Методические рекомендации Министерства финансов Свердловской области по проверке соблюдения требований законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд (с учетом изменения законодательства в 2018 году)"
Методические рекомендации по проведению проверок соблюдения требований законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд разработаны для реализации полномочий, установленных частью 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Настоящие рекомендации подготовлены в целях:
- определения нарушений, допускаемых заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, специализированными организациями;
- квалификации нарушений;
- формирования доказательной базы, достаточной для ведения административного производства;
- реализации мер, направленных на предотвращение нарушений.
1. Проверка внутренних документов заказчика, регламентирующих осуществление закупок.
Проверке подлежат:
1) решения о создании конкурсной, аукционной, котировочной комиссий, комиссий по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений или единой комиссии и об утверждении порядка их работы;
2) приказы (регламенты, должностные инструкции, иные документы) о наделении полномочиями лиц, ответственных за размещение на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) плана-графика, извещений, протоколов, сведений о контрактах и иной информации, подлежащей обязательному размещению в ЕИС в соответствии с законодательством о контрактной системе;
3) положение (регламент) о контрактной службе (в случае создания контрактной службы) или приказ (распоряжение, иной документ) о назначении контрактного управляющего, документы, подтверждающие квалификацию работников контрактной службы или контрактного управляющего;
4) план-график закупок (проанализировать, проверить порядок формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, а также порядок его размещения в ЕИС).
Нарушения заказчика, имеющие существенное значение для целей административного производства:
1) положением о комиссии по осуществлению закупок не распределены обязанности по оформлению протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) между членами комиссии.
Таким образом, не определен субъект административного правонарушения по ч. 2.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ): нарушение предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) у заказчика отсутствует контрактная служба либо контрактный управляющий, в связи с чем ответственность за нарушения законодательства РФ о контрактной системе несет руководитель заказчика;
3) в документе о контрактной службе (приказ, положение, регламент) прямо не указаны функции контрактной службы (например, выбор способа определения поставщика, обеспечение осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций), в связи с чем субъектом административного правонарушения является руководитель заказчика;
4) полномочия между сотрудниками контрактной службы не распределены, либо одновременно возложены на нескольких сотрудников контрактной службы.
В данном случае субъектом административного правонарушения является сотрудник контрактной службы, посредством электронной подписи которого размещена информация (документы) в единой информационной системе;
В случае неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, субъектом административного правонарушения является:
- руководитель контрактной службы заказчика (если функции по размещению в ЕИС информации и документов возложены на контрактную службу);
- руководитель заказчика, если функции по размещению информации и документов на контрактную службу не возложены, или если уполномоченное должностное лицо заказчика не наделено правом электронной подписи в целях размещения информации и документов в единой информационной системе.
- отсутствует регламент взаимодействия между структурными подразделениями заказчика (например, между бухгалтерией и контрактной службой). В связи с отсутствием данного регламента взаимодействия не установлен срок и порядок обмена документами, связанными с осуществлением закупок, между структурными подразделениями заказчика. Таким образом, заказчиком нарушаются установленные законодательством РФ о контрактной системе сроки размещения информации и документов в ЕИС. Например, нарушается срок направления заказчиком в реестр контрактов ЕИС информации о заключении (изменении, исполнении, расторжении контракта) или срок размещения отчета об исполнении контракта. За нарушение сроков размещения документов в ЕИС установлена административная ответственность.
При возбуждении и рассмотрении административных дел Минфином Свердловской области устанавливаются причины нарушения срока размещения документов в ЕИС, а также должностные лица заказчиков, допустившие нарушение сроков предоставления документов для их размещения в ЕИС.
Вместе с тем, субъектом административного правонарушения является должностное лицо заказчика, посредством электронной подписи которого в ЕИС размещены информация и документы.
Доводы вышеуказанного должностного лица о нарушении срока размещения информации и документов по причине предоставления их для размещения с нарушением срока не могут свидетельствовать об отсутствии вины данного должностного лица.
В целях подтверждения нарушений контрольным органам целесообразно запросить у заказчика надлежащим образом заверенные копии документов (приказов, распоряжений, должностных инструкций, положения о контрактной службе) о наделении обязанностями конкретных должностных лиц, а в случае отсутствия данных документов - запросить пояснения об обстоятельствах нарушения за подписью руководителя заказчика.
Право должностных лиц контрольного органа в сфере закупок запрашивать и получать документы и информацию, необходимые для проведения проверки, установлено частью 26 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанному праву корреспондирует обязанность субъектов контроля представлять в контрольный орган в сфере закупок по требованию таких органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения (часть 28 статьи 99 Закона о контрактной системе).
2. Проверка закупочных процедур
При проверке закупочных процедур контрольным органам необходимо обратить внимание на следующие нарушения.
1) нарушение срока внесения заказчиками изменений в план-график.
В соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о контрактной системе внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки. Данное правило с 01 июля 2018 года не распространяется на закупки, которые осуществляются в соответствии с частями 2, 4 - 6 статьи 55, частью 4 статьи 55.1, частью 4 статьи 71, частью 4 статьи 79, частью 2 статьи 82.6, частью 19 статьи 83, частью 27 статьи 83.1 и частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, при которых внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки.
За размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении закупки предусмотрена административная ответственность по части 1.5 статьи 7.30 КоАП РФ.
Пример из административной практики.
