Приказ Оренбургского областного суда от 6 марта 2017 г. N 46/о
"Об утверждении Положения о Приемной Оренбургского областного суда"
В целях обеспечения доступности правосудия, информационного обслуживания граждан, повышения эффективности работы с обращениями, заявлениями, жалобами, исключения практики личного приема судьями граждан до рассмотрения дел и обращений приказываю:
1. Утвердить Положение о Приемной Оренбургского областного суда (прилагается).
2. С Положением о Приемной Оренбургского областного суда ознакомить заместителей председателя Оренбургского областного суда, начальников отделов, администратора суда.
3. Настоящий приказ довести до сведения судей, государственных гражданских служащих Оренбургского областного суда.
4. Признать утратившими силу приказы Оренбургского областного суда от 27.05.2008 N 83/о, от 03.09.2008 N 120/о, от 19.06.2015 N 79/о, от 14.07.2016 N 122/о.
5. И.о. начальника отдела компьютеризации, правовой информации и систематизации законодательства Оренбургского областного суда Фоменко И.Н. разместить положение о Приемной Оренбургского областного суда на сайте Оренбургского областного суда.
6. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
Председатель суда |
В.А. Емельянов |
Положение о приемной Оренбургского областного суда
I. Общие положения
1.1. Приемная суда создается в целях обеспечения доступности правосудия, информационного обслуживания граждан, повышения эффективности работы с обращениями, заявлениями, жалобами (далее по тексту - обращения), исключения практики личного приема судьями граждан до рассмотрения дел и обращений.
1.2. Установленный настоящим Положением порядок работы Приемной распространяется на все поступившие обращения.
1.3. Приемная в суде входит в состав отдела информации. В своей деятельности Приемная руководствуется: Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Федеральными законами "О статусе судей в Российской Федерации", "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации, правилами поведения работников аппарата суда, правилами внутреннего распорядка, инструкциями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, приказами и распоряжениями председателя Оренбургского областного суда, а также настоящим Положением.
II. Основные задачи Приемной
2.1. Основными задачами Приемной являются:
- организация приема граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, их представителей, представителей юридических лиц;
- разъяснение гражданам процессуального законодательства;
- обеспечение организации приема граждан председателем суда и его заместителями по вопросам непроцессуального характера;
- обеспечение учета, регистрации и своевременного рассмотрения обращений;
- создание информационного фонда обращений;
- проведение информационно-аналитической и методической работы по обращениям, а также по устранению причин, порождающих жалобы;
- выработка мер и предложений по дальнейшему совершенствованию организации работы с обращениями.
III. Основные функции Приемной
3.1. Основными функциями Приемной являются:
- организация приема граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, их представителей, представителей юридических лиц;
- обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений, в том числе о движении судебных дел, о недостатках и нарушениях в работе суда;
- информационно-справочная работа по обращениям граждан;
- организация приема граждан председателем суда и его заместителями по вопросам непроцессуального характера;
- учет, регистрация обращений, передача их по назначению;
- ведение компьютерной базы данных обращений и формирование информационного фонда обращений;
- проведение анализов, обобщений, выявление причин, порождающих жалобы;
- подготовка информации и предложений председателю суда, его заместителям по совершенствованию организации работы с обращениями, в том числе для освещения работы в средствах массовой информации;
- методическое обеспечение деятельности суда по рассмотрению обращений;
- осуществление контроля за сроками рассмотрения обращений непроцессуального характера;
- прием заявлений, отнесенных к подсудности областного суда, и жалоб;
- работа с обращениями и вопросами, поступившими по телефону;
- выдача копий документов по заявлениям и запросам, поступившим в Приемную.
IV. Руководство деятельностью Приемной и ее организация
4.1. Деятельность Приемной координирует заместитель председателя суда, назначаемый приказом председателя суда.
4.2. Работником Приемной является наиболее профессионально подготовленный государственный гражданский служащий, назначаемый приказом председателя суда.
4.3. При осуществлении своей деятельности Приемная взаимодействует со всеми структурными подразделениями суда, а также, в необходимых случаях, с судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
4.4. Консультации процессуального характера и разъяснения гражданам даются, как правило, в устной форме.
