Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Общая характеристика сферы реализации
региональной программы и прогноз
1. Понятия, используемые в настоящей региональной программе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
2. Тверская область расположена в северо-западной части Центрального федерального округа и является самой большой по площади в его составе - 84,201 тыс. км2. Численность населения Тверской области по состоянию на 1 января 2018 года составляет 1 283 754 человека, из них 75,4 % - городское население. Административный центр области - город Тверь с населением 419 898 человек. В состав Тверской области входят 11 городских округов (в том числе 2 закрытых административно-территориальных образования), 32 муниципальных района, 40 городских поселений и 221 сельское поселение.
3. По данными Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тверской области, на территории Тверской области на 1 января 2018 года образовано 1 196 532,814 т отходов производства и потребления.
4. Объектами размещения отходов на территории Тверской области являются полигоны ТКО (соответствуют требованиям законодательства два полигона, расположенные в муниципальном образовании Тверской области "Калининский район" и муниципальном образовании Тверской области "Удомельский городской округ", их использование возможно продолжить с 1 января 2019 года), включенные в государственный реестр объектов размещения отходов, общей площадью 57,8 га, санкционированные свалки и несанкционированные места размещения отходов. Санкционированные свалки имеются на территории Тверской области в количестве 31 ед. общей площадью 142,07 га. Несанкционированные места размещения отходов, количество которых по состоянию на ноябрь 2018 года составляет 101 единицу, носят временный характер размещения отходов, что не позволяет точно определить общую площадь, которую они занимают.
5. Система сбора, накопления и удаления ТКО в муниципальных образованиях Тверской области определена генеральными схемами очистки соответствующих территорий.
6. Анализ текущей ситуации в сфере обращения с отходами на территории Тверской области позволяет выделить ряд проблем:
1) несовершенство действующей нормативно-правовой базы в области обращения с отходами на территории Тверской области;
2) отсутствие достоверного учета объемов образования, транспортирования, обработки, утилизации и размещения отходов;
3) несовершенство существующей системы накопления образующихся отходов;
4) отсутствие развитой инфраструктуры раздельного накопления отходов, потенциально являющихся вторичными материальными ресурсами, и опасных отходов;
5) отсутствие развитой инфраструктуры по переработке отходов на территории Тверской области;
6) наличие большого количества мест несанкционированного складирования отходов;
7) наличие большого количества санкционированных свалок, не отвечающих нормативным требованиям;
8) наличие объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Тверской области;
9) недостаточный уровень образования населения в части обращения с отходами.
7. Одним из способов сокращения потока отходов на полигоны ТКО является выделение (обработка) из ТКО ресурсов, пригодных для вторичного использования, строительство мусоросортировочных комплексов и комплексов по переработке отходов.
Необходимо создание и расширение сети пунктов (стационарных, передвижных) приема вторичных материальных ресурсов, товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств с привлечением предприятий малого и среднего бизнеса, действующих на территории Тверской области, в том числе ответственных производителей.
8. На территории Тверской области приоритеты государственной политики в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, определены:
1) Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
2) Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
3) основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012;
4) государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы";
5) Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р "Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года";
6) комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации";
7) Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тверской области, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 29.12.2017 N 477-пп "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тверской области".
9. Основными направлениями в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, являются:
1) ликвидация и рекультивация санкционированных свалок и несанкционированных мест размещения отходов;
2) строительство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов, полигонов ТКО, отвечающих требованиям природоохранного законодательства;
3) ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде, связанных с обращением с отходами;
4) организация деятельности по раздельному накоплению ТКО;
5) повышение уровня образования населения в части обращения с отходами, в том числе с ТКО.
10. В результате реализации мероприятий региональной программы к 2028 году планируется достижение следующих значений показателей, характеризующих эффективность реализации региональной программы:
1) доля ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных ТКО - 100 %;
2) доля утилизированных и обезвреженных отходов I - IV классов опасности в общем количестве образовавшихся отходов I - IV классов опасности на территории Тверской области - 100 %;
3) доля разработанных и откорректированных нормативных правовых актов, обеспечивающих регулирование обращения с отходами на территории Тверской области, - 100 %;
4) доля охвата населения муниципальных образований Тверской области системой стационарных и передвижных пунктов комплексного сбора вторичных материальных ресурсов, отходов товаров - 100 %;
5) доля охвата населения муниципальных образований Тверской области системой раздельного накопления ТКО - 100 %;
6) количество введенных в эксплуатацию объектов обращения с отходами на территории Тверской области - 14 ед.;
7) доля ликвидированных мест несанкционированного складирования отходов, в том числе ТКО, на территории Тверской области - 100 %;
8) количество ликвидированных объектов накопленного вреда окружающей среде, связанных с обращением с отходами, на территории Тверской области - 31 ед.;
9) численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией и рекультивацией объектов накопленного вреда окружающей среде, - 734,19 тыс. человек;
10) площадь восстановленных (в том числе рекультивированных) земель, подверженных негативному воздействию объектов накопленного вреда окружающей среде, - 142,07 га.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.