Отчет N 2.8-2018
о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования государственных средств, выделенных в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения" в 2016 - 2017 годах на оказание населению Воронежской области медицинской помощи медицинскими организациями: БУЗ ВО "Воронежская клиническая стоматологическая поликлиника N 3" и АУЗ ВО "Воронежская клиническая стоматологическая поликлиника N 7"
Утвержден
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
от 15.02.2018 N 4(250)
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.8 плана работы на 2018 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 09.01.2018 N 1.
Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования государственных средств, направленных на оказание медицинской помощи гражданам Воронежской области.
Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежская клиническая стоматологическая поликлиника N 3" - акт N 2.8/2-2018 от 02.02.2018.
2. Автономное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежская клиническая стоматологическая поликлиника N 7" - акт N 2.8/1-2018 от 02.02.2018.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 09.01.2018 по 09.02.2018.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность учреждений.
2. Проверка соответствия деятельности учреждений целям и функциям, определенным их учредительными документами.
3. Анализ деятельности объектов проверки, в том числе:
- реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за 2016 и за 2017 годы;
- доступности оказания гражданам медицинской помощи;
- оказания платных медицинских услуг, в т.ч. проверка формирования цены на предоставление платных стоматологических услуг.
4. Проверка целевого и результативного расходования средств областных субсидий на выполнение государственных заданий, выделенных в рамках ГП ВО "Развитие здравоохранения".
5. Проверка законности и эффективности расходования субсидий областного бюджета на иные цели.
6. Проверка соответствия фактических расходов за счет средств ОМС условиям тарифных соглашений.
7. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества, в том числе медицинского оборудования.
8. Анализ обоснованности и рациональности расходования средств на оплату труда. Проверка порядка формирования штатной численности учреждений.
9. Обоснованность и эффективность расходов учреждений на приобретение медикаментов.
10. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности учреждений.
11. Проверка соблюдения действующего законодательства в сфере закупок товаров (работ, услуг). Анализ исполнения поставщиками договорных обязательств.
12. Проверка соблюдения требований антикоррупционного законодательства при использовании средств областного бюджета и имущества, находящегося в областной собственности.
13. Проверка результатов внутреннего финансового контроля, проводимого департаментом здравоохранения Воронежской области.
Результаты контрольного мероприятия
В рамках контрольного мероприятия проверено две медицинских организации: БУЗ ВО "Воронежская клиническая стоматологическая поликлиника N 3" (далее по тексту - поликлиника N 3) и АУЗ ВО "Воронежская клиническая стоматологическая поликлиника N 7" (далее - поликлиника N 7).
Основной деятельностью поликлиник является обеспечение населения Воронежской области квалифицированной стоматологической помощью, что соответствует целям создания учреждений. Поликлиники не имеют прикрепленного населения. Оказание стоматологической помощи осуществляется на безвозмездной основе в рамках выполнения государственных заданий и реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на платной основе.
Общее количество посещений и обращений поликлиники N 3 составляет порядка 59 тыс. в год, поликлиники N 7 - 35 тыс. в год, из которых 85 - 90% посещений приходится на жителей г. Воронеж.
Выполнение государственного задания и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Порядок, условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности медицинской помощи утверждены постановлениями правительства Воронежской области "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Воронежской области" на соответствующий год.
Основным источником финансирования программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий, ПГТ) являются средства ОМС. Кроме того, в соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ департаментом здравоохранения учреждениям доведены государственные задания на 2016 и на 2017 годы по оказанию медицинской помощи в амбулаторных условиях за счет средств областного бюджета (субсидии). Объемные показатели государственных заданий являются составной частью программы государственных гарантий.