Прием граждан осуществляется в кабинете N 107, расположенном в I корпусе на 1 этаже.
4.5. Приемная работает ежедневно, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней с 09:00 ч. до 13:00 ч., с 14:00 ч. до 16:00 ч.
V. Обязанности, права работников Приемной
5.1. Работники Приемной обязаны:
- осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции суда и в соответствии с должностным регламентом;
- обеспечивать сохранность всех поступивших документов в Приемную;
- исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
- не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
- не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- соблюдать ограничения, установленные законодательством для гражданских служащих;
- соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их профессиональную служебную деятельность решений политических партий, общественных и религиозных объединений, других организаций;
- не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами;
- учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
- способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
- не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
- соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
- не допускать разглашения сведений, содержащихся в обращениях, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина без его согласия;
- соблюдать служебную дисциплину и правила внутреннего распорядка;
- носить строгую деловую одежду и бейдж с указанием фамилии, имени, отчества и замещаемой должности;
- направлять незамедлительно обращения, содержащие сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии в соответствующие компетентные органы.
5.2. Для осуществления своих полномочий работники Приемной имеют право:
- давать гражданам рекомендации только по вопросам процессуального характера, по восполнению недостатков подаваемых документов, приобщению копий необходимых документов, количеству экземпляров документов и т.п.
Примечание: консультации, разъяснения материально-правового характера давать запрещается. Не может быть основанием для отказа в приеме обращения несогласие заявителя с рекомендациями работника Приемной;
- запрашивать у структурных подразделений суда, должностных лиц информацию, материалы, сведения, необходимые для выполнения задач, стоящих перед Приемной, а также для выполнения поручения председателя суда, его заместителей;
- вызывать судебного пристава по ОУПДС, когда посетитель совершает в Приемной действия, представляющие непосредственную опасность для себя и окружающих;
- быть обеспеченным надлежащими организационно-техническими условиями, необходимыми для осуществления своей деятельности;
- вносить предложения по совершенствованию деятельности Приемной и работы с обращениями.
VI. Ответственность работников Приемной
6.1. Работники Приемной несут дисциплинарную ответственность, предусмотренную ст. 57 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации":
- за правильность принятых им мер в ходе приема граждан;
- за соответствие законодательству принятых лично им решений, данных гражданам разъяснений и рекомендаций;
- за необоснованный отказ в приеме заявлений, обращений и жалоб;
- за предоставление заведомо недостоверной информации;
- за утрату документов;
- за разглашение сведений о частной жизни граждан;
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в целом.
VII. Информационно-методическая и аналитическая деятельность Приемной
7.1. Письменные и устные обращения граждан, а также содержащиеся в них критические замечания, жалобы систематически анализируются и обобщаются в целях:
- своевременного выявления причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан;
- изучения общественного мнения;
- совершенствования работы суда.
Особое внимание должно быть обращено на устранение причин, вызывающих повторные обращения.
7.2. Мероприятия по анализу, контролю, состоянию работы с обращениями граждан должны осуществляться в соответствии с планом работы суда. Результаты о выполнении плановых мероприятий докладываются начальнику отдела информации для дальнейшего обсуждения на оперативных совещаниях коллектива суда.
Обзоры, информационные письма с конкретными предложениями по дальнейшему совершенствованию организации работы с обращениями граждан составляются не реже чем раз в квартал.
7.3. По согласованию с председателем суда материалы по работе с обращениями передаются начальнику отдела информации суда для дальнейшей работы со средствами массовой информации.
VIII. Заключительные положения
8.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение требований Положения и Приложений N 1, N 2 работники суда несут ответственность, предусмотренную ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
8.2. Изменения, дополнения в настоящее Положение вносятся приказами председателя Оренбургского областного суда.
8.3. Регламент о порядке осуществления личного приема граждан и организации рассмотрения письменных и устных обращений (в том числе непроцессуального характера) (приложение N 1) и Методические рекомендации по приему заявлений, кассационных жалоб и представлений (приложение N 2) являются неотъемлемыми частями настоящего Положения.
Приложение N 1
к Положению о Приемной
Оренбургского областного суда
Регламент
о порядке осуществления личного приема граждан и организации рассмотрения письменных и устных обращений (в том числе непроцессуального характера)
I. Общие положения
1.1. Прием граждан осуществляется работниками Приемной суда.
