Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области, во исполнение Соглашения о сотрудничестве в области информационного обмена направляет информационный материал для размещения в правовой системе "Гарант".
Руководитель, государственный советник |
Т.А. Екимова |
Приложение
С 1 июля 2017 применение новой ККТ станет обязательным
С 1 февраля налоговые органы России регистрируют контрольно - кассовые аппараты только нового поколения - так называемые онлайн-кассы. Сам процесс регистрации аппарата также стал инновационным: необходимость везти его в налоговую инспекцию отпала, онлайн-касса регистрируется тоже онлайн - на официальном Интернет - сайте ФНС России nalog.ru.
Покупать новую кассу необязательно - ряд моделей старых касс можно модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель.
Переход к применению онлайн-касс проходит поэтапно. В 2016 году был предусмотрен добровольный переход на новый порядок. С 1 февраля 2017 года регистрировать можно только новые кассы. С 1 июля 2017 года применение новых касс становится обязательным. При этом необходимо учесть, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере услуг, плательщики ЕНВД и патентной системы налогообложения могут не применять онлайн-кассы до 1 июля 2018 года.
Преимущества новой системы:
- Регистрация кассы происходит без визита в налоговый орган. При этом, договор с Центром технического обслуживания ККТ (ЦТО) не обязателен. Вместе с тем, многие ЦТО предоставляют весь комплекс услуг по подключению ККТ нового образца, включая заключение договора с оператором фискальных данных, что очень удобно.
- Менять фискальный накопитель придется всего один раз в три года;
- Т.к. анализ информации осуществляется автоматически, налоговыми органами будет проводиться меньше проверок.
- В настоящее время в Государственную Думу внесен законопроект (рассмотрен в первом чтении), предусматривающий предоставление налогового вычета в сумме расходов по приобретению ККТ, включенной в реестр ККТ и обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных, индивидуальным предпринимателям, применяющим систему налогообложения в виде ЕНВД и патентную систему налогообложения.
Если расчеты ведутся в местностях, отдаленных от сетей связи, где нельзя обеспечить передачу информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде, ККТ можно использовать в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы. В Новгородской области такой перечень местностей утвержден Постановлением Правительства Новгородской области от 07.03.2017 N 69.
Налоговые органы неоднократно предупреждали налогоплательщиков, что откладывать приобретение новой кассы, модернизацию имеющейся и их регистрацию не стоит. Во-первых, поставка техники занимает определенное время, во-вторых, если все начнут одновременно регистрацию с использованием сайта ФНС России, загруженность интернет - ресурса существенно возрастет, технические сбои в работе вполне реальны. Также кассирам и продавцам необходимо дать время для того, чтобы научиться пользоваться инновационной техникой.
Кроме того, с 1 июля 2017 года осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием устройства, не отвечающего новым требованиям, влечет привлечение к административной ответственности. Т.е. за осуществление расчетов с применением ККТ без фискального накопителя налогоплательщикам грозит штраф, как за неприменение ККТ.
Следует учесть, что в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях, неприменение ККТ влечет наложение штрафа на должностных лиц организации и индивидуальных предпринимателей от до
суммы расчета, осуществленного без ККТ, но не менее 10 000 рублей. Для юридических лиц штраф составит от
до полной суммы расчета, осуществленного без ККТ, но не менее 30 000 рублей.
Если предприниматель будет уличен в том, что не использует новую кассовую технику, но сможет доказать, что принял все меры для того, чтобы исполнить требование закона, к административной ответственности он привлекаться не должен.
В целях установления факта принятия исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства может быть исследован заключенный пользователем договор поставки фискального накопителя, если он заключен:
- в разумный срок до окончания действия блока защищенной электронной контрольной ленты (ЭКЛЗ);
- до предельного срока возможности использования данного блока.
В любом из этих случаев наказания быть не должно,
Напомним, ЭКЛЗ (электронно-контрольная лента защищенная) меняется раз в 13 месяцев. Таким образом, максимальная отсрочка для наложения штрафа может продлиться до марта 2018 года.
Кроме того, если предприниматель не успевает внедрить новую технику, он все равно обязан выдавать покупателю чек на бумажном носителе.
Обращаем внимание, что все вышесказанное не стоит воспринимать как отсрочку по введению самих онлайн-касс.
Планируете выезд за рубеж - узнайте сумму задолженности по налогам
Наступило долгожданное время летних отпусков. Покупая путевку в жаркое зарубежье, стоит проверить не только срок действия загранпаспорта и лицензию туроператора. Имеющиеся у отпускников долги перед бюджетом Российской Федерации могут привести к ограничению выезда за пределы страны.
