Решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 9 сентября 2004 г. N 2-1092/2004
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего - судьи Трофимовой М.В. при секретаре Корчугановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Смородиновой Ольги Николаевны к МУ Комитету по социальной защите населения администрации г. Нововоронежа об индексации ежемесячной суммы на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, установил:
Истец является инвалидом в связи с увечьем, связанным с аварией на ЧАЭС, и состоит на учете в МУ КСЗН г. Нововоронежа, где ему выплачивается сумма на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью в размере в сумме 500 руб.
Истец обратился в суд и просит обязать МУ КСЗН г. Нововоронежа произвести перерасчет установленных ему сумм на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью с учетом роста прожиточного минимума по Воронежской области и в 2004 г. производить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 679 руб. 78 коп., а ежегодной компенсации за вред здоровью в размере 1132 руб. 96 коп., а также взыскать с МУ КСЗН г. Нововоронежа недополученную сумму на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2004 г. по 01.04.2004 года включительно и ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в общем размере 1772 руб. 30 коп.
Представитель МУ КСЗН в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, возражений по заявленному требованию не представил.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей до принятия ФЗ от 12.02.01 г.) предусматривалось, что государственные пенсии, пособия, компенсации и иные установленные данным Законом выплаты гражданам защищались от инфляции в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе минимального размера оплаты труда.
Отказавшись в рамках нового правового регулирования от минимального размера оплаты труда как критерия индексации, федеральный законодатель принял Федеральный закон от 12.02.01 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", где в ч. 3 ст. 2 установил, что пенсии и компенсационные выплаты должны ежегодно повышаться пропорционально росту прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Учитывая, что данная норма приобрела неопределенный по сравнению с прежним регулированием характер, Конституционный суд РФ в своем Постановлении N 11-П от 19.06.02 г. признал не соответствующими Конституции РФ положения ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" (в редакции от 12.02.01 г.) и ч. 3 ст. 2 ФЗ от 12.02.01 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" в их взаимосвязи, постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и поэтому носят неопределенный характер.
С целью недопущения правового вакуума, Конституционный суд РФ указал, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.
В Определении от 25.03.03 г. Конституционный суд РФ подтвердил свое решение и указал, что содержащееся в п. 5.4 мотивировочной части Постановления N 11-П от 19.06.02 г. положение о праве судов общей юрисдикции выносить решения об индексации сумм возмещения вреда, выплачиваемых инвалидам - чернобыльцам на основе законодательства субъектов РФ, предполагает возможность разрешения такого рода дел судами общей юрисдикции до установления нового федерального правового регулирования, что соответствует в том числе конституционному принципу самостоятельности судебной власти.
Расчеты величины прожиточного минимума в Воронежской области производятся во исполнение областного закона от 06.12.99 г. N 126-11-ОЗ "О прожиточном минимуме в Воронежской области", в соответствии с Методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по Воронежской области, утвержденной постановлением администрации Воронежской области, по следующим категориям граждан: трудоспособное население, пенсионеры, дети.
На основании постановления администрации Воронежской области от 24.01.02 г. N 60, размер прожиточного минимума пенсионеров за 4 квартал 2001 года составил 724 руб. Размер прожиточного минимума пенсионеров за 4 квартал 2000 года составил 616 руб. Соотношение прожиточных минимумов за 2001 год составляет 1,17 (724 : 616 = 1,17). По этому индексу необходимо производить индексацию сумм возмещения вреда истцу в 2002 году в части компенсации на приобретение продовольственных товаров (300,00 х 1,17 = 351,00): в части ежегодной компенсации за вред здоровью (500,00 х 1,17 = 585,00).
Постановлением администрации Воронежской области от 04.02.03 г. N 81, размер прожиточного минимума пенсионеров за 4 квартал 2002 года составил 1312 руб. Размер прожиточного минимума пенсионеров за 4 квартал 2001 года составил 724 руб. Соотношение прожиточных минимумов за 2002 год составляет 1,81 (1312 : 724 = 1,81). По этому индексу необходимо производить индексацию сумм возмещения вреда истцу в 2003 году в части компенсации на приобретение продовольственных товаров (351,00 х 1,81 = 635,31): в части ежегодной компенсации за вред здоровью (585,00 х 1,81 = 1058,85).
Постановлением администрации Воронежской области от 04.02.04 г. N 117, размер прожиточного минимума пенсионеров за 4 квартал 2003 г. составил 1405 руб. Размер прожиточного минимума пенсионеров за 4 квартал 2002 г. составил 1312 руб. Соотношение прожиточных минимумов за 2002 - 2003 гг. составляет 1,07 (1405 руб. : 1312 руб.). По этому индексу необходимо производить индексацию: компенсации на приобретение продовольственных товаров в 2004 г. (635,31 x 1,07 = 679,78) и ежегодной компенсации за вред здоровью в 2004 г. (1058,85 x 1,07 = 1132,97).