1.2. Председатель суда и заместители председателя осуществляют прием граждан по вопросам непроцессуального характера.
1.3. Работники Приемной руководствуются в своей деятельности: Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Федеральными законами "О статусе судей в Российской Федерации", "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации, правилами поведения работников аппарата суда, правилами внутреннего распорядка, инструкциями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, приказами и распоряжениями председателя Оренбургского областного суда, а также настоящим Положением о Приемной Оренбургского областного суда.
II. Личный прием граждан
2.1. Личный прием граждан проводится председателем суда и его заместителями (по вопросам непроцессуального характера) и работниками Приемной.
2.2. Прием граждан ведется в порядке очередности.
2.3. Граждане, имеющие льготы и преимущества, установленные действующим законодательством, а также беременные женщины и посетители с малолетними детьми принимаются вне очереди. Иногородние посетители во всех случаях принимаются в день обращения.
2.4. Работник Приемной осуществляет следующие действия:
- представляется гражданину, называет фамилию, имя, отчество, замещаемую должность;
- устанавливает контакт с гражданином путем создания благоприятной психологической обстановки, доброжелательного отношения и интереса к проблеме;
- проверяет у гражданина документ, удостоверяющий личность, как правило, паспорт, а также документ, подтверждающий право на совершение определенных действий в суде (доверенность, ордер).
2.5. От посетителя принимается письменное обращение, рассмотрение которого входит в компетенцию суда, либо разъясняется право обратиться в соответствующие органы.
2.6. Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки и изучения.
2.7. Гражданину дается разъяснение о сроке рассмотрения письменного обращения (30 календарных дней с моменты регистрации), о возможности продления председателем суда срока рассмотрения обращения непроцессуального характера на 30 календарных дней (с уведомлением об этом гражданина).
2.8. Консультации материально-правового характера работники Приемной не предоставляют.
2.9. Работник проверяет содержание обращения и приложения к нему.
2.10. Обращения, жалобы должны содержать:
- фамилию, имя, отчество заявителя, полный адрес для направления ответа (индекс, область, город, улица, номер дома и квартиры), дату и подпись заявителя;
- если жалоба (заявление) подана представителем (адвокатом) и подписана лично им, к ней должна быть приобщена доверенность (ордер);
- если жалоба подана от нескольких лиц, в ней должно быть указано, в какой адрес необходимо направить приобщенные к жалобе документы;
- указанные в качестве приложений к письменным обращениям, жалобам документы. При отсутствии каких-либо документов заявитель должен вычеркнуть их и в этом расписаться.
III. Учет, регистрация заявлений, письменных и устных обращений, жалоб
3.1. Учету и регистрации подлежат все заявления, письменные и устные обращения, жалобы.
3.2. В журнал учета обращения и компьютерную базу данных обязательно вносятся следующие сведения:
- дата приема, фамилия, имя, отчество посетителя, его адрес регистрации, адрес фактического проживания, контактный телефон, краткое содержание обращения, сведения о результатах приема, фамилия сотрудника, осуществившего прием. В графе "Примечание" вносятся дополнительные сведения, имеющие принципиальное значение.
3.3. При регистрации обращения на лицевой стороне первого листа в нижнем правом углу ставится штамп "Принято", указываются фамилия, имя, отчество принявшего его, дата поступления и номер регистрации в журнале. Заявителю выдается письменное подтверждение.
Обращение регистрируется в программе "Документооборот и обращения".
3.4. Обращения, заявления, жалобы передаются после окончания приема граждан в соответствующее структурное подразделение суда.
3.5. Если жалоба адресована ошибочно, заявителю следует разъяснить, куда ее необходимо адресовать и как правильно назвать жалобу. Если заявитель отказывается переадресовать или переименовать жалобу, то такая жалоба подлежит также приему и регистрации с направлением в соответствующее подразделение суда.
