В соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области от 03.08.2017 N 629-РП "Об утверждении перечня концепций отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области, планируемых к разработке в 2017 году" приказываю:
1. Утвердить Концепцию Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2035 года (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
3. Настоящий приказ опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), официальном сайте Министерства инвестиций и развития Свердловской области (http://mir.midural.ru/) и Инвестиционном портале Свердловской области (http://invest.midural.ru/).
Министр |
В.В.Казакова |
Утверждена
приказом Министерства инвестиций
и развития Свердловской области
от 17 сентября 2018 г. N 194
"Об утверждении Концепции
Стратегии развития внутреннего
и въездного туризма в Свердловской
области на период до 2035 года"
Концепция
Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2035 года
Концепция Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2035 года разработана в соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, направлением "Развитие туристского потенциала" Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы".
Раздел 1. Основания для разработки концепции Стратегии
1.1. Основания для разработки
Правовые акты и иные документы:
Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации от 30 июля 2013 года N Пр-1814;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года";
Областной закон от 31 декабря 1999 года N 51-ОЗ "О туризме и туристской деятельности в Свердловской области";
перечень поручений Губернатора Свердловской области от 05.06.2017 N 13-ЕК пн;
постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании, утверждении и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области";
распоряжение Правительства Свердловской области от 03.08.2017 N 629-РП "Об утверждении Перечня концепций отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области, планируемых к разработке в 2017 году".
1.2. Разработчики стратегии
Министерство инвестиций и развития Свердловской области, органы местного самоуправления, общественные и туристские организации.
1.3. Ответственный исполнитель (ответственный исполнитель-координатор) и ответственный за контроль и реализацию стратегии
Министерство инвестиций и развития Свердловской области (Министр инвестиций и развития Свердловской области В.В. Казакова).
Раздел 2. Предпосылки, цель и задачи стратегии
2.1. Оценка и анализ развития отрасли
Развитие внутреннего и въездного туризма в Свердловской области играет важную роль в решении вопросов стимулирования социального развития региона, улучшения качества жизни, занятости и организации досуга населения.
Туриндустрия постоянно развивается. В 2016 - 2017 годах только в гостиницах остановилось более 1,3 млн. человек. После последствий мирового экономического кризиса, увеличилось и количество постояльцев средств размещения, что подчеркивает постепенное восстановление спроса на услуги гостиниц и отелей. Динамика по количеству лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, отражена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения за период с 2012 по 2017 годы, тыс. человек.
По сравнению с 2013 годом в 2017 году численность размещенных в коллективных средствах размещения выросла более чем на 2 процента. После преодоления последствий мирового экономического кризиса 2014 - 2015 годов последовало резкое увеличение в 2016 - 2017 годах (более чем на 15 процентов).
Из общего числа размещенных в коллективных средствах размещения более 90 процентов составляют граждане России, остальные 10 процентов - иностранные гости. Их число выросло также увеличивается после преодоления последствий мирового экономического кризиса (рисунок 2). Популярность у иностранных граждан вызывают крупные конгрессно-выставочные мероприятия, а также уникальные культурно-познавательные достопримечательности и объекты туристского показа.
Рисунок 2 - Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения за период с 2013 по 2017 годы, тыс. человек.
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-курортных организаций в последние два года превышает 10 млрд, рублей (в 2014 году - 9 млрд, рублей, в 2015 году - 10,4 млрд, рублей, в 2016 году - 10,9 млрд, рублей, в 2017 году - 10,4 млрд, рублей). Динамика отражена на рисунке 3.
Проведенный анализ показывает, что Свердловская область представляет интерес для гостей и туристов.
Гостиницы и аналогичные средства размещения являются одним из "определяющих элементов" в развитии въездного туризма, в особенности делового.
Рисунок 3 - Объем платных услуг коллективных средств размещения (услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительные услуги) за период с 2013 по 2017 годы, млрд. рублей.
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения ежегодно растет (рисунок 4).
Рисунок 4 - Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения за период с 2013 по 2017 годы, млрд. рублей.
По отношению к 2013 году рост по итогам 2017 года составил почти 15 процентов). В дальнейшем, с учетом восстановления экономики, тиражирования и продвижения информации о гостиницах на российском и мировом туристских рынках, прогнозируется увеличение показателя.
Рисунок 5 - Объем платных санаторно-оздоровительных услуг за период с 2013 по 2017 годы, млрд. рублей.
По итогам 2017 года объем санаторно-оздоровительных услуг составляет около 5 млрд, рублей, что на 43 процента превышает значения 2012 года (рисунок 5).
В 2017 году произошло некоторое сокращение до 5 млрд, рублей, что все равно отражает в целом благоприятную ситуацию на данном сегменте туристского рынка (начиная с 2015 года показатель не снижался ниже 5 млрд, рублей). Принимая во внимание сложившуюся тенденцию, но в тоже время учитывая высокую конкурентоспособность близлежащих курортов, расположенных на территории республики Башкортостан, Челябинской области, Пермского края и других регионов, можно прогнозировать умеренный небольшой рост показателя.
Сфера туризма является не только одной из приоритетных отраслей экономики, но, в большей степени, механизм и элемент продвижения и позиционирования региона, создания комфортных условий для жизни и отдыха жителей региона, а также привлечения внимания к региону со стороны внутренних и внешних "потребителей", средств массовой информации, медиаструктур.
Анализ сферы развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области представлен в SWOT-анализе (таблица 1).