Доведенные объемы услуг учреждениям по всем видам медицинской помощи характеризуются следующими данными:
таблица 1
(посещений)
Виды медицинской помощи |
2016 |
2017 |
||||||
Поликлиника N 3 |
Поликлиника N 7 |
Поликлиника N 3 |
Поликлиника N 7 |
|||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
|
1. Посещения с профилактической целью, ОМС: |
6 667 |
6 837 |
1 333 |
453 |
9 247 |
9 406 |
490 |
490 |
- госзадание |
67 |
67 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2. Обращения по поводу заболевания, ОМС |
31 675 |
32 678 |
17 727 |
17 725 |
33 782 |
34 470 |
17 185 |
17 184 |
Как следует из данных таблицы, объемные показатели по посещениям и обращениям в поликлинике N 3 за анализируемый период выполнены. В поликлинике N 7 в 2016 году план по посещениям с профилактической целью выполнен на 34%. На 2017 год план посещений пересмотрен и доведен в 2,7 раза меньше по сравнению с 2016 годом. Объемные показатели по посещениям и обращениям за 2017 год выполнены.
Государственные задания медицинским организациям в проверяемом периоде доведены на оказание одной государственной услуги с одноименным наименованием "Первичная медико-санитарная помощь, включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования". Потребителями услуг являются отдельные категории граждан, установленные законодательством РФ.
Для каждой государственной услуги доведено по одному показателю, характеризующему качество оказываемых государственных услуг - "Удовлетворенность потребителей в оказанной государственной услуге".
В рамках выполнения государственного задания поликлиникой N 3 услуги в количестве 67 посещений в 2016 году и 1-го посещения в 2017 году оказаны детям, находящимся на диспансерном учете. В поликлинике N 7 услуги (1 посещение в год) оказаны пациентам, не застрахованным в системе ОМС.
Показатели объема предоставляемых государственных услуг и качества оказываемых услуг в поликлиниках выполнены.
В соответствии с заключенными соглашениями в проверяемом периоде поликлинике N 3 выделено 35,0 тыс. руб. средств субсидии на выполнение государственных заданий, поликлинике N 7 - 1,2 тыс. руб. Средства израсходованы на оплату труда с начислениями, на уплату налогов и оплату коммунальных услуг. Нарушений при расходовании средств субсидий не установлено.
Проверкой сроков ожидания гражданами стоматологической медицинской помощи превышения установленных нормативов не выявлено (до 14 дней со дня обращения). Неотложная помощь оказывается в день обращения.
Запись на прием к специалистам стоматологических поликлиник осуществляется пациентами в регистратуре поликлиники, по телефону, самостоятельно по интернету на портале "Госуслуги", а также через инфомат.
Для оценки доступности и качества оказания медицинской помощи в учреждениях ежегодно проводится анонимное анкетирование. За проверяемый период в поликлинике N 3 анкеты заполнили 724 пациента, в поликлинике N 7 - 468 пациентов. По итогам опроса удовлетворены качеством медицинской помощи (КМП) порядка 95% респондентов, не удовлетворены (частично или полностью) - 5%. Основными причинами неудовлетворенности являются длительное время ожидания в регистратуре или на прием к врачу, а также имеет место недоброжелательное или невнимательное отношение медперсонала к пациентам.
В ходе контрольного мероприятия проведен опрос 60-ти пациентов (по 30 чел. в каждой поликлинике). По результатам опроса все граждане, обратившиеся за стоматологической помощью, полностью удовлетворены качеством предоставления медицинских услуг. Среди пожеланий граждан, получивших услуги в поликлинике N 3, предложено приобрести современное стоматологическое оборудование и увеличить время приема специалистами. В поликлинике N 7 пожеланий по улучшению предоставления стоматологических услуг не поступало.
В проверяемом периоде в поликлинике N 3 зарегистрировано 63 письменных обращения граждан, N 7 - 30 обращений. В основном, граждане обращались по вопросу трудоустройства в стоматологическую поликлинику, по предоставлению копий медицинских карт и других документов, о возможности бесплатного зубопротезирования. Обоснованных жалоб не поступало. По всем вопросам руководителями структурных подразделений даны устные или письменные разъяснения.
Финансовые источники учреждений
В проверяемом периоде источниками формирования финансовых ресурсов учреждения являлись субсидии из областного бюджета на выполнение государственного задания и на иные цели, средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и средства от приносящей доход деятельности.