Заказчиком 25.07.2017 внесены изменения в план-график закупок на 2017 год. В план-график включена позиция: поставка решеток водоприемных.
В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Следовательно, в соответствии с ч. 14 ст. 21 Закона о контрактной системе извещение на поставку решеток водоприемных подлежит размещению заказчиком в ЕИС не ранее 05.08.2017.
В нарушение ч. 14 ст. 21 Закона о контрактной системе заказчиком извещение о проведении запроса котировок на поставку решеток водоприемных размещено в ЕИС 02.08.2017, т.е. на 8 день после внесения изменений в план-график.
Субъектом административного правонарушения является должностное лицо заказчика (уполномоченного органа или учреждения), посредством электронной подписи которого размещено извещение об осуществлении закупки.
Судебная практика придерживается аналогичной позиции. Например, решением Свердловского областного суда от 08.11.2017 по делу N 72-1358/2017, признано законным и обоснованным решение судьи и постановление должностного лица Минфина Свердловской области о назначении административного наказания по ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ должностному лицу уполномоченного органа за размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки в день внесения изменений в план-график закупок.
В целях подтверждения нарушения части 14 статьи 21 Закона о контрактной системе при проведении проверки контрольным органам необходимо получить у заказчика (уполномоченного органа или учреждения):
- заверенную копию документа (приказа, распоряжения, должностной инструкции, положения о контрактной службе) о наделении обязанностями по размещению извещений об осуществлении закупок конкретного должностного лица заказчика;
- документ (приказ, распоряжение) о наделении данного должностного лица правом электронной подписи.
Вместе с тем, при проведении проверки планов-графиков необходимо учитывать изменения, внесенные в часть 14 статьи 21 Закона о контрактной системе Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 504-ФЗ: при проведении закупок в соответствии с частями 2, 4 - 6 статьи 55, частью 4 статьи 55.1, частью 4 статьи 71, частью 4 статьи 79, частью 2 статьи 82.6, частью 19 статьи 83, частью 27 статьи 83.1 и частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе внесение изменений в план-график может осуществляться заказчиком не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки, но не ранее размещения внесенных изменений в единой информационной системе.
Таким образом, внесение изменений в план-график может осуществляться заказчиком не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении:
- повторного конкурса;
- запроса предложений (при несостоявшемся повторном конкурсе);
- закупок по итогам несостоявшихся двухэтапного конкурса, запроса предложений в электронной форме (при несостоявшемся электронном аукционе);
- новой закупки в связи с отсутствием заявок по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи заявок;
- новой закупки в связи с признанием запроса котировок в электронной форме несостоявшимся, по причине того, что по результатам продления срока подачи заявок не подано ни одной заявки или котировочная комиссия отклонила все поданные заявки на участие в запросе котировок;
- закупки по итогам несостоявшегося запроса предложений в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений не подано ни одной заявки;
- новой закупки по причине признания запроса предложений в электронной форме не состоявшимся в связи с тем, что не подано ни одной заявки на участие в запросе предложений, или в случае, если комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и окончательных предложений отклонила все заявки;
- закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
В случае проведения вышеуказанных закупок состав административного правонарушения по ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ отсутствует.
Изменения в часть 14 статьи 21 Закона о контрактной системе вступили в силу с 01 июля 2018 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
При этом на основании ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, если, к примеру, заказчиком в январе 2018 года внесены изменения в план-график в целях осуществления закупки у единственного поставщика за 2 дня (а не за 10 дней) до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки, то с учетом положений ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ срок внесения изменений в план-график соблюден, в связи с чем основания для привлечения к административной ответственности по ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ отсутствуют;
2) выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе.
2.1) принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством конкурса, запроса котировок, запроса предложений, или у единственного участника, в случае если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения аукциона.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.
Правительством Свердловской области принято распоряжение от 12.09.2016 N 838-РП "Об утверждении дополнительного перечня товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Свердловской области, закупка которых осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона)*(1)".
Таким образом, если код закупки по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) включен в вышеуказанный перечень, заказчик обязан проводить электронный аукцион.
Документы, подтверждающие нарушение:
- заверенная копия документа (приказа, распоряжения) заказчика о проведении закупки с указанием способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- заверенная копия положения (регламента) о контрактной службе с возложением обязанности по выбору способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на конкретного работника контрактной службы;
- заверенная копия должностной инструкции контрактного управляющего;
Пример из административной практики.
Заказчиком проведен открытый конкурс на выполнение проектных работ по объекту.
Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008): 71.1.
Данный код включен в Дополнительный перечень товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Свердловской области, закупка которых осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона).
Таким образом, способ определения исполнителя (открытый конкурс) выбран заказчиком с нарушением требований части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, в связи с чем должностное лицо заказчика подлежит административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ (принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона);
2.2) принятие решения об осуществлении закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы с нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие:
- аварии;
- иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
- непреодолимой силы;
- в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.
Заказчик вправе заключить в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи.
Заключение контракта с единственным поставщиком без проведения торгов для предотвращения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не предусмотрено, в связи с чем является незаконным.
По вопросу определения поставщиков в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) Минфином Свердловской области подготовлено и направлено главам муниципальных образований в Свердловской области письмо (от 11.07.2017 N 05-32-10/7275).
В письме Минфином Свердловской области указано на следующее
В соответствии с частью 1 статьи 80 Закона о контрактной системе предусмотрена необходимость проведения предварительного отбора участников закупки, которые в возможно короткий срок без аванса или с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров.
