1. В целях реализации государственной политики по изучению, использованию и охране природных лечебных ресурсов, развитию базовых отраслей, модернизации курортной и инженерной инфраструктуры, а также созданию условий для повышения инвестиционной привлекательности особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды утвердить прилагаемую Концепцию сохранения, восстановления и развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды в границах территории Ставропольского края.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края Золотарева А.Е.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Владимиров |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Ставропольского края
от 13 июня 2019 г. N 219-рп
Концепция
сохранения, восстановления и развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды в границах территории Ставропольского края
I. Общие положения
Настоящая Концепция разработана во исполнение поручения Губернатора Ставропольского края, данного по итогам рабочей встречи Губернатора Ставропольского края, членов Правительства Ставропольского края с членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ставропольского края 25 декабря 2017 года.
24 апреля 1803 года Кавказские Минеральные Воды были признаны лечебной местностью государственного значения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 года N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федераций, имеющего федеральное значение.
Настоящая Концепция нацелена на реализацию государственной политики по повышению эффективности управления особо охраняемым эколого-курортным регионом Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды (далее - регион КМВ), изучению, использованию, развитию и охране природных лечебных ресурсов, включая объекты инфраструктуры отдыха и оздоровления граждан Российской Федерации и отдыхающих на территории региона КМВ, а также на создание условий для повышения инвестиционной привлекательности региона КМВ, содействия развитию базовых отраслей и модернизации курортной и инженерной инфраструктуры региона КМВ.
Для целей настоящей Концепции под санаторно-курортным и туристским комплексами региона КМВ понимается совокупность санаторно-курортных учреждений, гостиниц, специализированных и индивидуальных средств размещения, туристских и экскурсионных фирм, объектов инфраструктуры, объектов туристского показа, расположенных в границах территории Ставропольского края.
Санаторно-курортный комплекс региона КМВ имеет наиболее важное и системообразующее значение для курортов региона КМВ, оказывая прямое влияние на их социально-экономическое развитие и развитие Ставропольского края в целом. Данный тезис справедлив для многих территорий Российской Федерации, для которых санаторно-курортный комплекс выполняет системообразующую функцию, напрямую влияя на их социально-экономическое развитие. Туристский комплекс региона КМВ позволяет дополнить и разнообразить отдых граждан Российской Федерации, пребывающих с целью лечения и оздоровления.
Кроме того, ключевая роль региона КМВ определяется его вкладом в систему лечения и оздоровления граждан Российской Федерации. В настоящее время научно-обоснованный подход к этапному оздоровлению по принципу - "поликлиника - стационар - санаторий" - доказывает его высокую эффективность на протяжении всего периода существования региона КМВ. Экспериментально и клинически подтверждено, что ни один из методов восстановительной медицины не может конкурировать с методом преемственного этапного лечения, создающего необходимые предпосылки для получения стойкого лечебного эффекта, что также подчеркивает роль и значение региона КМВ в системе оздоровления страны.
Таким образом, можно обозначить социальную роль региона КМВ - производство услуг лечебного и рекреационного характера в целях укрепления здоровья нации, что определяет стратегическое значение региона КМВ для страны и формирует конкурентное преимущество Ставропольского края в санаторно-курортном комплексе Российской Федерации.
Настоящая Концепция разработана с учетом положений Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176, национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р, Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 2581-р, Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп.
Настоящая Концепция является основой для организации деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края (далее - органы исполнительной власти края), органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ, государственных и частных организаций, осуществляющих свою деятельность в разных отраслях экономики региона КМВ.
II. Общая характеристика и современное состояние региона КМВ
Регион КМВ расположен на широте 44 градуса в самом центре Северного Кавказа, почти на одинаковом расстоянии между Черным и Каспийским морями. Площадь региона КМВ составляет 5 243,0 кв. км. Регион КМВ располагается на территориях трех субъектов Российской Федерации - Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики и Кабардино-Балкарской Республики, при этом на Ставропольский край приходится 3 031,5 кв. км (57,8 процента) площади региона КМВ.
Регион КМВ является крупнейшим курортным регионом Российской Федерации, который по богатству, разнообразию, количеству и бальнеологической ценности минеральных вод и лечебной грязи не имеет аналогов на Евро-Азиатском континенте.
Регион КМВ представляет собой наиболее привлекательную и благоприятную территорию для развития туризма и генерирует порядка 80,0 процента общего потока туристов и отдыхающих в Ставропольском крае.
Кроме того, регион КМВ вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие Ставропольского края и по другим отраслям экономики. В частности, доля региона КМВ в общем объеме показателей социально-экономического развития Ставропольского края в 2017 году составляла:
14,8 процента - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организациями обрабатывающих производств;
27,3 процента - ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования;
30,6 процента - количество хозяйствующих субъектов;
30,6 процента - численность и заработная плата работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Основу санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ составляют 356 коллективных средств размещения, в том числе:
135 санаторно-курортных учреждений общей коечной емкостью порядка 32 тыс. мест;
221 гостиница общей коечной емкостью свыше 8 тыс. мест.
