Во исполнение распоряжения Губернатора Новосибирской области от 07.11.2016 N 192-р "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Новосибирской области приказываю:
1. Утвердить анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Новосибирской области согласно приложению.
2. Заместителю начальника управления-начальнику отдела регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций Ларичеву С.И.:
2.1 Провести до 05.12.2017 г. в составе рабочей группы обсуждение результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.
2.2 Разместить анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности на официальном сайте министерства в сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра-начальника управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Фролова Ю.Н.
Министр |
Т.С. Ким |
Обзор результатов правоприменительной практики
(по итогам 2017 года)
(утвержден приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 1 декабря 2017 г. N 230)
Новосибирск - 2017
1. Введение
Настоящий обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики отдела регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области разработан в целях профилактики нарушений обязательных требований, и основан на реализации следующих положений:
- Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации";
- плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р;
- основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р;
- порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утвержден приказом МЖКХиЭ НСО от 27 декабря 2016 г. N 245).
В настоящем обзоре используются следующие основные понятия:
обязательные требования - требования к деятельности хозяйствующих субъектов по соблюдению установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, а также иными нормативными документами;
охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;
подконтрольные субъекты - органы местного самоуправления, а также юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители и граждане на которых возложена обязанность выполнения требований, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области (далее - обязательные требования), в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
Обеспечение единой государственной политики при осуществлении регионального государственного надзора;
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике регионального государственного надзора;
снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о правоприменительной практике;
повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
совершенствование нормативных правовых актов, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов при осуществлении государственного надзора;
выработка единой государственной политики с привлечением широкого круга заинтересованных лиц;
выявление избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
Целью настоящего обзора является выработка наиболее действенного метода профилактики нарушений обязательных требований в области защиты населения территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера среди подконтрольных субъектов (юридических лиц и органов местного самоуправления) без организации и проведения соответствующих проверок, в целях снижения административной нагрузки на субъекты предпринимательства.
Проведение плановых проверок юридических лиц и органов местного самоуправления осуществляется со следующей периодичностью - один раз в 3 года, органов местного самоуправления один раз в 2 года.
Настоящий обзор подлежит обсуждению в рабочей группе.
Принятые по результатам обсуждений решения учитываются при проведении работы в Новосибирской области, направленной на профилактику нарушений обязательных требований в области защиты населения территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Содержание
2.1 Анализ правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Органы регионального государственного надзора в своей деятельности руководствуются:
Конституцией Российской Федерации;
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне";
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";
постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
Законом Новосибирской области от 13.12.2006 N 63-ОЗ "О защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера";
постановлением Правительства Новосибирской области от 18.10.2016 N 339-п "Об установлении порядка осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Новосибирской области";
постановлением Правительства Новосибирской области от 24.01.2017 N 12-п "Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Новосибирской области";
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации";
Федеральным законом от 6 ноября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "6 октября 2003 г."
Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия";
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
2.2. Сведения о надзорной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В 2017 году отделом регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства ЖКХиЭ НСО в соответствии с планами проверок юридических лиц и органов местного самоуправления, утвержденными прокуратурой Новосибирской области, проведено 13 плановых проверок объектов надзора: из них 8 проверок органов местного самоуправления и 5 проверок юридических лиц. Проведение проверок по полугодиям 2017 года распределилось следующим образом - в первом полугодии проведено 6 проверок, во втором полугодии 7 проверок (рост показателя 14%). План проверок 2017 года выполнен на 100%.
При проведении проверок выявлено 87 нарушений обязательных требований нормативных правовых актов, подлежащих выполнению. Доля субъектов проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, составляет 85%. Для устранения нарушений обязательных требований выдано 11 предписаний. В целях контроля исполнения выданных предписаний проведено 2 внеплановые проверки. Доля субъектов проверки, у которых были устранены нарушения, выявленные в результате проведения внеплановых надзорных мероприятий, составила - 100%. Доля проведенных внеплановых проверок составляет 13,3% от общего числа проведенных проверок. Проведенная проверка прокуратурой Новосибирской области в ноябре 2017 года органа регионального государственного надзора показала, что фактов нарушений законодательства не выявлено.
Заявления (обращения) граждан, юридических лиц, органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации с указанием фактов нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в орган регионального государственного надзора не поступали.
