Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Приказу Комитета по развитию
информационных технологий и связи
Мурманской области
от 23 августа 2017 г. N 57-ОД
Положение
об оказании государственных и муниципальных услуг в электронном виде на территории Мурманской области
1. Основные понятия
Для целей настоящего Положения об оказании государственных и муниципальных услуг в электронном виде на территории Мурманской области (далее - Положение) используются следующие основные понятия.
Государственная услуга - услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти Мурманской области, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Мурманской области - деятельность по реализации функций соответственно исполнительного органа государственной власти Мурманской области, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Мурманской области, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Мурманской области полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
Муниципальная услуга - услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований;
Услуги - государственные и муниципальные услуги.
Органы власти (организации) - исполнительные органы государственной власти Мурманской области, органы местного самоуправления Мурманской области или другие организации, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ).
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Маловостребованная услуга - услуга, предоставляемая реже 300 раз в год на территории Мурманской области.
РПЭУ - информационная система "Региональный портал электронных услуг Мурманской области" (https://51gosuslugi.ru/), являющаяся неотъемлемым компонентом базового информационного ресурса Мурманской области "Автоматизированная информационная система управления и мониторинга региональных компонентов электронного правительства". Оператором РПЭУ является Комитет по развитию информационных технологий и связи Мурманской области.
ЕПГУ - федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", размещенная в сети Интернет по адресу: www.gosuslugi.ru. Оператором ЕПГУ является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Уполномоченный орган - Комитет по развитию информационных технологий и связи Мурманской области.
ЕСИА - Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Приоритетные услуги - государственные и муниципальные услуги, включенные в примерный перечень услуг, подлежащих первоочередной оптимизации, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), в соответствии с приложением N 2 к Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 2516-р.
Типовой административный регламент - административный регламент, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации, для государственных и муниципальных услуг, включенных в примерный перечень услуг, подлежащих первоочередной оптимизации, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), в соответствии с приложением N 2 к Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 2516-р.
Ведомственная информационная система - информационная система, используемая в целях осуществления деятельности органа власти (организации) по оказанию (исполнению) государственных или муниципальных услуг (функций) или содержащая сведения, требуемые для оказания (исполнения) государственных или муниципальных услуг (функций).
Паспорт услуги - подготавливаемый органом (организацией), предоставляющим услугу, документ, содержащий сведения о реализации состава действий в электронном виде при предоставлении государственной или муниципальной услуги, включаемых в административный регламент предоставления государственной или муниципальной услуги.
Портальная (интерактивная) форма заявления - интерактивная форма заявления о предоставлении государственных и муниципальных услуг, размещенная на ЕПГУ, РПЭУ, официальных сайтах и предназначенная для обеспечения возможности осуществлять прием от заявителя необходимых для оказания услуги данных.
2. Общие положения
2.1. Настоящее Положение разработано во исполнение положений Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 N 236, и Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 2516-р (далее - Концепция).
2.2. Настоящее Положение определяет:
- общие требования к составу действий, а также к предоставлению в электронном виде государственных и муниципальных услуг органами власти (организациями) посредством РПЭУ и ЕПГУ, а также на официальных сайтах органов власти (организаций);
- порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в соответствие с Требованиями к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг и Концепцией.
3. Общие требования к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде
3.1. Состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронном виде при получении услуги с использованием РПЭУ, ЕПГУ и официальных сайтов, определяется в административном регламенте предоставления услуги органом власти (организацией).
3.2. Под действиями, совершаемых в электронном виде, понимаются следующие действия:
- получение информации о порядке и сроках предоставления услуги;
- запись на прием в орган власти (организацию), в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) для подачи запроса о предоставлении услуги (далее - запрос);
- формирование запроса;
- прием и регистрация органом власти (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
- оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - оплата услуг);
- получение результата предоставления услуги;
- получение сведений о ходе выполнения запроса;
- досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа власти (организации), должностного лица органа власти (организации) либо государственного или муниципального служащего.
3.3. В административный регламент предоставления услуги включаются состав, последовательность и сроки выполнения действий в электронном виде, а также требования к порядку их выполнения.
3.4. Состав действий, которые включаются в административный регламент предоставления услуги, одобряется:
- решением Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности - в отношении услуг, включенных в примерный перечень услуг;
- уполномоченным органом - в отношении услуг, предоставляемых органами власти и организациями, не включенных в примерный перечень.
3.5. Информация о порядке и сроках предоставления услуги, основанная на сведениях об услугах, содержащихся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", размещенная на РПЭУ, ЕПГУ и официальных сайтах, предоставляется заявителю бесплатно.
