Решение Свердловского областного суда от 15 марта 2018 г. N 3а-90-2018
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре Заболотских А.А.,
с участием прокурора Куриловича И.А.,
представителя административного истца Борисова П.А.,
представителя административного ответчика Правительства Свердловской области Цветкова А.А.,
представителя заинтересованного лица Департамента ветеринарии Свердловской области Гурьевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Местной общественной организации "Первоуральское городское общество защиты животных" о признании не действующими в части абзаца 2 пункта 22, пунктов 23, 24, 25 Порядка организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 14 сентября 2017 года N 684-ПП, установил:
Правительством Свердловской области 14 сентября 2017 года принято постановление N 684-ПП "Об утверждении Порядка организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак на территории Свердловской области" (далее - Порядок, постановление N 684-ПП).
В соответствии с пунктом 22 Порядка, отловленные безнадзорные собаки содержатся в ПКС до передачи прежнему собственнику, новому владельцу или в приют для безнадзорных собак.
Передача прежнему собственнику, новому владельцу или в приют для собак должна быть проведена в течение 30 календарных дней с момента помещения отловленной безнадзорной собаки в ПКС.
Безнадзорная собака в случае передачи новому владельцу или в приют для безнадзорных собак подлежит обязательной вакцинации против бешенства, стерилизации (кастрации), чипированию.
Пунктом 23 Порядка определено, что специалистом в сфере ветеринарии на этапе первичного клинического осмотра безнадзорной собаки и в течение всего срока дальнейшего содержания может быть принято решение о проведении медикаментозной эвтаназии в следующих случаях:
1) наличие неизлечимого заболевания, в том числе особо опасного для человека и (или) животных;
2) необходимость предотвращения распространения карантинных и особо опасных болезней животных и (или) ликвидации их последствий;
3) необходимость прекращения страдания раненой или ослабленной безнадзорной собаки, имеющей признаки системного заболевания, причиняющего ей страдания.
В случае установления наличия у безнадзорной собаки устойчивой неоправданной агрессии по отношению к человеку и (или) другим животным, решение о проведении медикаментозной эвтаназии в отношении этой собаки принимается совместно специалистом в сфере ветеринарии и специалистом-кинологом.
Согласно пункту 24 Порядка медикаментозная эвтаназия должна производиться быстро и безболезненно, не вызывать у собаки ощущения тревоги или страха. При проведении медикаментозной эвтаназии запрещается применение курареподобных препаратов, а также препаратов, вызывающих длительную и болезненную смерть.
Проведение медикаментозной эвтаназии на виду у других животных и (или) в присутствии посторонних людей запрещается.
Умерщвление отловленных безнадзорных собак любым способом, кроме медикаментозной эвтаназии, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка.
В силу пункта 25 Порядка в целях гуманного обращения с безнадзорными собаками должны выбираться наименее травматические методы введения препаратов с учетом размеров, физиологических и анатомических особенностей животного. Процедура медикаментозной эвтаназии должна начинаться с глубокой полной анестезии, после которой наступает смерть. Специалист в области ветеринарии, производящий медикаментозную эвтаназию, должен удостовериться в наступлении смерти безнадзорной собаки.
Местная общественная организация "Первоуральское городское общество защиты животных" обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом дополнений (л.д. 159-167) просит признать не действующими абзац 2 пункта 22 Порядка в части определения срока, в который безнадзорная собака должна быть передана прежнему владельцу, новому владельцу или в приют для собак; пункты 23, 24, 25 Порядка в части упоминания проведения мероприятий по эвтаназии отловленных безнадзорных собак, ссылаясь на их противоречие положениям статей 137, 230-232 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 40 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 1, пунктов 1, 2 статьи 5, статьи 9 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и нарушение ее прав и законных интересов как субъекта отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
В обоснование заявленных требований указано, что из действующего федерального законодательства не следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены государственными полномочиями на принятие мер по проведению эвтаназии в отношении безнадзорных животных. Федеральный законодатель предусмотрел решение вопроса регулирования численности безнадзорных животных, как источника болезней, путем проведения мероприятия, представляющего собой единство двух действий: отлов и содержание, что исключает иное правовое регулирование на региональном уровне общественных отношений в названной сфере, в том числе предусматривающее вместо содержания безнадзорных животных их эвтаназию. Упоминание в мероприятиях по регулированию численности безнадзорных собак слова эвтаназии, то есть принудительного, насильственного умерщвления отловленных безнадзорных собак, противоречит принципам гуманности, отсутствие же при этом обязанности содержать животное в течение шести месяцев не отвечает нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает имущественные права неопределенного круга лиц. Оспариваемые положения Порядка относят к компетенции специалистов в области ветеринарии реализацию полномочий, относящихся к исключительным полномочиям Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, и предполагают осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, лицом, к которому требование о наличии лицензии не предъявляется.