Структура кассовых расходов учреждений по источникам финансирования представлена в таблице 2:
таблица 2
(тыс. руб.)
Источники финансирования |
2016 год |
2017 год |
||
Поликлиника N 3 |
Поликлиника N 7 |
Поликлиника N 3 |
Поликлиника N 7 |
|
Субсидии на выполнение государственного задания |
34,3 |
0,5 |
0,7 |
0,7 |
Субсидии на иные цели |
54,7 |
- |
48,2 |
- |
Средства ОМС |
35 477,0 |
19 544,7 |
39 711,0 |
19 169,4 |
Средства от приносящей доход деятельности |
36 943,6 |
60 546,9 |
33 037,9 |
64 830,6 |
Всего |
72 509,6 |
80 092,1 |
72 797,8 |
84 000,7 |
Приведенные в таблице 2 данные свидетельствуют о том, что значительный удельный вес в расходах учреждений приходится на средства, полученных от оказания платных услуг.
Формирование и расходование средств, полученных от приносящей доход деятельности
В соответствии с уставами учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью. В проверяемом периоде стоматологические поликлиники получали доходы от оказания платных медицинских услуг и прочих услуг.
Порядок и условия предоставления платных медицинских услуг регламентируется Положениями о порядке и условиях предоставления платных медицинских услуг населению, утвержденных приказами по учреждениям.
При предоставлении услуг с пациентами заключаются договоры на оказание платных стоматологических услуг, информированное добровольное согласие на проведение лечения и на обработку персональных данных.
Цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги определялись учреждениями самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, а также с учетом анализа рыночных цен на аналогичные услуги.
В проверяемом периоде в бюджетном учреждении (поликлиника N 3) перечень платных услуг состоял из 8 разделов (общие виды работ, прием больных терапевтического профиля, прием больных с заболеваниями пародонта и слизистой оболочки, прием больных с заболеваниями хирургического профиля, физиотерапевтические процедуры, ортопедические услуги, ортодонтические услуги, имплантологические услуги) и включал 667 наименований услуг.
В автономном учреждении (поликлиника N 7) перечень платных услуг утвержден на оказание 5 видов услуг (терапия, хирургия, ортопедия, ортодонтия, радиовизиография), включающих 550 наименований услуг в 2016 году и 376 - в 2017 году. Повышение цен (тарифов) осуществлялось в разрезе услуг на 5-10%.
Данные о полученных медицинскими организациями доходах от оказания платных медицинских услуг и прочих доходах, а также о количестве посещений по видам медицинских услуг представлены в таблице 3:
таблица 3
Виды услуг |
2016 |
2017 |
||||||
Поликлиника N 3 |
Поликлиника N 7 |
Поликлиника N 3 |
Поликлиника N 7 |
|||||
Кол. посещ. |
Сумма дохода, тыс. руб. |
Кол. посещ. |
Сумма дохода, тыс. руб. |
Кол. посещ. |
Сумма дохода, тыс. руб. |
Кол. посещ. |
Сумма дохода, тыс. руб. |
|
Ортопедия |
11000 |
18 677,7 |
6444 |
25 106,4 |
11100 |
17 632,2 |
6766 |
27512,2 |
Терапия |
4332 |
12 206,4 |
6348 |
20 658,1 |
4249 |
11 897,6 |
6865 |
23 378,7 |
Хирургия |
262 |
3 025,9 |
2349 |
6 227,7 |
201 |
1 741,0 |
2680 |
6 026,2 |
Ортодонтия |
1800 |
1 982,3 |
1452 |
6 030,9 |
1608 |
1 723,4 |
1348 |
5 534,6 |
Радиовизиография |
- |
- |
- |
1 733,0 |
- |
- |
- |
1 899,2 |
ДМС |
- |
- |
43 |
144,1 |
- |
- |
234 |
748,6 |
Прочие доходы |
- |
46,2 |
- |
- |
- |
37,7 |
- |
- |
Всего: |
17394 |
35 938,5 |
16636 |
59 900,2 |
17158 |
33 031,9 |
17893 |
65 099,5 |
Анализ данных таблицы показывает, что в автономном учреждении (поликлиника N 7) наблюдается рост количества посещений в 2017 году к уровню 2016 года на 7,5% и, как следствие, рост полученных доходов - на 8,7%. В бюджетном учреждении (поликлиника N 3) напротив, количество посещений в 2017 году снизилось в сравнении с прошлым годом на 1,4% и общая сумма полученного дохода уменьшилась на 8,1%.