3.6. Коллективное обращение, то есть обращение, подписанное двумя и более авторами, а также бесфамильное обращение, поступившее от имени администрации предприятия или общественной организации конкретного предприятия, учреждения (заведения), регистрируется в общем порядке, в журнал учета вносятся первые две-три разборчиво указанные фамилии, первой указывается фамилия того автора, в адрес которого просят направить ответ. В журнале учета в графе "Примечание" проставляется отметка "коллективное" и указывается общее количество обратившихся граждан. Коллективные обращения без указания фамилий регистрируются по названию организации, предприятия, учреждения (заведения), откуда они поступили.
3.7. Аналогичное обращение, то есть второе (и последующее) обращение гражданина по одному и тому же вопросу (дубликат) при условии, что срок рассмотрения первого обращения еще не истек, регистрируется в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, и приобщается к материалам первого обращения. В графе "Примечание" указывается: "аналогичное к N __ от_____20___г.". Дубликаты обращений, поступившие в течение месяца, со дня дачи заявителю исчерпывающего ответа повторному рассмотрению не подлежат и списываются в наряд по резолюции председателя суда.
3.8. К рассмотрению не принимаются обращения, содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, судьи, а также членам его семьи; не поддающиеся прочтению, лишенные какого-либо смысла и анонимные (отсутствует информация об авторе, его фамилия, имя отчество, адрес).
3.9. Если же фамилия, имя, отчество и почтовый адрес не поддаются прочтению, то автору направляется сообщение согласно положениям пункта 3.10. Регламента: о недопустимости злоупотребления правом; о невозможности дать ответ, так как текст не поддается прочтению; либо о том, что ему многократно давались ответы по существу и в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, либо вопросы, затронутые в обращении, касаются сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
3.10. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов или должностных лиц, копии обращений в течение семи дней со дня регистрации направляются в соответствующие государственные органы или соответствующим должностным лицам.
IV. Требования, предъявляемые к содержанию ответа на обращения непроцессуального характера
4.1. По итогам рассмотрения обращения непроцессуального характера исполнитель готовит письменный ответ.
4.2. Ответ должен содержать исчерпывающую информацию по всем поставленным в обращении вопросам, иметь ссылки на действующее законодательство, не допускать двойственного толкования, излагаться кратко и ясно, быть точным, строгим, достоверным и объективным. В ответе не допускаются рассуждения, стиль изложения должен быть нейтральным, констатируются факты, которые оцениваются исходя из норм действующего законодательства.
4.3. Ответы на обращения печатаются в редакторе Word, шрифтом Times New Roman, размером N 14 на бланках установленной формы.
4.4. Один документ не должен содержать более четырех адресатов. Слово "Копия" перед обозначением второго, третьего, четвертого адресата не указывается. Текст разделяется на абзацы, средний размер - 4 - 5 предложений.
Отметку об исполнителе располагают на лицевой или оборотной стороне документа в левом нижнем углу, указав фамилию, инициалы и номер служебного телефона.
4.5. Обращения считаются разрешенными и снимаются с контроля в соответствии с резолюцией председателя суда или его заместителей.
Приложение N 2
к Положению о Приемной
Оренбургского областного суда
Методические рекомендации
по приему заявлений, кассационных жалоб и представлений
I. Прием заявлений
Прием заявлений в коллегию по гражданским делам регламентируется статьёй 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При оспаривании нормативного правового акта необходимо руководствоваться статьей 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Форма и содержание административного искового заявления регламентируется статьей 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов содержится в статье 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Подсудность областного суда в качестве суда первой инстанции регламентируется статьями 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
1.1. Общие требования к форме и содержанию искового заявления согласно статье 131 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Исковое заявление подается в суд в письменной форме.
В исковом заявлении должны быть указаны:
- наименование суда, в который подается заявление;
- наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
- наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
- в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
- обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
- цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
- сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
- перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.
Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
1.2. К исковому заявлению прилагаются:
- его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
- доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
- доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
- расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
1.3. При оспаривании нормативного правового акта, согласно статье 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
- наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
- наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;
- сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
- сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами - какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;
- наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;
- ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов;
- требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
Форма и содержание административного искового заявления (статья 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации):
1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
- наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
- наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
- наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
- сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
- содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
- сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
- сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
- иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
- перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.
4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.
6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, должно соответствовать требованиям. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.