Таким образом, регион КМВ единовременно может принять до 40 тыс. отдыхающих.
Также в регионе КМВ осуществляют свою деятельность 110 туристских организаций, в том числе 19 туроператоров, внесенных Федеральным агентством по туризму в Единый федеральный реестр туроператоров.
Общий объем платных услуг санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ в 2016 году составил 22,5 млрд. рублей. Вместе с тем, официальная статистика по данному показателю не выделяет отдельно регион КМВ. Однако по ряду других показателей деятельности санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ можно оценить их вклад в основные отраслевые показатели.
Так, средняя номинальная начисленная заработная плата в санаторно-курортном и туристском комплексах региона КМВ в 2016 году составила 19 553,0 рубля, что на 23,0 процента меньше среднекраевых показателей. Оценка объема денежных средств, поступивших от реализации туристского продукта на территории региона КМВ, показывает, что доля региона КМВ составляет 91,2 процента (977 064,8 тыс. рублей) от аналогичного краевого показателя. Также в 2016 году на территории региона КМВ было реализовано 29 748 единиц турпакетов общей стоимостью 1 512,0 млн. рублей, что составляет порядка 74,0 процента общего краевого объема турпакетов, реализованных в Ставропольском крае. Кроме того, в гостиницах региона КМВ в 2016 году было совершено более 597 тыс. ночевок или свыше 68,0 процента от аналогичного показателя на уровне Ставропольского края.
В 2018 году регион КМВ посетили 1 092 тыс. человек, что на 8,0 процента больше чем в 2017 году.
В настоящее время поток отдыхающих в регион КМВ структурирован следующим образом:
68,0 процента отдыхающих - лечебно-оздоровительный туризм;
20,0 процента отдыхающих - деловой туризм;
6,0 процента отдыхающих - культурно-познавательный туризм;
6,0 процента отдыхающих - активный туризм и SPA-отдых.
В 2018 году санаторно-курортный и туристский комплексы региона КМВ пополнились 17 новыми объектами. При этом общая коечная емкость увеличилась более чем на 800 мест.
На сравнительно небольшой площади территории региона КМВ, главным образом тяготеющей к бассейну реки Подкумок, сконцентрировано более 100 источников минеральной воды 18 типов с различным химическим составом, минерализацией и температурой. Для сравнения в Карловых Варах (Чешская Республика) более 60 источников, в Баден-Бадене (Федеративная Республика Германия) порядка 20 источников.
Перспектива развития региона КМВ основана на значительных разведанных запасах минеральных вод, лечебных грязей и целебных ландшафтно-климатических особенностях региона КМВ, что определяет возможность развития ключевого направления для региона КМВ - санаторно-курортного лечения и оздоровления граждан Российской Федерации.
Минеральные воды региона КМВ отличаются уникальным разнообразием химического состава. Среди них есть углекислые, сероводородные, азотные, соляно-щелочные, щелочно-железистые, йодобромные (в том числе имеющие и мировую известность углекислые воды "Ессентуки-17", "Ессентуки-4", "Нарзан", "Славяновская", "Смирновская").
Гидроминеральная база региона КМВ обеспечена значительными промышленными запасами. Резерв минеральной воды составляет 14,1 тыс. куб. м/сутки, который может быть задействован в общедоступных бассейнах, в том числе термальных в зимнее время. В настоящее время на лечение, питьевые цели и промышленный розлив используется только 2,6 тыс. куб. м/сутки минеральной воды или 15,0 процента от резерва минеральной воды.
Кроме того, бальнеологические ресурсы региона КМВ дополняются запасами иловой грязи озера Тамбукан, расположенного в 12 километрах от города-курорта Пятигорска на границе Ставропольского края и Кабардино-Балкарской Республики.
Центральное место в городах-курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск занимают курортные парки и курортные бульвары, которые являются рекреационными центрами и местами отдыха для граждан Российской Федерации, проживающих на территории региона КМВ, и отдыхающих на территории региона КМВ. Площадь земель лесного фонда, расположенных на территории региона КМВ, составляет 27 381 га или 23,9 процента от площади лесного фонда Ставропольского края. Также на территории региона КМВ расположены городские леса, площадь которых составляет 10 707 га. Общая площадь лесов региона КМВ составляет 38 088 га.
Общая лесистость (степень облесенности территории) региона КМВ составляет 5,6 процента, в то время как лесистость Ставропольского края составляет 1,6 процента.
Большая часть лесов региона КМВ включена в государственные природные заказники краевого значения "Бештаугорский", "Большой Ессентучок", "Малый Ессентучок", "Баталинский", "Бугунтинский", на территории которых могут развиваться пешеходный и экологический виды туризма.
В городах-курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск располагаются питьевые бюветы и галереи, бальнеофизиотерапевтические учреждения для обеспечения лечебно-оздоровительного отдыха.
Многообразие минеральных вод, наличие лечебных грязей, уникальные ландшафтно-климатические и рекреационные особенности обусловили непревзойденную широту медицинских показаний для посещения региона КМВ в целом и специализацию лечебного профиля каждого из его курортов, что делает регион КМВ поистине уникальным и высокоэффективным.
