Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Приказу
Министерства транспорта
и дорожного хозяйства
Свердловской области
от 21.09.2018 N 322
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области за 1 полугодие 2018 года
1. Общие положения
Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области (далее - Министерство) за 1 полугодие 2018 года подготовлено во исполнение п. 3 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в соответствии с утвержденным приказом Министерства от 16.03.2017 N 97 Планом реализации Министерством Сводного плана мероприятий ("дорожной карты") по достижению целевой модели и реализации приоритетного проекта по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области на 2017 - 2018 годы.
При подготовке данного доклада Министерство руководствуется Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7, Порядком обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства, утвержденным приказом Министерства от 03.04.2017 N 134.
Согласно подп. 5 п. 9, подп. 6 п. 10 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2016 N 824-ПП (далее - Положение), к полномочиям Министерства относится осуществление регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси и осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Осуществление государственного регионального контроля осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок (подп. 5 п. 13 Положения).
В данном докладе изложены вопросы организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в подконтрольной Министерству сфере, вопросы соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований, в том числе типичные нарушения обязательных требований, и меры, принимаемые Министерством для уменьшения количества нарушений обязательных требований.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- обеспечение единства практики применения федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций;
- повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
- выработка путей по минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов Министерства, позволяющих соблюдать периодичность плановых и внеплановых проверок объектов регионального государственного надзора.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- выработка оптимальных решений проблем правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;
- выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;
выработка рекомендаций подконтрольным субъектам в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований.
В качестве источников формирования материала использованы:
- результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- результаты обжалований действий и решений должностных лиц Министерства в административном или судебном порядке;
- результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан Министерством.
2. Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси
2.1. Правоприменительная практика организации и проведения государственного регионального контроля
При осуществлении данного вида контроля Министерство руководствуется следующими нормативными правовыми актами:
- Конституция Российской Федерации;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ);
- Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ);
- Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта);
- Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- Закон Свердловской области от 21.12.2015 N 160-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области";
- Постановление Правительства Свердловской области от 26.12.2012 N 1569-ПП "Об определении перечня должностных лиц Министерства транспорта и связи Свердловской области, осуществляющих на территории Свердловской области региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, и их полномочий";
- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, регламентирующими правоотношения в области перевозки пассажиров и багажа легковым такси.
Обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного регионального контроля, содержатся в ч. 1.4 и 16 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ, а также в правилах перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В целях осуществления контрольных функций Министерством ежегодно составляется план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проект плана до 01 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок направляется для рассмотрения в Прокуратуру Свердловской области, дорабатывается Министерством с учетом предложений органа прокуратуры и утверждается Министром. Утвержденный план до 01 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляется в Прокуратуру Свердловской области и размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет.
В соответствии с ч. 20 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:
1) выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю первого разрешения;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В первом полугодии 2018 года Министерством запланировано 2 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
По результатам одной проверки возбуждено 6 дел об административных правонарушениях, в том числе: по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ (осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам) - 2 дела, по ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ (осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом) - 2 дела и по ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ (отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства) - 2 дела. За совершение указанных правонарушений должностными лицами Министерства вынесено четыре предупреждения.
По второй проверке составлен акт о невозможности проведения проверки в связи с прекращением индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности.
В аналогичном периоде 2017 года Министерством было запланировано 4 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
В связи с ликвидацией юридического лица 1 проверка исключена из плана, по 3 проверкам составлены акты о невозможности проведения проверки (2 - в связи с неосуществлением юридическим лицом деятельности, 1 - в связи с отсутствием информации о месте нахождения юридического лица на территории Свердловской области).
Минимальное количество плановых проверок связано с тем, что Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ в Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ введена ст. 26.1, согласно части 1 которой с 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Практически 100% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся владельцами разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области, относятся к субъектам малого предпринимательства и включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2019 году, после окончания периода, в течение которого не проводятся плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, ожидается значительное увеличение количества плановых проверок в отношении лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Основания для проведения внеплановой проверки в отношении лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, содержатся в ч. 21 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ.
Такими основаниями являются:
1) проверка сведений, подтверждающих исполнение предписания, при поступлении в уполномоченный орган указанных в ч. 11 и 13 настоящей статьи документов, содержащих такие сведения;
2) поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, должностных лиц уполномоченного органа, органов местного самоуправления и средств массовой информации о фактах нарушения требований, указанных в п. 3 ч. 16 настоящей статьи, если такое нарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо повлекло причинение такого вреда и возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
На основании материалов, поступивших из Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, в первом полугодии 2018 года проведена одна внеплановая проверка, по результатам которой нарушений обязательных требований не выявлено.
