Отчет N 2.7-2018
о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности и эффективности предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам за счет средств областного бюджета в 2016 - 2017 годах"
Утвержден
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
от 05.04.2018 N 9(255)
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.7 плана работы на 2018 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 16.02.2018 N 7.
Цель контрольного мероприятия: оценка законности и эффективности предоставления, погашения и списания бюджетных кредитов местным бюджетам за счет средств областного бюджета.
Проверенный объект и оформленный акт: департамент финансов Воронежской области - акт от 28.03.2018 N 2.7-2018.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 19.02.2018 по 30.03.2018.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Анализ обоснованности предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам за счет средств областного бюджета.
2. Проверка объемов предоставления из областного бюджета кредитов местным бюджетам в соответствии с заключенными соглашениями между департаментом финансов и муниципальными образованиями, а также возврата (погашения) и доходов областного бюджета от предоставления бюджетных кредитов.
3. Анализ структуры, динамики и остатка задолженности муниципальных образований по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета.
4. Анализ корректировки бюджетных назначений по доходам от процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов и по источникам внутреннего финансирования дефицита областного бюджета в части получения и погашения бюджетных кредитов, предоставленным другим бюджетам бюджетной системы.
5. Проверка реструктуризируемой задолженности муниципальных образований по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета.
6. Оценка эффективности предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета. Анализ влияния предоставляемых бюджетных кредитов на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных районов. Анализ расходов муниципальных образований на обслуживание муниципального долга.
7. Оценка остатка непогашенной задолженности по бюджетным кредитам по каждому муниципальному образованию.
Результаты контрольного мероприятия
В соответствии с Положением о департаменте финансов Воронежской области (далее - Департамент), к выполнению государственной функции Департамента отнесено предоставление бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований Воронежской области, учет основных и обеспечительных долговых обязательств по предоставленным бюджетным кредитам (п. 3.1.29). Законом Воронежской области "Об областном бюджете" на Департамент возложено администрирование доходов по "процентам, полученным от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации".
Положениями Бюджетного кодекса РФ, законом о бюджетном процессе, постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2015 N 354 утверждены правила предоставления (использования, возврата) из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Воронежской области бюджетных кредитов (далее - Правила). В соответствии с Правилами бюджетные кредиты предоставляются на следующие цели:
- покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов;
- частичное покрытие дефицитов бюджетов муниципальных образований на строительство, реконструкцию объектов муниципальной собственности, выполнение проектно-изыскательских работ, оказание услуг строительного контроля (услуг технического заказчика), приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность;
- строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- частичное покрытие дефицитов бюджетов муниципальных образований на устройство тротуаров, приобретение коммунальной специализированной техники; благоустройство парков, скверов; ремонт и благоустройство военно-мемориальных объектов;
- частичное покрытие дефицитов бюджетов муниципальных образований.
Правилами предусмотрено, что решение о предоставлении бюджетных кредитов муниципальным образованиям на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, принимается департаментом финансов Воронежской области.
Заявка на получение бюджетного кредита на строительство, реконструкцию объектов муниципальной собственности, выполнение проектно-изыскательских работ, оказание услуг строительного контроля (услуг технического заказчика), приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность проходит согласование с отраслевым исполнительным органом государственной власти Воронежской области.
Решение о получении бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицитов бюджетов муниципальных образований на строительство, реконструкцию объектов муниципальной собственности принимается департаментом финансов Воронежской области в соответствии с правовым актом правительства Воронежской области.
При предоставлении бюджетных кредитов за счет средств дорожного фонда муниципальным образованиям департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области направляет заключение о возможности или невозможности предоставления бюджетного кредита в Департамент. Решение о предоставлении данных кредитов, сроках и объемах принимается путем издания правового акта правительства Воронежской области.