По территории региона КМВ проходил отрезок маршрута Великого шелкового пути. Также здесь находится свыше 2 тыс. памятников истории, архитектуры, культуры, среди них: государственные бюджетные учреждения культуры Ставропольского края "Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова", "Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко", "Литературно-музыкальный музей "Дача Шаляпина", десятки других музеев, выставочных залов, редкие по красоте особняки, дачи, дворцы, выполненные архитекторами Джузеппе и Джованни Бернардацци, Л.И. Шарлеманом, В.А. Шретером, С.И. Уптоном, Г.П. Кусковым.
Многие исторические события, произошедшие в регионе КМВ, связаны с именами классиков русской культуры и искусства, таких как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Александр Солженицын, Николай Ярошенко.
Регион КМВ имеет выгодное географическое расположение в Российской Федерации, так через него проходит основной транзитный поток грузов и пассажиров из республик Северного Кавказа, Поволжья, Азербайджанской Республики и Республики Грузия.
Ключевую роль в обеспечении транспортной доступности региона КМВ играет международный аэропорт "Минеральные Воды", пассажиропоток которого в 2018 году превысил 2,4 млн. человек.
Кроме высокого значения для региона КМВ санаторно-курортного комплекса можно выделить и развитие других сопутствующих и дополняющих отраслей, обеспечивающих занятость граждан Российской Федерации, проживающих на территории региона КМВ, формирующих его доходы и поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней. В частности, можно отметить рост показателей в обрабатывающих производствах, где ведущее место принадлежит пищевой и перерабатывающей промышленности региона КМВ.
Отдельные муниципальные образования Ставропольского края, расположенные на территории региона КМВ, имеют следующую специализацию промышленного производства:
город-курорт Пятигорск - электроэнергетика, машиностроение, строительная индустрия, текстильная и пищевая промышленность;
Минераловодский городской округ - машиностроение (ремонт авиалайнеров), химическая, стекольная, пищевая, полиграфическая промышленность, промышленность строительных материалов;
город-курорт Кисловодск - мебельная, фарфоро-фаянсовая, пищевая (в том числе розлив минеральной воды), мукомольно-крупяная промышленность;
Георгиевский городской округ - машиностроение, строительная индустрия, кожевенная, винодельческая, плодоовощная и мукомольно-крупяная промышленность;
г. Лермонтов - электроэнергетика, машиностроение, производство мебели, минеральных удобрений и пластмассовых изделий для упаковывания товаров, торговля;
город-курорт Железноводск - пищевая промышленность (в том числе розлив минеральной воды);
город-курорт Ессентуки - пищевая промышленность (в том числе розлив минеральной воды);
Предгорный муниципальный район - пищевая промышленность.
При этом потребности граждан Российской Федерации, проживающих на территории региона КМВ, в основных продуктах питания (исключая хлебобулочные, макаронные, кондитерские изделия, растительное масло и яйцо) в настоящее время регион КМВ удовлетворяет, главным образом, за счет ввоза из других районов Ставропольского края (коэффициент самообеспечения в зависимости от вида продукта по экспертным оценкам составляет от 25,0 до 60,0 процента).
Также значительное место в экономике региона КМВ занимает потребительский рынок и сфера услуг, являющиеся одними из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Преобладание непроизводственного сектора в регионе КМВ обусловлено высокими объемами торговой деятельности, в то время как общественное питание имеет умеренные темпы роста.
Сельское хозяйство является важной отраслью экономики региона КМВ, специализация которого определяется спецификой развития санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ, тяготея в значительной степени к развитию молочного животноводства, птицеводства, овощеводства, картофелеводства и садоводства, производству малотранспортабельной и скоропортящейся продукции. Основные площади пашни сосредоточены в Георгиевском городском округе и Предгорном муниципальном районе Ставропольского края. Животноводство как ведущая отрасль сохраняет свои позиции в Предгорном муниципальном районе Ставропольского края.
Несмотря на некоторые положительные тенденции последних лет можно выделить ряд факторов, оказывающих сдерживающее воздействие на развитие региона КМВ:
слабый учет влияния на экологию региона КМВ пространственного развития и низкий уровень контроля за формированием внешнего облика муниципальных образований Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ;
высокая степень изношенности курортной и инженерной инфраструктур региона КМВ;
особое геополитическое положение, обуславливающее высокие политические риски в регионе КМВ;
отсутствие единой скоординированной политики при определении подходов к управлению регионом КМВ и наличие "неформальной конкуренции" между муниципальными образованиями Ставропольского края, расположенными на территории региона КМВ;
изменение системы мониторинга и контроля за состоянием и качеством бальнеогрязевых ресурсов региона КМВ;
изменение качественного состава минеральных источников региона КМВ;
рост численности граждан Российской Федерации, проживающих на территории региона КМВ, в том числе за счет миграционного притока;
дефицит квалифицированных кадров на рынке труда региона КМВ; отсутствие преемственности и координации взаимодействия в системе здравоохранения и реабилитации граждан Российской Федерации по принципу - "поликлиника - стационар - санаторий";
перераспределение туристских потоков в силу обострения конкуренции со стороны соседних субъектов Российской Федерации;
повышение цен на товары и услуги, в том числе в сфере транспортных перевозок, и, как следствие, несоответствие их (по оценкам потребителей) соотношению "цена - качество";
наличие риска получения услуг низкого качества в учреждениях и организациях санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ (в том числе в организациях и учреждениях государственной формы собственности), предприятиях общественного питания;
отсутствие комплексной программы поддержки развития базовых отраслей экономики региона КМВ;
отсутствие координации и контроля за деятельностью организаций, осуществляющих деятельность в туристском комплексе региона КМВ, особенно при оказании экскурсионных услуг;
отсутствие информационной поддержки отдыхающих; отсутствие достаточного количества предложений по активному отдыху, пешему туризму.