По итогам предварительного отбора заказчиками ежегодно составляется перечень поставщиков, которые в рамках упрощенного отбора поставляют товары по заявкам заказчика.
Предварительный отбор поставщиков осуществляется в целях закупок товаров, указанных в перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р (например: палатки, мебель, пиломатериалы, посуда, паровые котлы, одежда, продукты питания и др.).
Закупку товаров, не включенных в распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р, а также закупку работ и услуг (в том числе ремонтно-восстановительных работ) заказчик вправе осуществить без проведения торгов и запросов котировок в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Документы, подтверждающие нарушение порядка заключения контракта без проведения торгов с единственным поставщиком со ссылкой на пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе:
- заверенная заказчиком копия документа (приказа, распоряжения, постановления), на основании которого принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- заверенная заказчиком копия контракта, заключенного с нарушением пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Пример из административной практики N 1.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Уполномоченным учреждением для заказчика проведен электронный аукцион на капитальный ремонт тепловых сетей. Начальная (максимальная) цена контракта: более 35 млн. рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.
Дума муниципального образования рекомендовала администрации принять экстренные меры в виде введения режима повышенной готовности, и в кратчайшие сроки заключить контракт на ремонт теплосетей.
Распоряжением главы муниципального образования введен режим функционирования "повышенной готовности".
На основании вышеуказанного распоряжения заказчик без проведения конкурентных процедур с единственным подрядчиком со ссылкой на пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключил муниципальный контракт на сумму более 35 млн. рублей.
Вместе с тем, основания для заключения контракта без проведения торгов с единственным подрядчиком в данном случае отсутствовали.
Законом о контрактной системе не предусмотрено такое основание заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как введение режима повышенной готовности.
Таким образом, Заказчик заключил муниципальный контракт на капитальный ремонт тепловых сетей с нарушением части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в связи с чем заместитель главы администрации, допустивший нарушение, привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ.
Пример из административной практики N 2.
Администрацией в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство блочно-модульной газовой котельной. Начальная (максимальная) цена контракта: более 15 млн. рублей.
На основании ч. 8 ст. 67 Закона о контрактной системе аукцион признан единой комиссией заказчика несостоявшимся в связи с тем, что комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех 4 участников закупки, подавших заявки на участие в нем.
На администрацию района в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловское УФАС) подано 2 жалобы, одна из которых признана обоснованной.
В действиях администрации района выявлено нарушение части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе: в разделе 4 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об аукционе заказчиком указаны требования к товару, используемому при выполнении работ, и предусмотрены товарные знаки без оговорки "или эквивалент".
Комиссией Свердловского УФАС выдано предписание администрации района устранить нарушение Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию в части устранения нарушений, продления сроков подачи заявок и завершения процедуры закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
Администрацией района в ЕИС размещено извещение об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Постановлением администрации на территории муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации.
Администрацией района со ссылкой на пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без проведения торгов заключен муниципальный контракт с единственным подрядчиком. Цена контракта: более 15 млн. рублей.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе заключить контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
В связи с нарушением пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе должностным лицом Минфина Свердловской области возбуждено и рассмотрено административное дело по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ (принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона).
При рассмотрении дела установлено, что чрезвычайная ситуация на территории муниципального района не возникла, что подтверждается следующими обстоятельствами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иных бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной зоне, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом "б" части 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" режим чрезвычайной ситуации вводится решением руководителя муниципального района.
Постановление администрации района "О введении режима чрезвычайной ситуации" подписано главой администрации района.
В соответствии с пунктом "в" части 6 статьи 4.1. Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Вместе с тем, согласно пункту "б" части 6 статьи 4.1. Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Приложением к приказу МЧС России от 08.07.2004 N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" утверждены критерии отнесения ситуации к чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 1.8. приложения к приказу МЧС России от 08.07.2004 N 329 "Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения" общими критериями отнесения ситуации к чрезвычайной являются:
1. Аварийное отключение систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах на 1 сутки и более.
2. Число погибших - 2 человека и более.
3. Число госпитализированных - 4 человека и более.
4. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ.
При рассмотрении дела установлено, что на территории муниципального района указанные критерии чрезвычайной ситуации отсутствовали.
При этом согласно приложению к приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 08.07.2004 N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" неудовлетворительное состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства не являются источником чрезвычайной ситуации и не соответствует установленным критериям отнесения к чрезвычайным ситуациям, а именно внезапности, неожиданности возникновения, и быстрого развития событий приведших к неудовлетворительному состоянию коммунальных систем жизнеобеспечения населения муниципального района.
Вместе с тем, для оценки возможности осуществления закупки в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе необходимо руководствоваться определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N ВАС-9962/13.
В соответствии с указанным определением обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
При этом суд указал, что наличие возможности у Заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию является основанием для признания контракта (договора) недействительным.
Исходя из материалов дела аукцион на строительство блочно-модульной газовой котельной первоначально объявлен 29 апреля 2016 года.
При этом, как поясняет глава администрации 29 апреля 2016 года указанный аукцион объявлен по цене, рассчитанной на 01 января 2015 года.
Таким образом, о необходимости проведения конкурентной процедуры в целях определения подрядчика (исполнителя) на выполнение вышеуказанных работ администрации было известно заблаговременно.