За отчетный период в Министерство поступило 6 обращений граждан, содержащих информацию о нарушении лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, их прав и законных интересов, а также требований действующего законодательства.
По результатам рассмотрения поступивших обращений оснований для проведения внеплановых проверок не установлено.
Обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию Министерства, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации" направлены для рассмотрения в уполномоченные органы.
К полномочиям Министерства отнесено составление протоколов и (или) рассмотрение в пределах своей компетенции дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.14.1 и 12.31.1 (в части легковых такси), ст. 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5 и ст. 19.7 КоАП РФ.
Постановлением Правительства Свердловской области от 06.12.2012 N 1398-ПП утвержден перечень должностных лиц Министерства, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по указанным статьям.
Специалистами Министерства совместно с сотрудниками отдела ГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу проводятся еженедельные рейдовые мероприятия, направленные на выявление и профилактику нарушений законодательства лицами, осуществляющими деятельность в сфере перевозки пассажиров и багажа легковым такси. В первом полугодии 2018 года проведено 25 рейдовых мероприятий, по результатам которых должностными лицами Министерства возбуждено и рассмотрено 105 административных дел. К административной ответственности в виде предупреждения привлечено 85 физических лиц и 6 индивидуальных предпринимателей, административное наказание в виде штрафа назначено 3 физическим лицам на общую сумму 5000 руб. и 3 индивидуальным предпринимателям на общую сумму 30 000 руб., вынесено 47 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Материалы 6 дел об административных нарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно) направлены на рассмотрение мировым судьям. Данные дела в настоящее время не рассмотрены.
2.2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Обязательные требования к легковым такси, установленные в целях обеспечения безопасности пассажиров и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствами, соблюдение которых подлежит проверке Министерством при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, содержатся в ч. 16 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ, в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ч. 16 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ"
Анализ результатов осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере такси показывает, что наиболее частыми нарушениями обязательных требований являются:
- отсутствие на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографической схемы, представляющей собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке (подп. "б" п. 1 ч. 16 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подп. "б" п. 1 ч. 16 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ"
- отсутствие на крыше опознавательного фонаря оранжевого цвета (подп. "г" п. 1 ч. 16 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подп. "г" п. 1 ч. 16 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ"
- отсутствие на передней панели легкового такси справа от водителя информации, предусмотренной п. 117 Правил.
- непроведение контроля технического состояния легкового такси перед выездом на линию (подп. "б" п. 3 ч. 16 ст. 9 Закона N 69-ФЗ; ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")
- водителем легкового такси не пройден предрейсовый медицинский осмотр подп. "в" п. 3 ч. 16 ст. 9 Закона N 69-ФЗ; п. 3, 7 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения).
В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, для их самоконтроля и информирования на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://mtis.midural.ru/) размещена следующая информация:
1) перечень обязательных требований, предъявляемых к субъектам государственного регионального контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области;
2) перечень учреждений имеющих лицензию на осуществление работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) на территории Свердловской области;
3) образец информации для размещения на передней панели легкового такси. В соответствии с ч. 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 N 177 "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)", во исполнение ч. 4 ст. 15 Закона Свердловской области от 21.12.2015 N 160-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области", приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 08.12.2017 N 420 утверждены формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых Министерством при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В проверочном листе содержится исчерпывающий перечень вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении субъектом предпринимательской деятельности обязательных требований, составляющих предмет проверки. Проверочный лист размещен на официальном сайте Министерства и доступен субъектам предпринимательской деятельности для самоконтроля.
Специалисты Министерства в ходе проведения рейдовых мероприятий также разъясняют лицам, осуществляющим перевозку в качестве легкового такси, требования действующего законодательства, регулирующего деятельность такси, вручают им памятки, консультируют заинтересованных лиц на личных приемах и по телефону по вопросам получения разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области и соблюдения обязательных требований.