Таблица 1 - SWOT-анализ развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Богатый природный, культурно-познавательный, промышленный потенциал (природные, минералогические, историко-культурные объекты, уникальные промышленные предприятия и другие объекты туристского показа) |
Недостаточный уровень инфраструктурного обустройства территории объектов и достопримечательностей, интересных для посещения туристов на территории Свердловской области (за исключением города Екатеринбурга) |
Развитая деловая и конгрессно-выставочная инфраструктура центра Свердловской области (город Екатеринбург), наличие развитой сети гостиниц и аналогичных средств размещения, соответствующих мировым стандартам |
Отсутствие сформированного бренда Свердловской области, недостаточно развитая система территориального туристского маркетинга (отсутствие общей идеи продвижения, расфокусировка в позиционировании города Екатеринбурга и Свердловской области в целом) |
Положительный опыт проведения международных мероприятий |
Недостаточное количество туристских продуктов мирового или российского уровня за пределами города Екатеринбурга |
Возможности |
Угрозы |
Возможность привлечь в город Екатеринбург крупные мероприятия международного и всероссийского уровня |
Недостаточный уровень загрузки гостиниц и аналогичных средств размещения в Свердловской области |
Возможность использования территории Свердловской области как базы для линейных и радиальных путешествий по Уралу и Западной Сибири (возможность в перспективе перетянуть поток туристов из соседних регионов при условии создания мощного бренда и объединяющего маршрута) |
Отсутствие свободных от ограничений (правового, административного характера) земельных участков для возможности создания и развития качественной туристской инфраструктуры, в том числе по ключевым туристским маршрутам |
Стабильный въездной поток представителей бизнеса, в том числе и иностранного (преимущественно в город Екатеринбург) |
Очевидный интерес иностранных туристов к российским столицам (города Москва и Санкт-Петербург) |
Четкое позиционирование на "мировой карте" за счет единого бренда, основанного на аутентичных и уникальных особенностях региона |
Растущая конкуренция с другими регионами, где уже есть сильные сложившиеся и раскрученные туристические бренды, с качественной инфраструктурой и высоким уровнем сервиса, угроза не успеть первыми реализовать уникальный потенциал (в первую очередь, аутентичный промышленный туризм) |
Для Свердловской области ввиду специфики региона характерно сочетание различных видов туризма.
К наиболее популярным (основным, ключевым) видам туризма для Свердловской области целесообразно отнести следующие:
1) деловой туризм, который связан с организацией корпоративного отдыха в сочетании с проведением деловых переговоров и встреч, участием в деловых, конгрессно-выставочных, научных, научно-практических и иных мероприятиях, корпоративной учебой.
Более половины всех гостей, которые прибывают в Свердловскую область и город Екатеринбург - деловые туристы. Кроме того, экспертами туристической отрасли город Екатеринбург отмечен в тройке лучших регионов России по развитию делового туризма;
2) культурно-познавательный туризм, который связан с экскурсионный туризмом, посещением музеев, памятников истории и культуры, интересных в культурном отношении объектов. Ввиду специфики Свердловской области особенный интерес для туристов представляют такие подвиды как промышленный и минералогический виды туризма, связанные с посещением памятников горнозаводского наследия Урала, производственных объектов, а также объектов, интересных для любителей минералогии;
3) активный туризм, который представлен уникальными природными особенностями региона, в том числе горнолыжными комплексами, памятниками природы.
Позиционирование внутреннего и въездного туризма в Свердловской области целесообразно осуществлять через призму вышеуказанных видов туризма.
В Свердловской области по сравнению с другими регионами Уральского федерального округа самая подготовленная и востребованная инфраструктура.
Инфраструктура делового туризма представлена крупными выставочными центрами и конгрессно-выставочными мероприятиями, проводимыми на их базе. Общая площадь выставочных площадей города Екатеринбурга составляет более 100 тысяч квадратных метров. Основные выставочные площадки региона "Екатеринбург-Экспо", Центр международной торговли и другие.
Ежегодно в Екатеринбурге проводится более 200 выставочных мероприятий: конгрессы, форумы, саммиты. Примерами деловых мероприятий Свердловской области, пользующихся повышенным спросом у гостей и туристов, являются: международные выставки "ИННОПРОМ", Леспром-Урал ПРОФИ, WorldSkills, Build Ural, форумы 100+ Forum Russia, "Большой Урал", Уральская Индустриальная Биеннале, IT-конференция DUMP и другие.
Стоит отметить, что туристы, приезжающие в Свердловскую область с деловыми визитами, пользуются также сервисами культурно-познавательного туризма. Если организуется какой-то форум или выставка, то в состав туристского пакета обязательно включается посещение и других мест, привлекательных для организации отдыха и досуга гостей региона.
Для деловых гостей Свердловской области доступны средства размещения, сосредоточенные в центре города Екатеринбурга, отвечающие современным стандартам и предоставляющие высокое качество сервиса, в том числе: Hyatt Regency Ekaterinburg, Высоцкий, DoubleTree by Hilton Hotel Ekaterinburg City Centre, Novotel Екатеринбург Центр, Реноме, Гранд Авеню, Екатеринбург Центральный, Park Inn by Radisson, Эмеральд, Tenet и другие.
Инфраструктура культурно-познавательного туризма представлена культурно-историческими достопримечательностями, объектами культурнопознавательного характера, в том числе музеями и объектами историко-культурного наследия (Нижнесинячихинский музей деревянного зодчества, Ельцин-Центр, музей Каслинского литья, музей-кладовая Шигирского Идола и другие).
Позиционирование Свердловской области через призму культурнопознавательного туризма целесообразно осуществлять, используя уникальную специфику региона, в том числе:
1) тематика Уральских самоцветов (Липовское месторождение, Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, Малышевское месторождение изумрудов, Музей-шахта Уральского золота и другие интересные объекты);
2) промышленная тематика (музейные комплексы УГМК (музеи военной и автомобильной техники, завод "Уралэлектромедь"), Уралвагонзавода, Северского трубного завода (Северская домна), Верх-Исетский завод, колокольный завод Пяткова, Сысертский фарфоровый завод, и другие объекты);
3) тематика, посвященная истории династии царской семьи Романовых (Ганина Яма и другие музейно-паломнические места).
В Свердловской области развивается автотуристский кластер "Самоцветное кольцо Урала", объединяющий потенциал более 10 муниципальных образований. Проект реализуется в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", перспективные проекты включены в план развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019 - 2025 годы.
Культурно-познавательный туризм получает дополнительное развитие за счет аккумулятивного эффекта, который достигается за счет проведения крупных событийных мероприятий, таких как Ural Music Night, Венский фестиваль музыкальных фильмов, Покровский рубеж, Ирбитская ярмарка и множество других весьма престижных мероприятий в специализированных средах.