Кроме того, в результате заключения экспертов котельная признана аварийной в виду значительного процента износа здания, основного и вспомогательного оборудования, в связи с чем требуются неотложные мероприятия по предотвращению аварий на данном источнике теплоснабжения.
Следовательно, при должной внимательности и предусмотрительности администрация как заказчик обязана заблаговременно (планово) провести конкурентный способ (процедуру) определения подрядчика на выполнение соответствующих работ (ст. 24 Закона о контрактной системе).
Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) установлен Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.
В указанный перечень входят работы строительные специализированные (код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008): 43), к числу которых относится выполнение работ, являющихся предметом контракта.
Таким образом, Заказчик заключил муниципальный контракт с нарушением части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в связи с чем глава администрации, допустивший нарушение, привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ;
2.3) принятие решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" с нарушением пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Пример из административной практики.
Администрацией района с единственным поставщиком заключен контракт на изготовление и размещение телепрограмм и телевизионных сюжетов о деятельности органов местного самоуправления. Цена контракта более 1 млн. рублей.
В обоснование заключения данного контракта с единственным поставщиком администрацией указана ссылка на пункт 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться Заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Сферы деятельности субъектов естественных монополий установлены статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий является закрытым.
Изготовление и размещение телепрограмм и телевизионных сюжетов о работе органов местного самоуправления (предмет контракта) не относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, контракт заключен администрацией в нарушение пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Судебная практика придерживается аналогичной позиции.
Например, Свердловский областной суд в решении от 09.11.2016 указал следующее. Предмет муниципального контракта заключается не в предоставлении услуг связи для целей кабельного вещания, а в изготовлении информационных телепрограмм и материалов, которые планируется использовать для создания телепрограмм и информационных сюжетов, выпуск которых будет осуществляться в рамках исполнения контракта. Более того, по условиям контракта программы должны выходить в эфире федерального телевизионного канала "ТНТ".
Принимая во внимание, что в аналоговом формате на территории Свердловской области осуществляют телевизионное вещание несколько компаний (в частности, ОАО "Первый канал", АО "Телекомпания НТВ", ФГУП "ВГТРК"), исходя из предмета муниципального контракта, действия заказчика повлекли необоснованное сокращение числа участников закупки.
Исходя из изложенного, должностное лицо и судья правильно установили все фактические обстоятельства дела, подлежащие доказыванию, дали верную юридическую оценку по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств.
3) допуск (отказ в допуске) заявок с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
3.1) в составе заявки подлежит представлению декларация о соответствии участника конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 2 ч. 5 ст. 66, п. 7 ч. 3 ст. 73, пп. "а" п. 4 ч. 9 ст. 82.3, п. 3 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе).
Для участия в запросе котировок в электронной форме участниками дополнительно предоставляется декларация о соответствии требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (пп. "а" п. 4 ч. 9 ст. 82.3 Закона о контрактной системе).
С 01 июля 2018 года часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 11, установившим новое единое требование к участникам закупки: отсутствие у участника ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации (норма носит отсылочный характер: например, отсутствие информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков, участник закупки не является оффшорной компанией и др).
Необходимо отметить, что обязанность подтверждать соответствие участника закупки требованию пункта 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (путем предоставления декларации) установлена исключительно при проведении открытого конкурса в электронной форме (пункт 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе).
Документы, подтверждающие в части допуска заявки, подлежащей отклонению в связи с непредставлением декларации:
- заверенная заказчиком копия заявки участника;
- заверенные заказчиком копии протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пример из административной практики.
Заказчиком проведен электронный аукцион на поставку машин протирочных.
В соответствии с ч. 1, п. 7.1 ч. 1, ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе в извещении и документации о закупке заказчик устанавливает единое требование: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Соответствие участника аукциона вышеуказанному единому требованию подтверждается путем предоставления в составе второй части заявки соответствующей декларации (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, пп. 2 г. 1) п. 24 части II документации об аукционе).
В декларации не заявлено о соответствии участника единому требованию пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в связи с чем заявка подлежала признанию комиссией заказчика не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе).
По итогам аукциона участник, не представивший декларацию о своем соответствии требованиям пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не был признан победителем аукциона.
Поэтому за признание заявки соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, с нарушением п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, члены комиссии заказчика привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ (признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).
В случае признания участника победителем закупки, действия членов комиссии заказчика (уполномоченного органа, учреждения) подлежат квалификации по ч. 7 ст. 7.30 КоАП РФ (признание победителя определения поставщика с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок);
3.2) в составе заявок подлежат проверке копии учредительных документов участников конкурса, электронного аукциона (для юридического лица) на предмет достоверности информации, содержащейся в таких документах.
Заявка на участие в конкурсе или аукционе подлежит отклонению в связи с наличием в учредительных документах участника - юридического лица недостоверной информации (ч. 3, 3.1 ст. 53, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе).
Документы, подтверждающие нарушение:
- заверенная копия заявки, которая подлежала отклонению;
- заверенные копии протоколов, составленных в ходе определения поставщика.
Пример из административной практики.
Заказчиком проведен электронный аукцион на поставку зерна кормового.
Заявка единственного участника признана комиссией заказчика соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 71 Закона о контрактной системе Заказчиком с единственным участником аукциона заключен контракт.
Вместе с тем, согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в случае наличия в представленных документах недостоверной информации об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 61, ч. 10 ст. 61 Закона о контрактной системе в случае внесения изменений в учредительные документы участник обязан незамедлительно направить оператору электронной площадки новые документы и информацию.