2.3. Предложения по совершенствованию законодательства
В настоящее время в Свердловской области только на территории г. Екатеринбурга действует порядка 20 диспетчерских служб, принимающих и распределяющих заказы на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. С развитием информационных технологий все большее распространение получает заказ такси через онлайн-сервисы. При этом никаких гарантий, что заказ на перевозку будет передан владельцу транспортного средства, на которое выдано разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области, что транспортное средство и водитель соответствуют обязательным требованиям, нет. Диспетчерские службы такси действующим законодательством не отнесены к лицам, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и неподконтрольны уполномоченному органу исполнительной власти.
Между тем количество транспортных средств, на которых фактически осуществляется перевозка пассажиров и багажа в качестве легкового такси, значительно превышает количество транспортных средств, на которые выданы разрешения, что негативно отражается на безопасности пассажиров, создает недобросовестную конкуренцию в сфере такси и угрозу причинения вреда иным охраняемым законом общественным интересам.
Считаем, что для наиболее эффективного контроля в сфере такси контролирующему органу должны быть предоставлены полномочия на проверку соблюдения обязательных требований не только лицами, имеющими разрешения, но и лицами, фактически осуществляющими данную деятельность (без разрешения); диспетчерские службы такси должны быть отнесены к субъектам контроля и нести ответственность за передачу заказов на перевозку транспортными средствами, разрешения на которые не выдавались. Необходимо изменить порядок выдачи разрешений на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси путем введения процедуры предварительного контроля (проверки) возможности соблюдения заявителем установленных действующим законодательством требований (соответствие технического состояния транспортного средства требованиям безопасности, возможность обеспечения прохождения водителями легкового такси предрейсового медицинского осмотра и контроль технического состояния транспортного средства, соответствие транспортного средства требованиям к внешнему оформлению).
Соответствующие предложения неоднократно высказывались Министерством при рассмотрении проектов федеральных законов в сфере такси, вносились в проект резолюции Международного Евразийского форума "ТАКСИ".
К сожалению, до настоящего времени изменения в федеральное законодательство, позволяющие наиболее эффективно осуществлять контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, не приняты, а полномочия исполнительных органов субъектов Российской Федерации при осуществлении данного вида контроля крайне ограничены.
Вместе с тем Министерством проводится работа, направленная на легализацию деятельности лиц, осуществляющих перевозку. В рамках соглашения об информационном взаимодействии в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области агрегаторы прекратили доступ к сервисам заказа такси более 1000 автомобилям, на которые не получены разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области.
Министерством также разработано и принято Правительством Свердловской области постановление от 28.06.2018 N 411-ПП "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области", которым утвержден новый порядок ведения реестра выданных разрешений.
Согласно данному порядку, в случаях поступления обращения юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым выдано разрешение, либо собственника транспортного средства, на которое выдано разрешение, о внесении изменений в реестр в связи с прекращением предпринимательской деятельности, прекращением деятельности такси, прекращением использования конкретных транспортных средств в качестве такси; получения сведений о прекращении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя (при использовании единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, размещенных на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.nalog.ru)). Министерство вносит в реестр запись об изменении статуса разрешения на "недействующее". Ведение реестра в соответствии с данным порядком позволит актуализировать содержащуюся в нем информацию, обеспечить контроль за незаконным использованием выданных разрешений.
2.4. Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси
1. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
2. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
3. Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно соответствовать следующим требованиям:
- наличие на кузове (боковых поверхностях кузова) легкового такси цветографической схемы, представляющей собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке (подп. "б" п. 1 ч. 16 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 116 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112);
- наличие на крыше легкового такси опознавательного фонаря оранжевого цвета подпункт "г" пункт 1 часть 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; пункт 115 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112);
- размещение на передней панели легкового такси справа от водителя следующей информации:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа (пункт 117 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112);
- наличие в легковом такси правил пользования соответствующим транспортным средством (пункт 118 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112);
- наличие в транспортном средстве информации, предусмотренной законодательством для пассажиров из числа инвалидов, а также наличие возможности ознакомления с указанной информацией для данной категории пассажиров (часть 6 статьи 21.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; подпункт "в" пункта 3, подпункт "г" пункта 6 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минтранса России от 01.12.2015 N 347);
- наличие в салоне легкового такси разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области (оформленного в бумажном виде с использованием бланка, в форме электронного документа) (пункт 10 Порядка подачи заявления на выдачу разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области, выдачи и переоформления разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28.06.2018 N 411-ПП).