Ограничение выезда принимается в отношении физических лиц, имеющих задолженность свыше 10 тысяч рублей и индивидуальных предпринимателей с долгом более 30 тысяч рублей.
Кроме того, при неуплате налога в установленный срок на сумму исчисленного налога ежедневно начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования. В случае судебного взыскания налоговой задолженности гражданам придется еще понести дополнительные расходы в виде судебных издержек (госпошлины) и исполнительского сбора, который независимо от взыскиваемой суммы налога составит не менее 1 тыс. рублей.
В настоящее время в отделы Службы судебных приставов налоговыми органами Новгородской области направлено более 300 заявлений о временном ограничении на выезд должников за пределы Российской Федерации на сумму более 10 млн. рублей.
Управление ФНС России по Новгородской области рекомендует заранее проверить наличие задолженности по налогам и при необходимости оплатить её.
Узнать сумму задолженности по земельному и транспортному налогам, налогу на имущество физических лиц, налогу на доходы физических лиц можно в любой налоговой инспекции или самостоятельно проконтролировать свои расчеты с бюджетом с помощью электронного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц". Если налогоплательщик не зарегистрирован в Личном кабинете, то уплатить задолженность можно с помощью другого сервиса на сайте ФНС России - "Заплати налоги", который также позволяет сформировать платежные документы и произвести онлайн - оплату.
Кроме того, узнать о наличии налоговой задолженности можно на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Обращаем внимание, что срок прохождения оплаты - до 15 дней.
Что такое "серая" заработная плата
Многие организации с целью уменьшения объема налоговых отчислений нередко практикуют выплату "серой" заработной платы, которая официально в трудовых договорах с работниками и иных документах не указывается.
Выплата зарплаты в конвертах - один из наиболее популярных способов уклонения от уплаты страховых взносов и НДФЛ. В этом случае официально работнику выплачивается только часть дохода.
В случае отказа работодателя выплатить такую "серую" заработную плату работники не имеют возможности настаивать на ее взыскании, поскольку суды в таких случаях исходят из отсутствия надлежащих и достоверных доказательств выплаты работнику заработной платы в большем размере, чем это предусмотрено трудовым договором и штатным расписанием.
Свидетельские показания суды не принимают в качестве доказательства факта выплаты "серой" заработной платы, поскольку достоверными могут быть только определенные доказательства, а именно трудовой договор, расчетные листки, штатное расписание с фондом оплаты труда, справки 2-НДФЛ.
Даже если работник смог получить от работодателя справку 2-НДФЛ, где указан фактический размер заработной платы с учетом ее "серой" части (например, попросив ее для представления в банк для получения кредита), суд, скорее всего, эту справку не примет, поскольку указанный в ней общий доход может включать помимо заработной платы еще надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты, которые не относятся к обязательным выплатам.
Поэтому, соглашаясь на работу с выплатой части заработка "в конверте", работник принимает на себя соответствующие риски, должен быть готов к тому, что работодатель может отказать в ее выплате и ничего сделать с этим будет нельзя, кроме как заявить в правоохранительные органы. А если по результатам проверки обращения работника правоохранительными органами будут установлены конкретные факты выплаты "серой" заработной платы, он сможет попытаться взыскать ее через суд.
Последствия получения "серой" заработной платы
Работник, получающий "серую" зарплату, то есть зарплату, с которой не уплачиваются налоги и взносы, должен осознавать все негативные последствия, к которым это может привести. Выплата "серой" зарплаты производится исключительно по воле работодателя на страх и риск работника. Ни ее размер, ни порядок выплаты, ни срок выплаты не закреплены, как правило, никакими документами. Поэтому работодатель может прекратить выплаты в любой момент и работнику будет очень проблематично что-то получить в такой ситуации.
На указанные суммы не распространяются нормы законодательства, регулирующие трудовую деятельность работника и его социальное обеспечение. В частности, могут возникнуть следующие проблемы:
1. Оплата отпуска:
Нет никаких гарантий, что работодатель оплатит отпуск или компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении работника в полном объеме, - сумма отпускных высчитывается исходя из размера официальной части зарплаты, которая может быть значительно меньше "серой" (ст. 114 Трудового кодекса РФ).
2. Оплата листка нетрудоспособности:
Аналогично оплате отпуска оплата листков нетрудоспособности (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком) рассчитывается исходя из официального заработка (ст. 183 Трудового кодекса РФ; ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
3. Выходное пособие:
При увольнении работника выходное пособие будет исчислено исходя из официальной части зарплаты (ст. ст. 178, 181.1 Трудового кодекса РФ).