Постановлением Правительства РФ от 21.08.01 г. N 607 установлено, что выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения, т.е. МУ КСЗН г. Нововоронежа является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Учитывая, что суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации, в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ, т.е. речь идет о недополученных гражданами суммах возмещения вреда с ежегодной их индексацией, то требование истца: обязать МУ КСЗН г. Нововоронежа произвести перерасчет и установить ему денежную компенсацию в возмещение вреда с учетом роста прожиточного минимума в Воронежской области на будущее время подлежит удовлетворению, т.к. исходя из смысла указанного Постановления судам не запрещено обязывать органы социальной защиты населения увеличить эти суммы в соответствии с увеличением прожиточного минимума в субъекте федерации до изменения федерального законодательства.
Федеральным законом от 26.04.04 г. N 31-ФЗ внесены изменения в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и установлено, что размеры выплат, предусмотренных настоящим законом, индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок и условия возврата недополученных сумм также определяются Правительством РФ. До настоящего времени указанные Законом нормативные акты Правительством РФ не приняты.
Решением Нововоронежского городского суда с МУ КСЗН г. Нововоронежа от 15 марта 2004 г. в пользу истца взыскана задолженность по выплатам денежных компенсаций по 31.12.2003 г., поэтому суд принимает решение о взыскании в пользу истца задолженности по выплатам сумм на приобретение продовольственных товаров с января 2004 г. по март 2004 г. и ежегодной компенсации за вред здоровью за 2004 год с учетом роста прожиточного минимума по Воронежской области, а с апреля 2004 г. обязывает ответчика выплачивать истцу сумму на приобретение продовольственных товаров в размере 679 руб. 78 коп. ежемесячно с последующей ежегодной индексацией пропорционально соотношению величины прожиточного минимума по Воронежской области за истекший год к величине прожиточного минимума за предыдущий год до изменения федерального законодательства, а также обязывает МУ КСЗН администрации г. Нововоронежа выплачивать истцу ежегодную компенсацию за вред здоровью, начиная с 2005 г., с последующей ежегодной индексацией пропорционально соотношению величины прожиточного минимума по Воронежской области за истекший год к величине прожиточного минимума за предыдущий год до изменения федерального законодательства, учитывая, что за 2004 г. суд взыскивает задолженность по недополученной сумме ежегодной компенсации за вред здоровью с учетом роста прожиточного минимума по Воронежской области. Общая сумма выплат компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом индексации в связи с ростом прожиточного минимума по Воронежской области составляет у истца за период с 01.01.2004 г. по 31.03.2004 года размер 1139 руб. 34 коп., исходя из следующего расчета: ((679,78 - 300,00) х 3 месяца)) и ежегодной компенсации за вред здоровью с учетом роста прожиточного минимума по Воронежской области за 2004 г. в размере 632 руб. 96 коп., исходя из следующего расчета: (1132 руб. 96 коп. - 500 руб. 00 коп).
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд решил:
Взыскать с МУ Комитета по социальной защите населения администрации г. Нововоронежа в пользу Смородиновой Ольги Николаевны задолженность за период с 01.01.04 г. по 31.03.2004 г. с учетом роста прожиточного минимума по Воронежской области по выплатам сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1139 руб. 34 коп. и ежегодной компенсации за вред здоровью за 2004 год в размере 1132 руб. 96 коп., в общей сумме 1772 руб. 30 коп.
Обязать МУ Комитет по социальной защите населения администрации г. Нововоронежа выплачивать с 01.04.04 г. Смородиновой Ольге Николаевне ежемесячно сумму на приобретение продовольственных товаров в размере 679 руб. 78 коп. с последующей ежегодной индексацией пропорционально соотношению величины прожиточного минимума по Воронежской области за истекший год к величине прожиточного минимума за предыдущий год до изменения федерального законодательства и определения Правительством РФ порядка индексации размеров выплат и порядка и условия возврата недополученных сумм.
Обязать МУ Комитет по социальной защите населения администрации г. Нововоронежа выплачивать Смородиновой Ольге Николаевне компенсацию за вред здоровью, начиная с 2005 г., с последующей ежегодной индексацией пропорционально соотношению величины прожиточного минимума по Воронежской области за истекший период к величине прожиточного минимума за предыдущий год до изменения федерального законодательства и определения Правительством РФ порядка индексации размеров выплат и условия возврата недополученных сумм.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Воронежский областной суд через городской суд в течение 10 дней.
Судья: |
Трофимова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 9 сентября 2004 г. N 2-1092/2004
Текст решения официально опубликован не был