Кроме этого, в автономном учреждении в сравнении с бюджетным учреждением при примерно одинаковом количестве посещений и обращений сумма полученного дохода выше в 1,7 раз в 2016 году и в 1,9 раз в 2017 году.
Следует отметить, что доходы медицинских организаций от оказания платных услуг зависят не только от количества посещений, но и от стоимости предоставляемых услуг пациенту. К примеру, средняя стоимость удаления зуба (простое) в проверенных поликлиниках составляет от 0,6-0,8 тыс. руб., а стоимость лечения хронического фиброзного пульпита от 3,5-3,6 тыс. руб.
Средняя стоимость лечения наиболее часто встречающихся диагнозов в отделениях платных услуг проверенных стоматологических поликлиник в сравнении со стоимостью лечения по полису ОМС и стоимостью аналогичного лечения в других медицинских организациях представлена в таблице 4:
таблица 4
(руб.)
Диагноз |
Стоимость лечения ОМС |
Стоимость лечения в отделениях платных услуг (средняя цена) |
ООО "Стоматология на Никитинской" |
||
Полик. N 3 |
Полик. N 7" |
Полик. N 2 |
|||
Средний кариес |
801,54 |
2 815,0 |
2 100,0 |
2 921,0 |
2 910,0 |
Хронический фиброзный пульпит |
1 312,61 |
3 603,0 |
3 475,0 |
3 687,0 |
5 230,0 |
Удаление простое |
445,89 |
781,0 |
633,0 |
1 188,0 |
1 850,0 |
Удаление сложное |
563,35 |
968,0 |
860,0 |
1 810,0 |
2 910,0 |
Зубные отложения |
958,41 |
2 360,0 |
1 098,0 |
2 821,0 |
2 720,0 |
По данным таблицы видно, что стоимость лечения заболеваний в отделениях платных услуг превышает стоимость лечения аналогичного заболевания по ОМС. Это обусловлено, прежде всего, стоимостью применяемых материалов при лечении. К примеру, в поликлинике N 3 при лечении кариеса по ОМС применяется материал светового отверждения "ДентЛайт" (произведен в России) и другие материалы стоимостью от 8,4 до 73,3 рубля за 1 грамм. В отделении платных услуг используются материалы, произведенные в Швейцарии, стоимостью от 248 до 898 руб. за грамм.
Фактическая стоимость 1-го обращения по видам медицинской помощи представлена в таблице 5:
таблица 5
(тыс. руб.)
Виды услуг |
2016 |
2017 |
||
Поликлиника N 3 |
Поликлиника N 7 |
Поликлиника N 3 |
Поликлиника N 7 |
|
Ортопедия |
1,7 |
3,9 |
1,6 |
4,1 |
Терапия |
2,8 |
3,3 |
2,8 |
3,4 |
Хирургия |
11,5 |
2,7 |
8,7 |
2,2 |
Ортодонтия |
1,1 |
4,2 |
1,1 |
4Д |
Из приведенных в таблице данных можно отметить, что у автономного учреждения (поликлиника N 7) фактическая стоимость 1 обращения по всем видам услуг, за исключением хирургии, сложилась выше, чем у бюджетного учреждения (поликлиника N 3). Высокая стоимость услуг в поликлинике N 3 по хирургии объясняется тем, что порядка 49% услуг составляли дорогостоящие операции по установке имплантатов (стоимость от 15,0 тыс. руб.).
