Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 02.07.2018 N 405-п
Региональная программа
"Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Оренбургской области"
Паспорт региональной программы
"Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Оренбургской области"
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
- |
министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области |
Соисполнитель мероприятий Программы |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области |
Участники Программы |
- |
органы исполнительной власти Оренбургской области в рамках исполняемых полномочий; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области; хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы) на территории Оренбургской области |
Цель Программы |
- |
создание комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Оренбургской области |
Задачи Программы |
- |
формирование нормативно-правовой и информационно-технической базы в сфере обращения с отходами на территории Оренбургской области; организация инфраструктуры по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного накопления (в том числе раздельного накопления), сбора, транспортирования твердых коммунальных отходов; реализация мер по выявлению и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе объектов несанкционированного размещения отходов; обеспечение доступа к информации в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами |
Целевые показатели Программы |
- |
количество введенных в эксплуатацию объектов (очередей строительства) по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, в том числе обеспечивающих выработку электрической и тепловой энергии; доля твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение, в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов в отчетном периоде; доля рекультивированных мест размещения отходов в общем количестве мест размещения отходов, подлежащих рекультивации; доля ликвидированных мест размещения отходов в общем количестве мест размещения отходов, подлежащих ликвидации; количество размещенных и распространенных информационных материалов, направленных на формирование экологической культуры населения Оренбургской области |
Срок реализации Программы |
- |
2018 - 2027 годы |
Источники финансирования Программы |
- |
внебюджетные источники |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
создание комплексной системы обращения с отходами, в том числе: сокращение доли твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение, в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов на 0,4 процента; обеспечение раздельного накопления и сортировки твердых коммунальных отходов; увеличение доли населенных пунктов Оренбургской области, обеспеченных системами сбора и удаления отходов, соответствующих требованиям природоохранного законодательства, в общем количестве населенных пунктов Оренбургской области до 100 процентов; ликвидация 714 несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов; повышение информированности населения Оренбургской области в сфере обращения с отходами; увеличение доли отходов, направляемых на утилизацию, в общем объеме образующихся отходов на 13 процентов |
Список сокращений, используемых в Программе:
минстрой Оренбургской области |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области; |
МПР Оренбургской области |
- |
министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области; |
ТКО |
- |
твердые коммунальные отходы. |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Одной из проблем современного общества является нарастание объемов отходов производства и потребления (далее - отходы). Темпы роста образования отходов опережают их переработку, обезвреживание и утилизацию.
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области, к началу 2018 года на территории Оренбургской области накоплены 1286,2 млн. тонн отходов. Большая часть образованных и накопленных отходов представлена отходами V класса опасности, представляющих собой отходы, образующиеся при добыче полезных ископаемых. В значительной степени образование и накопление отходов связаны с осуществлением производственной деятельности крупных промышленных предприятий различных отраслей хозяйственной деятельности, в частности - с добычей полезных ископаемых.
По данным статистической отчетности 2-ТП (отходы), в 2017 году образовались 60,555 млн. тонн отходов, в том числе:
отходы I класса опасности для окружающей среды - 0,0000324 млн. тонн;
отходы II класса опасности - 0,0001434 млн. тонн;
отходы III класса опасности - 0,21237 млн. тонн;
отходы IV класса опасности - 0,68453 млн. тонн;
отходы V класса опасности - 59,6582 млн. тонн.
Из общего объема образовавшихся в 2017 году отходов использован и обезврежен всего 21 процент отходов.
На территории Оренбургской области образуются около 800 тыс. тонн ТКО в год.
С одной стороны, накопление отходов приносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб.
С другой стороны, отходы могут являться источником вторичных материальных ресурсов (бумаги, картона, металлов черных и цветных, текстиля, стекла, кожи, резины, пластмассы, полиэтилена).
Основной объем образующихся в Оренбургской области ТКО и отходов, подобных коммунальным, размещаются без предварительной сортировки. В г. Оренбурге действует мусоросортировочный комплекс по обработке ТКО, поступающих от жителей и промышленных предприятий.
Существующая система накопления и сбора ТКО не позволяет в полной мере удалять их из мест образования. Это приводит к несанкционированному размещению ТКО в окружающей среде и значительным потерям вторичных ресурсов.
По состоянию на 1 мая 2018 года в государственный реестр объектов размещения отходов внесены 52 объекта, расположенных в Оренбургской области, в том числе 11 полигонов ТКО (г. Оренбург, г. Орск, г. Бузулук, г. Гай, г. Соль-Илецк, г. Медногорск, г. Ясный, г. Бугуруслан, пос. Новосергиевка, с. Курманаевка, пос. Новоорск). На территориях муниципальных районов Оренбургской области находятся 28 несанкционированных свалок, подлежащих рекультивации, а также 686 поселковых свалок, подлежащих ликвидации.