4. Будущая пенсия:
Отчисления страховых взносов также производятся на основании "белой" части зарплаты. Именно из этих отчислений складывается будущая пенсия работника (ст. 10 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
5. Кредит и ипотека:
Работник, получающий "на бумаге" небольшую заработную плату, рискует не получить кредит на крупную сумму в банке или не оформить ипотеку, даже если "серая" часть его зарплаты гораздо больше "белой".
Также работник теряет при получении "серой" зарплаты:
- гарантии на получение в полном объеме заработной платы в соответствии с количеством и качеством выполненной работы;
- право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном трудовым законодательством;
- выплаты в полном объеме по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- уменьшается размер положенных гарантий и компенсаций, а также соответствующих выплат, которые производятся исходя из среднего месячного заработка, в том числе: при направлении в служебные командировки (ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс); при переезде на работу в другую местность (ст. 169 Кодекса); при совмещении работы с обучением (ст. 173 Кодекса);при вынужденном прекращении работы не по вине работника (ст. 220, 414 Кодекса); в связи с незаконным увольнением, задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника (ст. 234 Кодекса); при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (ст. 81 Кодекса); при сокращении численности или штата работников организации (ст. 81 Кодекса); в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами (при переводе на нижеоплачиваемую работу, в связи с профессиональным заболеванием и др.)
Ответственность физического лица
Налоги с зарплат работников уплачивает работодатель (ст. 226 Налогового кодекса РФ). В тоже время, если дело дойдет до суда, работнику необходимо быть готовым к доказыванию своей непричастности к уклонению от уплаты налогов.
Ответственность физического лица за указанное деяние установлена ст. 122 Налогового кодекса РФ и ст. 198 Уголовного кодекса РФ.
Обратите внимание!
Согласно ст. 122 Налогового кодекса РФ штраф за неуплату налогов может составлять от 20 до 40% от неуплаченной суммы.
Согласно ст. 198 Уголовного кодекса РФ уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Действия работника при выдаче "серой" заработной платы
1. Обязать работодателя в письменном виде перечислять зарплату на зарплатную банковскую карту в полном размере, включая премиальные и иные выплаты (указывая в заявлении размер ежемесячной выплаты), с уведомлением о возможном декларировании дохода в налоговой инспекции на суммы, отличающиеся по расчётным ведомостям.
2. Сообщить о факте выплат "серой зарплаты" - "возможной" неуплате налоговым агентом (работодателем) НДФЛ с зарплаты работника в налоговую инспекцию (в письменной форме) по месту нахождения организации.
3. Задекларировать в налоговой инспекции по месту жительства разницу в доходе, не забыв указать точный источник дохода, и уплатить 13% налог на доходы физических лиц.
4. Обратиться в правоохранительные органы.
Досудебное урегулирование налоговых споров
Если налогоплательщик считает, что должностное лицо налогового органа или налоговый орган принятыми решениями, совершенными действиями (бездействиями) нарушили налоговое законодательство, его права и законные интересы, он вправе обжаловать данное действие в вышестоящем налоговом органе (ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс).
Для налогоплательщиков досудебное урегулирование налоговых споров имеет ряд преимуществ перед судебным порядком:
- менее затратный способ защиты прав;
- регламентированный срок рассмотрения (в течение одного месяца) (ст. 140 Кодекса);
- решение по жалобе имеет более короткий срок исполнения, чем процедура исполнения судебного акта.
На не вступившее в силу решение можно подать апелляционную жалобу в течение одного месяца со дня вручения указанного решения в тот же налоговый орган, который вынес обжалуемое решение. Этот налоговый орган в 3-дневный срок со дня поступления указанной жалобы направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (ст. 101, 139.1 Кодекса).
На вступившее в силу решение жалобу можно подать в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения (ст. 139 Кодекса).
К жалобе рекомендуется приложить следующие документы:
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
- расчет оспариваемых сумм налогов, на которые претендует налогоплательщик;
- доверенность и иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу.
Срок рассмотрения жалобы:Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца со дня получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. О принятом решении в течение 3-х дней со дня его принятия сообщается лицу, подавшему жалобу (ст. 140 Кодекса).
Для получения информации о статусе рассмотрения жалобы рекомендуется использовать сервис "Узнать о жалобе" на официальном Интернет сайте ФНС России:Главная страница / Электронные сервисы.