Представитель административного истца Борисов П.А. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Правительства Свердловской области Цветков А.А., представитель заинтересованного лица Департамента ветеринарии Свердловской области Гурьева Н.В. заявленные требовании не признали, указав, что оспариваемые нормы Порядка приняты в пределах компетенции Правительства Свердловской области, нормам федерального законодательства не противоречат, прав административного истца не нарушают. Пункт 22 Порядка устанавливает срок, равный 30 календарным дням, с момента помещения отловленной безнадзорной собаки в помещение кратковременного содержания (ПКС), в течение которого решается вопрос о передаче безнадзорной собаки прежнему собственнику, новому владельцу или в приют для безнадзорных собак. Указанная норма не устанавливает предельный срок содержания отловленной безнадзорной собаки в специальных приемниках и не противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации. Субъект Российской Федерации вправе установить возможность эвтаназии безнадзорных животных в специальных приемниках, учитывая время, необходимое для проведения ветеринарных обследований, вакцинации, идентификации и учета безнадзорных животных. Утверждение административного истца о противозаконности эвтаназии безнадзорных животных в целом не обоснованно, так как иное, в частности, следует из положений Санитарных правил СП 3.1.096-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных". 13. Бешенство", утвержденных Госкомсанэпиднадзором России 31 мая 1996 года N 11 и Минсельхозпродом России 18 июня 1996 года N 23, предусматривающих умерщвление всех выявленных больных бешенством животных, а также собак и кошек, подозрительных по заболеванию, кроме покусавших людей или животных, которых изолируют и оставляют под наблюдением. Вопреки доводам административного истца проводить мероприятия по эвтаназии животных могут не только специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, но и иные лица, обладающими соответствующими профессиональными навыками и образованием. Оспариваемый нормативный правовой акт не устанавливает порядок утилизации трупов животных, так как имеет иной предмет регулирования - организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак на территории Свердловской области.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 232-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов и принимаемых в соответствии с ними подзаконных актов, в том числе Санитарных правил СП 3.1.096-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных". 13. Бешенство", утвержденных Госкомсанэпиднадзором России 31 мая 1996 года N 11 и Минсельхозпродом России 18 июня 1996 года N 23 (далее - Санитарные и ветеринарные правила профилактики и борьбы с заразными болезнями).
Вместе с тем федеральным законодательством не урегулированы отношения, возникающие по поводу безнадзорных животных, не являющихся объектами животного мира, включая вопросы их содержания, использования, охраны, обращения с безнадзорными животными, а также не регламентирован порядок содержания безнадзорных животных.
В круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации наряду с решением вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, после внесения в подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) изменений Федеральным законом от 30 марта 2015 года N 64-ФЗ включена организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
По смыслу приведенного законоположения федеральный законодатель решение вопроса регулирования численности безнадзорных животных, как источника болезней, путем проведения мероприятий, связанных как с их отловом, так и с содержанием, отнес к государственным полномочиям субъектов Российской Федерации, следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере общественных отношений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов, которое в силу предписаний Конституции Российской Федерации (части 2 и 5 статьи 76) должно соответствовать действующим федеральным нормам, не нарушать основных принципов государственно-правового устройства, в частности, принципов разделения вопросов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона о ветеринарии организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Правительство Свердловской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области; свои полномочия Правительство Свердловской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области от 23 декабря 2010 года N 105-ОЗ (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 30 ноября 2010 года)).