3.6. Не допускается отказ в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги, а также отказ в предоставлении услуги в случае, если запрос и документы, необходимые для предоставления услуги, поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления услуги, опубликованной на РПЭУ, ЕПГУ и официальных сайтах.
3.7. Доступ к информации о сроках и порядке предоставления услуги осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, авторизацию (регистрацию) заявителя или предоставление им персональных данных.
3.8. При организации записи на прием в орган власти (организацию) или многофункциональный центр заявителю обеспечивается возможность:
а) ознакомления с расписанием работы органа власти (организации) или многофункционального центра либо уполномоченного сотрудника органа власти (организации) или многофункционального центра, а также с доступными для записи на прием датами и интервалами времени приема;
б) записи в любые свободные для приема дату и время в пределах установленного в органе власти (организации) или многофункциональном центре графика приема заявителей.
3.9. При осуществлении записи на прием в орган власти (организацию) или многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя совершения иных действий, кроме прохождения идентификации и аутентификации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, указания цели приема, а также предоставления сведений, необходимых для расчета длительности временного интервала, который необходимо забронировать для приема.
3.10. Запись на прием может осуществляться посредством информационной системы органа власти (организации) интегрированной с РПЭУ и (или) ЕПГУ, и (или) официальным сайтом
3.11. Формирование запроса осуществляется посредством заполнения электронной формы запроса на РПЭУ, ЕПГУ или официальных сайтах без необходимости дополнительной подачи запроса в какой-либо иной форме, если иное не установлено федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, законами Мурманской области и принимаемыми в соответствии с ними актами Правительства Мурманской области.
На ЕПГУ, РПЭУ и официальных сайтах размещаются образцы заполнения электронной формы запроса.
Если на РПЭУ заявителю не обеспечивается возможность заполнения электронной формы запроса, то для формирования запроса обеспечивается автоматический переход к заполнению электронной формы указанного запроса на ЕПГУ или официальном сайте.
3.12. Форматно-логическая проверка сформированного запроса осуществляется в порядке, определяемом органом власти (организацией), после заполнения заявителем каждого из полей электронной формы запроса. При выявлении некорректно заполненного поля электронной формы запроса заявитель уведомляется о характере выявленной ошибки и порядке ее устранения посредством информационного сообщения непосредственно в электронной форме запроса.
3.13. При формировании запроса обеспечивается:
а) возможность копирования и сохранения запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
б) возможность заполнения несколькими заявителями одной электронной формы запроса (заявления) при обращении за услугами, предполагающими направление совместного запроса (заявления) несколькими заявителями;
в) возможность печати на бумажном носителе копии электронной формы запроса;
г) сохранение ранее введенных в электронную форму запроса значений в любой момент по желанию пользователя, в том числе при возникновении ошибок ввода и возврате для повторного ввода значений в электронную форму запроса;
д) заполнение полей электронной формы запроса до начала ввода сведений заявителем с использованием сведений, размещенных в федеральной государственной информационной системе ЕСИА, и сведений, опубликованных ЕПГУ, РПЭУ или официальных сайтах, в части, касающейся сведений, отсутствующих в единой системе идентификации и аутентификации;
е) возможность вернуться на любой из этапов заполнения электронной формы запроса без потери ранее введенной информации;
ж) возможность доступа заявителя на РПЭУ, ЕПГУ или официальном сайте к ранее поданным им запросам в течение не менее одного года, а также частично сформированных запросов - в течение не менее 3 месяцев.
3.14. Сформированный и подписанный запрос, и иные документы, необходимые для предоставления услуги, направляются в орган власти (организацию) РПЭУ, ЕПГУ порталов или официальных сайтов.
3.15. Орган власти (организация) обеспечивает прием документов, необходимых для предоставления услуги, и регистрацию запроса без необходимости повторного представления заявителем таких документов на бумажном носителе, если иное не установлено федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, законами Мурманской области и принимаемыми в соответствии с ними актами Правительства Мурманской области.
Предоставление услуги начинается с момента приема и регистрации органом власти (организацией) электронных документов, необходимых для предоставления услуги, а также получения в установленном порядке информации об оплате услуги заявителем, за исключением случая, если для начала процедуры предоставления услуги в соответствии с законодательством требуется личная явка.
3.16. Оплата услуг может осуществляется заявителем с использованием РПЭУ, ЕПГУ или официальных сайтов по предварительно заполненным органом (организацией) реквизитам. Предоставление информации об оплате услуг осуществляется с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами.