III. Цель и задачи настоящей Концепции
Настоящая Концепция разработана с целью сохранения, восстановления и развития региона КМВ посредством формирования условий, способствующих обеспечению доступности и качества санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха в регионе КМВ для граждан Российской Федерации, обеспечения сохранения природной среды и роста благосостояния граждан Российской Федерации, проживающих на территории региона КМВ, благодаря рациональному использованию бальнеологических и туристских ресурсов, в том числе обеспечению экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного наследия.
Для достижения цели настоящей Концепции необходимо решить следующие задачи:
совершенствование системы государственного управления регионом КМВ для обеспечения доступности санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха на территории региона КМВ, качества предоставляемых услуг путем создания механизмов государственной поддержки организаций, оказывающих соответствующие услуги, независимо от форм собственности;
совершенствование систем потребления, добычи гидроминеральных ресурсов и обеспечения комплексного мониторинга в сфере природопользования;
обеспечение экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия;
повышение инвестиционной привлекательности региона КМВ, в том числе для развития инфраструктуры региона КМВ;
развитие санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ;
развитие сопутствующих отраслей экономики региона КМВ;
развитие социальной инфраструктуры региона КМВ;
повышение эффективности функционирования инженерной инфраструктуры региона КМВ;
повышение транспортной доступности региона КМВ для отдыхающих и совершенствование системы транспортной логистики внутри региона КМВ;
обеспечение общественной безопасности граждан Российской Федерации, проживающих на территории региона КМВ, и отдыхающих на территории региона КМВ во время "высокого курортного сезона", празднования государственных праздников и повышение антитеррористической защищенности объектов санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ, социальной и инженерной инфраструктуры региона КМВ.
IV. Направления решения задач настоящей Концепции
Для совершенствования системы государственного управления регионом КМВ для обеспечения доступности санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха на территории КМВ, качества предоставляемых услуг путем создания механизмов государственной поддержки организаций, оказывающих соответствующие услуги, независимо от форм собственности, необходимо принятие следующих мер:
формирование единого координирующего института (органа) управления регионом КМВ, в том числе посредством восстановления полномочий администрации Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, с привлечением к процессу управления регионом КМВ общественных объединений и институтов гражданского общества региона КМВ;
разработка комплексной программы по сохранению и восстановлению природного потенциала региона КМВ на основе территориальной комплексной схемы охраны природы курортов региона КМВ;
совершенствование системы взаимодействия органов исполнительной власти края с органами исполнительной власти и местного самоуправления Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик в вопросах организации мониторинга за состоянием и использованием гидроминеральных ресурсов и охраны природной окружающей среды, в том числе зон формирования минеральных источников;
подготовка органами исполнительной власти края совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений об утверждении Правительством Российской Федерации границ и режимов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и их направление в Министерство здравоохранения Российской Федерации;
постановка земельных участков различного назначения, расположенных на территории региона КМВ, на кадастровый учет;
внедрение единых механизмов организации градостроительной деятельности на территории региона КМВ и их отражение в документах стратегического планирования муниципальных образований Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ;
формирование архитектурно-градостроительных требований к развитию территорий муниципальных образований Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ, в том числе к объектам индивидуального жилищного строительства, с учетом обеспечения сбалансированной антропогенной нагрузки на земли курортов и сохранения природных лечебных ресурсов;
проведение экспертизы объектов культурного наследия, расположенных на территории региона КМВ, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследим (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на соответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации, предъявляемым к соответствующим объектам;
подготовка органами исполнительной власти края предложений о создании на территории региона КМВ территорий опережающего социально-экономического развития в соответствии с законодательством Российской Федерации и их направление в Правительство Российской Федерации;
создание механизмов воздействия на собственников земельных участков, на которых находятся объекты незавершенного строительства, и других неиспользуемых земельных участков, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов, с целью завершения работ на этих объектах;
формирование экономических механизмов для населения Ставропольского края по стимулированию спроса на услуги, предоставляемые организациями и учреждениями санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ;
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ, с собственниками учреждений санаторно-курортного комплекса региона КМВ;
содействие формированию профессиональных объединений (ассоциаций) в профильных отраслях экономики региона КМВ, в том числе с целью усиления общественного контроля за качеством предоставляемых услуг;
совершенствование системы статистического наблюдения основных макроэкономических показателей региона КМВ посредством выделения региона КМВ в отдельную единицу системы государственной статистики и создания информационно-аналитического центра региона КМВ с целью проведения регулярных специальных наблюдений и обследований;
участие в разработке проекта федерального закона "О курортном регионе Кавказские Минеральные Воды".