Постепенно развивается инфраструктура для занятий активными видами туризма. Сюда относятся горнолыжные комплексы, памятники природы, природно-охранные территории (горнолыжные комплексы на горах Белая, Долгая, Ежовая, Хрустальная, Висимский заповедник и заповедник "Денежкин камень", национальный парк "Припышминские боры", природные парки "Река Чусовая", "Оленьи ручьи", "Бажовские места", реки Чусовая, Серга, Реж, Уфа).
На базе вышеуказанных объектов развивается кластер "Река Чусовая", объединяющий уникальную природную и историко-культурную составляющие.
В целях комфортного пребывания гостей и туристов в Свердловской области функционируют туристско-информационные центры (г. Екатеринбург, г. Нижний Тагил, г. Ирбит, г. Арамиль), действуют туристско-информационные стойки, расположенные в центре города Екатеринбурга на площадке Центра развития туризма, в аэропорту "Кольцово" и железнодорожном вокзале станции "Екатеринбург-Пассажирский". В целях позиционирования Свердловской области на внешнем туристском рынке созданы информационно-туристские службы Свердловской области в городах Санкт-Петербург, Тюмень, Уфа, Челябинск, Пермь.
Кроме того, туристская инфраструктура Свердловской области представлена общественными объединениями, такими как Уральская ассоциация туризма, Клуб отельеров, Конгресс-бюро города Екатеринбурга, Ассоциации, образованные на базе туристских кластеров ("Самоцветное кольцо Урала", "Наследие реки Чусовой").
Развитие Свердловской области как туристического центра представляет собой двусторонний процесс. Его составными частями являются, с одной стороны, проведение целенаправленной политики маркетинга региона, с другой стороны, создание условий для комфортного отдыха жителей и пребывания приезжих гостей. Для этого в регионе целесообразно разрабатывать и внедрять в дополнение к многодневным и однодневным турам, экскурсии, рассчитанные на "транзитных туристов" - продолжительностью от одного до трех часов, в том числе с использованием современных систем навигации, аудиогидов и других технологий, упрощающих навигацию туристов. Данные маршруты, как правило, должны формироваться в центре мегаполиса и близлежащих (периферийных) районах, недалеко от основных транспортных узлов (аэропортов, железнодорожных вокзалов, автомобильных трасс).
По итогам рейтингов оценки туристского потенциала, составляемого журналом "Отдых в России" Свердловская область входит в первую десятку регионов России (таблица 2).
Таблица 2 - Позиции регионов Уральского федерального округа в России по результатам Национального туристического рейтинга журнала "Отдых в России" за 2015 - 2017 годы.
Наименование региона |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Свердловская область |
24 |
17 |
10 |
Челябинская область |
29 |
30 |
17 |
Тюменская область |
21 |
36 |
22 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
51 |
47 |
52 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
62 |
63 |
63 |
Курганская область |
75 |
74 |
68 |
Рейтинг формируется с 2015 года, основными критериями для оценки туристической привлекательности российских регионов, их туристического потенциала и популярности среди отечественных и иностранных туристов являются уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры, значимость туристской отрасли в экономике региона, доходность отрасли туризма и гостеприимства региона, популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней, популярность региона у иностранцев, туристская уникальность, экологическое "здоровье" региона, криминогенная обстановка, интерес к региону в интернете как к месту отдыха, продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве.
Согласно результатам рейтинга, Свердловская область ежегодно укрепляет свои позиции, при оценке потенциала регион имеет высший балл за объем платных туристских услуг.
Среди всех регионов Уральского федерального округа Свердловская область занимает наивысшую позицию. Данное обстоятельство, безусловно, создает благоприятные предпосылки для позиционирования региона в качестве туристского центра Среднего Урала.
Главным активом Свердловской области с точки зрения привлечения внутренних и въездных туристов является город Екатеринбург. Это один из самых передовых городов России, что подтверждается различными рейтингами и исследованиями. В частности, город Екатеринбург вошел в первую десятку городов России, которые чаще всего посещали иностранные туристы в 2016 году (рейтинг составлен сервисом поиска отелей RoomGuru.ru по данным бронирования отелей иностранцами для проживания с января по декабрь 2016 года). Также уральская столица попала в топ-10 городов России, наиболее подходящих для путешествий на выходные осенью (рейтинг городов составлен аналитическим агентством "ТурСтат" на основе результатов анализа данных систем онлайн-бронирования на выходные дни осенью). В международном рейтинге самых популярных направлений у международных путешественников, составленном Mastercard Index of Global Destination Cities, город Екатеринбург занимает 120-е место. Для сравнения, Москва - 59-е место, Санкт-Петербург 85-е место, Владивосток - 131-е место).
В целом, для развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области существуют объективные предпосылки: открытость города и региона для массового туризма, большой природный и культурный потенциал, привлекательный, окончательно не поделённый и очень перспективный рынок. Основные туристские продукты Свердловской области должны формироваться в сфере бизнес-туризма, конгрессно-выставочной деятельности, развлечений, спорта и активного отдыха, индустриально-минералогического туризма.
Однако, для каждого из видов туризма существуют проблемы (негативные факторы), влияющие на общую туристскую привлекательность Свердловской области (таблица 3).
Мероприятия по устранению вышеуказанных рисков должны сопровождаться, в том числе путем комплексного взаимодействия органов власти, туристских организаций и бизнеса.
Таблица 3 - Основные риски в привязке к ключевым видам туризма Свердловской области.
Ключевые виды туризма |
"Негативные факторы" (риски) |
Деловой туризм |
Недостаточный уровень позиционирования региона и города Екатеринбурга, в частности, как одной из ключевых деловых площадок России и Уральского региона |
Недостаточное качество и уровень проведения крупных мероприятий федерального и международного масштаба на территории Свердловской области | |
Культурно-познавательный туризм |
Недостаточный уровень обустройства объектов туристского показа |
Относительно слабое позиционирование Свердловской области, а, следственно, недостаточный уровень коммерциализации имеющихся туристских ресурсов | |
Отсутствие сформированного туристского бренда региона | |
Активный туризм |
Недостаточный уровень инфраструктурного обустройства территории объектов, интересных для посещения туристов, расположенных на активных маршрутах |
Недостаточный уровень развития вопросов, связанных с обеспечением безопасности, подготовки персонала туристской отрасли на активных маршрутах |
Мировая и российская практика, в особенности в крупных столичных мегаполисах (г. Москва и г. Санкт-Петербург), показывает, что основными причинами растущей популярности делового туризма является необходимость быть в курсе последних мировых достижений в своей конкретной отрасли, оптимально использовать время и средства при посещении отраслевых выставок, ярмарок и форумов и таким образом наметить стратегию развития.