При оплате услуги заявителю обеспечивается возможность сохранения платежного документа, заполненного или частично заполненного в соответствии с правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации, в том числе в едином личном кабинете. В платежном документе указывается уникальный идентификатор начисления и идентификатор плательщика. Кроме того, заявителю обеспечивается возможность печати на бумажном носителе копии заполненного платежного документа.
3.17. Заявитель, совершивший оплату услуг с использованием РПЭУ, ЕПГУ или официального сайта, информируется о совершении факта оплаты услуг посредством РПЭУ, ЕПГУ или официального сайта (в том числе в едином личном кабинете) с использованием информации, полученной в установленном порядке из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.
3.18. В случае если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе, заявителю в качестве результата предоставления услуги может обеспечивается по его выбору возможность получения:
а) электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
б) документа на бумажном носителе, подтверждающего содержание электронного документа, направленного органом власти (организацией), в многофункциональном центре;
в) информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Возможность получения результата предоставления услуги в форме электронного документа или документа на бумажном носителе обеспечивается заявителю в течение срока действия результата предоставления услуги (в случае если такой срок установлен нормативными правовыми актами).
3.19. Уведомление о завершении выполнения органами власти (организациями) предусмотренных настоящим Положением действий направляется заявителю в срок, не превышающий одного рабочего дня после завершения соответствующего действия, на адрес электронной почты и (или) или с использованием средств ЕПГУ, РПЭУ или официального сайта в единый личный кабинет по выбору заявителя.
3.20. При предоставлении услуги в электронном виде заявителю направляется:
а) уведомление о записи на прием в орган власти (организацию) или многофункциональный центр, содержащее сведения о дате, времени и месте приема;
б) уведомление о приеме и регистрации запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги, содержащее сведения о факте приема запроса и документов, необходимых для предоставления услуги, и начале процедуры предоставления услуги, а также сведения о дате и времени окончания предоставления услуги либо мотивированный отказ в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
в) уведомление о факте получения информации, подтверждающей оплату услуги;
г) уведомление о результатах рассмотрения документов, необходимых для предоставления услуги, содержащее сведения о принятии положительного решения о предоставлении услуги и возможности получить результат предоставления услуги либо мотивированный отказ в предоставлении услуги.
3.21. Заявителю обеспечивается возможность направления жалобы на решения, действия или бездействие органа власти (организации), должностного лица органа власти (организации) либо государственного или муниципального служащего в соответствии со статьей 11.2 Федерального закона от 27.07.201 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2012 N 1198 "О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного, (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "27.07.2010"
4. Порядок организации оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде
4.1. В случае если услуга является приоритетной, то необходимо:
а) провести анализ требуемых изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления услуги, в целях приведения административных регламентов предоставления услуг в соответствие с типовыми административными регламентами;
б) внести изменения в целях приведения административных регламентов предоставления услуг в соответствие с типовыми административными регламентами, разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации;
в) совместно с Уполномоченным органом реализовать подключение к подсистеме "Концентратор услуг" ЕПГУ информационных систем органа власти (организации), использующихся для оказания услуг.
4.2. Для услуг, не включенных в примерный перечень приоритетных услуг, деятельность органа власти (организации) при организации оказания услуг в электронном виде осуществляется в следующем порядке:
а) проведение анализа целесообразности оказания услуги в электронном виде;
б) проведения анализа административных регламентов и нормативных правовых актов, регулирующих предоставление услуги;
в) разработка Паспорта услуги по установленной форме (приложение 2 к настоящему Положению);
г) направление на экспертизу Паспорта услуги в электронном виде по установленной форме в Уполномоченный орган;
д) внесение изменений в административные регламенты предоставления услуг в целях приведения их в соответствие с Паспортом услуги.
е) реализация совместно с Уполномоченным органом состава действий в электронном виде.
4.3. Анализ целесообразности оказания услуги в электронном виде осуществляется органом власти (организацией), ответственным за оказание услуги. Критериями целесообразности перевода услуги в электронный вид являются:
1) требования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и законодательства Мурманской области;
2) востребованность услуги. Количество ежегодных обращений в орган власти (организацию) за оказанием услуги должно быть 300 и более, вне зависимости от способа подачи заявления;
3) унификация услуги (только для муниципальных услуг). Единое наименование и единый порядок (наличие примерного административного регламента) предоставления услуги на территории Мурманской области (Примерный (унифицированный) перечень муниципальных услуг, одобрен Комиссией по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Мурманской области, протокол от 13.08.2015 N 10/15).