Для совершенствования систем потребления, добычи гидроминеральных ресурсов и обеспечения комплексного мониторинга в сфере природопользования необходимо принятие следующих мер:
подготовка органами исполнительной власти края предложений о передаче на уровень субъекта Российской Федерации полномочий в области лицензирования пользования участками недр с лечебными минеральными ресурсами и об осуществлении государственного геологического надзора и государственного мониторинга состояния недр и их направление в Правительство Российской Федерации;
осуществление комплексного государственного мониторинга состояния гидроминеральных ресурсов, скважин, бюветов, а также экологического мониторинга воздушной среды с онлайн-информированием граждан Российской Федерации, проживающих на территории региона КМВ, и отдыхающих на территории региона КМВ;
восстановление системы наблюдения за качеством минеральных источников во всех городах-курортах региона КМВ;
повышение эффективности системы государственного контроля за рациональным использованием месторождений минеральных вод и доли участия государства в компаниях-недропользователях;
расширение опорной государственной сети наблюдательных скважин мониторинга подземных вод в регионе КМВ;
проведение инвентаризации скважин нераспределенного фонда недр различного назначения, пробуренных в границах региона КМВ;
принятие мер по ликвидации скважин, вскрывших высоконапорные термоминеральные воды, находящихся в нераспределенном фонде недр и представляющих угрозу ресурсному потенциалу подземных вод в регионе КМВ;
внедрение системы регионального государственного мониторинга состояния недр;
создание комплекса специализированных карт оценки рисков чрезвычайных ситуаций под воздействием опасных геологических процессов на территории региона КМВ;
внедрение мер по снижению бактериологического загрязнения источников минеральных вод ливневыми стоками в городах-курортах региона КМВ посредством модернизации существующих инженерных сетей водоснабжения, водоотведения и канализации;
совершенствование механизмов взаимодействия поставщиков и потребителей минеральных вод на территории региона КМВ по вопросам ценообразования на них;
формирование предложений по сохранению качества грязевых ресурсов озера Тамбукан и созданию системы мониторинга за их состоянием.
Для обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия необходимо принятие следующих мер:
создание единой региональной государственной системы комплексного экологического мониторинга на территории региона КМВ;
разработка нормативов допустимых уровней техногенных нагрузок (загрязнений) в городах-курортах региона КМВ, в том числе методики расчета возможного ущерба окружающей среде;
разработка мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления;
разработка мер по снижению уровня радиоактивного загрязнения окружающей среды в регионе КМВ природными радионуклидами;
принятие дополнительных мер по рекультивации хвостохранилища и отработанных штолен рудников;
проведение инвентаризации (лесоустройства) лесов лесного фонда и городских лесов региона КМВ;
инвентаризация полезащитных лесных полос с установлением права собственности на них и закреплением обязанности управления ими за соответствующими органами исполнительной власти края;
разработка и внедрение системы экологического аудита в городах-курортах региона КМВ;
формирование репрезентативной географической сети особо охраняемых природных территорий, создание новых и увеличение площади существующих особо охраняемых природных территорий;
обеспечение эффективной системы охраны природных комплексов и объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях;
проведение работ по расчистке русел рек, а также строительство берегоукрепительных сооружений в местах подмыва и обрушения берегов для сохранения водоохранных зон, участвующих в формировании гидроминеральной базы региона КМВ;
обеспечение финансирования мероприятий по сохранению и развитию особо охраняемых природных территорий за счет средств федерального бюджета, бюджета Ставропольского края и иных средств;
совершенствование системы сбора, транспортировки и утилизации отходов производства и потребления для предотвращения загрязнения территории формирования минеральных источников и месторождений минеральной воды;
внедрение мер по ограничению использования транспортных средств, выхлопные газы которых содержат загрязняющие вещества, в границах первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
Для повышения инвестиционной привлекательности региона КМВ, в том числе для развития инфраструктуры региона КМВ, необходимо принятие следующих мер:
внедрение кластерного подхода в развитии территорий муниципальных образований Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ;
разработка комплекса мер по развитию, охране и рациональному использованию территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих наибольший ресурсный, инвестиционный потенциал;
создание благоприятных условий и устранение административных барьеров при реализации частных инициатив, в том числе обеспечение доступности кредитных ресурсов на всех стадиях осуществления инвестиционных проектов;
организация и проведение архитектурных конкурсов при реализации инвестиционных проектов в санаторно-курортном и туристском комплексах региона КМВ;
привлечение инвестиционных средств на реконструкцию неиспользуемых учреждений и организаций санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ;
формирование системы поддержки и стимулирования деятельности учреждений и организаций санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ;
внедрение механизмов субсидирования затрат, понесенных учреждениями и организациями санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ, связанных с производством ремонтных и реставрационных работ на объектах культурного наследия, расположенных на территории региона КМВ;
совершенствование механизмов регулирования предпринимательской деятельности в сфере предоставления услуг по проживанию в объектах размещения, в том числе стимулирование сокращения количества частных (незарегистрированных) лиц, оказывающих подобные услуги;
внедрение механизмов субсидирования затрат, связанных с созданием малых средств размещения в приграничных с регионом КМВ населенных пунктах с целью стимулирования развития новых видов отдыха;
создание игорной зоны и парка развлечений на территории региона КМВ;
выявление и тиражирование лучших практик привлечения инвестиций в курортную инфраструктуру региона КМВ.