Базу для культурно-познавательного туризма составляет грамотное позиционирование территории, формирование и развитие бренда региона, вовлечение основных объектов туристского показа в "единую цепочку".
Учитывая, что в такой большой и разнообразной стране как Россия не будет работать какая-то одна универсальная концепция развития туризма, для каждого региона целесообразна уникальная программа развития.
Исходя из географических принципов целесообразно рассматривать для сравнения американскую и канадскую модели развития туризма, исходя из сопоставимости географических и климатических характеристик, а также преобладании индивидуального внутреннего и въездного туризма. Также Урал можно сравнивать с одним из наиболее индустриальных регионов Европы немецким Руром, который так же не обладает выходом к теплому морю и очевидными топовыми мировыми достопримечательностями.
Такие примеры особенно ценны для нас. Они доказывают, что успешное превращение индустриальных объектов в туристический продукт в постиндустриальную эпоху вполне возможно. Свердловская область промышленный регион с большим количеством успешных предприятий и с большим количеством закрытых и заброшенных объектов. На территории региона сохранились промышленные объекты XVIII и XIX веков (в Руре подавляющая часть ревитиализации была основана на объектах только XX века). Подобная модель может быть доработана и применена в наших условиях.
Для повышения роста спроса на активный туризм важным аспектом является обеспечение безопасности формируемого туристского продукта, сопровождаемое созданием и развитием сопутствующей инфраструктуры, обеспечивающей комфортность пребывания туристов на том или ином маршруте.
Что касается конкретных шагов и действий для Свердловской области применительно к каждому отдельному виду туризма, то основные механизмы снижения и нивелирования выявленных рисков приведены в подразделе 3.1 раздела 3 Стратегии.
2.2. Территориальная привязка и графическая информация
Основной подход стратегии предполагает кластерное развитие территории Свердловской области. Оптимальным для Свердловской области на перспективу до 2035 года представляется создание 3-4-х конкурентоспособных туристских кластеров (рисунок 6).
На первоначальном этапе (период до 2025 года) предполагается развитие:
1) автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" (с 2014 до 2025 год, на рисунке 6 отмечен фиолетовым цветом). Территория кластера и маршруты охватывают наиболее популярные и интересные достопримечательности более 10 муниципальных образований, в том числе муниципальное образование "город Екатеринбург", муниципальное образование город Нижний Тагил, муниципальное образование Алапаевское, Невьянский городской округ, Арамильский городской округ, муниципальное образование город Ирбит, Березовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, Артемовский городской округ, Режевской городской округ, Горноуральский городской округ, Туринский городской округ. Маршруты автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" проходят по ключевым объектам туристского показа и достопримечательностям более 10 муниципальных образований вдоль основных автомобильных дорог регионального значения, в числе которых следующие автодороги: г. Екатеринбург - г. Нижний Тагил г. Серов, г. Екатеринбург - г. Реж - г. Алапаевск, г. Екатеринбург г. Артемовский - г. Ирбит, с. Николо-Павловское - с. Петрокаменское г. Алапаевск, г. Алапаевск - с. Нижняя Синячиха - г. Ирбит - г. Туринск и другие;
2) туристско-рекреационного кластера "Гора Белая" (с 2018 до 2028 года, на рисунке отмечен голубым цветом). Кластер охватывает территории муниципального образования город Нижний Тагил (поселки Уралец, Висимо-Уткинск, Еква, Студеный, Чауж, Антоновский, Таны, деревни Баронская, Усть-Утка, Харенки, Захаровка, села Елизаветинское, Сулем) и Горноуральского городского округа (поселки Висим и Черноисточинск). Эффект от создания туристско-рекреационного кластера позволит выгодно сочетать созданные условия для зимнего и летнего отдыха, что, в итоге, решит давнюю проблему с обеспечением летней загрузки объектов размещения, расположенных непосредственно на Горе Белой. Создание туристско-рекреационного кластера позволит увеличить ежегодный туристский поток на территорию с 300 до 500 тысяч человек с формированием устойчивого и платежеспособного спроса. Данный комплексный подход существенно повысит интерес инвесторов к территории кластера;
3) экотуристского кластера "Река Чусовая" (с 2018 до 2028 года, на рисунке отмечен синим цветом). Кластер охватывает муниципальные образования, расположенные в районе реки Чусовой (городской округ Первоуральск, городской округ Староуткинск, городской округ Ревда, Шалинский городской округ, муниципальное образование город Нижний Тагил).
Рисунок 6 - Схема размещения действующих и перспективных туристских кластеров на территории Свердловской области.
Реализация данных масштабных проектов, отражающих уникальность и специфику региона, позволит обеспечить продвижение туристского потенциала территории, повысить узнаваемость среди российских и иностранных туристов.
На последующем этапе начиная с 2025 - 2028 годов целесообразно формирование ещё 1-2-х кластеров в целях популяризации туристского потенциала южных и северных муниципальных образований Свердловской области:
1) "Северный куст" (на рисунке 6 отмечен зеленым цветом). Охватывает муниципальные образования, расположенные по широте от Кушвинского городского округа до Североуральского городского округа;
2) "Южный куст" (на рисунке 6 отмечен красным цветом). Охватывает муниципальные образования, расположенные по долготе от муниципального образования городской округ Красноуфимск до муниципального образования город Каменск-Уральский.
Период реализации проектов по развитию "Северного куста" и "Южного куста" - с 2025 по 2035 годы.
Таким образом обеспечивается содействие формированию эффективного взаимодействия между "центрами" крупных агломераций Свердловской области (муниципальное образование "город Екатеринбург", муниципальное образование город Нижний Тагил, Серовский городской округ) и прилегающими к ним муниципальными образованиями, расположенными на территории Свердловской области.