Из содержания подпункта 2 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 03 декабря 2014 года N 110-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак" (далее - Областной закон N 110-ОЗ) следует, что Правительство Свердловской области устанавливает порядок организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак.
В соответствии с подпунктом 5-2, пунктом 9 статьи 16 Областного закона от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области вводит в порядке, предусмотренном федеральным законом, ограничительные мероприятия (карантин) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а также при угрозе возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных, определяет областной исполнительный орган государственной власти Свердловской области, уполномоченный на решение вопросов по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом Свердловской области и законами Свердловской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 24 приведенного Областного закона постановления и распоряжения Правительства Свердловской области принимаются в порядке, предусмотренном Уставом Свердловской области, законами Свердловской области, регламентом Правительства Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области, устанавливающими процедуру их принятия. Постановления и распоряжения Правительства Свердловской области подписываются Губернатором Свердловской области.
Решения по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Свердловской области, принимаются на заседаниях Правительства Свердловской области большинством голосов от установленного количества лиц, входящих в состав Правительства Свердловской области, при том, что такое заседание считается правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного количества лиц, входящих в состав Правительства Свердловской области (пункты 2, 12, 22 Регламента Правительства Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 09 января 2017 года N 1-УГ).
14 сентября 2017 года состоялось заседание Правительства Свердловской области (присутствовало 40 членов Правительства Свердловской области) на котором было принято постановление N 684-ПП "Об утверждении Порядка организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак на территории Свердловской области" (л.д. 91-94).
Указанное постановление подписано Губернатором Свердловской области и опубликовано в "Областной газете", 2017, 16 сентября, N 172, на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), 2017, 16 сентября, N 14591 и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), 2017, 21 сентября, N 6600201709210016 (л.д. 79).
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, предоставленной субъекту Российской Федерации, подписан уполномоченным лицом, официально опубликован.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Порядок утвержден Правительством Свердловской области в целях реализации подпункта 2 пункта 2 статьи 3 Областного закона N 110-ОЗ, статьей 1 которого определено, что названным законом регулируются отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления упомянутым полномочием, в том числе в части проведения мероприятий по эвтаназии отловленных безнадзорных собак.
Отдельные положения указанного Областного закона, касающиеся эвтаназии отловленных безнадзорных собак, являлись предметом судебной проверки на предмет соответствия федеральному законодательству. Решением Свердловского областного суда от 20 октября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2018 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Местной общественной организации "Первоуральское городское общество защиты животных" о признании недействующими статьи 1, подпункта 1 части 2 пункта 2 статьи 5 Областного закона N 110-ОЗ.
Пунктом 1 Порядка установлено, что указанный порядок регулирует отношения по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак, определяет порядок проведения таких мероприятий.
Регулирование численности безнадзорных собак проводится путем их отлова с последующим содержанием в ПКС (пункт кратковременного содержания), приюте для животных (пункт 5 Порядка).
Абзацем 2 пункта 22 Порядка определено, что передача прежнему собственнику, новому владельцу или в приют для собак должна быть проведена в течение 30 календарных дней с момента помещения отловленной безнадзорной собаки в ПКС.
По мнению административного истца, приведенные положения нормативного правового акта не отвечают требованиям статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 которой установлено, что, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.
Вместе с тем, суд не может согласиться с данной позицией административного истца, поскольку установленный абзацем 2 пункта 22 Порядка 30-тидневный срок не является предельным сроком содержания отловленных безнадзорных собак в специальном приемнике, а определяет период времени их нахождения в пункте кратковременного содержания (ПКС) до принятия решения о дальнейшем их использовании: передаче прежнему собственнику, новому владельцу или в приют для собак.
Норма, установленная частью 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеет прямое действие и подлежит применению в независимости от отражения ее положений в оспариваемом нормативном правовом акте.