Проверкой расходования собственных средств установлено, что основная часть направлялась на оплату труда с начислениями: в поликлинике N 3 - 58,3% и 59,7% соответственно по годам, в поликлинике N 7 - 69,3% и 68,7% в поликлинике N 7. Значительная часть средств направлялась на увеличение стоимости материальных запасов (приобретение медикаментов, ГСМ и др.): в поликлинике N 3 - 30,2% и 21,7% по годам, в поликлинике N 7 - 22,3% и - 27,9%. Остальные средства расходовались учреждениями на оплату коммунальных услуг, оплату работ и услуг по содержанию имущества, оплату прочих работ и услуг, на уплату налогов и приобретение основных средств и др.
При расходовании собственных средств поликлиникой N 7 допущено нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н. Так, расходы на приобретение почтовых маркированных конвертов на общую сумму 4,3 тыс. руб. отнесены на статью 290 "Прочие расходы" вместо подстатьи 221 "Услуги связи".
В поликлинике N 3 допущено неэффективное расходование собственных средств в общей сумме 375,4 тыс. руб., направленных в проверяемом периоде на восстановление средств ОМС, израсходованных не по целевому назначению в 2014 - 2016 гг. в общей сумме - 302,5 тыс. руб. (требование ТФОМС от 23.12.2016 N 43), а также на уплату штрафов и пени за нарушения трудового, налогового и др. законодательства - 72,9 тыс. руб.
Проверка поступления и расходования средств ОМС
Согласно Тарифным соглашениям на 2016 и 2017 годы оплата учреждению медицинской помощи осуществлялась страховыми медицинскими организациями на основании заключенных договоров с ООО "Медицинская страховая компания "ИНКО-МЕД", Воронежским филиалом АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", ОАО Страховая компания "РОСНО-МС" (с 22.06.2017 года преобразовано в ООО ВТБ Медицинское страхование).
Источники поступления средств ОМС представлены в следующей таблице 6:
таблица 6
(тыс. руб.)
Источник поступления |
Поликлиника N 3 |
Поликлиника N 7 |
||
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
|
Страховые медицинские организации |
33 998,5 |
38 655,2 |
17 283,4 |
17 924,0 |
ТФОМС за лечение граждан других субъектов РФ |
1 183,4 |
1 429,7 |
499,2 |
795,0 |
Всего: |
35 181,9 |
40 084,9 |
17 782,6 |
18 719,0 |
По результатам контроля качества оказания медицинской помощи экспертами страховых медицинских организаций сумма неоплаченных счетов в проверяемом периоде в поликлинике N 3 составила - 246,6 тыс. руб., в поликлинике N 7 - 48,6 тыс. руб.
Основаниями для неоплаты (или неполной оплаты) затрат на оказание медицинской помощи являлись дефекты в оформлении медицинской документации, дефекты медицинской помощи, включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата, отсутствие в первичной медицинской документации результатов обследований и осмотров и др.
Наряду с этим, в проверяемом периоде в поликлинике N 3 имели место 15 случаев оказания поликлиникой медицинской помощи, приведшей к ухудшению состояния здоровья пациента, либо создавших риск прогрессирования имеющегося заболевания.
В поликлинике N 7 количество осложнений после лечения наблюдалось в 5-ти случаях. Дефектов при оказании лечения в данных случаях не установлено. Повторное лечение заболеваний составило 121 случай.
За допущенные дефекты на ответственных лиц также налагались дисциплинарные взыскания.
По результатам медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи штрафные санкции в проверяемом периоде в поликлинике N 3 составили 51,4 тыс. руб. Поликлинике N 7 штрафы не выставлялись.
Расходование средств ОМС в проверяемом периоде осуществлялось в соответствии с планом финансово хозяйственной деятельности. Основная часть средств направлена учреждениями на оплату труда с начислениями: порядка 90% в поликлинике N 3 и порядка 86% в поликлинике N 7 и на увеличение стоимости материальных запасов (приобретение медикаментов и др.)-9%и 10,9% соответственно по поликлиникам.