Для развития санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ необходимо принятие следующих мер:
модернизация материально-технической базы и повышение качества услуг санаторно-курортного комплекса региона КМВ;
разработка мер государственной поддержки развития санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ в части субсидирования затрат на реконструкцию и строительство здравниц, обновление материально-технической базы, а также субсидирование туроператоров, реализующих "пакетные туры" на курорты региона КМВ;
создание условий для развития активного, сельского, промышленного видов туризма и проведения событийных мероприятий в муниципальных образованиях Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ, а также на территориях муниципальных образований Ставропольского края, находящихся в радиусе 200 км от региона КМВ (г. Невинномысск, Александровский, Буденновский, Новоселицкий муниципальные районы Ставропольского края);
создание сети веломаршрутов и терренкуров на территориях смежных муниципальных образований Ставропольского края;
разработка и внедрение инновационных технологий в сфере курортологии и восстановительной медицины совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Пятигорский государственный научно-исследовательский институт курортологии Федерального медико-биологического агентства";
внедрение международной системы качества в управление санаторно-курортным и туристским комплексами региона КМВ;
информирование медицинских работников медицинских организаций Ставропольского края о возможностях реабилитации на базе учреждений санаторно-курортного комплекса региона КМВ;
организация рекламно-информационной кампании по продвижению услуг санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ на внутреннем и зарубежных рынках, в том числе посредством проведения перекрестной рекламной кампании в субъектах Российской Федерации;
участие заинтересованных органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ, учреждений и организаций санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ в тематических выставках, ярмарках, конференциях;
организация презентации потенциала санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ на базе торговых представительств Российской Федерации в зарубежных странах и туристских офисов Российской Федерации, открываемых Федеральным агентством по туризму в странах, наиболее привлекательных для развития въездного туризма;
создание объединения курортных и туристских организаций региона КМВ в целях продвижения бренда региона КМВ на международном и российском рынках;
подготовка предложений по разработке и принятию нормативно-правовых актов, регламентирующих подготовку, аккредитацию и порядок деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Для развития сопутствующих отраслей экономики региона КМВ необходимо принятие следующих мер:
создание условий для реализации инвестиционных проектов, ориентированных на внедрение технологий интенсивного садоводства;
разработка мер по стимулированию строительства теплиц для выращивания высокорентабельных овощей (томатов и огурцов);
организация работ по реконструкции оросительной системы региона КМВ;
поддержка строительства современных логистических центров, обеспечивающих применение современных технологий в сфере хранения овощей и фруктов;
создание торгово-логистического кластера на базе функционирующих мест оптовой и розничной торговли, в том числе с внедрением современных средств электронной торговли;
разработка мер по стимулированию модернизации действующих и созданию новых предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности на территории региона КМВ;
стимулирование увеличения экспорта продукции отраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности;
разработка мер государственной поддержки организаций по производству и реализации изделий народных художественных промыслов;
внедрение механизмов государственной поддержки организаций, расположенных на территории региона КМВ, в целях реализации корпоративных программ международной конкурентоспособности;
внедрение региональных программ по оценке качества товаров и услуг, производимых на территории региона КМВ, "Знак качества КМВ";
стимулирование обновления материально-технической базы предприятий по розливу и бутилированию минеральной воды, расположенных на территории региона КМВ.
Для развития социальной инфраструктуры региона КМВ необходимо принятие следующих мер:
определение потребности в квалифицированных кадрах на основе запросов учреждений и организаций санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ;
формирование механизмов гибкой адаптации системы подготовки кадров к изменяющимся потребностям рынка труда в количестве и качестве рабочей силы;
внедрение механизмов государственно-частного партнерства с участием образовательных организаций Ставропольского края, учреждений и организаций санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ в рамках реализации программ по подготовке кадров;
усиление мер по противодействию незаконной миграции на территории региона КМВ;
формирование комплекса мер, направленных на укрепление здоровья граждан Российской Федерации, особенно детей, в том числе мероприятий по снижению распространения социально обусловленных заболеваний, и развитие системы диспансеризации и первичной медицинской помощи;
улучшение качества дошкольного и школьного образования посредством расширения сети дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций Ставропольского края и разнообразия форм оказания образовательных услуг;
обеспечение модернизации материально-технической базы и повышения доступности, а также разнообразия услуг в сфере культуры и физической культуры;
повышение эффективности реализуемых мер, направленных на укрепление национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, в том числе в системе дошкольного и школьного образования.