Анализ существующей ситуации в сфере обращения с отходами на территории Оренбургской области позволил выделить ряд проблем:
наличие несанкционированных объектов размещения ТКО и их функционирование с нарушениями природоохранного законодательства;
неэффективность системы накопления, сбора и удаления отходов на территориях ряда муниципальных образований Оренбургской области вследствие значительного износа технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;
низкая экологическая культура населения Оренбургской области по причине недостаточной информированности о необходимости раздельного накопления компонентов ТКО и способах их вторичного использования;
отсутствие системы раздельного накопления и сбора ценных компонентов ТКО (в том числе отходов от использования товаров) и их переработки;
сокращение срока эксплуатации полигонов ТКО, увеличение объемов отходов, поступающих на захоронение, потеря ценных вторичных материальных ресурсов и загрязнение окружающей среды;
необходимость ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе свалок ТКО, и земель, нарушенных в результате эксплуатации свалок.
Единственным способом сокращения потока отходов на объекты их захоронения является масштабное и своевременное выделение (сортировка) из ТКО ресурсов, пригодных для вторичного использования, строительство мусоросортировочных комплексов и заводов по переработке ТКО.
Программа включает мероприятия по реализации направлений, предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2016 года N 682-п (далее - территориальная схема), и источники финансирования реализации таких мероприятий.
Целью Программы является создание комплексной системы обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Оренбургской области.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:
формирование нормативно-правовой и информационно-технической базы в сфере обращения с отходами на территории Оренбургской области;
организация инфраструктуры по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, в том числе ТКО;
создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного накопления (в том числе раздельного накопления), сбора, транспортирования ТКО;
реализация мер по выявлению и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе объектов несанкционированного размещения отходов;
обеспечение доступа к информации в области обращения с отходами, в том числе с ТКО;
организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО.
Срок реализации Программы - 2018 - 2027 годы.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, описание путей достижения ее цели и решения задач, прогнозируемые результаты реализации Программы
На территории Оренбургской области приоритеты государственной политики в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, определены:
Федеральными законами от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;
государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326;
Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 года N 84-р;
комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды России от 14 августа 2013 года N 298;
стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп.
Основными приоритетными направлениями в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, являются:
восстановление захламленных территорий, ликвидация свалок;
строительство комплексных мусороперерабатывающих заводов, полигонов ТКО, отвечающих требованиям природоохранного законодательства;
рекультивация нарушенных земель;
развитие экологического образования.
3. Целевые показатели Программы
Сведения о целевых показателях Программы и их значениях представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
4. Перечень и характеристика мероприятий Программы
В рамках Программы реализуются следующие мероприятия:
1) мероприятие 1 "Создание эффективных механизмов управления в области обращения с отходами".
Данное мероприятие предусматривает реализацию следующих мер, направленных на формирование необходимой нормативно-правовой и информационно-технической базы для решения задач в сфере обращения с отходами на территории Оренбургской области:
разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на регулирование в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Оренбургской области;
актуализация территориальной схемы, а также ее электронной модели;
создание систем учета на основе автоматизированного поступления информации весового контроля с объектов утилизации и размещения ТКО, а также данных об их перемещении (электронной базы абонентов и автоматической системы учета, контроля сбора и перевозки ТКО "Управление ТКО");
утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО, инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО;
установление нормативов накопления ТКО;
перевод земельных участков в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" в целях обеспечения возможности проведения работ по строительству объектов обработки и размещения ТКО;
2) мероприятие 2 "Организация инфраструктуры по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, в том числе ТКО".
Данное мероприятие предусматривает реализацию комплекса мер, направленных на проектирование и строительство объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе ТКО, а также объектов по накоплению, сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров.
Потребность в производственных мощностях определяется на основании территориальной схемы;
3) мероприятие 3 "Создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного накопления (в том числе раздельного накопления), сбора, транспортирования ТКО".
Данное мероприятие предусматривает реализацию следующих мероприятий:
приобретение и установка контейнеров для накопления ТКО, обустройство (монтаж, реконструкция) контейнерных площадок (потребность в данных объектах определяется в соответствии с положением о порядке накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории Оренбургской области, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 22 февраля 2018 года N 97-п);
приобретение автотранспорта с GPS-навигацией для сбора, вывоза и перевозки ТКО (до 200 единиц);
обустройство площадок для временного накопления и перегрузки ТКО (до 25 штук);
4) мероприятие 4 "Ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе объектов несанкционированного размещения отходов".
Данное мероприятие предусматривает реализацию комплекса мер, направленных на выявление мест несанкционированного размещения отходов и предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе ТКО, случаев причинения такого вреда и принятие мер по их ликвидации, в том числе создание оперативной группы для перевозки ТКО и ликвидации несанкционированных мест накопления ТКО (до 12 единиц техники).