Государственные услуги доступны в удобном месте и в любое время
Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ, www.gosuslugi.ru) доступен любому пользователю информационно - телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации по государственным или муниципальным услугам. ЕПГУ доступен любому пользователю сети Интернет, доступ в него предоставляется бесплатно.
Все услуги, размещенные на ЕГПУ, соотнесены с конкретным регионом Российской Федерации: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления.
Первым шагом для получения доступа к возможностям Единого портала является выбор интересующего региона, после чего будут доступны услуги, предоставляемые как территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления выбранного субъекта.
Государственные и муниципальные услуги классифицированы по ряду признаков (по ведомствам, по жизненным ситуациям, по категориям пользователей, по популярности - частоте заказа услуги) и представлены в виде каталога.
Федеральная налоговая служба предоставляет обширный перечень электронных услуг, воспользоваться которыми можно не только на официальном сайте ФНС России, но и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).
Сегодня Федеральная налоговая служба предоставляет через ЕПГУ 14 электронных услуг, перечень и функционал которых постоянно расширяется.
Наиболее полезными для физических лиц являются возможность подать декларацию по форме 3-НДФЛ, узнать свой ИНН, налоговую задолженность, зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Полный перечень электронных услуг ФНС России будет доступен только пользователям с подтверждённой учетной записью.
Для ее создания необходимо пройти несколько несложных этапов:
зарегистрировать упрощенную учетную запись (здесь понадобится фамилия, имя, отчество, номер мобильного телефона или e-mail);
подтвердить личные данные (создается стандартная учетная запись, вводится СНИЛС и паспортные данные);
учетная запись (личность) подтверждается.
Для успешного прохождения последнего этапа необходимо обратиться в один из центров обслуживания (подробный список представлен на сайте госуслуг) либо воспользоваться Усиленной квалифицированной электронной подписью или Универсальной электронной картой.
О предоставлении сведений, содержащихся в Федеральной информационной адресной системе
Федеральная информационная адресная система (ФИАС) - федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование государственного адресного реестра.
ФИАС начал функционировать на территории всей России с 1 ноября 2011 года в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1011-р.
1 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который закрепил существование ФИАС и определил полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 N 384 ФНС России определена оператором ФИАС, а Минфин России - органом нормативно-правового регулирования в сфере адресных отношений.
Целью создания ФИАС является формирование единого федерального ресурса, содержащего достоверную, единообразную, общедоступную, структурированную адресную информацию. Благодаря внедрению ФИАС эту информацию можно бесплатно получить через Интернет на официально зарегистрированном портале ФИАС.
Вопрос: В каком нормативном правовом документе установлен порядок и способы предоставления сведений из государственного адресного реестра?
Ответ:Положение о порядке и способах предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2015 N 68н.
Вопрос: В каком нормативном правовом установлен размер платы, взимаемой за предоставление содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, на бумажном носителе и за предоставление обобщенной информации?
Ответ:Размер и порядок взимания платы за предоставление содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах в случае предоставления их на бумажном носителе и за предоставление обобщенной информации, полученной в результате обработки содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2014 N 118н.
Вопрос:В виде какого документа предоставляются сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре?
Ответ: Согласно п. 3 Положения о порядке и способах предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.04.2015 N 68н сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре, (за исключением сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, предоставляемых путем обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе) предоставляются в виде:
1) выписки из государственного адресного реестра об адресе объекта адресации;
2) обобщенной информации, полученной в результате обработки содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.
Вопрос: Каким способом сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре, предоставляются заявителю в виде выписки?
Ответ:Согласно п. 4 Положения о порядке и способах предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.04.2015 N 68н сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре, в виде выписки предоставляются:
1) в форме документа на бумажном носителе в территориальном налоговом органе или МФЦ;
2) в форме документа на бумажном носителе, который направляется посредством почтового отправления;
3) в форме электронного документа, который направляется посредством электронной почты;
4) в форме электронного документа, размещенного на портале федеральной информационной адресной системы в сети "Интернет", ссылка на который направляется посредством электронной почты.
Вопрос: Каким способом сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре, предоставляются заявителю в виде обобщенной информации?
Ответ: Согласно п. 5 Положения о порядке и способах предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.04.2015 N 68н сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре, в виде обобщенной информации, предоставляются в электронном виде:
1) в форме электронного документа, который направляется посредством электронной почты;
2) в форме электронного документа, размещенного на портале федеральной информационной адресной системы в сети "Интернет", ссылка на который направляется посредством электронной почты.