Суд также не усматривает противоречий оспариваемых пунктов 23, 24, 25 Порядка положениям статей 137, 230-232 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 40 Федерального закона N 52-ФЗ, подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, статьи 1, пунктов 1, 2 статьи 5, статьи 9 Закона о ветеринарии, статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Так, пункты 23, 24, 25 Порядка не регулируют отношения, связанные с определением полномочий субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые урегулированы статьей 6 Федерального закона N 52-ФЗ, а также, в отличие от статьи 40 названного Федерального закона и статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не устанавливают особенности лицензирования отдельных видов деятельности.
Как было указано выше, подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Из его содержания следует, что федеральный законодатель предусмотрел решение вопроса регулирования численности безнадзорных животных, как источника болезней, путем проведения мероприятия, представляющего собой единство двух действий: отлов и содержание.
В рамках Областного закона N 110-ОЗ медикаментозная эвтаназия (быстрое и безболезненное умерщвление безнадзорного животного, не вызывающее у него ощущения тревоги или страха) является частью мероприятия по регулированию численности безнадзорных собак, неотъемлемой частью содержания безнадзорных животных.
Аналогичное значение имеет медикаментозная эвтаназия, предусмотренная Порядком, что, в частности, следует из ранее приведенных положений пункта 5 Порядка о том, что регулирование численности безнадзорных собак производится путем их отлова с последующим содержанием.
Таким образом, включение Правительством Свердловской области в оспариваемые положения Порядка в части мероприятий по отлову и содержанию собак указания на применение эвтаназии не свидетельствует о несоответствии таких положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Утверждение административного истца о противозаконности эвтаназии безнадзорных животных в целом, не соответствует положениям "ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий", принятого и введенного в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года N 2020-ст, раздела 4.4 "МУ 1.2.2741-10. 1.2. Гигиена, токсикология, санитария. Порядок отбора проб для выявления и идентификации наноматериалов в лабораторных животных. Методические указания", утвержденного Роспотребнадзором 23 сентября 2010 года, предусматривающим методы гуманной эвтаназии животных, Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года N 898.
Противоположное также следует из положений Санитарных и ветеринарных правил профилактики и борьбы с заразными болезнями, предусматривающих умерщвление всех выявленных больных бешенством животных, а также собак и кошек, подозрительных по заболеванию, кроме покусавших людей или животных, которых изолируют и оставляют под наблюдением.
Перечень случаев проведения медикаментозной эвтаназии приведен в пункте 23 Порядка.
При этом, подпункты 1, 3 пункта 23 Порядка, устанавливающие медикаментозную эвтаназию безнадзорных собак при наличии неизлечимого заболевания, в том числе особо опасного для человека и (или) животных; при необходимости прекращения страдания раненой или ослабленной безнадзорной собаки, имеющей признаки системного заболевания, причиняющего ей страдания, вопреки доводам административного истца, обусловлены именно гуманным отношением к животному, что полностью соответствует положениям статьи 137 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.
Применение медикаментозной эвтаназии безнадзорных собак при необходимости предотвращения распространения карантинных и особо опасных болезней животных и (или) ликвидации их последствий (подпункт 2 пункта 23 Порядка) соотносится, в частности, с положениями Санитарных и ветеринарных правил профилактики и борьбы с заразными болезнями.
Норма, устанавливающая медикаментозную эвтаназию при наличия у безнадзорной собаки устойчивой неоправданной агрессии по отношению к человеку и (или) другим животным, принята в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, предоставленных пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пункты 24 и 25 Порядка, определяющие требования к порядку и условиям проведения медикаментозной эвтаназии, направлены исключительно на соблюдение гуманного отношения к безнадзорным собакам, что также отвечает положениям статьи 137 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку пункты 23, 24, 25 Порядка не устанавливают и не регулируют отношения, связанные с задержанием безнадзорных животных, приобретением в отношении них права собственности, возмещением расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждением за них, отсутствует и противоречие оспариваемых норм статьям 230 - 232 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 23 Порядка определено, что решение о проведении медикаментозной эвтаназии на этапе первичного клинического осмотра безнадзорной собаки и в течение всего срока дальнейшего содержания может быть принято специалистом в сфере ветеринарии; в случае установления наличия у безнадзорной собаки устойчивой неоправданной агрессии по отношению к человеку и (или) другим животным, решение о проведении медикаментозной эвтаназии в отношении этой собаки принимается совместно специалистом в сфере ветеринарии и специалистом-кинологом.