В проверяемом периоде в поликлинике N 3 имело место нецелевое расходование средств ОМС в сумме 59,7 тыс. руб., направленных на оплату труда врача-эпидемиолога при отсутствии лицензии у учреждения на этот вид деятельности. Наряду с этим, установлено неэффективное расходование средств ОМС в результате уплаты пени в общей сумме 10,1 тыс. руб. за несвоевременное перечисление страховых взносов.
Штатное расписание и оплата труда
В проверяемом периоде в соответствии с уставом штатные расписания утверждались главными врачами учреждений. Бюджетным учреждением поликлиникой N 3 штатное расписание согласовывалось с учредителем.
По состоянию на дату 31.01.2018 действующее штатное расписание поликлиники N 3 утверждено в количестве 192,75 шт. ед. (в том числе 68,25 шт. ед. - отделение платных услуг) которые замещены 157 физическими лицами. В поликлинике N 7 - в количестве 179,0 шт. ед. (в том числе 118,0 шт. ед. - платное отделение), замещены 161 физическим лицом.
В проверенных учреждениях имеются вакансии: в поликлинике N 3 21,0 шт. ед., в поликлинике N 7 - 34,5 шт. ед. Основная часть вакансий образовалась в поликлинике N 3 в 2014 году, N 7 - в 2017 году. В целях заполнения вакансий учреждениями направляются сведения о наличии вакантных должностей в центры занятости населения, информация размещается на сайте департамента здравоохранения.
Показатели укомплектованности поликлиник кадрами по состоянию на 01.01.2018 представлены в таблице 7:
таблица 7
Категория персонала |
Поликлиника N 3 |
Поликлиника N 7 |
Врачи: шт. ед. (по штатному расписанию) |
72,25 |
54,5 |
- физические лица, чел |
62 |
62 |
- укомплектованность по штатам, % |
86,2 |
92,2 |
- коэффициент совместительства |
1,0 |
0,8 |
Средний медицинский персонал, шт. ед. (по штатному расписанию) |
61,75 |
73,25 |
- физические лица, чел. |
41 |
60 |
- укомплектованность по штатам, % |
90,7 |
79,5 |
- коэффициент совместительства |
1,4 |
0,9 |
Немедицинский персонал, шт. ед. (по штатному расписанию) |
58,25 |
36,5 |
- физические лица, чел. |
45 |
26 |
- укомплектованность по штатам, % |
90,1 |
69,9 |
- коэффициент совместительства |
1,2 |
0,9 |
По представленным в таблице данным можно отметить, что укомплектованность штатами по всем категориям работников в поликлинике N 7 высокая при низком коэффициенте внутреннего совместительства. В поликлинике N 3 уровень укомплектованности штатами по всем категориям работников также высокий, но достигнут за счет высокого коэффициента совместительства.
Проверкой правомерности заключения договоров по внутреннему совместительству в поликлинике N 3 установлено, что в нарушение ст. 282 Трудового кодекса РФ 12 сотрудников (бухгалтер, экономист, специалист по кадрам, водители и другие), с которыми заключены трудовые договоры на работу по внутреннему совместительству, фактически осуществляли её в течение основного рабочего дня, что согласно ст. 60.2 ТК РФ является совмещением профессий или расширением зон обслуживания, увеличением объема работ. Нарушение устранено в период проведения проверки.
В проверяемом периоде оплата труда сотрудников учреждений осуществлялась в соответствии с Положениями об оплате труда работников АУЗ ВО "ВКСП N 3" и БУЗ ВО "ВКСП N 3".
Система оплаты труда предусматривает размеры должностных окладов по профессионально - квалификационным группам, выплаты компенсационного, стимулирующего и социального характера. Стимулирующие выплаты производятся с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности медицинских работников.
Работникам учреждения, занятым оказанием платных стоматологических услуг, устанавливается сдельно-премиальная оплата труда.
Выборочной проверкой начисления и выплаты заработной платы работникам стоматологических поликлиник нарушений не установлено.