4. Перед выпуском на линию индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны:
- проверять наличие у водителей легковых такси общего водительского стажа не менее трех лет (п. 2 ч. 16 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
- осуществлять проведение контроля технического состояния легковых такси перед выездом на линию (подп. "б" п. 3 ч. 16 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 1 и 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
- обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра (подп. "в" п. 3 ч. 16 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; п. 4 ч. 2 ст. 46, ч. 7 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") и внесение результатов проведенных предрейсовых медицинских осмотров в журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров (п. 14 Порядка проведения пред сменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н);
- обеспечивать оформление путевых листов на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; п. 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152; подп. 2.1.1 п. 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090) и регистрацию оформленных путевых листов в журнале регистрации путевых листов (п. 17 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152);
- осуществлять регистрацию заказов в журнале регистрации заказов (п. 104, 105 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112).
5. При осуществлении деятельности на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возлагаются также следующие обязанности:
- проведение технического обслуживания и ремонта легковых такси (подп. "а" п. 3 ч. 16 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
- соблюдение периодичности прохождения легковыми такси технического осмотра (подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- проверять соответствие лиц, осуществляющих контроль технического состояния транспортных средств перед выпуском на линию, профессиональным и квалификационным требованиям (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
- проверять наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; п. 11 приложения 1 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации"; пункт 46 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности");
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее допущена опечатка. Имеется в виду "подпункт 46 части 1 статьи 12"
- проверять наличие документов, подтверждающих право штатных медицинских работников юридического лица или индивидуального предпринимателя проводить предрейсовые медицинские осмотры (п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; п. 8 Приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров"; приложение N 2 к методическим рекомендациям "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утв. Письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств");
- обеспечивать выдачу кассовых чеков или квитанций в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси (п. 111 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112; п. 5 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта");
- обеспечивать наличие и организацию работы по проведению обследования транспортных средств и предоставляемых услуг в соответствии с требованиями законодательства (п. 11 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минтранса России от 01.12.2015 N 347; ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации");
- обеспечивать оформление в установленном порядке и утверждение паспортов (вместе с отчетом) доступности транспортных средств, используемых в качестве легковых такси (п. 8, 9, 10, 13, 15 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минтранса России от 01.12.2015 N 347).
3. Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области
3.1. Правоприменительная практика организации и проведения государственного регионального надзора
При осуществлении данного вида надзора Министерство руководствуется следующими нормативными правовыми актами: Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ);
Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом";
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации";
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов";
постановлением Правительства Свердловской области от 09.03.2010 N 361-ПП "О размере вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Свердловской области";
постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2011 N 6-ПП "Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения";
постановлением Правительства Свердловской области от 10.11.2010 N 1634-ПП "Об утверждении Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения";
постановлением Правительства Свердловской области от 14.12.2012 N 1452-ПП "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области";
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, регламентирующими правоотношения в области сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
В соответствии с п. 5 Порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 14.12.2012 N 1452-ПП, предметом регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог является соблюдение субъектами регионального государственного надзора требований, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Свердловской области:
1) по использованию полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, в том числе технических требований и условий по размещению объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, инженерных коммуникаций, подъездов, съездов, примыканий и иных объектов, размещаемых в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также требований и условий по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения;
2) по соблюдению обязанностей при использовании автомобильных дорог в части недопущения повреждений автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и их элементов.
В целях осуществлении контрольных функций Министерством ежегодно составляется план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проект плана до 01 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок направляется для рассмотрения в Прокуратуру Свердловской области, дорабатывается Министерством с учетом предложений органа прокуратуры и утверждается Министром. Утвержденный план до 01 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляется в Прокуратуру Свердловской области и размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок согласно ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
В соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ до 31 декабря 2018 года продолжает действовать мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. При составлении проекта плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год Министерством учтены данные требования законодательства.
В рамках осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области в первом полугодии 2018 года Министерством запланировано 8 документарных проверок, проведено 6 проверок, 2 проверки заканчиваются во 2 полугодии 2018 года.
По пяти плановым проверкам нарушений действующего законодательства не выявлено.
По одной проверке материалы направлены в Уральское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 (движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов), виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ"
Следует отметить, что нарушение запрета пользователям автомобильными дорогами на осуществление движения по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, предусмотренного п. 3 ч. 1. ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, является наиболее массовым типовым нарушением среди перевозчиков.
Основания для проведения внеплановой проверки содержатся в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Такими основаниями в отношении регионального государственного надзора, осуществляемого Министерством, являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Министерством в первом полугодии 2018 года проведена одна внеплановая проверка по выполнению ранее выданного предписания.