Законом "Об областном бюджете на 2016 год" предусмотрено, что бюджетные кредиты местным бюджетам предоставляются из областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных по источникам внутреннего финансирования дефицита областного бюджета в сумме до 85 000,0 тыс. руб. на срок в пределах финансового года; в сумме до 6 105 935,6 тыс. руб. на срок, выходящий за пределы финансового года, в том числе:
- за счет средств дорожного фонда Воронежской области в сумме до 1 872 973,0 тыс. руб.;
- для частичного покрытия дефицитов бюджетов муниципальных образований на строительство, реконструкцию объектов муниципальной собственности, выполнение проектно-изыскательских работ, оказание услуг строительного контроля (услуг технического заказчика), приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в сумме до 938 656,6 тыс. руб.;
- для частичного покрытия дефицитов бюджетов муниципальных образований в сумме до 3 294 306,0 тыс. руб.
В 2017 году в соответствии со ст. 13 Закона "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" запланировано предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам из областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных по источникам внутреннего финансирования дефицита областного бюджета, в сумме до 300 000,0 тыс. руб. на срок в пределах финансового года и в сумме до 640 279,0 тыс. руб. на срок, выходящий за пределы финансового года, в том числе - за счет средств дорожного фонда Воронежской области в сумме до 640 279,0 тыс. руб.
Предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, а также на частичное покрытие дефицитов бюджетов муниципальных образований на строительство, реконструкцию объектов муниципальной собственности осуществлялось на срок до одного года. Выдача кредитов на частичное покрытие дефицитов бюджетов муниципальных образований, в т.ч. на благоустройство парков, устройство тротуаров, приобретение специальных автобусов для перевозки детей, завершение строительства (реконструкции) объектов муниципальной собственности, а также на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Воронежской области - на срок до трех лет.
В 2016 - 2017 годах плата за пользование бюджетными кредитами предусмотрена в размере 0,1 процента годовых, которая установлена в соответствии с законом об областном бюджете на текущий финансовый год.
По состоянию на 01.01.2016 задолженность муниципальных образований по бюджетным кредитам составила 4 784 919,0 тыс. руб. В результате выдачи, погашения, списания и проведенной реструктуризации с частичным списанием бюджетных кредитов задолженность в проверяемом периоде сократилась в 2 раза и по состоянию на 01.01.2018 составила 2 424 377,5 тыс. руб.
Предоставление бюджетных кредитов в 2016 году осуществлялось в соответствии с распоряжениями правительства Воронежской области: на частичное покрытие дефицитов бюджетов муниципальных районов для строительства объектов муниципальной собственности в сумме 938 656,6 тыс. руб.; на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Воронежской области в общей сумме 1 872 972,6 тыс. руб.; на частичное покрытие дефицитов бюджетов муниципальных образований в целях завершения строительства объектов муниципальной собственности в сумме 852 028,4 тыс. руб.; на частичное покрытие дефицитов бюджетов: благоустройство парков, скверов, бульваров, зон отдыха, садов и пляжей в сумме 103 866,2 тыс. руб.; устройство тротуаров в сумме 39 537,6 тыс. руб.; приобретение специальных автобусов для перевозки детей в сумме 107 000,0 тыс. руб.; для частичного покрытия дефицита бюджета Лискинского муниципального района в сумме 57 305,9 тыс. руб.; для частичного покрытия дефицита бюджетов Бобровского муниципального района в сумме 11 845,5 тыс. руб., Новохоперского муниципального района - 14 849,7 тыс. руб.; для частичного покрытия дефицита бюджета городского округа город Воронеж в сумме 700 000,0 тыс. руб.
По соглашениям о предоставлении бюджетных кредитов, заключенным между Департаментом и муниципальными образованиями Воронежской области, в 2016 году было выдано бюджетных кредитов на сумму 4 597 068,4 тыс. руб., в том числе: на частичное покрытие дефицита бюджетов - 2 797 666,8 тыс. руб.; на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог за счет средств дорожного фонда - 1 766 952,5 тыс. руб.; на покрытие временного кассового разрыва 5-ти районов (Грибановского, Калачеевского, Петропавловского, Репьевского и Россошанского районов) - 32 449,1 тыс. руб.