Для повышения эффективности функционирования инженерной инфраструктуры региона КМВ необходимо принятие следующих мер:
обеспечение увеличения производительности и надежности подачи воды потребителям в регионе КМВ посредством модернизации разводящих водопроводных сетей и строительства новых водоводов;
внедрение современных технологий по увеличению мощности канализационных сооружений и повышению качества очистки сточных вод;
разработка комплекса мероприятий по строительству централизованных систем канализации в сельских населенных пунктах региона КМВ;
принятие мер по повышению надежности электроснабжения потребителей и формированию избыточных мощностей в генерации электроэнергии с целью возможного подключения новых потребителей;
разработка мер, стимулирующих внедрение и использование на территории региона КМВ альтернативных источников энергии;
организация работ по реконструкции и развитию котельных и теплосетей с целью исключения аварийных ситуаций и сокращения потерь;
проведение работ по реконструкции и строительству новых газовых распределительных систем в муниципальных образованиях Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ, для увеличения их пропускной способности и исключения аварийных ситуаций;
создание условий для обновления жилого фонда и проведения его капитального ремонта;
расширение направлений осуществления грантовой поддержки местных инициатив, направленных на обновление инженерной инфраструктуры региона КМВ и благоустройство территорий муниципальных образований Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ.
Для повышения транспортной доступности региона КМВ для отдыхающих и совершенствования системы транспортной логистики внутри региона КМВ необходимо принятие следующих мер:
реконструкция, модернизация и совершенствование сети автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, находящихся в границах региона КМВ, в том числе строительство обходных автомобильных дорог для отвода транзитного движения за пределами застроенных территорий и перенос участка федеральной трассы "Кавказ" из зоны охраны озера Тамбукан;
формирование и распространение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий;
разработка системы мер, направленных на повышение эффективности функционирования транспортной системы региона КМВ;
оптимизация маршрутных сетей и расписания движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории региона КМВ, в том числе на пригородном железнодорожном транспорте;
осуществление мониторинга системы ценообразования в сфере железнодорожных и авиаперевозок;
принятие мер по созданию активного взаимодействия между общедоступными видами транспорта;
разработка экономических мер, направленных на обновление общедоступных видов транспорта для повышения их доступности для маломобильных групп населения, в том числе в сфере оказания экскурсионных услуг;
разработка мер, направленных на повышение безопасности и экологичности транспортной системы региона КМВ, в том числе на увеличение доли использования экологически чистых видов топлива, гибридных и электрических двигателей транспортных средств, возобновляемых источников энергии, материалов и технологий, минимизирующих негативное воздействие на окружающую среду.
Для обеспечения общественной безопасности граждан Российской Федерации, проживающих на территории региона КМВ, и отдыхающих на территории региона КМВ во время "высокого курортного сезона", празднования государственных праздников и повышение антитеррористической защищенности объектов санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ, социальной и инженерной инфраструктуры региона КМВ необходимо принятие следующих мер:
повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ, и территориальных подразделений правоохранительных органов, в полномочия которых входит реализация правоохранительных функций на территории региона КМВ, а также обеспечение увеличения штата их личного состава и количества единиц спецтехники;
повышение эффективности мер, направленных на противодействие незаконной миграции;
организация совместной работы органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ, и территориальных подразделений правоохранительных органов, в полномочия которых входит реализация правоохранительных функций на территории региона КМВ, в части сокращения количества преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе через аптечные организации региона КМВ;
разработка комплекса мер по организации в городах-курортах региона КМВ "туристской полиции", а также привлечение участников добровольных народных дружин и казачества для обеспечения общественного порядка;
активное внедрение аппаратно-программных средств, ориентированных на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности в муниципальных образованиях Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ;
совершенствование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ, и территориальных подразделений правоохранительных органов, в полномочия которых входит реализация правоохранительных функций на территории региона КМВ, направленных на повышение эффективности информационного обмена в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство;
повышение эффективности государственного контроля за разработкой и утверждением паспортов антитеррористической защищенности учреждений и организаций санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ;
создание на базе муниципальных образований Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ, дополнительных инструментов оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности.
V. Финансовое обеспечение развития региона КМВ
Финансовое обеспечение развития региона КМВ и направлений решения задач настоящей Концепции предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджета Ставропольского края, бюджетов муниципальных образований Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ, и средств внебюджетных источников.
Направления и механизмы развития региона КМВ в соответствии с настоящей Концепцией нацелены на повышение эффективности использования финансовых средств, предусматриваемых на ее реализацию.
Финансовое обеспечение решения задач настоящей Концепции, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета Ставропольского края, бюджетов муниципальных образований Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ, на исполнение принимаемых расходных обязательств, предусматривается уточнять по результатам рассмотрения этих обязательств в установленном порядке при подготовке соответствующих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.
VI. Риски реализации настоящей Концепции
Финансовые риски реализации настоящей Концепции
Финансовые риски реализации настоящей Концепции могут возникнуть в связи с привлечением различных источников финансирования мероприятий настоящей Концепции по развитию региона КМВ. В частности, возможно наступление таких рисков, как:
ухудшение условий кредитования потенциальных инвесторов, что может снизить потенциальную инвестиционную привлекательность региона КМВ;
изменение уровня инфляции и колебание курсов валют.