7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению (статья 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации):
- уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный заявитель основывает свои требования, при условии, что административный заявитель по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;
- документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным заявителем и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;
- копию оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
1.4. К подсудности областного суда в качестве суда первой инстанции в соответствии со статьями 26 Гражданского процессуального кодекса РФ и статьи 20 Кодекса административного судопроизводства относятся наиболее распространенные в судебной практике и значимые по последствиям дела:
- связанные с государственной тайной;
- об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;
- об оспаривании решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, за исключением решений о приостановлении или прекращении полномочий судей, о приостановлении или прекращении их отставки;
- об оспаривании решений и действий (бездействия) экзаменационных комиссий субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и иных решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанных экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
- о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации;
- о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территории одного субъекта Российской Федерации;
- об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
- об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;
- об отмене регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
- об отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- о расформировании избирательных комиссий, за исключением о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- об определении срока назначения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления;
- о признании неправомочным состава законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам;
- об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Федеральными законами к подсудности областного суда могут быть отнесены и другие дела.
II. Порядок подачи частных и апелляционных жалоб на определения и решения по гражданским и административным делам
2.1. Порядок подачи частных и апелляционных жалоб на определения и решения по гражданским делам
Порядок подачи частных и апелляционных жалоб на определения и решения по гражданским делам регламентируется статьями 320, 321, 322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
2.1.1. Согласно статье 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:
1. Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
2. Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле.
3. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
2.1.2. Порядок и срок подачи апелляционных жалобы, представления (статья 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
1. Апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, вынесший решение, для дальнейших действий в соответствии с требованиями статьи 325 настоящего Кодекса.
2. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.
2.1.3. Содержание апелляционных жалобы, представления (статья 322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать:
- наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;
- наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения;
- указание на решение суда, которое обжалуется;
- требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;
- перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.
2. В апелляционных жалобе, представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
3. Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя, если в деле не имеется такое полномочие.
Апелляционное представление подписывается прокурором.
4. К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.
5. Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
В соответствии с положениями статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно общему правилу вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении её размера при подаче кассационной жалобы решается судом первой инстанции, вынесшим судебное постановление.
Перечень лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, установлен статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
2.2. Порядок подачи частных и апелляционных жалоб на определения и решения по административным материалам и делам
Порядок подачи частных и апелляционных жалоб на определения и решения по административным материалам и делам регламентируется статьями 313, 314, 315, 295, 297, 298, 299 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
2.2.1. Согласно статье 313 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации:
Определения суда первой инстанции могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление в случае, если:
1) это предусмотрено настоящим Кодексом;
2) определение суда исключает возможность дальнейшего движения административного дела.
2.2.2. Порядок и срок подачи частных жалобы, представления (статья 314 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации):
1. Частная жалоба, представление прокурора могут быть поданы в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
2. Частная жалоба, представление прокурора на определение суда по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в том числе об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом указанного определения.
3. Частная жалоба, представление прокурора на определение суда по административному делу о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом указанного определения.
4. Частная жалоба, представление прокурора на определение суда по административному делу об административном надзоре могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом указанного определения.
5. Частная жалоба, представление прокурора на определение суда по административному делу о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом указанного определения.
6. Частная жалоба, представление прокурора на определение суда по административному делу о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или об отказе в психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом указанного определения.
В соответствии со статьей 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации:
1. Частная жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 34, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей.
2. Рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении административного искового заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
3. С учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, представления прокурора суд апелляционной инстанции может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте рассмотрения частной жалобы, представления прокурора.
2.2.3. Согласно статье 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации:
1. Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными главой 34 Кодекса административного судопроизводства.
2. Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле.
2.2.4. Порядок и срок подачи апелляционных жалобы, представления (статьи 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации):
апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, принявший решение, для дальнейших действий в соответствии с требованиями статьи 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
1. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.
2. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
3. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
4. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
5. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об административном надзоре могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
6. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
2.2.5. Содержание апелляционных жалобы, представления (статья 299 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации):
1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать:
- наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;
- наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего апелляционные жалобу, представление, его место нахождения или место жительства;
- указание на решение суда, которое обжалуется;
- требования лица, подающего апелляционную жалобу, или требования прокурора, приносящего апелляционное представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;
- перечень прилагаемых к апелляционным жалобе, представлению документов.