Проверкой установлено, что бюджетные кредиты для частичного покрытия дефицита бюджетов муниципальных образований предоставлены, в основном, для обеспечения финансирования следующих мероприятий: на строительство котельных - 33 334,3 тыс. руб., спортивных площадок - 144 920,8 тыс. руб., благоустройство парков, скверов - 184 063,5 тыс. руб., приобретение специальных автобусов для перевозки детей - 106 856,0 тыс. руб., строительство спортивных комплексов - 201 910,1 тыс. руб., школ, детских садов - 742 832,1 тыс. руб., устройство тротуаров - 39 451,8 тыс. руб., строительство водопроводов - 527 533,6 тыс. руб., административно-жилых зданий для участковых полиции - 18 481,7 тыс. руб., клубов - 7 108,1 тыс. руб., лыжероллерной трассы - 2 183,6 тыс. руб.; на покрытие дефицита бюджета Лискинского муниципального района - 57 305,9 тыс. руб., Бобровского муниципального района - 11 845,5 тыс. руб., Новохоперского муниципального района - 14 849,7 тыс. руб., городского округа город Воронеж - 700 000,0 тыс. руб.
Бюджетные кредиты местным бюджетам из областного бюджета на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов - на срок до одного года в 2016 году предоставлялись Департаментом в соответствии со ст. 12 Закона об областном бюджете на 2016 год. Бюджетные кредиты муниципальным образованиям на покрытие временных кассовых разрывов из областного бюджета в 2016 году предоставлены в сумме 32 449,1 тыс. руб., в том числе муниципальным районам: Грибановский - 3 276,0 тыс. руб., Калачеевский - 6 155,5 тыс. руб., Петропавловский - 3 617,6 тыс. руб., Репьевский - 1 900,0 тыс. руб., Россошанский - 17 500,0 тыс. руб.
Основанием для рассмотрения вопросов о выделении бюджетных кредитов являлись предоставление в Департамент заявок администраций муниципальных образовании Воронежской области на получение бюджетных кредитов из областного бюджета и комплекты документов, предусмотренных в пункте 6 Правил предоставления (использования, возврата) бюджетных кредитов, утвержденных постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2015 N 354. В ходе проверки установлено, что к заявкам администраций муниципальных образовании на получение бюджетных кредитов прилагались необходимые обоснования для предоставления кредитов.
Решение о предоставлении бюджетных кредитов муниципальным образованиям на финансирование временного кассового разрыва, в том числе о сроках, на которые они предоставляются, принимались Департаментом в соответствии с Правилами предоставления (использования, возврата) бюджетных кредитов.
Проверкой обоснованности выделения бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов, возникших при исполнении бюджетов муниципальных образований в 2016 году, нарушений не установлено. Комплекты документов, приложенные к обращениям муниципальных образований на предоставление бюджетных кредитов, соответствуют требованиям подпункта 6.1 Правил. Бюджетные кредиты муниципальными образованиями возвращены в установленные сроки и в полном объеме.
В 2017 году из областного бюджета предоставлено кредитов на общую сумму 774 898,6 тыс. руб., в т.ч. на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов - 146 970,9 тыс. руб.; на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов, за счет средств дорожного фонда Воронежской области - 627 927,7 тыс. руб.
Предоставление кредитов производилось на основании следующих распоряжений правительства Воронежской области:
1. В целях финансирования работ по ремонту муниципальных образовательных организаций Воронежской области и взаимодействия по сокращению недоимки по налоговым платежам в областной бюджет распоряжением правительства Воронежской области от 22.05.2017 N 356-р (изменения от 31.07.2017 N 544-р) предусматривалось предоставление бюджетных кредитов 15-ти муниципальным образованиям и 2 городским округам на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, в размере 34 170,8 тыс. руб. Муниципальными районами совместно с департаментом образования, науки и молодежной политики и департаментом финансов были заключены соглашения о предоставлении бюджетных кредитов на проведение ремонта муниципальных образовательных учреждений, согласно которым, администрация муниципального района принимает на себя обязательства по сокращению недоимки по налоговым платежам в областной бюджет.
