно возможно, платежеспособность предприятия не вызывает сомнения;
- второй класс кредитоспособности: значение S больше 1,05, но не превышает 2,79 - финансовое состояние является удовлетворительным, предоставление бюджетного кредита или государственной гарантии юридическому лицу безусловно возможно, платежеспособность и финансовая устойчивость находится в целом, на приемлемом уровне. Решение о предоставлении государственной гарантии или бюджетного кредита требует взвешенного подхода;
- третий класс кредитоспособности: значение S больше 2,79 - финансовое состояние является неудовлетворительным предоставлении государственной гарантии или бюджетного кредита невозможно.
2.3.5. На основании проведенного анализа финансового состояния юридического лица оформляется заключение с указанием вывода о возможности предоставления юридическому лицу государственной гарантии Мурманской области или бюджетного кредита.
2.3.6. Для подготовки положительного заключения необходимо, чтобы получатель бюджетного кредита, поручитель, гарант, принципал - юридическое лицо относится к первому или второму классу кредитоспособности.
3. Расчет величины чистых активов
3.1. В случае предоставления заемщиком в качестве обеспечения по возврату бюджетного кредита поручительства, гарантии юридического лица, проводится оценка стоимости чистых активов этого юридического лица.
Оценка стоимости чистых активов юридического лица производится в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.08.2014 года N 84н.
3.2. По результатам проведения оценки стоимости чистых активов юридического лица составляется заключение.
3.3. Для подготовки положительного заключения необходимо, чтобы стоимость чистых активов гаранта, поручителя юридического лица, составила не менее величины, равной трехкратной сумме предоставляемого кредита.
4. Проведение анализа финансового состояния принципала - муниципального образования Мурманской области
4.1 .Для проведения анализа финансового состояния принципала - муниципального образования Мурманской области используются показатели отчета об исполнении бюджета муниципального образования Мурманской области за отчетный финансовый год и решение о бюджете на текущий финансовый год.
4.2. При оценке финансового состояния принципала - муниципального образования Мурманской области - оценивается соблюдение ограничений, установленных статьями 92.1, 106, 107, 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно:
- по размеру дефицита местного бюджета;
- по предельному объему заимствований муниципального образования;
- по предельному объему муниципального долга;
- по предельному объему расходов на обслуживание муниципального долга;
- по верхнему пределу муниципального долга, в том числе по верхнему пределу по муниципальным гарантиям.
4.3. Оценка соблюдения муниципальным образованием ограничений, установленных статьями 92.1, 106, 107, 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации, проверяется за отчетный финансовый год и текущий финансовый год.
4.4. На основании проведенного анализа финансового состояния принципала - муниципального образования Мурманской области оформляется заключение с указанием вывода о возможности предоставления государственной гарантии Мурманской области или бюджетного кредита.
4.5. Финансовое состояние муниципального образования признается:
- удовлетворительным - в случае соблюдения всех ограничений, установленных статьями 92.1, 106, 107, 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в отчетном и текущем финансовых годах;
- неудовлетворительным - в случае несоблюдения хотя бы одного из ограничений, установленных статьями 92.1, 106, 107, 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в отчетном или текущем финансовых годах.
Утверждено
приказом Министерства
финансов Мурманской области
от "___" _______ 2017 г. N ___
Заключение
по результатам проведения анализа финансового состояния получателя бюджетного кредита, поручителя, гаранта, принципала
Анализ финансового состояния (предварительная проверка, проверка
финансового состояния)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(наименование получателя бюджетного кредита,
поручителя, гаранта, принципала)
проведен/а управлением доходов областного бюджета и государственного
долга на основе:
- "Бухгалтерского баланса" на "___" ________ 20___ г.
- "Отчета о финансовых результатах" за "____" ________ 20__ г.
Результаты оценки финансового состояния представлены в таблице:
Коэффициент |
Значение коэффициента |
Категория |
Вес |
Сводная оценка |
К1 |
|
|
|
|
К2 |
|
|
|
|
К3 |
|
|
|
|
К4 |
|
|
|
|
К5 |
|
|
|
|
Сводная оценка |
|
|
|
|
Сводная оценка составляет ________________________ .
Финансовое состояние _____________________________________________ .
(указывается класс финансового состояния)
Начальник
управления доходов областного бюджета
и государственного долга _______________
(подпись)
Исполнитель _______________
(подпись)
Утверждено
приказом Министерства
финансов Мурманской области
от "___" ______ 2017 г. N ____
Заключение
по результатам расчета величины чистых активов поручителя, гаранта юридического лица
Расчет величины чистых активов _________________________________
(наименование поручителя,
гаранта юридического лица)
проведен управлением доходов областного бюджета и государственного
долга на основе бухгалтерского баланса по состоянию на "___" _______
20___ г.
Объем предполагаемого бюджетного кредита (части кредита),
обеспечиваемого поручителем, гарантом юридического лица ____________
Величина чистых активов ________________________________________
Результат проверки величины чистых активов: ____________________
____________________________________________________________________
Начальник управления доходов областного бюджета
и государственного долга _________________
(подпись)
Исполнитель _________________
(подпись)
Утверждено
приказом Министерства
финансов Мурманской области
от "___" _________ 2017 г. N ____
Заключение
по результатам проведения анализа финансового состояния принципала - муниципального образования Мурманской области
Анализ финансового состояния муниципального образования
____________________________________________________________________
(наименование принципала)
проведен управлением доходов областного бюджета и государственного
долга на основании:
- отчета об исполнении бюджета муниципального образования за
последний отчетный год;
- решения о бюджете муниципального образования на текущий финансовый
год.
____________________________________________________________________
Оценка соблюдения муниципальным образованием ограничений,
установленных статьями 92.1, 106, 107, 111 Бюджетного кодекса
Российской Федерации:
- по размеру дефицита местного бюджета _____________________________
- по предельному объему заимствований
муниципального образования _____________________________
- по предельному объему муниципального
долга _____________________________
- по предельному объему расходов на
обслуживание муниципального долга _____________________________
- по верхнему пределу муниципального
долга, в том числе по верхнему пределу
по муниципальным гарантиям _____________________________
Финансовое состояние муниципального образования
____________________________________________________________________
(удовлетворительное/неудовлетворительное)
Начальник
управления доходов областного бюджета
и государственного долга ______________________
(подпись)
Исполнитель ______________________
(подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства финансов Мурманской области от 6 февраля 2017 г. N 12н "Об утверждении Порядка проведения анализа финансового состояния получателя бюджетного кредита, поручителя, гаранта"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его принятия и распространяет правоотношения с 1 января 2017 г.
Текст приказа опубликован в "Электронном бюллетене Правительства Мурманской области" (www.npa.gov-murman.ru) 7 февраля 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства финансов Мурманской области от 22 апреля 2024 г. N 93н
Изменения вступают в силу с 22 апреля 2024 г.