Пункт 25 Порядка содержит указание на то, что специалист в области ветеринарии, производящий медикаментозную эвтаназию, должен удостовериться в наступлении смерти безнадзорной собаки.
Административный истец утверждает, что решение о проведении медикаментозной эвтаназии, предусмотренное пунктом 23 Порядка, и действие, предусмотренное пунктом 25 Порядка, может быть принято (совершено) только специалистом Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, а не специалистом в области ветеринарии, ссылаясь при этом на статью 1, пункты 1, 2 статьи 5, статью 9 Закона о ветеринарии.
В статье 1 Закона о ветеринарии закреплено определение ветеринарии, под которой понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, а также обозначены основные задачи ветеринарии в Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 5 Закона о ветеринарии закрепляет задачи Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, которыми являются: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.
Пунктом 2 статьи 5 Закона о ветеринарии установлена система Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, включающая в себя: федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии; федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и подведомственные ему территориальные органы и организации; ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности и подведомственные им организации, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба; в субъектах Российской Федерации - уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.
Статьей 9 Закона о ветеринарии определены права должностных лиц органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приведенные нормы Закона о ветеринарии не подтверждают доводы административного истца о том, что перечисленные в пунктах 23, 25 Порядка мероприятия относятся к исключительной компетенции Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и не состоят в противоречии с оспариваемыми положениями нормативного правового акта.
Под специалистом в сфере ветеринарии в соответствии с подпунктом 9 пункта 3 Порядка понимается лицо, имеющее право на осуществление ветеринарной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона о ветеринарии право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием.
Подтверждением того, что эвтаназия может осуществляться не только сотрудниками Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, но и специалистами в области ветеринарии, занимающимися предпринимательской деятельностью, организациями независимо от их организационно-правовых форм является пункт 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 1998 года N 898 "Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг", которым эвтаназия отнесена к платным ветеринарным услугам.
Ссылка административного истца в подтверждение своих доводов на постановление Правительства Российской Федерации от 09 ноября 2016 года N 1145 "Об утверждении правил аттестации специалистов в области ветеринарии" является несостоятельной, поскольку названный нормативный правовой акт регулирует отношения, связанные с аттестацией специалистов в области ветеринарии в части их деятельности, касающейся осуществления ветеринарной сертификации и оформления ветеринарных сопроводительных документов.
Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов сибирской язвы, утвержденные приказом Минсельхоза России от 14 августа 2017 года N 403, СП 3.1.7.2811-10 "Профилактика коксиеллеза (лихорадка Ку)", утвержденные постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 декабря 2010 года N 181, которые приводит административный истец в обоснование своей позиции, имеют прямое действие и в первом случае направлены на предотвращение распространения и ликвидацию очагов сибирской язвы, а во втором - устанавливают основные требования к комплексу организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний коксиеллезом (лихорадкой Ку) среди населения Российской Федерации.
Предусмотренные названными нормативными правовыми актами мероприятия, выполняемые специалистами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации по профилактике, диагностике и ликвидации перечисленных болезней, не исключают возможность принятия решений и совершения действий, предусмотренных пунктами 23 и 25 Порядка, специалистами в области ветеринарии, которые в соответствии со статьей 4 Закона о ветеринарии в своей профессиональной деятельности должны руководствоваться ветеринарным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, по мнению суда, специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, исходя из определения, содержащегося в статье 4 Закона о ветеринарии, прежде всего, являются специалистами в области ветеринарии.
Из изложенного следует, что оспариваемые положения Порядка вышеприведенным нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, прав и законных интересов административного истца не нарушают, ввиду чего основания для признания их не действующими отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2018 года
Судья |
Д.И. Гылкэ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 15 марта 2018 г. N 3а-90-2018
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)