В ходе контрольного мероприятия проведен анализ выполнения плановой нагрузки в условных единицах трудоемкости (УЕТ) в смену врачами-стоматологами-терапевтами по ОМС, что отражено в таблице 8:
таблица 8
Годы |
Норма нагрузки по ОМС |
Фактическая нагрузка в смену на 1 врача |
|||
Поликлиника N 3 |
Поликлиника N 7 |
||||
факт |
% выл |
факт |
% вып |
||
2016 |
40,0 |
42,6 |
106,5 |
49,48 |
123,7 |
2017 |
40,0 |
45,5 |
113,75 |
49,48 |
123,7 |
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что установленная тарифным соглашением плановая нагрузка на врачей в стоматологических поликлиниках выполняется.
Сведения о среднемесячной заработной плате работников по учреждениям отражены в следующей таблице 9:
таблица 9
(тыс. руб.)
Категория персонала |
2016 |
2017 |
||
Поликлиника N 3 |
Поликлиника N 7 |
Поликлиника N 3 |
Поликлиника N 7 |
|
АУЛ |
60,3 |
65,7 |
59,4 |
68,1 |
Врачи |
30,4 |
31,3 |
33,8 |
35,4 |
Средний медицинский персонал |
19,5 |
20,3 |
20,4 |
22,6 |
Прочий немедицинский персонал |
17,2 |
28,8 |
18,3 |
28,0 |
В целом по учреждению |
24,4 |
25,8 |
26,4 |
28,4 |
Стоит отметить, что за 2016 год в проверенных учреждениях соотношение уровня заработной платы врачей и среднемесячной заработной платы по региону не достигло целевого показателя, установленного "дорожной картой" (распоряжение правительства Воронежской области от 28.02.2013 N 120). При плане 35,0 тыс. руб. средняя заработная плата врачей в поликлинике N 3 сложилась в сумме 30,4 тыс. руб., в поликлинике N 7-31,3 тыс. руб.
Имущество учреждения
В состав основных средств учреждений входят объекты особо ценного имущества, иное движимое имущество, компьютерная техника, мебель, а также объекты недвижимого имущества.
В состав недвижимого имущества поликлиники N 3 входит здание, расположенное по адресу: ул. Фридриха Энгельса, д. 5, г. Воронеж общей площадью 1 322,2 кв. м (подвал, 1 этаж здания и 8 кабинетов на 3 этаже).
Поликлиники N 7 - здание площадью 1 215 м, по адресу г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 20 и гараж площадью 16,8 кв. м (ул. Средне-Московская, д. 27).
Право оперативного управления на переданные объекты недвижимости зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством (ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
По состоянию на 01.01.2018 стоимость основных средств (ОС) поликлиники N 3 (нежилые помещения, медицинское и компьютерное оборудование, транспортные средства, хозяйственный инвентарь) составляет 26 918,2 тыс. руб. За проверяемый период за счет собственных средств учреждением приобретено ОС на общую сумму 939,1 тыс. руб. (медицинское оборудование, оргтехника и хозяйственный инвентарь, контрольно-кассовое оборудование). Все поступившее в учреждение имущество учтено в бухгалтерском учете. Проверкой установлено, что в составе ОС имеется неиспользуемое медицинское оборудование балансовой стоимостью (б. с.) 458,6 тыс. руб. со 100% износом (2 шкафа СВА-40, 2 стоматустановки, 2 стерилизатора и светильник стоматологический), подлежащее списанию. Учреждением ведется работа по подготовке документов на списание (составлены акты технического состояния оборудования).
Выборочной проверкой правильности заполнения путевых листов автомобилей в поликлинике N 3 установлено нарушение норм приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" - не заполнялись реквизиты время выезда и возвращения автомобилей и маршруты следования.
Стоимость ОС поликлиники N 7 по состоянию на 01.01.2018 составляет 61 443,3 тыс. руб. В проверяемом периоде поступило ОС на общую сумму 22 493,3 тыс. руб., из которых большая часть имущества общей б. с. 21 312,4 тыс. руб. передано в результате выделения АУЗ ВО "ВКСП N 7" из состава АУЗ ВО "Воронежская областная клиническая стоматологическая поликлиника", приобретено за счет собственных средств учреждения на сумму 1 059,6 тыс. руб., получен безвозмездно информационный терминал б.с. 121,3 тыс. руб.