Муниципальными районами и городскими округами в соответствии с соглашениями было отработано недоимки в размере 54 596,4 тыс. руб., в тоже время, в соответствии с обращениями муниципалитетов, бюджетные кредиты были предоставлены 8 муниципальным районам на сумму 18 885,1 тыс. руб., исходя из текущей потребности.
На покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета, 9-ти муниципальным районам в соответствии с кредитными соглашениями были предоставлены бюджетные кредиты на общую сумму 128 085,8 тыс. руб.
Бюджетные кредиты предоставлялись Департаментом в соответствии со ст. 13 Закона Воронежской области "Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов". Суммы предоставления бюджетных кредитов на покрытие временного кассового разрыва муниципальным образованиям в 2017 году определялись Департаментом на основании комплекта документов, представленных муниципальными образованиями, предусмотренного Правилами предоставления бюджетных кредитов.
Из общей суммы предоставленных бюджетных кредитов на покрытие временного кассового разрыва (146 970,9 тыс. руб.), возникающего при исполнении бюджетов муниципальных районов и городского округа город Борисоглебск, в 2017 году муниципальными районами погашено 58 885,1 тыс. руб., или 40,1% от выданной суммы кредитов. Из оставшейся суммы кредитов 88 085,8 тыс. руб. по постановлению правительства Воронежской области от 19.12.2017 N 1049 списано долга 65 791,6 тыс. руб. и реструктуризировано задолженности до 01.08.2018 - 18 831,5 тыс. руб. и до 01.12.2018 года - 3 462,7 тыс. руб.
2. За счет средств дорожного фонда в соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 31.07.2017 N 551-р (изменения от 22.12.2017 N 1090-р) предусмотрено предоставление бюджетных кредитов 30-ти муниципальным образованиям и 3-м городским округам на строительство, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов на общую сумму 640 279,0 тыс. руб.
В 2017 году на основании соглашений с муниципальными районами за счет средств дорожного фонда было выдано бюджетных кредитов на сумму 627 927,7 тыс. руб.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации в форме бюджетных кредитов и субсидий из бюджета субъекта местным бюджетам на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов.
В соответствии с законом "Об исполнении областного бюджета за 2016 год" объем средств дорожного фонда составил 10 093 379,9 тыс. руб., при этом, на предоставление субсидий направлено 6 029 326,8 тыс. руб. (59,7% дорожного фона), на предоставление кредитов на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения - 1 766 952,5 тыс. руб. (17,5%).
Областным бюджетом на 2017 год размер дорожного фонда предусмотрен в сумме 11 056 875,9 тыс. руб., из которых объем субсидий запланирован в сумме 5 688 717,3 тыс. руб. (51,4% дорожного фонда), кредитов 640 279,0 тыс. руб. (5,8%). По сравнению к предыдущему году объем выдачи кредитов за счет средств дорожного фонда в 2017 году уменьшился в 2,8 раза.
В 2016 году произведено погашение муниципальными образованиями бюджетных кредитов на общую сумму 4 541 832,3 тыс. руб., из них: 2 459 579,2 тыс. руб. за счет предоставления субсидий для погашения задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным муниципальным образованиям из областного бюджета, с целью оздоровления муниципальных финансов, 567 700,1 тыс. руб. - за счет предоставления субсидий из дорожного фонда Воронежской области для погашения задолженности по бюджетным кредитам на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В соответствии с приказом Департамента от 28.12.2016 N 178 "о" уменьшена задолженность местных бюджетов перед областным бюджетом по централизованным кредитам на сумму 2 128,2 тыс. руб., не имеющей источников погашения в связи с завершением ликвидации предприятий и сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с законодательством РФ.