В целях продвижения уникального природного потенциала Свердловской области важное значение имеет развитие природных парков и иных особо охраняемых природных территорий. Мировая практика показывает востребованность у туристов направлений и маршрутов, связанных с активным туризмом. Природные парки "Оленьи ручьи", "Река Чусовая", "Бажовские места", "Режевской минералогический заказник", "Висимский заповедник" и другие природные объекты создают комфортные условия для организации досуга и отдыха местных жителей и приезжих туристов. Таким образом, одним из факторов, стимулирующих туристскую привлекательность региона, является формирование и комплексное благоустройство таких территорий, обустройство туристских маршрутов и стоянок по маршрутам следования организованных и самостоятельных туристов.
Одним из наиболее популярных туристских объектов является природный парк "Оленьи ручьи", популярность которого вызвана, в основном, не уникальной природой, а правильной организацией работы и грамотным позиционированием. Особенно примечательна с точки зрения продвижения территории скульптура Ангела Единой надежды. Скульптуры первых семи Ангелов-хранителей были установлены в один день, 17 сентября 2005 года, в Австралии, Канаде, Перу, Мали, Вануату (остров в южной части Тихого океана), на Гавайях, а также на Урале, в природном парке "Оленьи ручьи". С тех пор у первых 7 ангелов появились последователи, но уникальность "прародителей", как и продолжающийся рекламный эффект для Свердловской области неизменны.
Таким образом, природный парк "Оленьи ручьи" является хорошим примером организации качественного рекреационного места, в первую очередь, для жителей соседних городов и мегаполисов, на территории не обладающей невероятными, даже по сравнению с другими местами Урала характеристиками.
Природный потенциал региона, в том числе наличие природных лечебных ресурсов, и, прежде всего, минеральных вод (в том числе термальных) и природных лечебных грязей, является фактором, способствующим развитию лечебно-оздоровительного туризма. На территории Свердловской области действуют более 50 организаций санаторно-курортного типа, ежегодно принимающих более 300 тысяч человек. В регионе сосредоточено порядка 1/3 от общего количества курортов Уральского федерального округа и около 3% от общего их количества по России. По числу действующих санаторно-курортных организаций Свердловская область находится в числе лидеров Урало-Приволжского региона.
Основной ресурсный потенциал Свердловской области сосредоточен в юго-восточной части. Наиболее известными минеральными водами Свердловской области являются Обуховская, Нижнесергинская, Туринская. Перспективными также являются Талицкое и Тавдинское месторождения минеральных хлоридных натриевых йодо-бромных вод, Липовские и Нелобские радоновые воды, Иргинские сульфидные воды. Наиболее популярными лечебными грязями являются сапропель озера Молтаево (Алапаевский район) и торфяные грязи Горбуновского торфяника (Нижний Тагил).
К основным санаторно-курортным учреждениям Свердловской области, специализирующимся на использовании таких природных факторов как минеральные воды и лечебные грязи, относятся санатории "Обуховский" (Камышловский район), "Самоцвет" (Алапаевский район), "Нижние Серги" (Нижнесергинский район), "Курьи" (Сухоложский район), "Руш" (город Нижний Тагил), "Липовка" (Режевской район), "Маян" (Талицкий район).
Примеры новых проектов в сфере лечебно-оздоровительного и рекреационного направления представлены в таблице 7.
Приоритет государственной поддержки развития туристской и досуговой инфраструктуры на территории муниципальных образований Свердловской области целесообразно осуществлять в разрезе формирования кластеров. Формы возможной поддержки - предоставление субсидий из областного бюджета на софинансирование муниципальных проектов в сфере туризма, оказание мер административной поддержки путем организации, методологической поддержки, консультаций, а также содействия в продвижении туристских ресурсов и значимых событийных мероприятий.
Приоритетным направлением в повышении туристской привлекательности региона также является создание качественного придорожного сервиса по основным туристским маршрутам, прежде всего благоустроенных площадок отдыха и оборудованных пунктов общественного питания (в настоящее время только около 15% от общего числа действующих площадок благоустроено).
Создание объектов дорожного сервиса должно осуществляться на ключевых автомобильных дорогах, соединяющих наиболее посещаемые объекты туристского показа и входящих в действующие и (или) перспективные туристские маршруты Свердловской области.
При этом площадки, планируемые для размещения объектов дорожного дорожного сервиса, должны предусматривать места для отдыха и приема пищи, стоянку транспортных средств, туалеты, мусоросборники, наличие освещения в темное время суток при наличии возможности использования существующих электрических сетей.
На каждом пункте общественного питания должны быть обеспечены: возможность покупки продуктов питания и (или) приема пищи, освещение всей территории объекта в темное время суток, наличие площадки для стоянки, туалета, мусоросборников.
Соответственно каждый туристский маршрут должен быть сформирован с учетом обеспечения максимально возможного уровня комфорта для туристов, что обуславливает целесообразность объединения объектов дорожного сервиса в единые комплексы. Наиболее эффективным вариантом развития придорожного сервиса представляется формирование площадок для отдыха с наличием пункта общественного питания.
2.3. Цель стратегии
Формирование к 2035 году в Свердловской области современной конкурентоспособной туристской индустрии посредством максимально полного использования существующего туристского потенциала и снятия инфраструктурных ограничений для его развития за счет увеличения туристского потока не менее чем на 15 процентов.
2.4. Задачи стратегии
2.4.1. Перечень задач стратегии
Таблица 4 - Основные мероприятия стратегии, осуществляемые в рамках реализации Стратегии.