Мерой ответственности для участника, не исполнившего вышеуказанную обязанность, является отклонение заявки участника комиссией заказчика на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 19 ст. 68, ч. 1, 2 ст. 69 Закона о контрактной системе члены аукционной комиссии обязаны проверять документы, представленные участником закупки при аккредитации на электронной площадке на предмет достоверности и актуальности сведений, содержащихся в таких документах.
Вышеуказанной обязанности корреспондирует право комиссии Заказчика направлять запросы, в частности:
- в арбитражные суды: для установления факта непроведения ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствия решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе);
- в налоговые органы: для подтверждения информации об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе);
- поставщикам (подрядчикам, исполнителям): для подтверждения информации, содержащейся в заявке участника в части соответствия техническому заданию.
Кроме того, комиссия Заказчика имеет возможность проверить достоверность и актуальность документов, представленных участником закупки, по общедоступным источникам на официальных сайтах в сети "Интернет".
В соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направил заказчику копию учредительного документа (устава) единственного участника аукциона.
Устав утвержден решением Общего собрания участников в 2009 году.
Изменения в устав на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (31 октября 2017 года) участником внесены не были.
Следовательно, в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении участника аукциона содержалась копия устава в редакции 2009 года.
Поэтому оператор электронной площадки в порядке ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе направил заказчику копию устава участника в редакции 2009 года.
При этом согласно данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), представленной в составе заявки, в апреле 2017 года в данный реестр внесена запись о внесении изменений в устав: государственная регистрация изменений, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице.
Кроме того, комиссия заказчика имела возможность проверить актуальность учредительных документов участника в открытом свободном доступе на сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru) при помощи сервиса "Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств".
Таким образом, в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 61, ч. 10 ст. 61 Закона о контрактной системе заявка участника не содержит копию устава в действующей редакции.
Учитывая вышеизложенное, заявка подлежала отклонению комиссией заказчика на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе в связи с наличием в учредительном документе (уставе) недостоверной информации об участнике на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Пример из судебной практики.
Решение Свердловского областного суда от 29.03.2017 по делу N 72-349/2017.
Заказчиком размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования и аппаратуры.
На участие в аукционе подана 1 заявка, которая аукционной комиссией заказчика была признана соответствующей требованиям документации об аукционе.
Между тем, заявка участника не содержала копию действующей редакции устава общества или сведения об изменениях, внесенных в его учредительные документы, а потому подлежала отклонению.
Согласно решению Свердловского областного суда, при рассмотрении дела должностное лицо Минфина Свердловской области и районный суд правильно установили все фактические обстоятельства дела, подлежащие доказыванию, дали верную юридическую оценку действиям членов комиссии заказчика по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств.
3. При заключении, изменении, исполнения контракта по итогам осуществления закупки подлежат проверке:
- заключенные контракты (договоры) и изменения к ним (дополнительные соглашения), правомерность внесения изменений в контракты;
- расторгнутые контракты (оценка причин расторжения (неисполнения, ненадлежащего исполнения) контрактов, действий заказчика в связи с их расторжением (неисполнением, ненадлежащим исполнением);
- документы, подтверждающие поступление обеспечений исполнения контрактов (платежное поручение, банковская гарантия);
- банковская гарантия (соответствие требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, документации о закупке);
- документы, подтверждающие исполнение контрактов (счета, накладные, акты выполненных работ, платежные поручения);
- размещение информации о заключении, изменении, об исполнении (расторжении) контрактов в реестре контрактов в ЕИС в соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе;
- размещение отчетов об исполнении контрактов в ЕИС в соответствии с ч. 9, ч. 10 ст. 94 Закона о контрактной системе.
При заключении, изменении, исполнении контракта контрольным органам необходимо обратить внимание на следующие нарушения:
- заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика и (или) условий исполнения контракта;
- не соблюдены сроки заключения контракта по результатам проведения закупки;
- контракт не соответствует проекту контракта, предусмотренному документацией (извещением) о закупке;
- цена контракта превышает цену контракта, указанную в протоколе закупки;
- характеристики объекта закупки, указанные в заявке участника закупки и в контракте, не соответствуют друг другу;
- контракт подписан не уполномоченным лицом;
- обеспечение исполнение контракта заказчик получает после заключения государственного контракта;
- поставщиком представлена банковская гарантия со сроком окончания действия, превышающим срок действия контракта;
- банковская гарантия не соответствует следующим требованиям: выдана банком, не включенным в перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов; не является безотзывной; не указана сумма банковской гарантии, подлежащая уплате заказчику; не указаны обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; срок действия банковской гарантии не превышает срока действия контракта более чем на один месяц;
- неприменение антидемпинговых мер к участникам конкурса и аукциона (в случаях, когда цена контракта, предложенная участником, на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта):
1) заключение контракта с участником закупки, не предоставившим обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке (конкурс или аукцион) или информации, подтверждающий добросовестность участника (в случае, когда начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее);
2) заключение контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо) с участником закупки, не предоставившим обоснование предлагаемой цены контракта. Данное обоснование может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
По результатам электронных процедур контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры и заказчика (часть 8 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
Вышеуказанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ (заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика и (или) условий исполнения контракта).
Нарушения необходимо подтверждать следующими документами:
- заверенной заказчиком копией распечатки (скриншота) из личного кабинета заказчика на электронной площадке, с указанием лица, подписавшего контракт на электронной площадке;
- заверенной заказчиком копией документа (приказа, распоряжения, доверенности) о наделении лица полномочиями на заключение контрактов на электронной площадке от имени заказчика.