В 2017 году муниципальными районами произведено погашение на общую сумму 1 664 142,5 тыс. руб. На основании постановлений правительства Воронежской области в 2017 году про изведена реструктуризация долга, в результате которой задолженность на общую сумму 1 524 405,5 тыс. руб. списана в соответствии с Методикой расчета суммы списания (сокращения) реструктурируемого долга и предоставлена рассрочка исполнения обязательств по погашению остатка реструктурированного долга:
1. Согласно постановлению правительства Воронежской области от 15.03.2017 N 180 проведена реструктуризация долга муниципальных образований по бюджетным кредитам, полученным в 2014 году на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, срок погашения которых наступает в 2017 году. Реструктуризация долга проведена по состоянию на 15 марта 2017 года на условиях частичного списания (сокращения) суммы основного долга в соответствии с Методикой расчета суммы списания (сокращения) реструктурируемого долга и предоставлением рассрочки исполнения обязательств по погашению остатка реструктурированного долга в 2018 году. В соответствии с Методикой, в размере 99,0% задолженности списан долг 25 муниципальным образованиям на сумму 326 220,4 тыс. руб. и 2 городским округам в сумме 31 628,5 тыс. руб. На оставшуюся сумму долга в размере 3 614,6 тыс. руб. предоставлена рассрочка исполнения обязательств до 01.06.2018 в сумме 1 807,3 тыс. руб., до 03.12.2018 - 1 807,3 тыс. руб.
2. Постановлением правительства Воронежской области от 31.10.2017 N 832 утвержден порядок проведения в 2017 году реструктуризации долга муниципальных образований Воронежской области по бюджетным кредитам, полученным в 2016 году на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, срок погашения которых наступает в 2017 году. В соответствии с Методикой расчета сумма списания реструктурируемого долга муниципальных образований составила в размере 95,0%, уровень бюджетной обеспеченности которых после распределения дотаций из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на 2017 год, составил меньше 1,0. По муниципальным образованиям, уровень бюджетной обеспеченности которых после распределения дотаций равен или превышает 1, сумма списания определена в размере 23,0%. Задолженность списана по 31-му муниципальному образованию и 3 городским округам в общей сумме 835 853,7 тыс. руб. На оставшуюся сумму долга в размере 930 043,9 тыс. руб. предоставлена рассрочка исполнения обязательств до 01.12.2018 по муниципальным образованиям, а по городскому округу город Воронеж - до 01.12.2020.
3. Постановлением правительства Воронежской области от 01.12.2017 N 959 определен порядок проведения в 2017 году реструктуризации долга муниципальных образований Воронежской области по реструктурированной в 2009 году задолженности по бюджетным кредитам, выданным в 2003 - 2005 годах из областного бюджета на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных образований. Реструктуризация долга проведена по состоянию на 15 декабря 2017 года на условиях частичного списания (сокращения) суммы основного долга в соответствии с Методикой расчета суммы списания (сокращения) реструктурируемого долга и предоставлением рассрочки исполнения обязательств по погашению остатка реструктурированного долга до 2029 года. В соответствии с Методикой в размере 50,0% от суммы задолженности был списан долг семи муниципальных образований в общей сумме 252 167,7 тыс. руб., а также предоставлена рассрочка исполнения обязательств на сумму 252 167,7 тыс. руб. с уплатой ежегодных платежей до 2029 года.
4. Постановлением правительства Воронежской области от 19.12.2017 N 1049 определен порядок проведения в 2017 году реструктуризации долга муниципальных образований Воронежской области по бюджетным кредитам, полученным в 2017 году на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов. В соответствии с Meтодикой расчета реструктуризации в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования был списан долг муниципальных образований в размере 95,0% от суммы задолженности 6-ти муниципальным образованиям и городскому округу Борисоглебск в общей сумме 65 791,6 тыс. руб.
Данным постановлением предусмотрено также предоставление рассрочки исполнения обязательств по погашению реструктурированного долга в 2018 году по двум муниципальным образованиям со сроком погашения до 01.08.2018 года в сумме 18 831,5 тыс. руб. и по шести муниципальным образованиям и городскому округу город Борисоглебск до 01.12.2018 на общую сумму 3 462,7 тыс. руб.
5. Постановлением правительства Воронежской области от 19.12.2017 N 1050 определен порядок проведения в 2017 году реструктуризации долга по реструктурированной в 2016 году задолженности по бюджетным кредитам, выданным в 2011 - 2012 годах бюджету городского округа город Воронеж на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и уличной сети муниципальной собственности. Согласно данного Порядка реструктуризация долга проводится на условиях предоставления рассрочки исполнения обязательств по погашению реструктурированного долга с 2025 года до 2029 года в сумме 394 308,3 тыс. руб.