В случае поступления инициативы органа местного самоуправления о переводе в электронный вид муниципальной услуги, соответствующей критериям 1 и 2, примерный административный регламент для которой не разработан, то ведомство, инициировавшее перевод, на основе административного регламента услуги:
- разрабатывает примерный административный регламент, организует его согласование с заинтересованными органами местного самоуправления Мурманской области;
- дорабатывает примерный регламент с учетом поступивших замечаний и предложений;
- разрабатывает Паспорт услуги по установленной форме.
4.4. Анализу подлежат все положения административного регламента, регулирующие выполнение органом власти (организацией) административных процедур, для определения состава действий при предоставлении услуги, которые могут быть реализованы в электронном виде.
4.5. Орган власти (организация) вправе отказаться от реализации тех или иных действий в электронном виде в случае, если реализация таких действий в электронном виде невозможна или нецелесообразна, при условии одобрения перечня в соответствии с пунктом 3.4. настоящего Положения.
При этом включение в административный регламент предоставления услуги положений, предусматривающих возможность получения информации о сроках и порядке предоставления услуги, подачи жалобы на нарушение порядка предоставления услуги и досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа власти (организации) в процессе получения услуги является обязательным.
4.6. Требования к реализации действий в электронном виде, а также основания невозможности или нецелесообразности их реализации при предоставлении государственной или муниципальной услуги (далее - Требования) приведены в Приложении 1 к настоящему Положению.
4.7. На основе анализа соответствия административных процедур, выполнение которых в соответствии с Требованиями возможно в электронном виде, разрабатывается Паспорт услуги по установленной форме с указанием основания реализации (исключения) состава действий.
Основанием реализации (исключения) состава действий является соблюдение норм, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации и законами Мурманской области и принимаемыми в соответствии с ними актами Правительства Мурманской области.
4.8. Одобрение состава действий производится Уполномоченным органом в течении 20 рабочих дней с момента поступления Паспорта услуги в официальном порядке в Уполномоченный орган.
В течение данного срока Уполномоченный орган рассматривает целесообразность перевода услуги в электронный вид, в том числе реализацию тех или иных действий в электронном виде с учетом Требований.
В ходе экспертизы поступивших Паспортов услуги изучается изложенный в Паспорте состав действий в электронном виде и определяется, в том числе:
- соответствие нормам постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг", постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", а также настоящего Положения;
- обоснованность реализации и отказа от реализации в электронном виде тех или иных действий при предоставлении услуги.
После одобрения Паспорта услуги Уполномоченный орган в течении 5 рабочих дней оповещает орган власти (организацию) о одобрении состава действий или необходимости доработки Паспорта услуги.
4.9. Разработка проекта (внесение изменений) административного регламента осуществляется с учетом состава действий в электронном виде, одобренных в установленном порядке для данной услуги. Утверждение изменений осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Мурманской области.
4.10. Реализация действий в электронном виде, включаемых в административные регламенты, осуществляется в соответствии с одобренным Паспортом услуги.
4.10.1. Если в органе власти (организации) отсутствует собственная информационная система, используемая в целях осуществления деятельности по оказанию (исполнению) государственных или муниципальных услуг (функций) в электронном виде, то оказание государственных или муниципальных услуг в электронном виде осуществляется посредством ведомственной информационной системы Уполномоченного органа.
4.10.2. Доработка информационной системы органа власти (организации) в части реализации состава действий оказания услуги в электронном виде в соответствии с Требованиями находится в сфере компетенции оператора (владелец) информационной системы органа власти (организации).
4.11.3. Разработка интерактивных форм заявлений на получение услуги и иных элементов пользовательского интерфейса РПЭУ находится в сфере компетенции Уполномоченного органа.
4.11.4. Координацию мероприятий по интеграции ведомственных информационных систем с портальными формами ЕПГУ осуществляет Уполномоченный орган.
5. Разграничение ответственности
5.1. Обеспечение работоспособности интерактивных форм заявлений на получение услуги, размещаемых на ЕПГУ, РПЭУ или официальном сайте находится в зоне ответственности оператора (владельца) информационного ресурса, на котором размещаются интерактивные формы заявлений.
5.2. Владелец ведомственной информационной системы обеспечивает работоспособность технологических процессов исполнения услуги в ведомственной информационной системе, а также электронных сервисов, обеспечивающих оказание ведомственной информационной системы услуги в электронном виде.
5.3. Доработка интерактивных форм заявлений на получение услуги и иных элементов пользовательского интерфейса в информационных системах органа власти (организации) будет необходима при любых изменениях в составе действий предоставления услуги в электронном виде после одобрения актуализированного Паспорта услуги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.