К полномочиям Министерства в рамках исполнения функции по региональному государственному надзору за сохранностью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области отнесено составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5 и ст. 19.7 КоАП РФ.
В первом полугодии 2018 год протоколы об административных правонарушениях по названным статьям Министерством не составлялись.
Действия (бездействия) и решения должностных лиц Министерства в судебном и внесудебном порядке не обжаловались.
3.2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Анализ результатов осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере регионального государственного надзора показывает, что наиболее массовыми нарушениями обязательных требований являются:
- превышение допустимых осевых нагрузок и массы транспортных средств над установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом";
- нарушение требований ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к размещению объектов дорожного сервиса в придорожных полосах автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (отсутствие согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги, содержащего технические требования и условия, также неисполнение лицами полученных технических требований и условий).
В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, для их самоконтроля на официальном сайте Министерства в сети Интернет (http://mtis.midural.ru/) размещен Перечень обязательных требований, предъявляемых к субъектам государственного регионального надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
В соответствии с ч. 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 N 177 "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)", во исполнение ч. 4 ст. 15 Закона Свердловской области от 21.12.2015 N 160-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области", приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 08.12.2017 N 420 утверждены формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых Министерством при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В проверочном листе содержится исчерпывающий перечень вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении субъектом предпринимательской деятельности обязательных требований, составляющих предмет проверки. Проверочный лист размещен на официальном сайте Министерства и использовался в 1 полугодии 2018 года при проведении проверок.
На территории Свердловской области действуют три автоматизированных пункта весогабаритного контроля (далее - АПВГК):
- 22 км а/д г. Екатеринбург-г. Реж-г. Алапаевск; в соответствии с Распоряжением N 68-Р УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области, выносятся постановления с 09.11.2017 года;
-155 и 346 км а/д г. Екатеринбург-г. Н.Тагил г. Серов в соответствии с Распоряжением N 70-Р УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области, выносятся постановления с 13.11.2017 года.
В первом полугодии 2018 года на указанных пунктах взвешено 378 809 транспортных средств, Центом автоматизированной фиксации административных правонарушений вынесено 1464 постановления. За превышение нагрузки на ось начислены штрафы на общую сумму 358 650 000 рублей, в бюджет Свердловской области взыскано 75 975 000 рублей. Предотвращен ущерб региональным дорогам на сумму 1 178 135 ООО рублей.
Количество передвижных пунктов весогабаритного контроля (далее - ППВГК) в 1 полугодии 2018 года составило 4 единицы. Проверено 700 транспортных средств. По результатам работы ППВГК вынесено 192 постановления об административном правонарушении, в счет возмещения ущерба начислено 2 919 634, 12 рублей.
В целях устранения типовых нарушений подконтрольными субъектами транспортной деятельности целесообразно:
1. Провести анализ причин и условий возникновения типовых массовых нарушений, разработать меры по организации их устранения, в том числе:
- провести дополнительное изучение ответственными должностными лицами и водительским составом требований, соответствующих нормативных правовых актов;
- провести мониторинг существующей на предприятии системы контроля обеспечения соблюдения требований, предъявляемых к перевозкам.
2. Проводить ежемесячный анализ количественных и качественных показателей допущенных нарушений с принятием дополнительных адекватных управленческих решений.
3. Проводить самоконтроль соблюдения обязательных требований в соответствии с вопросами проверочного листа, подготовленного Министерством.
4. Ввести в практику проведение консультаций в Министерстве по разъяснению новых требований нормативных правовых актов, неоднозначных или неясных обязательных требований.
3.3. Предложения по совершенствованию законодательства
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускалось при наличии специального разрешения, выдаваемого собственником автомобильной дороги, и с учетом согласования маршрута движения.
Однако в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов", пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми.
Введение таких ограничений основывается на том, что проезд тяжеловесного транспортного средства наносит значительный ущерб дорожному полотну.
В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 21.04.2016 года внесен проект Федерального закона N 1051634-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части о передвижении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, осуществляющих перевозку грузов, не являющихся неделимыми.
Законопроектом предлагается внести изменения, в результате которых региональным органам власти предоставляется право определять перечень муниципальных образований, в которых допускается движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, по автомобильным дорогам общего пользования местного значения и по частным автомобильным дорогам, на основании специальных разрешений, что позволит на уровне региона определять муниципальные территориальные образования, которые, при необходимости, смогут разрешать перевозку делимых грузов на тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средствах по автомобильным дорогам местного значения, что позволит поддержать работу градообразующих и крупных предприятий.