2. Апелляционная жалоба подписывается лицом, ее подающим, или его представителем. К апелляционной жалобе, поданной представителем, должен быть приложен документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы, указанные в части 3 статьи 55 настоящего Кодекса, если они отсутствуют в деле: адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.
3. Апелляционное представление подписывается прокурором.
4. К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.
5. Лицо, подающее апелляционную жалобу, не обладающее государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий жалобы и документов. В случае, если указанное лицо не направило данные документы другим лицам, участвующим в деле, апелляционная жалоба и приложенные к ней документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
6. Лицо, подающее апелляционные жалобу, представление, обладающее государственными или иными публичными полномочиями, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
7. Апелляционные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
III. Порядок подачи апелляционных жалоб и заявлений по уголовным делам на судебные решения, вынесенные Оренбургским областным судом
3.1. Порядок подачи апелляционных жалоб и заявлений по уголовным делам на судебные решения, вынесенные Оренбургским областным судом в качестве суда первой инстанции, регламентируется главой 45.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
3.1.1. Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 45.1 УПК РФ.
3.1.2. Право апелляционного обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю и (или) вышестоящему прокурору, потерпевшему, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.
3.1.3. Порядок подачи апелляционных жалоб, представлений регламентируется статьей 389.3 УПК РФ, в соответствии с которой апелляционная жалоба, представление подаются через суд, принявший решение, то есть через Оренбургский областной суд.
Апелляционная жалоба, представление подаются:
- на промежуточное решение Оренбургского областного суда - в судебную коллегию по уголовным делам Оренбургского областного суда;
- на приговор или иное итоговое решение Оренбургского областного суда - в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Апелляционные жалобы на решения Оренбургского областного суда, вынесенные им по первой инстанции по уголовным делам, принятые через приемную суда, сразу передаются для регистрации в отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам (в канцелярию по первой инстанции).
3.1.4. В соответствии с положениями статьи 389.4 УПК РФ апелляционные жалобы, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копий приговора, определения, постановления, за исключением апелляционных жалоб на постановления суда о продлении в качестве меры пресечения заключения под стражу или домашнего ареста, которые подаются в течение 3 суток со дня его вынесения.
3.1.5. Апелляционные жалоба, представление, поданные с пропуском срока, оставляются без рассмотрения. В случае пропуска срока апелляционного обжалования по уважительной причине ходатайство о восстановлении пропущенного срока заинтересованными лицами подается в Оренбургский областной суд.
3.1.6. В соответствии со статей 389.6 УПК РФ апелляционная жалоба должна содержать:
- наименование суда апелляционной инстанции, в который подается жалоба;
- данные о лице, подавшем апелляционную жалобу, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;
- указание на приговор или иное судебное решение и наименование суда, его постановившего или вынесшего;
- доводы лица, подавшего апелляционную жалобу, с указанием оснований, предусмотренных статьей 389.15 настоящего Кодекса;
- перечень прилагаемых к апелляционным жалобе материалов;
- подпись лица, подавшего апелляционную жалобу.
Если осужденный заявляет ходатайство об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, об этом указывается в его апелляционной жалобе или в возражениях на жалобы, представления, принесенные другими участниками уголовного процесса. В случае если апелляционная жалоба оформлена и представлена без учета изложенных выше требований, что препятствует рассмотрению уголовного дела, апелляционная жалоба возвращается судьей, который назначает срок для ее пересоставления. Если требования судьи не выполнены и апелляционная жалоба в установленный судьей срок не поступила, она считается неподанной, а приговор считается вступившим в законную силу.
3.1.7. Лицо, подавшее апелляционные жалобу или представление, вправе отозвать их до начала заседания суда апелляционной инстанции. В этом случае апелляционное производство по жалобе или представлению прекращается. В случае, если жалоба или представление отозваны до назначения рассмотрения уголовного дела в суде апелляционной инстанции, судья возвращает жалобу или представление.