Для снижения негативного влияния наступления возможных финансовых рисков реализации настоящей Концепции необходимо:
широкое применение инструментов государственно-частного партнерства;
привлечение к кредитованию потенциальных инвесторов государственных банков для обеспечения льготных ставок по выдаваемым кредитам;
заключение инвестиционных соглашений и контрактов с фиксированной стоимостью в национальной валюте либо использование инструментов хеджирования валютных рисков.
Экологические риски реализации настоящей Концепции
К экологическим рискам реализации настоящей Концепции относятся риски нарушения экологической системы региона КМВ и ухудшения гидроминеральной базы. В связи с тем, что перспективы развития региона КМВ связаны с качеством бальнеологических ресурсов, появление подобных рисков может поставить под угрозу реализацию настоящей Концепции.
Снижение экологических рисков реализации настоящей Концепции осуществляется комплексно в рамках следующих направлений работы:
привлечение профильных специалистов для оценки уровня экологических рисков на всех стадиях реализации мероприятий настоящей Концепции и разработки комплекса мер по охране окружающей среды;
создание системы мониторинга состояния гидроминеральных ресурсов региона КМВ и анализ его результатов на всей территории региона КМВ с разработкой постоянно действующей математической модели оценки состояния гидроминеральных ресурсов региона КМВ;
активная работа с органами государственной власти, отвечающими за контроль экологической ситуации на территории региона КМВ.
Кадровые риски реализации настоящей Концепции
К кадровым рискам реализации настоящей Концепции относятся недостаток и стоимость существующих трудовых ресурсов, необходимых для реализации настоящей Концепции.
Комплексный подход по снижению кадровых рисков реализации настоящей Концепции включает:
использование возможностей образовательных организаций Ставропольского края для подготовки и повышения квалификации специалистов санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ, а также других отраслей экономики региона КМВ;
использование кадрового потенциала образовательных организаций Ставропольского края для разработки и реализации образовательных программ по подготовке специалистов для санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ, а также других отраслей экономики региона КМВ.
VII. Особенности реализации настоящей Концепции
В 2019 - 2035 годах предусматривается:
реализация мер, направленных на совершенствование системы государственного управления регионом КМВ;
проведение работы по повышению информированности граждан Российской Федерации, а также медицинских работников о возможностях санаторно-курортного комплекса региона КМВ с целью формирования системы непрерывного лечения и оздоровления в регионе КМВ;
продолжение реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности региона КМВ, в том числе развитие его инфраструктуры, в соответствии с планом мероприятий по стимулированию привлечения частных инвестиций в развитие санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 г. N 585-р;
обеспечение развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, сферы услуг и производства товаров народных художественных промыслов;
совершенствование социальной и инженерной инфраструктуры региона КМВ;
развитие системы подготовки кадров в регионе КМВ, основанной на потребностях реального сектора экономики Ставропольского края;
координация взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, расположенных на территории региона КМВ, в целях обеспечения экологической безопасности, сохранения и восстановления гидроминеральных ресурсов региона КМВ при непрерывном процессе пространственного развития городов-курортов региона КМВ.
VIII. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции
Реализация настоящей Концепции позволит:
сохранить гидроминеральные ресурсы региона КМВ;
повысить инвестиционную привлекательность региона КМВ, в том числе учреждений и организаций санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ;
обновить уровень и состояние общедоступной курортной и инженерной инфраструктуры региона КМВ, в том числе учреждений и организаций санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ;
увеличить обеспеченность граждан Российской Федерации, проживающих на территории региона КМВ, учреждений и организаций санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ товарами (услугами) и продуктами питания, произведенными на территории региона КМВ;
увеличить экспорт товаров и услуг, производимых учреждениями и организациями санаторно-курортного и туристского комплексов региона КМВ, а также организациями других отраслей экономики региона КМВ;
сформировать архитектурный облик региона КМВ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция нацелена на реализацию государственной политики по повышению эффективности управления регионом КМВ, изучению, использованию, развитию и охране природных лечебных ресурсов, включая объекты инфраструктуры отдыха и оздоровления граждан РФ, отдыхающих здесь, а также на создание условий для повышения инвестиционной привлекательности региона КМВ, содействия развитию базовых отраслей и модернизации курортной и инженерной инфраструктуры региона КМВ.
Представлена общая характеристика и современное состояние региона КМВ.
Финансовое обеспечение предполагается осуществлять за счет средств федерального, краевого и муниципальных бюджетов и средств внебюджетных источников.
Реализация Концепции позволит сохранить гидроминеральные ресурсы региона КМВ; повысить инвестиционную привлекательность региона КМВ; обновить уровень и состояние общедоступной курортной и инженерной инфраструктуры и т.д.
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 13 июня 2019 г. N 219-рп "Об утверждении Концепции сохранения, восстановления и развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды в границах территории Ставропольского края"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 13 июня 2019 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края (www.stavregion.ru) 17 июня 2019 г.