В ходе проверок за выявленные административные нарушения по части 1 статьи 20.6 КоАП РФ составлено и направлено в суд для принятия решения 8 протоколов о нарушении административного законодательства (6 протоколов на юридических лиц, 2 протокола на должностных лиц). Доля проверок, по результатам которых выявлены правонарушения и были возбуждены дела об административных правонарушениях, составляет 72%. Возбуждение административных дел по полугодиям 2017 года распределилось следующим образом - в первом полугодии 4 административных протокола, во втором полугодии 4 административных протокола. Все материалы возбужденных административных дел переданы на рассмотрение в суды. Возбужденные дела судами не прекращались. На сегодняшний день судами приняты решения о привлечении к административной ответственности по 6 административным протоколам. Доля привлечения субъектов надзора к административной ответственности по итогам плановых проверок составила 86%. Общий размер суммы штрафов, наложенных судами, составил 220 тысяч рублей. Средний размер наложенного административного штрафа, в том числе на должностных лиц и юридических лиц составил 31,4 тысячи рублей.
4 административных штрафа (1 должностное лицо и 3 юридических лица) на сумму 160 тысяч рублей были оплачены добровольно. Доля взысканных штрафов составляет 50% от общего числа возбужденных дел. Сумма взысканных штрафов составляет 73% от общей суммы наложенных административных штрафов.
1 административный штраф в отношении юридического лица (администрация р.п. Колывань) был направлен в службу судебных приставов для принудительного взыскания. В отношении данного юридического лица службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство и возбуждено административное дело в рамках ст. 20.25 КоАП РФ.
Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю отсутствуют.
В пять муниципальных образований Новосибирской области направлена информация об устранении ненадлежащего содержания региональной автоматизированной сети центрального оповещения (РАСЦО).
В три муниципальных образования Новосибирской области, в министерство здравоохранения Новосибирской области направлены информации о выявленных нарушениях требований в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера в ходе плановых проверок.
2.3. Обзор типовых нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
п/п |
Типовые нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
Причины возникновения типовых нарушений в области требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
Руководство по соблюдению обязательных требований, дающее разъяснение. |
Возможные последствия несоблюдения указанных требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Не создана система оповещения и информирования населения о ЧС на территории органа местного самоуправления |
Высокий уровень издержек по соблюдению данных требований, отсутствие должного контроля со стороны руководителя, некомпетентность должностных лиц |
Федеральный Закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в зависимости от вида ОМС: п. 23 ст. 14; п. 21 ст. 15; п. 28. ст. 16; Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 17.05.2017) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" п. 3, п. 6; Приказ МЧС России от 25.07.2006 N 422 п. 4, п. 6) |
Нарушение жизнедеятельности населения и экономический ущерб |
|
Не организованы тренировки и учения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в том числе с привлечением АСФ |
Высокий уровень издержек по соблюдению данных требований, отсутствие должного контроля со стороны руководителя, некомпетентность должностных лиц |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" |
Нарушение жизнедеятельности населения и экономический ущерб |
|
Не созданы резервы материально-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
Высокий уровень издержек по соблюдению данных требований, отсутствие должного контроля со стороны руководителя, некомпетентность должностных лиц |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" |
Нарушение жизнедеятельности населения и экономический ущерб |
3. Контактная информация отдела регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций МЖКХиЭ НСО:
Юридический адрес места нахождения: Красный проспект, д. 18, г. Новосибирск, 630007
Телефон: (383)223-06-06 факс: (383)223-23-48
E-mail: mingkh@nso.ru
Адрес официального интернет-сайта: "https://mjkh.nso.ru/".
Фактический адрес места нахождения: Советская, 4а, г. Новосибирск, 630007
Телефон: (383)218-22-00, (383)231-11-84 E-mail: levik@nso.ru
Адрес официального интернет-сайта: "https://mjkh.nso.ru/page/1135"
Заместитель начальника управления - начальник отдела регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области |
С.И. Ларичев |
Старший государственный инспектор отдела регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства жилищно-коммунального и энергетики Новосибирской области |
Е.В. Левшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 1 декабря 2017 г. N 230 "Об утверждении обзора результатов обобщения и анализа правоприменительной практики по итогам 2017 года"
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.nsopravo.ru 5 декабря 2017 г.