Данный законопроект принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 13.06.2018.
3.4. Руководство по соблюдению обязательных требований за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области
Осуществление деятельности, связанной с движением транспортных средств и специальной техники по автомобильным дорогам общего пользования, включает в себя выполнение обязательных требований, таких как:
- наличие документов, содержащих информацию, о маршруте, весовых и габаритных характеристиках транспортного средства и груза (ст. 8 и 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; Приложения N 1-3, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272; подп. 2.1.1 п. 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090; ч. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 8 и приложение 1 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258);
- соответствие информации, отражающей весовые характеристики груза и (или) транспортного средства, указанной в транспортных, регистрационных и сопроводительных документах фактическим показателям транспортного средства и (или) груза (Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённые постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272; п. 8 и приложение 1 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258; п. 2 и 4 ч. 1 ст. 29, ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; подп. 2.1.1 п. 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090);
- оформление путевого листа на каждое транспортное средство (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; п. 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152);
- регистрация путевого листа в журнале регистрации путевых листов (п. 17 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152);
- наличие в специальном разрешении на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов отметки владельца транспортного средства о поездке (поездках) транспортного средства (указывается дата начала каждой поездки, заверяется подписью ответственного лица и печатью организации) (приложение N 1 к Порядку выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденному приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258);
- наличие в специальном разрешении на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов отметки грузоотправителя об отгрузке груза при межрегиональных и местных перевозках (указывается дата отгрузки, реквизиты грузоотправителя, заверяется подписью ответственного лица и печатью организации) (приложение N 1 к Порядку выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденному приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258).
Осуществление деятельности на объектах дорожного сервиса в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области предусматривает выполнение таких требований как:
- размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 3, 8 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2011 N 6-ПП);
- наличие разрешения на строительство, выданного в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса (ч. 4, 5 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; пункт 13 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 10.11.2010 N 1634-ПП);
- наличие согласия в письменной форме с приложением технических требований и условий владельца автомобильной дороги на строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса (ч. 1 ст. 22 и п. 8 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 8 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 10.11.2010 N 1634-ПП);
- наличие договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге с её владельцем (ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 10, 16 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 10.11.2010 N 1634-ПП);
- исполнение лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, выданных им владельцем автомобильной дороги технических требований и условий (ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; пункт 12 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 10.11.2010 N 1634-ПП);
- наличие согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги на выполнение реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (ч. 11 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 14 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 10.11.2010 N 1634-ПП);
- исполнение лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, выданных им владельцем автомобильной дороги технических требований и условий (ч. 11 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- обустройство объектов дорожного сервиса площадками для стоянки и остановки автомобилей в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги регионального значения, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги регионального значения. Оборудование подъездов и съездов при примыкании к автомобильной дороге регионального значения переходно-скоростными полосами и обустройство таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения (ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 12 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 10.11.2010 N 1634-ПП).
Размещение инженерных коммуникаций в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области предусматривает выполнение таких требований как:
- наличие договора, содержащего технические требования и условия, на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги, заключенного владельцем инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 14 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2011 N 6-ПП);
- наличие разрешения на строительство, выданного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае если такое разрешение необходимо, при прокладке, переносе или переустройстве инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 14 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2011 N 6-ПП);
- наличие согласия, содержащего технические требования и условия, на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах придорожных полос автомобильной дороги, выданного в письменной форме владельцем автомобильной дороги (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 19 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2011 N 6-ПП);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п. 19 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 10.11.2010 N 1634-ПП"
- наличие разрешения на строительство, выданного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае если такое разрешение необходимо, при прокладке, переносе или переустройстве инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 19 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 10.11.2010 N 1634-ПП);
- исполнение владельцами инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации технических требований и условий, предусмотренных договором с владельцем автомобильной дороги (ч. 2 и 3 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- наличие согласования планируемого размещения инженерных коммуникаций (при проектировании прокладки, переноса или переустройства) в границах полос отвода автомобильных дорог, выданного в письменной форме владельцем автомобильных дорог (ч. 2.1 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 15 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2011 N 6-ПП).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 21 сентября 2018 г. N 322 "Об утверждении Обзора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.