3.1.8. В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 389.8 УПК РФ дополнительная апелляционная жалоба подлежит рассмотрению, если она поступила в суд апелляционной инстанции не позднее чем за 5 суток до начала судебного заседания. В дополнительной жалобе потерпевшего, частного обвинителя или их законных представителей и представителей, поданных по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, если такое требование не содержалось в первоначальной жалобе.
3.2. Порядок подачи апелляционных жалоб по уголовным делам
3.2.1. Апелляционные жалобы, представления на приговор и иные судебные решения, вынесенные районными (городскими) судами Оренбургской области по уголовным делам, если заявитель обратился с ними в Оренбургский областной суд, могут быть приняты в Приемной Оренбургского областного суда.
3.2.2. Апелляционные жалоба, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда. Жалоба (представление), принятая через приемную сразу же передаются в отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам (канцелярия апелляционной инстанции).
3.2.3. В соответствии со ст. 389.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалоба, представление должны содержать:
- наименование суда апелляционной инстанции, в который подается жалоба, представление (таким образом, жалоба, представление должны быть адресованы в судебную коллегию по уголовным делам);
- данные о лице, подающем жалобу, представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения. Лицо, подающее жалобу, представление, должно предъявить свой паспорт. Если жалоба подается не тем лицом, которым жалоба подписана, то необходимо составить об этом справку, указав в ней лицо, подающее жалобу, и его паспортные данные;
- указание на приговор или иное судебное решение и наименование суда, его постановившего или вынесшего;
- доводы лица, подавшего апелляционную жалобу, представление, с указанием оснований, предусмотренных статьей 389.15 УПК РФ;
- перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов (количество листов);
- подпись лица, подавшего жалобу, представление.
Апелляционные жалоба, представление на постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом, о продлении срока содержания под стражей подаются в течение 3 суток со дня вынесения постановления и передаются в отдел по организации рассмотрения уголовных дел в апелляционной инстанции.
3.2.4. Заявление о восстановлении срока на апелляционное обжалование также может быть принято в Приемной Оренбургского областного суда. Данное заявление передается в отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам (канцелярия апелляционной инстанции).
3.3. Порядок подачи иных заявлений и запросов по уголовным делам первой и апелляционной инстанций Оренбургского областного суда
3.3.1. Все заявления или запросы, поступающие через приемную Оренбургского областного суда, адресованные конкретно на имя судей судебных коллегий по уголовным делам первой и апелляционной инстанций, регистрируются и передаются в соответствующие канцелярии первой и апелляционной инстанций.
В случае отсутствия судьи по уважительной причине на работе (отпуск, командировка, больничный), которому адресовано заявление (запрос), такое заявление передается на резолюцию заместителю Оренбургского областного суда.
3.3.2. Если заявление или запрос, для исполнения которых необходимо получить письменную резолюцию заместителя председателя Оренбургского областного суда, подлежит исполнению в день обращения, то передача соответствующего обращения заместителю председателя суда для получения резолюции относится к обязанностям работника Приемной.
Аналогичные заявления и запросы, подлежащие исполнению в общем порядке, передаются сотрудниками Приемной в соответствующее структурное подразделение суда, а работниками соответствующего структурного подразделения - заместителю председателя суда для получения резолюции в общем порядке.
3.3.3. Разрешение на свидание с подсудимым, числящимся за Оренбургским областным судом, выдается только по письменному заявлению с предъявлением паспорта заявителя и указанием в заявлении, в каком родстве он состоит с подсудимым. Если заявитель не является родственником подсудимого, то в заявлении должно быть указано мотивированное обоснование свидания.
Заявление пишется непосредственно на имя судьи, в производстве которого находится уголовное дело. В заявлении обязательно должен быть указан номер телефона заявителя, по которому можно будет связаться. К заявлению прилагается копия паспорта.
Специалист Приемной Оренбургского областного суда данное заявление передает в отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам (канцелярии первой или апелляционной инстанций).
После рассмотрения заявления на свидание судьей принимается решение: выдать разрешение на свидание либо отказать в выдаче.
Разрешение на свидание изготавливается специалистом отдела обеспечения судопроизводства по уголовным делам (канцелярии первой или апелляционной инстанций).
Заявление и расписка о получении разрешения на свидание приобщается к материалам уголовно дела.