Метод (основные мероприятия) |
Результат |
Срок |
Ключевые показатели (критические точки), на решение которых направлена задача (мероприятие) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Задача 1. Развитие туристской инфраструктуры |
|
||
Формирование территориальных туристских кластеров |
Создание туристских кластеров на территории Свердловской области |
2017-2035 годы |
Объем инвестиций в основной капитал (по виду деятельности "гостиницы и рестораны") |
Поддержка развития туристской инфраструктуры на территории муниципальных образований Свердловской области |
Предоставление субсидий муниципальным образованиям на развитие и благоустройство территории объектов туристского показа |
||
Содействие частным инвесторам в реализации инвестиционных проектов в сфере туризма |
Привлечение дополнительных инвестиций на развитие туристской инфраструктуры |
||
Задача 2. Повышение качества и конкурентоспособности туристских услуг | |||
Обеспечение соответствующей подготовки кадров в сфере туристской индустрии (мониторинг кадровых потребностей, проведение обучающих семинаров, мастер-классов) |
Обучение специалистов сферы туризма и гостеприимства |
2017-2035 годы |
Объем платных услуг коллективных средств размещения (гостиницы, санаторно- оздоровительные) |
Обеспечение безопасности туристкой деятельности и формирование комфортной туристской среды (безопасность при организации активных, спортивных, экстремальных и иных видов туризма, взаимодействие со специальными структурами) |
Создание туристской навигации к объектам туристского показа |
||
Задача 3. Позиционирование и продвижение региона на туристском рынке | |||
Маркетинговое продвижение региона (издание, распространение информации о туристском потенциале Свердловской области: полиграфическая продукция, медиа и интернет-контент) |
Формирование и продвижение уникального бренда Свердловской области на региональном, федеральном и международном туристских рынках |
2017-2035 годы |
Число лиц, размещенных в коллективных средствах размещения |
Участие в региональных, российских и международных туристских мероприятиях |
Участие Свердловской области в региональных, российских и международных мероприятиях |
||
Задача 4. Поддержка и развитие ключевых видов туризма |
|
||
Выстраивание системы взаимодействия с промышленными компаниями в целях формирования перечня объектов для туристского посещения, экскурсионных программ, предполагающих участие посетителей в производственном процессе, стимулирование промышленных предприятий Свердловской области к работе с туристами |
Формирование новых экскурсионных программ и маршрутов по тематике промышленного туризма |
2017-2035 годы |
Число лиц, размещенных в коллективных средствах размещения |
Содействие развитию природных парков и иных особо охраняемых природных территорий |
Формирование новых обустроенных экскурсионных и туристских маршрутов, троп на территории особо охраняемых природных территориях |
||
Продвижение делового туризма в регионе, активное использование рынка делового туризма для реализации экскурсионных и туристских продуктов на территории региона |
Свердловская область деловой центр Уральского региона, город Екатеринбург в тройке городов России по количеству и качеству проводимых мероприятий федерального и международного масштаба |
Таблица 5 - Прогноз основных целевых показателей реализации стратегии до 2035 года.
Номер строки |
Наименование показателя (1) |
Единица измерения |
2017 год (факт) |
Плановое значение показателя по годам реализации стратегии |
|||||||||||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2024 год |
2030 год |
целевой ориентир, 2035 год |
|||||||||||
Минимальное |
Целевое значение |
Минимальное |
Целевое значение |
Минимальное |
Целевое значение |
Минимальное |
Целевое значение |
Минимальное |
Целевое значение |
Минимальное |
Целевое значение |
Минимальное |
Целевое значение |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1. |
Задача 1. Развитие туристской инфраструктуры |
||||||||||||||||
2. |
Объем инвестиций в основной капитал (деятельность гостиниц и предприятий общественного питания) |
млн. рублей |
483,6 |
490,9 |
498,2 |
498,2 |
513,1 |
505,7 |
528,4 |
513.3 |
544,3 |
521,0 |
560,6 |
528,8 |
577,4 |
536,7 |
594,8 |
3. |
Задача 2. Повышение качества и конкурентоспособности туристских услуг |
||||||||||||||||
4. |
Объем платных услуг КСР (услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительные услуги) |
млн. рублей |
10391,7 |
10547,6 |
10703,5 |
10705,8 |
11024,6 |
10866,4 |
11355,3 |
11029,4 |
11695,9 |
11194,8 |
12046,8 |
11362,7 |
12408,2 |
11533,2 |
12780,5 |
5. |
Задача 3. Позиционирование и продвижение региона на туристском рынке Задача 4. Поддержка и развитие ключевых видов туризма |
||||||||||||||||
6. |
Число лиц, размещенных в коллективных средствах размещения |
тыс. человек |
1354,9 |
1375,2 |
1395,5 |
1395,9 |
1437,4 |
1416,8 |
1480,5 |
1438,0 |
1524,9 |
1459,6 |
1570,7 |
1481,5 |
1617,8 |
1503,7 |
1666,4 |
Раздел 3. Технология (механизмы) реализации стратегии
3.1. Механизмы реализации стратегии
В целях эффективной реализации мероприятий стратегии, в том числе развития ключевых видов туризма на территории Свердловской области предложены следующие инструменты (механизмы):
В части развития делового туризма:
1) привлечение в Свердловскую область крупных мероприятий федерального значения за счет создания информационных поводов для посещения региона, активного позиционирования и продвижения региона на внутрироссийском и международном туристских рынках, участия в крупнейших международных туристических и иных выставках, распространения рекламно-информационной печатной и иной продукции на главных зарубежных и внутрироссийских рынках, а также в глобальной сети Интернет, информационной поддержки фестивалей и событийных мероприятий, презентации новых туристских направлений за рубежом, организации информационных туров для зарубежных и отечественных средств массовой информации, проведения крупных международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе двустороннего и многостороннего международного сотрудничества, государственного "поощрения" (мотивации) проведения данных деловых мероприятий;
2) вовлечение и активное участие представителей деловых кругов в спектр туристских программ, действующих на территории Свердловской области;
3) повышение качества предоставляемых услуг в гостиницах и аналогичных средствах размещения, работа с гостиницами "среднего уровня" как наиболее востребованного сегмента рынка для бизнес-поездок;
4) повышение квалификации специалистов и обслуживающего персонала сферы туризма и гостеприимства.
Все это способствует эффективно использовать существующие деловые площадки региона, а также повысить качественный уровень предоставляемых для туриста услуг.
В части развития культурно-познавательного туризма:
1) создание и продвижение уникального бренда Свердловской области на внутреннем и международном туристских рынках;
2) создание понятного и удобного сервиса предоставляемых услуг;
3) разработка и реализация отдельных программ для различных категорий туристских групп (дети, семейные группы, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями здоровья и т.д.);
4) повышение доступности объектов туристского показа за счет оборудования и приведения в нормативное состояние, обустройства и комплексного благоустройства прилегающей территории;
5) выстраивание системы взаимодействия с промышленными компаниями, разработка программ, предполагающих вовлечение туристов в производственный процесс, стимулирование промышленных предприятий к работе с туристами;
6) государственная финансовая, административная и информационная поддержка имеющихся государственных, муниципальных и частных объектов туристского показа.