Проведение реструктуризации долга муниципальным образованиям Воронежской области в 2017 году осуществлялась с учетом:
- ожидаемого исполнения областного бюджета за 2017 год и фактического возврата бюджетных кредитов от муниципальных образований, что позволило провести реструктуризацию путем частичного списания суммы основного долга;
- пролонгации отдельных видов задолженности с погашением ее в 2018 году для формирования остатков на счетах областного бюджета, как источника финансирования дефицита областного бюджета 2018 года и погашение задолженности по долговым обязательствам перед федеральным бюджетом;
- проекта новой редакции Бюджетного кодекса РФ, предусматривающего введение статьи по оценке устойчивости субъекта РФ, муниципальных образований;
- оздоровления муниципальных финансов и гарантированного обеспечения финансирования социально значимых расходов в конце 2017 года - начале 2018 года;
- исключения возникновения просроченной кредиторской задолженности и повышения уровня долговой устойчивости муниципалитетов.
- доведения соблюдения соотношения объема муниципального долга и налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных районов и городских округов до уровня 50% к 01.01.2018.
Следует отметить, что показатель 50%-го соотношения долга к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений уже применяется Министерством финансов РФ, как один из ориентиров, определяющих долговую устойчивость регионов, в соответствии с постановлениями правительства РФ от 26.12.2016 N 1482 "Об утверждении правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов на 2017 год" и от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
В 2017 году уменьшена задолженность местных бюджетов перед областным бюджетом по централизованным кредитам на сумму задолженности, не имеющей источников погашения, в связи с завершением ликвидации предприятий и сельскохозяйственных товаропроизводителей на сумму 12 743,8 тыс. руб. в соответствии с приказом Департамента от 29.12.2017 N 186 "о".
Муниципальными районами, получателями бюджетных кредитов, заключены соглашения с Департаментом "О порядке взаимодействия по соблюдению условий, регулирующих бюджетным законодательством при предоставлении бюджету муниципального района дополнительной финансовой помощи из областного бюджета в виде бюджетного кредита на покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета муниципального образования". Финансовые отделы администраций муниципальных районов ежемесячно направляют в Департамент информацию о выполнении условий соглашений, согласно которым заемщик обеспечивает выполнение следующих условий:
- согласование с кредитором предполагаемых изменений в решение о бюджете муниципального района;
- соблюдение уровня дефицита бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;
- соблюдение норматива формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления;
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности;
- утверждение мероприятий по снижению долговой нагрузки на бюджет в случае превышения объема муниципального долга 50,0% от утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных перечислений.
В 2017 году из областного бюджета на покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета, муниципальным образованиям в соответствии с кредитными соглашениями были предоставлены бюджетные кредиты на общую сумму 128 085,8 тыс. руб. Необходимым условием кредитных соглашений являлось утверждение мероприятий по снижению долговой нагрузки на бюджеты муниципальных образований. Бюджетные кредиты были предоставлены следующим муниципальным образованиям: Аннинскому муниципальному району - соглашение от 17.08.2017 N 7-17 на сумму 309,1 тыс. руб., Бобровскому муниципальному району - соглашение от 28.06.2017 N 3-17 на сумму 11 845,5 тыс. руб., Воробьевскому муниципальному району - соглашение от 10.07.2017 N 4-17 на сумму 750,0 тыс. руб., Грибановскому муниципальному району - соглашение от 23.10.2017 N 15-17 на сумму 9 500,0 тыс. руб., Лискинскому муниципальному району - соглашение от 20.11.2017 N 19-17 на сумму 8 831,5 тыс. руб., Новохоперскому муниципальному району - соглашение от 27.06.2017 N 2-17 на сумму 14 849,8 тыс. руб., Павловскому муниципальному району - соглашение от 11.10.2017 N 14-17 на сумму 50 000,0 тыс. руб., Репьевскому муниципальному району - соглашение от 14.07.2017 N 5-17 на сумму 10 000,0 тыс. руб., а также Борисоглебскому городскому округу - соглашение от 14.02.2017 N 1-17 на сумму 22 000,0 тыс. руб.