В соответствии с территориальной схемой 28 несанкционированных свалок в муниципальных районах Оренбургской области подлежат рекультивации, 686 поселковых свалок - ликвидации;
5) мероприятие 5 "Реализация мероприятий, направленных на обеспечение населения информацией в области обращения с отходами, в том числе ТКО".
Данное мероприятие предусматривает реализацию следующих мер, направленных на обеспечение доступа к информации в области обращения с отходами, в том числе ТКО:
а) организация и проведение экологических акций и мероприятий по формированию новой системы обращения с отходами в Оренбургской области;
б) организация постоянного информирования населения Оренбургской области о формировании новой системы обращения с отходами в Оренбургской области:
проведение информационных и агитационных кампаний в целях повышения информированности населения Оренбургской области о способах минимизации образования отходов, способах их удаления, в том числе посредством утилизации (использования);
организация доступа населения Оренбургской области к информации о центрах сбора компонентов, входящих в состав ТКО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
издание, распространение и размещение в местах массового пребывания населения информационных брошюр, листовок, плакатов, разъясняющих правила раздельного накопления ТКО;
изготовление информационных роликов по тематике обращения с ТКО;
в) мониторинг и анализ информационных материалов в федеральных, областных и муниципальных средствах массовой информации, проводимые с целью изучения общественного мнения и нивелирования рисков, возникающих при реализации государственной политики в области обращения с отходами.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 2 к Программе.
5. Источники финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств:
внебюджетных источников.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании бюджетов всех уровней на соответствующий финансовый год и плановый период исходя из возможностей областного бюджета, затрат, необходимых для реализации Программы, а также инвестиционных программ в области обращения с ТКО.
Кроме того, к финансированию Программы могут быть привлечены иные источники в объемах и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
Прогнозная оценка расходов на реализацию Программы за счет всех источников финансирования представлена в приложении N 3 к Программе.
Перечень мероприятий Программы с указанием планируемых объемов финансирования представлен в приложении N 4 к Программе.
6. Управление Программой, контроль за ходом ее реализации и порядок отчетности
Ответственным исполнителем Программы является МПР Оренбургской области, которое осуществляет полномочия в области обращения с отходами в соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 19 сентября 2016 года N 522-ук и координирует деятельность минстроя Оренбургской области - соисполнителя Программы, а также участников Программы.
Участниками Программы являются:
органы исполнительной власти Оренбургской области в рамках исполняемых полномочий;
региональный оператор по обращению с ТКО (определенный на основе конкурсного отбора, проводимого минстроем Оренбургской области, и осуществляющий регулируемую деятельность по обращению с ТКО на территории Оренбургской области);
органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области (по согласованию, в соответствии с полномочиями в сфере обращения с отходами, установленными законодательством Российской Федерации и Оренбургской области);
хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами на территории Оренбургской области.
Соисполнитель и участники Программы представляют ответственному исполнителю Программы:
1) ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о ходе реализации мероприятий Программы;
2) ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом, информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
В целях обеспечения согласованных действий между органами исполнительной власти Оренбургской области в соответствии с распоряжением Губернатора Оренбургской области от 2 декабря 2017 года N 295-р образована рабочая группа по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области
7. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит снизить объемы размещаемых в окружающей среде отходов, предотвратить дальнейшее загрязнение компонентов окружающей среды, минимизировать негативное воздействие отходов на окружающую среду.
К концу 2027 года ожидается достижение следующих результатов:
создание комплексной системы обращения с отходами, в том числе:
сокращение доли ТКО, направляемых на захоронение, в общем количестве образованных ТКО на 0,4 процента;
обеспечение раздельного накопления и сортировки ТКО;
увеличение доли населенных пунктов Оренбургской области, обеспеченных системами сбора и удаления отходов, соответствующих требованиям природоохранного законодательства, в общем количестве населенных пунктов Оренбургской области до 100 процентов;
ликвидация 714 несанкционированных мест размещения ТКО;
повышение информированности населения Оренбургской области в сфере обращения с отходами;
увеличение доли отходов, направляемых на утилизацию, в общем объеме образующихся отходов на 13 процентов.
Социальная и экономическая эффективность реализации Программы заключается в:
создании более 50 новых рабочих мест в результате строительства и деятельности объектов по обращению с отходами;
возвращении до 100 тыс. тонн вторичных ресурсов в хозяйственный оборот к 2025 году;
использовании твердого вторичного топлива при производстве цемента, а также для выработки электроэнергии;
снижении загрязнения компонентов окружающей среды и оздоровлении экологической обстановки в Оренбургской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.