В части развития активного туризма:
1) инфраструктурное обустройство объектов активного туризма для организации комфортного отдыха туристов;
2) обеспечение безопасности в сфере активного туризма, в том числе на маршрутах для организованных туристских групп, организация межведомственного взаимодействия, а также информационно-просветительской работы по предупреждению чрезвычайных происшествий на активных маршрутах;
3) сертификация активных маршрутов, а также гидов-инструкторов, предоставляющих услуги в сфере активного туризма.
4) государственная поддержка развития природных парков и иных особо охраняемых природных территорий в плане их насыщения туристской инфраструктурой, продвижения на рынке туристских услуг, организации экологического воспитания жителей и приезжих туристов;
5) формирование перечня туристских маршрутов и объектов, отвечающих требованиям комфорта и безопасности, "маркировка" маршрутов.
Основные "горизонты" развития сферы внутреннего и въездного туризма в Свердловской области по итогам применения вышеуказанных механизмов указаны в таблице 6.
Таблица 6 - Основные "горизонты" сферы развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области.
Виды туризма |
Предполагаемый "горизонт" развития |
Деловой туризм |
Свердловская область - деловой центр России и Уральского региона. Город Екатеринбург - в тройке городов России по количеству и качеству проводимых мероприятий регионального, федерального и международного масштаба |
Культурно- познавательный туризм |
Четкая идентификация Свердловской области на карте России, наличие сформированного и устоявшегося бренда. Сложившееся понимание о Свердловской области как Центре Большого Урала, "стыковочном" хаб-центре для гостей со всех уголков России |
Активный туризм |
Созданы комфортные условия и качественный досуг для всех категорий туристов, прибывающих с целью активного туризма |
Вместе с тем действенным механизмом реализации стратегии должно стать эффективное межведомственное взаимодействие между органами власти, реализующими отдельные полномочия, прямо или косвенно влияющие на развитие сферы внутреннего и въездного туризма в Свердловской области.
Важной составляющей эффективности реализации Стратегии является интеграция результатов смежных сфер деятельности, способствующих развитию туристского потенциала Свердловской области, к примеру Министерства транспорта и дорожного хозяйства и Управления автомобильных дорог - в части ремонта дорожной сети и развития современной придорожной инфраструктуры вдоль автомобильных дорог регионального значения, проходящим по ключевым туристским маршрутам, Министерства природных ресурсов и экологии - в части формирования и развития туристских маршрутов и туристской инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях, Министерства физической культуры и спорта - в части развития туристской инфраструктуры на территории горнолыжных комплексов, Министерства здравоохранения - в части реализации мероприятий по развитию санаторно-курортной инфраструктуры; Министерства культуры - в части развития инфраструктуры культурно-познавательных объектов (музеев), входящих в ключевые туристские маршруты, Департамента лесного хозяйства - в части согласования возможности использования земельных участков для реализации инвестиционных проектов в сфере туризма. Кроме того, важно обеспечение оперативного взаимодействия туристских предприятий, фирм, общественных организаций, областных и муниципальных структур с Министерством чрезвычайных ситуаций, службами спасения, силовыми структурами Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности, Федеральной Миграционной Службой, частными охранными предприятиями в части прохождения необходимых согласительных процедур, обеспечения безопасности на маршрутах.
Развитие внутреннего и въездного туризма в Свердловской области должно находить отражение при разработке и реализации региональных государственных программ, муниципальных программ, направленных на развитие туристской индустрии, взаимодействии с федеральными органами участия в части участия в федеральных целевых программах по развитию внутреннего и въездного туризма, конкурсах, премиях.
Действенным механизмом является активное вовлечение и использование механизма государственно-частного и муниципально-частного партнерства при реализации перспективных инвестиционных проектов в сфере туризма.
К примеру, при развитии действующих и формировании новых площадок для размещения объектов дорожного сервиса представляется целесообразным рассматривать сотрудничество публичного партнера с частным инвестором, в том числе путем заключения:
1) концессионных соглашений;
2) соглашений о государственно-частном партнерстве;
3) договоров аренды с инвестиционными обязательствами.
Владельцами автомобильных дорог при проектировании новых площадок отдыха должна осуществляться работа по их подготовке для частных инвесторов, в том числе возможность размещения на них объектов придорожной инфраструктуры площадью не менее 150-200 квадратных метров, обустройству их переходно-скоростными полосами.
В целях развития действующих площадок отдыха владельцам автомобильных дорог необходимо обеспечить их приведение в соответствие с нормативными требованиями, в том числе осуществлять строительство и реконструкцию переходно-скоростных полос, решать земельные вопросы, в том числе проводить межевание участков, предусматривать возможность расширения или использования площадей действующих площадок для размещения объектов дорожного сервиса с последующим предоставлением в аренду частным инвесторам. При заключении договоров аренды должна быть предусмотрена возможность осуществления содержания и благоустройства площадки частным инвестором в счет арендной платы.
Процедура по изъятию (в том числе путем выкупа), предоставлению и резервированию земельных участков при формировании площадок в целях размещения объектов дорожного сервиса осуществляется уполномоченными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в случае нахождения участка в областной собственности или его отнесения к полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения. В случае нахождения земельных участков в муниципальной собственности, либо их отнесения к полосе отвода автомобильной дороги общего пользования муниципального значения указанный функционал осуществляется органами местного самоуправления.
Земельные участки должны предоставляться для размещения объектов дорожного сервиса на условиях использования как публичного, так и частного сервитута.
Одновременно с разработкой механизмов использования государственно-частного и муниципально-частного партнерства требуется использование инструментов государственной поддержки развития объектов дорожного сервиса, в том числе: установление льготных условий предоставления прав на использование земельных участков, выполнение части работ по формированию и инженерному обустройству земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса, а также присоединение к автомобильным дорогам за счет бюджетных средств, предоставление налоговых каникул и т.д.