3.3.4. За содержание и правильность оформления документа, выдаваемого через Приемную суда, несет ответственность то структурное подразделение Оренбургского областного суда, в котором данный документ подготовлен.
IV. Порядок принесения кассационных жалоб или представлений
4.1. Порядок принесения кассационных жалоб по гражданским делам
Порядок производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений по гражданским делам в суде кассационной инстанции регулируется положениями главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 2 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
При исчислении шестимесячного срока необходимо иметь в виду, что время рассмотрения кассационных жалобы, представления в суде кассационной инстанции не учитывается.
Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, который в соответствии с его компетенцией уполномочен на их рассмотрение (статья 377 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Требования, предъявляемые к содержанию кассационной жалобы, представления (статья 378 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации):
кассационная жалоба, представление должны содержать:
- наименование суда, в который они подаются;
- наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
- наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
- указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанциям, и содержание принятых ими решений;
- указание на судебные постановления, которые обжалуются;
- указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;
- просьбу лица, подающего жалобу, представление.
В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.
Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление должно быть подписано прокурором, указанным в части третьей статьи 377 настоящего Кодекса.
К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
Приказами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 года N 36 и от 15 декабря 2004 года N 161 утверждены инструкции по судебному делопроизводству в районном, в областном судах, которые устанавливают порядок надлежащего заверения копий судебных актов.
В соответствии с положениями указанных инструкций выдаваемые судом копии судебных актов должны быть заверены подписями судьи, председательствовавшего по делу, либо председателя суда, секретаря суда, а также гербовой печатью суда. В случаях, когда судебные акты изложены на нескольких листах, то листы копии судебного акта должны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены гербовой печатью суда. В случае, если вышестоящий суд изменил решение суда, на копии судебного решения делается об этом отметка. На копии судебного постановления делается отметка о дате вступления его в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
К кассационной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
В соответствии с положениями статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась плата.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также информацией об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в размере: при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть для физических лиц - 150 рублей, для организаций - 3000 рублей (подпункты 3 и 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно общему правилу вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении её размера при подаче кассационной жалобы решается судом первой инстанции, вынесшим судебное постановление.
Перечень лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, установлен статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
4.2. Порядок производства по пересмотру вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда в суде кассационной инстанции регулируется положениями главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Право на обращение в суд кассационной инстанции имеют лица в соответствии с ч. 1 ст. 401.2 УПК РФ. Вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции осужденным, оправданным, их защитниками и законными представителями, потерпевшим, частным обвинителем, их законными представителями и представителями, а также иными лицами в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.
В соответствии с частью 2 статьи 401.2 УПК РФ с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться:
- Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд кассационной инстанции;
- прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор и их заместители - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, правомочный в соответствии с частью второй настоящей статьи пересматривать обжалуемое судебное решение.
Кассационные жалоба, представление подаются на:
приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, апелляционные постановления и определения, а также промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
Кассационные жалоба или представление составляются в соответствии с требованиями части 1 статьи 401.4 УПК РФ и должны содержать:
- наименование суда, в который они подаются;
- данные о лице, подавшем жалобу, представление, с указанием его места жительства или места нахождения, процессуального положения;
- указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанциях, и содержание принятых ими решений;
- указание на судебные решения, которые обжалуются;
- указание на допущенные судами существенные нарушения норм уголовного или уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;
- просьбу лица, подающего жалобу, представление.
Так, если в жалобе не приведены доводы в обоснование необходимости пересмотра вступившего в законную силу судебного решения либо отсутствует подпись лица, подавшего жалобу, она возвращается заявителю.
В соответствии с частью 5 статьи 401.4 УПК РФ к кассационной жалобе или представлению прилагаются:
- заверенные соответствующим судом копии судебных решений, принятых по данному уголовному делу;
- копии иных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в кассационных жалобе, представлении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Оренбургского областного суда от 6 марта 2017 г. N 46/о "Об утверждении Положения о Приемной Оренбургского областного суда"
Текст приказа опубликован на сайте Оренбургского областного суда (http:\\www.oblsud.orb.sudrf.ru)
Приказом Оренбургского областного суда от 5 декабря 2019 г. N 529/о настоящий приказ признан утратившим силу