Согласно обращениям, администрации муниципальных образований гарантировали за счет собственных доходов бюджетов производить погашение бюджетного кредита.
Погашение бюджетного кредита, выданного на кассовый разрыв в 2017 году, произведено только Павловским муниципальным районом на сумму 40 000,0 тыс. руб.
В целях оздоровления муниципальных финансов, гарантированного обеспечения финансирования социально значимых расходов в 1 квартале 2018 года, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности (Новохоперский и Павловский муниципальные районы) на основании обращений муниципальных образований в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 19.12.2017 N 1049 проведена реструктуризация долга по вышеуказанным муниципальным образованиям. Реструктуризация проведена путем списания долга по бюджетным кредитам, полученным в 2017 году на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов на общую сумму 65 791,6 тыс. руб., а также предоставлена рассрочка исполнения обязательств до 01.08.2018 на сумму 18 831,5 тыс. руб. и до 01.12.2018 - 3 462,7 тыс. руб.
По состоянию на 01.01.2017 общая сумма задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным муниципальным образованиям составляла 4 838 026,9 тыс. руб. Наибольший объем муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов имели восемь муниципальных районов. Задолженность Подгоренского муниципального района составляла 136 994,6 тыс. руб. и превысила объем налоговых и неналоговых доходов на 8,7%. Сумма долга Эртильского муниципального района - 103 732,3 тыс. руб. (84,2% от суммы налоговых и неналоговых доходов), Хохольского муниципального района - 107 050,9 тыс. руб. (80,7%), Новохоперского муниципального района - 124 397,0 тыс. руб. (76,8%), Острогожского муниципального района - 144 895,0 тыс. руб. (59,2%), Репьевского муниципального района - 35 041,7 тыс. руб. (55,3%), Бутурлиновского муниципального района - 146 592,4 тыс. руб. (54,1%), Бобровского муниципального района - 166 051,2 тыс. руб. (51,7%). После проведения в 2017 году реструктуризации долга по бюджетным кредитам, подлежащей списанию, задолженность муниципальных образований на 01.01.2018 сократилась в два раза. Муниципальный долг свыше 50,0% в объеме налоговых и неналоговых доходов имеет только Новохоперский муниципальный район - (50,3%). По остальным районам задолженность составляет от 1,2% (Ольховатский муниципальный район) до 48,6% (Подгоренский муниципальный район).
В соответствии с законом об областном бюджете и условиями соглашений устанавливается плата за пользование бюджетными кредитами (проценты). Проценты начисляются ежемесячно и уплачиваются заемщиками одновременно с погашением бюджетного кредита в установленные сроки кредитным соглашением. Доходы областного бюджета по процентам, полученных от предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям, в 2016 году составили 60 270,0 тыс. руб., в 2017 году - 16 077,1 тыс. руб. Следует отметить, что по ранее выданным бюджетным кредитам и до 2016 года плата за их пользование устанавливалась в размере одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ (для покрытия временных кассовых разрывов), в размере одной третьей - по кредитам дорожного фонда, а в размере 0,1% годовых - для частичного покрытия дефицитов бюджетов муниципальных образований. С 2016 года плата за пользование бюджетными кредитами в соответствии с законом об областном бюджете установлена в размере 0,1% годовых.
В общей сумме начисленных процентов за 2016 год содержится задолженность по уплате процентов (по состоянию на 01.01.2016) за предыдущие периоды по бюджетным кредитам, выданным в 2012 - 2015 годах и реструктуризированным долгам в сумме 18 233,8 тыс. руб. На указанную задолженность начислены пени в сумме 4 355,5 тыс. руб. за несвоевременную уплату процентов за пользование бюджетными кредитами. Задолженность и пени в 2016 году на общую сумму 22 589,3 тыс. руб. в полном объеме муниципальными образованиями перечислены в доход областного бюджета.