Региональная концепция развития объектов дорожного сервиса формируется уполномоченным исполнительным органом государственной власти в сфере транспорта и дорожного хозяйства с учетом тенденций развития сферы внутреннего и въездного туризма в Свердловской области.
Что касается развития такого перспективного для региона направления как лечебно-оздоровительный туризм, то здесь также управленческий механизм работы с государственными санаторно-курортными учреждениями должен выстраиваться на основе принципов государственно-частного партнерства, в том числе предусматривающего использование концессионного подхода (между государственным учреждением и частным инвестором-предпринимателем).
Управленческая работа с санаторно-курортными учреждениями частной формы собственности должна выстраиваться на принципах холдинговой системы управления бизнесом. Данный принцип основан на внедрении определенных стандартов качества предоставляемых санаторно-оздоровительных услуг для максимально широкого спектра потребителей. Собственники санаториев путем объединения интересов и диверсификации лечебного профиля смогут оказывать многосторонние услуги в области санаторно-курортного лечения.
Для обеспечения качественного развития санаторно-курортной сферы Свердловской области необходимо выстраивание системного комплекса работ по продвижению, модернизации (реконструкции) существующих санаторно-курортных учреждений, а также созданию новых досуговых комплексов санаторно-курортного типа.
Действенным механизмом развития санаторно-курортного комплекса Свердловской области является взаимодействие по системе "здравница турфирма", что может обеспечить большие отчисления на обновление и расширение материальной базы санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, что, в свою очередь, позволит увеличить количество отдыхающих и, соответственно, "прибыль" для всех сторон.
Перспективные инвестиционные проекты, значимые и крупные мероприятия в сфере туризма находят отражение на инвестиционном и туристском порталах Свердловской области в целях информирования потенциальных инвесторов и привлечения внимания туристского рынка к региону.
В целом акцент в развитии внутреннего и въездного туризма необходимо делать на грамотном позиционировании, маркетинге Свердловской области, в том числе распространении рекламы местных экскурсий - по городу Екатеринбургу и Свердловской области в целом. Огромная роль должна отводиться повышению осведомленности жителей и гостей Свердловской области об имеющихся продуктах, повышению мотивации.
Формирование и развитие туристского бренда Свердловской области необходимо осуществлять в рамках развития туристского бренда Большого Урала, что позволит именно Свердловской области получить максимальную выгоду и частично монополизировать тему Урала на внешних рынках. Вместе с этим дополнительно при формировании бренда должны учитываться уникальные особенности региона, в том числе основанные на мифах и легендах, учете специфических особенностях территорий.
Правильно избранное позиционирование, использование имеющихся уникальных туристских ресурсов Свердловской области, четко сформулированная стратегия маркетинга (определение целевых групп и способов их привлечения) позволит стимулировать увеличение туристского потока, повысить инвестиционную привлекательность туристской отрасли, рассчитывать на привлечение частных инвестиций для реализации проектов развития туристской инфраструктуры.
Важным элементом продвижения ключевых событий, проходящих на территории Свердловской области, является формирование регионального календаря событийных мероприятий на каждый год. Это дает дополнительную возможность довести информацию до потенциального туриста - через туроператоров, через туристские порталы, социальные сети, информационные стойки, выставки, форумы и иные крупные мероприятия российского и международного масштаба.
3.2. Информация о программах и проектах, их территориальной привязке
Таблица 7 - Основные инвестиционные проекты в сфере туризма, запланированные к реализации на территории муниципальных образований на период до 2035 года.
Наименование проекта (программы) |
Период реализации проекта |
Перечень муниципальных образований, на территории которых реализуется проект (программа) |
1.1. Развитие рекреационно-туристской зоны "Набережная "Тагильская Лагуна" |
2014 - 2025 годы |
Муниципальное образование город Нижний Тагил |
1.2. Развитие музеев военной и автомобильной техники УГМК |
Городской округ Верхняя Пышма |
|
1.3. Развитие территории музея-шахты Уральского золота |
Березовский городской округ |
|
1.4. Развитие многофункциональных термальных комплексов ("Акварель", "Баден-Баден") |
Туринский городской округ, Режевской городской округ |
|
1.5. Развитие рекреационных комплексов в районе озера Таватуй |
Невьянский городской округ |
|
1.6. Развитие экскурсионных маршрутов на территории Режевского минералогического заказника |
Горноуральский городской округ, Режевской городской округ |
|
1.7. Развитие тематического парка "Парк сказов", этнографического парка "Арамильская слобода" |
Арамильский городской округ |
|
1.8. Создание досугового центра на пляжной зоне "Деревня рыбака" |
Городской округ Рефтинский |
|
2.1. Обустройство туристских стоянок вдоль реки Чусовой |
2017 - 2028 годы |
Город Нижний Тагил, Шалинский городской округ, городской округ Староуткинск |
2.2. Создание туристско-рекреационного кластера "Гора Белая" |
Город Нижний Тагил, Горноуральский городской округ |
|
2.3. Реконструкция исторической пристани на территории загородного клуба "Ключ-камень" |
Городской округ Первоуральск |
|
2.4. Реализация проекта "Максимовский проспект" |
Городской округ Краснотурьинск |
|
3. Создание горнолыжного комплекса на горе Качканар |
2020 - 2035 годы |
Качканарский городской округ |
3.3. Связь с иными документами
Стратегия прямо и косвенно коррелируется со "смежными" отраслевыми стратегиями, в том числе по следующим направлениям: транспорт и дорожное хозяйство, культура, природные ресурсы и экология, физическая культура и спорт, международные и внешнеэкономические связи и другие. Таким образом, при оценке эффективности реализации настоящей стратегии целесообразно учитывать реализацию мероприятий, отраженных в отраслевых стратегиях и государственных программах исполнительных органов государственной власти Свердловской области, курирующих вышеуказанные сферы деятельности, стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований, касающиеся реализации мероприятий, направленных на развитие сферы внутреннего и въездного туризма, реализацию новых перспективных инвестиционных проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства инвестиций и развития Свердловской области от 17 сентября 2018 г. N 194 "Об утверждении Концепции Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2035 года"
Настоящий приказ вступает в силу с 28 сентября 2018 г.
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 20 сентября 2018 г.