Пример из административной практики.
Заказчиком проведен электронный аукцион на поставку организационной техники.
В соответствии с п. 3 части II. "Описание объекта закупки" (Техническое задание) Заказчиком установлено требование о частоте работы процессора: "не менее чем 3.2 ГГц". Количество процессоров: 10.
Единственный участник аукциона в заявке предложил к поставке 10 процессоров с тактовой частотой 3.2 ГГц.
В соответствии с ч. 1 ст. 34, ч. 10 ст. 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
По итогам аукциона заказчиком с единственным участником заключен контракт.
В нарушение ч. 1 ст. 34, ч. 10 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, п. 3 ч. II. "Описание объекта закупки" документации об аукционе вышеуказанный контракт предусматривает поставку 10 процессоров с тактовой частотой "3.0 GHz".
Следовательно, контракт заключен с нарушением объявленных условий определения поставщика и условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключен контракт.
На основании ч. 8 ст. 83.2 Закона о контрактной системе по итогам электронной процедуры контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе контракта, подписанного усиленной электронной подписью заказчика.
Контракт с нарушением ч. 1 ст. 34, ч. 10 ст. 83.2 Закона о контрактной системе подписан электронной подписью руководителя заказчика, в связи с чем руководитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ.
При проверке банковской гарантии необходимо учитывать следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 12.04.2018 N 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов").
Перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов, размещен на официальном сайте Минфина России (https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks).
Необходимо отметить, что с 01 июля 2018 года информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не размещается в ЕИС (ч. 8.1 ст. 45 Закона о контрактной системе).
Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (в ред. от 30.06.2018).
Ведение реестра банковских гарантий и размещение его в единой информационной системе в сфере закупок осуществляет Федеральное казначейство. При этом предусмотренная пунктом 4 Правил информация о банковских гарантиях не размещается в ЕИС.
С 01 июля 2018 года банковские гарантии отображаются в личном кабинете заказчиков. Поэтому в случае выявления нарушений в части банковской гарантии необходимо получить заверенную копию распечатки из личного кабинета заказчиков.
При проверке сроков направления (размещения) в ЕИС информации о заключении, изменении, исполнении (расторжении) контрактов в реестре контрактов, а также отчетов об исполнении контрактов необходимо учитывать следующее.
С 01 июля 2018 года срок направления в реестр контрактов ЕИС информации увеличен с 3 рабочих дней до 5 рабочих дней (изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе).
При этом, с 01 июля 2018 года в реестре отчетов ЕИС отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контрактов подлежат размещению в случае, если предметом контракта является:
- выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или
- цена контракта превышает один миллиард рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, если заказчиком до 01 июля 2018 года информация о заключении (изменении, исполнении, расторжении) контракта направлена в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней, то после 1 июля 2018 года, должностные лица заказчика не подлежат административной ответственности. Аналогичным образом в части отчета о результатах отдельного этапа исполнения контракта.
4. При расчете объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций подлежат проверке:
- документы, подтверждающие совокупный годовой объем закупок заказчика, рассчитанный с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
- извещения и документация о закупках на предмет установления ограничения участия в пользу субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе);
- отчет об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 данной статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Закупки, осуществленные без установления вышеуказанного ограничения участия), не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (часть 4 статьи 30 Закона о контрактной системе).
Необходимо отметить, что до 01 января 2019 года в случае признания не состоявшимися закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, такие закупки не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
С 01 января 2019 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 504-ФЗ в часть 4 статьи 30 Закона о контрактной системе: закупки, которые осуществлены на основании пунктов 25 - 25.3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Для проверки расчета объема закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, целесообразно запросить пояснения у заказчика, в которых приведен подробный расчет данного объема закупок. К расчету должны быть приложены заверенные копии документов, на которые ссылается в пояснениях заказчик.
Также в целях подтверждения нарушения целесообразно запросить у заказчика заверенные копии:
- отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
- реестра контрактов (договоров), заключенных в отчетном году заказчиком с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и реестра контрактов (договоров), заключенных в предыдущем году, финансирование которых запланировано на текущий отчетный год. В реестрах целесообразно указать: дату, основание заключения контракта (договора), его предмет и цену, а также график финансирования (предусмотрена ли оплата на следующий отчетный год).
Для определения должностного лица заказчика, допустившего осуществление объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме менее 15% совокупного годового объема закупок заказчика, необходимо установить:
- наличие (отсутствие) данной обязанности в положении (регламенте) о контрактной службе или должностной инструкции контрактного управляющего;
- наделение конкретного работника контрактной службы (контрактного управляющего) полномочиями по планированию закупок, а также полномочиями по выбору способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- наличие у работника контрактной службы (контрактного управляющего) собственной электронной подписи для возможности размещать извещения о проведении закупок в ЕИС;
- каким именно должностным лицом заказчика утвержден отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (руководителем, работником контрактной службы или контрактным управляющим).
Типичные нарушения заказчика:
- отсутствие закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
- заключение контрактов без проведения торгов с единственным поставщиком - субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией и включение данной закупки в объем закупок, осуществленных заказчиком у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
- объем закупок, предусмотренный планом-графиком у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составляет менее 15% совокупного годового объема закупок;
- отсутствует ежегодный отчет заказчика об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, и (или) данный отчет не размещен в ЕИС.