Проверкой установлено, что информационный терминал с момента его поступления 12.05.2016 учреждением не используется. Терминал поступил на основании приказа ДИЗО ВО от 31.03.2016 N 472 "О передаче имущества" от КУ ВО "Агентство по инновациям и развитию". В акте о приеме-передачи терминала имеется отметка о непригодности объекта к эксплуатации. Документы о принимаемых мерах по дальнейшему использованию терминала к проверке не представлены.
Проверкой порядка списания имущества в проверенных учреждениях нарушений не установлено.
Медикаменты
Значительная доля расходов из всех источников финансирования учреждений приходится на приобретение стоматологических материалов, изделий медицинского назначения и лекарственных средств. Кассовые расходы поликлиники N 3 в 2016 году составили 17,9% всех расходов учреждения, в 2017 году - 15%; поликлиники N 7 - 19,4% и 18,3% соответственно. Расходы учреждений в разрезе источников представлены в таблице 10:
таблица 10
(тыс. руб.)
Источники финансирования |
2016 |
2017 |
||||||
Поликлиника N 3 |
Поликлиника N 7 |
Поликлиника N 3 |
Поликлиника N 7 |
|||||
сумма |
уд. вес % |
сумма |
уд. вес % |
сумма |
уд. вес % |
сумма |
уд. вес % |
|
Средства ОМС |
2877,5 |
22,1 |
2270,9 |
14,6 |
3416,3 |
29,5 |
2070,4 |
13,4 |
Средства от приносящей доход деятельности |
10069,9 |
77,4 |
13242,4 |
85,4 |
8111,2 |
70,1 |
13 328,3 |
86,6 |
Средства субсидии на иные цели |
54,7 |
0,5 |
- |
- |
48,2 |
0,4 |
- |
- |
Итого |
13002,1 |
100,0 |
15 513,3 |
100,0 |
11575,7 |
100,0 |
15 398,7 |
100,0 |
Из данных таблицы следует, что основная часть расходов учреждениями производится за счет средств от приносящей доход деятельности.
Проверкой порядка учета медикаментов, расходных материалов, реактивов и др. изделий медицинского назначения нарушений не установлено. Лекарственных средств с истекшими сроками годности не выявлено.
Проверкой соблюдения действующего законодательства в сфере закупок товаров (работ, услуг) нарушений не установлено.
Проверка результатов внутреннего финансового контроля, проводимого департаментом здравоохранения Воронежской области
В проверяемом периоде департаментом здравоохранения Воронежской области внутренний финансовый контроль в учреждениях не проводился.
Выводы
Результаты контрольного мероприятия показали, что деятельность учреждений соответствует целям их создания - обеспечение населения Воронежской области квалифицированной стоматологической медицинской помощью, включая гарантированный объем медицинской помощи.
Вместе с тем, в ходе контрольного мероприятия отмечены отдельные факты нецелевого расходования средств ОМС, неэффективного расходования собственных средств и средств ОМС из-за уплаты штрафных санкций и отклонения счетов страховыми компаниями, нарушения законодательства о бухгалтерском учете в части оформления первичных документов, указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, а также неэффективное использование областного имущества.
Предложения
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков направить представления в адрес бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская клиническая стоматологическая поликлиника N 3" и автономного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская клиническая стоматологическая поликлиника N 7".
Аудитор |
Е.М. Тараканова |
Старший инспектор |
И.Н. Шлыкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отчет N 2.8-2018 о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования государственных средств, выделенных в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения" в 2016 - 2017 годах на оказание населению Воронежской области медицинской помощи медицинскими организациями: БУЗ ВО "Воронежская клиническая стоматологическая поликлиника N 3" и АУЗ ВО "Воронежская клиническая стоматологическая поликлиника N 7"
Текст отчета размещен на официальном сайте Контрольно-счетной палаты Воронежской области http://ksp-vrn.ru