Вопрос: В течение какого срока территориальный налоговый орган предоставляет сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре?
Ответ:Согласно п. 39 Положения о порядке и способах предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.04.2015 N 68н, сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре, предоставляются территориальным налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса территориальным налоговым органом.
Вопрос: Каков размер платы, взимаемой за предоставление содержащихся в государственном реестре сведений об адресах в виде выписки?
Ответ:В случае, если сведения, содержащиеся в государственном реестре, предоставляются в виде выписки в форме документа на бумажном носителе:
- для физических лиц 115 руб за 1 экз.;
- для юридических лиц 1000 руб за 1 экз.
Выписка в форме электронного документа предоставляется бесплатно.
Вопрос:Каков размер платы, взимаемой за предоставление содержащихся в государственном реестре сведений об адресах в виде обобщенной информации, полученной в результате обработки содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах?
Ответ:В случае, если сведения, содержащиеся в государственном реестре, предоставляются в виде обобщенной информации в форме электронного документа в результате обработки адресных сведений по:
- одному населенному пункту - 50 руб. за 1 экз. для физических лиц и 500 руб. за 1 экз. для юридических лиц;
- одному поселению - 75 руб. за 1 экз. и 750 руб. за 1 экз. для юридических лиц;
- одному муниципальному району, городскому округу - 100 руб. за 1 экз. и 1000 руб. за 1 экз. для юридических лиц
- одному субъекту Российской Федерации - 500 руб. за 1 экз. и 5000 руб. за 1 экз. для юридических лиц;
- Российской Федерации - 2500 руб. за 1 экз. и 25000 руб. за 1 экз. для юридических лиц.
Обобщенная информация в форме документа на бумажном носителе не представляется.
Налоговые льготы для самозанятых граждан распространяются только на период 2017 - 2018 годов
С 1 марта 2017 г. в России введен в действие Межгосударственный стандарт по безопасности труда (ГОСТ 12.0.004-2015). Согласно п. 3.18 данного документа: самозанятое лицо - человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.
До последнего времени Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) рассматривал гражданина как индивидуального предпринимателя, либо как обычное физическое лицо. В 2017 году появился третий статус - гражданин, оказывающий услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
В соответствии с пунктом 70 статьи 217 Кодекса с 1 января 2017 года не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) доходы в виде выплат, полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних или иных подобных нужд:
1. Присмотр и уход за детьми;за больными лицами;за лицами, достигшими возраста 80 лет;за иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации.
2. Репетиторство.
3. Уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства.
Законом субъекта РФ могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних или иных подобных нужд, доходы от оказания которых, освобождаются от уплаты НДФЛ.
Действие указанных норм ограничено. Положения пункта 70 статьи 217 Кодекса применяются в отношении доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных только в налоговых периодах 2017 и 2018 годов.
Воспользоваться указанной льготой физические лица могут только при выполнении следующих условий:
1) названные услуги они оказывают исключительно самостоятельно, не привлекая себе в помощь иных работников;
2) в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 Кодекса налоговый орган уведомлен об осуществлении (прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
В соответствии с нормами п. 7.3 ст. 83 Кодекса постановка на учет (снятие с учета) самозанятых граждан в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору Уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (далее - Уведомление).
Форма Уведомления и порядок ее заполнения размещены на официальном Интернет - сайте ФНС России на странице: Главная страница/Учет организаций и физических лиц/Учёт физических лиц.
(https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/doc/pril1_fns270_3 10317.pdf)
Уведомление в налоговый орган можно представить (п. 5.1 ст. 84 Кодекса):
- лично или через представителя;
- по почте заказным письмом;
- по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (в таких случаях нужна усиленная квалифицированная электронная подпись).
При этом уведомление о постановке на учет или снятии с такового в налоговой инспекции не выдается (п. 2 ст. 84 Кодекса).
Дополнительный бонус для самозанятых граждан, которые поставлены на налоговый учет: их доходы не облагаются взносами во внебюджетные фонды (подп. 3 п. 3 ст. 422 Кодекса). Кроме того, их работодатели не должны представлять расчеты по страховым взносам (п. 7 ст. 431 Кодекса).
Еще один важный момент: сведения о постановке на налоговый учет физических лиц в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 Кодекса не относятся к налоговой тайне (подп. 13 п. 1 ст. 102 Кодекса). То есть узнать, легально ли ведет деятельность самозанятый гражданин, может практически любой желающий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 9 июня 2017 г. N 8-18/06811 "О направлении информации"
Текст письма официально опубликован не был