Пример из административной практики.
В соответствии с п. 1 разд. II отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - отчет) совокупный годовой объем закупок заказчика в 2017 году: 1 842 631,03 рубль.
Совокупный годовой объем закупок, рассчитанный с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе составил 244 898,18 рублей.
Следовательно, на основании ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик обязан осуществить закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2017 году в размере 36 734,72 рубля (15% пунктов от 244 898,18 рублей).
В соответствии с п. 7 разд. II отчета объем закупок, который заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2017 отчетном году составил 0 рублей, что составляет 0% совокупного годового объема закупок Заказчика в 2017 году (п. 8 разд. II отчета).
По информации ЕИС заказчиком в 2017 году проведено 4 конкурентных процедуры определения поставщика - 4 запроса котировок на общую сумму начальных цен 565 077 рублей.
Два запроса котировок признаны комиссией заказчика несостоявшимися на основании ч. 6 ст. 77 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок не подано ни одной заявки.
При этом два запроса котировок признаны комиссией заказчика состоявшимися.
По итогам данных запросов котировок заказчиком заключены 2 контракта на общую сумму 244 898,18 рублей.
Все конкурентные процедуры (4 запроса котировок) проведены заказчиком на общих основаниях без установления ограничения участия в пользу субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе).
Таким образом, объем закупок, осуществленных заказчиком у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2017 году составил 0%.
Судебная практика придерживается аналогичной позиции. Например, в решении от 01.03.2016 Свердловский областной суд указал следующее. Как видно из материалов дела, заказчик в течение 2014 года осуществил закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму 3 770 924,58 рубля, что составляет 8,77% (а не 15%, как установлено Законом) совокупного годового объема закупок.
Таким образом, контрактный управляющий, являясь должностным лицом заказчика, осуществил закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе, в связи с чем, контрактный управляющий обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. При расчете доли закупок у единственного поставщика в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе подлежат проверке:
- документы, подтверждающие совокупный годовой объем закупок заказчика (план финансово-хозяйственной деятельности, бюджетная смета);
- реестр закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов;
- журнал расчетов с поставщиками N 4.
На основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчики вправе осуществлять закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчики вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 2 000 000 рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок Заказчика и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей.
Вместе с тем, заказчики, указанные в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, вправе осуществлять закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 000 рублей. При этом годовой объем закупок, которые Заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок Заказчика и не должен составлять более чем 20 000 000 рублей.
Законом о контрактной системе не установлена обязанность заказчика в контракте (договоре) указывать основание его заключения. Поэтому при проведении проверки необходимо установить основание заключения контракта (договора), получив пояснения заказчика.
Для подтверждения превышения объема закупок, осуществленных заказчиком на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, необходимы:
- заверенные копии 2 реестров договоров (контрактов), заключенных заказчиком в отчетном году с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по пункту 4 и пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;
- заверенные копии договоров (контрактов), заключенных заказчиком в отчетном году с превышением объема закупок, установленного пунктом 4 и пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (при наличии).
Пример из административной практики.
В соответствии с реестром договоров свободного закупа в 2017 году заказчиком заключено 573 договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на общую сумму 19 728 354,62 рубля, что превышает 2 000 000 рублей и составляет 9,43% совокупного годового объема закупок Заказчика в 2017 году.
Следовательно, заказчиком допущено превышение объема закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на 9 264 813,25 рублей (4,43% совокупного годового объема закупок Заказчика).
В превышение объема закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе Заказчиком заключены:
- договор на оказание услуг по проведению оценки соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы в соответствии с требованиями технического регламента от 06.12.2017 N 80/17д на сумму 60 223 рубля;
- договор на покупку медикаментов и изделий медицинского назначения от 21.12.2017 N ПРДГ2-2961 на сумму 21 387 рублей;
- договор от 21.12.2017 N 109 на выполнение ремонтных и диагностических работ на сумму 21 815,25 рублей;
- договор на покупку медикаментов и изделий медицинского назначения от 21.12.2017 N ПРДГ2-2940 на сумму 73 761,60 рубль;
- договор на поставку медицинской продукции от 28.12.2017 N 293 на сумму 99 950 рублей;
- договор на поставку медицинской продукции от 28.12.2017 N 294 на сумму 99 900 рублей;
- договор на поставку медицинской продукции от 28.12.2017 N 295 на сумму 99 930 рублей;
Договоры с превышением объема закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключены (подписаны) руководителем Учреждения.
Таким образом, в действиях руководителя заказчика имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (принятия решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
6. Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 189-ФЗ в КоАП РФ введена статья 7.32.5, установившая административную ответственность за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Административная ответственность за вышеуказанное нарушение вступила в силу с 06 августа 2017 года.
Изменения в КоАП РФ приняты в целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок, а также предотвращения злоупотреблений при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
При принятии изменений в КоАП РФ было учтено следующее.
По информации Минэкономразвития России, ущемление прав предпринимателей вследствие неисполнения обязательств по оплате товаров (работ, услуг) по государственным и муниципальным контрактам носит массовый характер.
Неисполнение заказчиками финансовых обязательств по контрактам влечет негативные социально-экономические последствия, в частности, возникновение долгов по оплате труда и налоговым платежам, срыв обязательств перед контрагентами.
