Решение Ленинского районного суда г. Саранска от 20 мая 2015 г. N 2-2211/2015 (извлечение)
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия установил:
Решением Совета депутатов городского округа Саранск N 114 от 12 июля 2012 года утверждены Правила благоустройства территории городского округа Саранск.
Абзацем 1 пункта 2.1. Правил благоустройства г. о. Саранск установлены обязанности физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм, обеспечивать своевременное и качественное содержание, включая полный комплекс работ по зимнему и летнему содержанию принадлежащих им на праве собственности, аренды или ином вещном праве земельных участков и имеющихся на них объектов, а также прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами благоустройства.
В соответствии с пунктом 5.2. Правил благоустройства г. о. Саранск физические и юридические лица обязаны организовать работы по содержанию элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.
Согласно пункта 1.3. Правил благоустройства г. о. Саранск под содержанием объектов благоустройства понимается комплекс мероприятий, связанных со своевременным ремонтом и содержанием фасадов зданий, строений и сооружений, малых архитектурных форм, заборов и граждений#, содержанием строительных площадок, зеленых насаждений, подземных, надземных инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, объектов транспортной инфраструктуры, рекламных конструкций.
Пунктом 1.3. Правил благоустройства г. о. Саранск так же установлено понятие прилегающей территории под которой понимается территория, непосредственно примыкающая к границам землеотвода здания, строения, сооружения, ограждения, строительной площадке, объектам торговли и услуг, рекламным конструкциям и иным объектам, в том числе участкам земли, находящимся в собственности, владении, пользовании юридических или физических лиц.
Границы прилегающих территорий для рынков и других объектов торговли площадью 100 (сто) и более квадратных метров определены в подпункте 6 пункта 2.31. Правил Благоустройства г. о. Саранск и составляют - 50 (пятьдесят) метров по периметру от ограждения (здания).
Правила благоустройства городского округа Саранск опубликованы в издании "Вечерний Саранск", приложении N 17 от 13.07.2012 г.
ЗАО "Тандер" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в части.
Просили признать не соответствующими статье 210 Гражданского кодекса РФ, части 4 статьи 7 и статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не действующими полностью следующие положения Правил благоустройства территории городского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск N 114 от 12.07.2012 г.:
- абзац 1 пункта 2.1. - в части обязанности юридических лиц обеспечивать своевременное и качественное содержание, включая полный комплекс работ по зимнему и летнему содержанию прилегающих территорий,
- пункт 5.2. - в части обязанности юридических лиц организовывать работы по содержанию элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.
В судебном заседании представители заявителя ЗАО "Тандер" М., Г. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов городского округа Саранск К. возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям указанным в заявлении.
Старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска М. в заключении по делу просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Аналогичное положение содержится в пункте 20 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования Советское городское поселение.
Согласно статьи 7 этого же Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Решением Совета депутатов городского округа Саранск N 114 от 12 июля 2012 года утверждены Правила благоустройства территории городского округа Саранск, обнародованные путем опубликования в газете "Вечерний Саранск", приложении N 17 от 13.07.2012 г.
Абзацем 1 пункта 2.1. Правил благоустройства г. о. Саранск установлены обязанности физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм, обеспечивать своевременное и качественное содержание, включая полный комплекс работ по зимнему и летнему содержанию принадлежащих им на праве собственности, аренды или ином вещном праве земельных участков и имеющихся на них объектов, а также прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами благоустройства.
В соответствии с пунктом 5.2. Правил благоустройства г. о. Саранск физические и юридические лица обязаны организовать работы по содержанию элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.
Согласно пункта 1.3. Правил благоустройства г. о. Саранск под содержанием объектов благоустройства понимается комплекс мероприятий, связанных со своевременным ремонтом и содержанием фасадов зданий, строений и сооружений, малых архитектурных форм, заборов и граждений#, содержанием строительных площадок, зеленых насаждений, подземных, надземных инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, объектов транспортной инфраструктуры, рекламных конструкций.
Пунктом 1.3. Правил благоустройства г. о. Саранск так же установлено понятие прилегающей территории под которой понимается территория, непосредственно примыкающая к границам землеотвода здания, строения, сооружения, ограждения, строительной площадке, объектам торговли и услуг, рекламным конструкциям и иным объектам, в том числе участкам земли, находящимся в собственности, владении, пользовании юридических или физических лиц.
Границы прилегающих территорий для рынков и других объектов торговли площадью 100 (сто) и более квадратных метров определены в подпункте 6 пункта 2.31. Правил Благоустройства г. о. Саранск и составляют - 50 (пятьдесят) метров по периметру от ограждения (здания).
Таким образом суд приходит к выводу, что по смыслу указанных норм прилегающая территория является территорией общего пользования и является муниципальной собственностью.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Согласно пункта 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На указанных лиц в силу статьи 42 данного Кодекса возложена, в том числе обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.
Из системного толкования изложенных норм следует, что эти правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства, и возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанностей по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.
Федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает. В данном случае указанная обязанность возложена решением органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Правил благоустройства устанавливают для собственников, владельцев, пользователей земельных участков дополнительное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего им, что согласно вышеприведенным нормам права не относится к компетенции органов местного самоуправления, а может устанавливаться только федеральным законом или договором, поэтому данные положения не могут быть признаны соответствующими вышеуказанным нормам законодательства.
Доводы представителя Совета депутатов городского округа Саранск о том, что Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, а также его ссылка на Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 года N 613, суд находит несостоятельными, поскольку эти акты не относят к компетенции органов местного самоуправления возможность установления такого обременения.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия.
Поскольку абзац 1 пункта 2.1 в части обязанности юридических лиц обеспечивать своевременное и качественное содержание, включая полный комплекс работ по зимнему и летнему содержанию прилегающих территорий, а также пункт 5.2 в части обязанности юридических лиц организовывать работы по содержанию элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях оспариваемых Правил благоустройства противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, то его следует признать недействующим со дня принятия.
В соответствии со ст. 98 ГПК Российской Федерации с Совета депутатов городского округа Саранск подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 4500 рублей в пользу ЗАО "Тандер".
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд решил:
заявление закрытого акционерного общества "Тандер" о признании не действующим нормативного правового акта в части, удовлетворить.
Признать абзац 1 пункта 2.1 в части обязанности юридических лиц обеспечивать своевременное и качественное содержание, включая полный комплекс работ по зимнему и летнему содержанию прилегающих территорий, пункт 5.2 в части обязанности юридических лиц организовывать работы по содержанию элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях Правил благоустройства территории городского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск N 114 от 12.07.2012 г. не соответствующими статье 210 Гражданского кодекса РФ, части 4 статьи 7 и статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не действующими со дня его принятия.
Настоящее решение суда или сообщение о нем после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании - газете "Вечерний Саранск".
Взыскать с Совета депутатов городского округа Саранск в пользу закрытого акционерного общества "Тандер" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия |
Е.Ю. Догорова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г. Саранска от 20 мая 2015 г. N 2-2211/2015 (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был