Выборочной проверкой установлено, что согласно данным годовых отчетов об исполнении консолидированного бюджета муниципальных образований задолженность по уплате процентов за пользование бюджетными кредитами по состоянию на 01.01.2016 имели следующие муниципальные районы: Богучарский - 6 093,8 тыс. руб., Новохоперский - 3 530,7 тыс. руб., Павловский - 2 498,6 тыс. руб., Новоусманский - 674,3 тыс. руб., Бобровский - 140,9 тыс. руб. Таким образом, вышеуказанными муниципальными районами не соблюдены сроки, установленные кредитными соглашениями 2012 - 2015 годов, в части уплаты процентов за пользованием бюджетными кредитами.
В общей сумме выданных бюджетных кредитов в 2016 году (4 597 068,4 тыс. руб.), кредиты на покрытие временных кассовых разрывов составили 32 449,1 тыс. руб. (0,7% от общей суммы кредитов). Остальные кредиты носили целевой характер и в соответствии с правовыми актами правительства Воронежской области направлены на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог в сумме 1 766 952,5 тыс. руб. (38,4%) и финансирование инвестиционных программ - 2 797 666,8 тыс. руб. (60,9%). В 2017 году из общей суммы выданных бюджетных кредитов 774 898,6 тыс. руб., кредиты на покрытие временных кассовых разрывов составили 146 970,9 тыс. руб. (19,0% от общей суммы кредитов), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог - 627 927,7 тыс. руб. (81,0%).
Выводы
Предоставление бюджетных кредитов департаментом финансов Воронежской области осуществляется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, законом о бюджетном процессе, постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2015 N 354 и правилами предоставления (использования, возврата) из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Воронежской области.
По соглашениям о предоставлении бюджетных кредитов, заключенным между Департаментом и муниципальными образованиями Воронежской области, в 2016 году было выдано бюджетных кредитов на сумму 4 597 068,4 тыс. руб., в 2017 году - 774 898,6 тыс. руб.
В 2016 году произведено погашение бюджетных кредитов на общую сумму 4 541 832,3 тыс. руб. В 2017 году муниципальными районами произведено погашение на общую сумму 1 664 142,5 тыс. руб. На основании постановлений правительства Воронежской области в 2017 году произведена реструктуризация долга, в результате которой задолженность на общую сумму 1 524 405,5 тыс. руб. списана в соответствии с Методикой расчета суммы списания (сокращения) реструктурируемого долга и предоставлена рассрочка исполнения обязательств по погашению остатка реструктурированного долга.
После проведения в 2017 году реструктуризации долга по бюджетным кредитам, подлежащей списанию, задолженность муниципальных образований за 2016 - 2017 годы сократилась в два раза.
Доходы областного бюджета по процентам, полученных от предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям, в 2016 году составили 60 270,0 тыс. руб., в 2017 году - 16 077,1 тыс. руб. В общей сумме начисленных процентов за 2016 год содержится задолженность по уплате процентов (по состоянию на 01.01.2016) за предыдущие периоды по бюджетным кредитам, выданным в 2012 - 2015 годах и реструктуризированным долгам в сумме 18 233,8 тыс. руб. Администрирование доходов по процентам, полученным от предоставления бюджетных кредитов, Департаментом осуществлялось не в полном объеме (ст. 160.1 БК РФ). За несвоевременную уплату процентов за пользование бюджетными кредитами начислены пени в сумме 4 355,5 тыс. руб. Задолженность и пени в 2016 году на общую сумму 22 589,3 тыс. руб. в полном объеме муниципальными образованиями перечислены в доход областного бюджета.
Предложения
В целях совершенствования бюджетного процесса направить информационное письмо руководителю департамента финансов Воронежской области.
Аудитор |
С.И. Макушин |
Старший инспектор |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отчет N 2.7-2018 о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности и эффективности предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам за счет средств областного бюджета в 2016 - 2017 годах"
Текст отчета размещен на официальном сайте Контрольно-счетной палаты Воронежской области http://ksp-vrn.ru