Согласно пояснительной записке предлагаемые законопроектом изменения призваны минимизировать риски поставщика (подрядчика, исполнителя) и дисциплинировать заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по контракту обязательств.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе общий срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
В случае осуществления закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций оплата должна быть произведена заказчиком не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе).
После определения условий контракта о сроке и порядке оплаты по контракту проверке подлежит документ о приемке (ч. 7 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ), подтверждающий фактическую дату поставки товара.
Установив дату поставки товара, необходимо проанализировать дату фактической его оплаты (дата платежного поручения), на основании чего, сделать вывод о соблюдении объектом контроля сроков и порядка оплаты поставленного товара.
В ходе проверок особое внимание следует уделять соблюдению объектами контроля условий контракта об авансировании, а также порядка оплаты отдельного этапа исполнения контракта.
Документами, подтверждающими нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), являются:
- заверенная копия государственного контракта (со всеми изменениями);
- заверенная копия документа о приемке в соответствии с частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе;
- заверенная копия документа, подтверждающего дату фактической оплаты (платежное поручение).
При проведении проверки необходимо запросить пояснения у заказчика о причинах нарушения сроков оплаты (отсутствие денежных средств на счете на дату оплаты, судебное разбирательство либо иные причины).
Пример из административной практики.
Заказчиком проведен электронный аукцион на поставку медицинского оборудования. Начальная (максимальная) цена контракта: 255 272 рубля.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе аукцион проведен с ограничением участия в пользу субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Ограничение участия установлено Заказчиком в разделе "Преимущества, требования к участникам" вкладки "Общая информация" извещения о проведении электронного аукциона, п. 15 части I. Общая часть документации об аукционе.
В аукционе участвовали 2 заявки.
По итогам аукциона заказчиком с обществом с ограниченной ответственностью заключен контракт от 18.10.2017 N 208 на сумму 220 274,06 рубля.
В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 3.6 контракта от 18.10.2017 N 208 оплата за поставленный по контракту товар производится заказчиком путем перечисления денежных средств поставщику в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта приема-передачи товара заказчиком, на основании счета-фактуры на товар, товарно-транспортной накладной (товарной накладной) с отметкой заказчика о приемке товара, акта приема-передачи товара, подписанного поставщиком и заказчиком.
Акт приема-передачи товара к договору N 208 от 18.10.2017 подписан заказчиком 01.12.2017.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 Гражданского кодекса РФ).
Следовательно, товар, поставленный по контракту от 18.10.2017 N 208, подлежит оплате Заказчиком не позднее 22.12.2017.
В нарушение ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, п. 3.6 контракта от 18.10.2017 N 208 оплата за поставленный товар произведена Заказчиком 3 платежными поручениями от 27.12.2017 N 6514, 6515, 6516 на общую сумму 220 274,06 рубля.
Таким образом, срок оплаты за товар по вышеуказанному контракту нарушен на 2 рабочих (4 календарных) дня.
При проверке контрольным органам необходимо учитывать следующее.
На основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Поэтому при проведении проверки контрольным органам необходимо запросить пояснения у заказчика о причинах нарушения сроков оплаты.
Данные пояснения имеют существенное значение для целей административного производства, поскольку непосредственно влияют на принимаемое решение.
Например, основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, явилось следующее.
В связи со снижением объема финансирования в 2017 году по ОМС утверждённой суммы финансирования на 2017 год было недостаточно для нормального функционирования учреждения (для погашения текущих расходов).
Поступления денежных средств на расчетный счет учреждения за оказанные услуги в первую очередь были направлены на выплату заработной платы сотрудникам учреждения и начислений на выплаты по заработной плате.
Выделение субсидии на выплату заработной платы позволило за счет средств ОМС, поступающих на лицевой счет организации, погасить кредиторскую задолженность по контрактам.
Доводы руководителя учреждения подтверждены заверенными выписками из лицевого счета бюджетного Учреждения по состоянию на дату оплаты контракта, в связи с чем производство по делу было прекращено.
Справочно: Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области за период с августа 2017 года по август 2018 года возбуждено более 30 административных дел по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения дел Свердловским УФАС наложены штрафы на общую сумму более 500 тыс. рублей, из них:
- на муниципальных заказчиков - 61,5%;
- на региональных - 30,8%;
- на федеральных - 7,7%.
7. Реализация мер, направленных на предотвращение нарушений
В целях предотвращения нарушений законодательства РФ о контрактной системе контрольным органам в сфере закупок необходимо:
1) обсуждать результаты проверки с заказчиком, в отношении которого проведена проверка.
На обсуждении результатов проверки рассматриваются:
- выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе и причины их совершения;
- пояснения (возражения) заказчика по выявленным нарушениям;
- возможные меры по предотвращению нарушений в дальнейшем;
2) выдавать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок (при необходимости);
3) контролировать исполнение предписания;
4) периодически (по полугодиям, по итогам года) направлять заказчикам обзорные письма о выявленных контрольным органом типичных нарушениях законодательства о контрактной системе.
-------------------------------------------
*(1) Текст нормативного правого акта опубликован на официальном сайте Информационной системы в сфере закупок Свердловской области http://torgi.midural.ru/site/Show/Content/39.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации Министерства финансов Свердловской области от 1 октября 2018 г. "По проверке соблюдения требований законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд (с учетом изменения законодательства в 2018 году)"
Текст методических рекомендаций опубликован на официальном сайте Министерства финансов Свердловской области (http://minfin.midural.ru/)