В соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 15.08.2017 N 297-рп "О создании рабочей группы по разработке концепции создания условий для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области" и в целях создания условий для интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития обучающихся, их социализации в обществе, создания основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству, совершенствования условий подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области:
1. Утвердить прилагаемую концепцию создания условий для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области, на 2018 - 2023 годы (далее - Концепция).
2. Министерству образования Новосибирской области (Федорчук С.В.), министерству региональной политики Новосибирской области (Яковлев И.Н.) во взаимодействии с департаментом образования мэрии города Новосибирска (Ахметгареев Р.М.):
1) в срок до 01.06.2018 разработать план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции (далее - план мероприятий);
2) обеспечить реализацию плана мероприятий.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.
Временно исполняющий обязанности |
А.А. Травников |
Концепция
создания условий для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области, на 2018 - 2023 годы
(утв. распоряжением Правительства Новосибирской области от 10 апреля 2018 г. N 127-рп)
I. Общие положения
Концепция создания условий для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области, на 2018 - 2023 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 20.04.2013 N 366 "О форме одежды и знаках различия кадетов общеобразовательных организаций - казачьих кадетских корпусов", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, Законом Новосибирской области от 05.07.2013 N 361-ОЗ "О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области".
В соответствии с вышеперечисленными нормативными правовыми актами государство гарантирует право каждого человека на качественное и доступное образование, свободу выбора получения ими образования согласно склонностям и потребностям, обеспечивает создание условий для самореализации, свободного развития способностей каждого обучающегося, его профессионального самоопределения.
Актуальной и приоритетной задачей сегодня становится формирование гражданина, который с ранних лет воспитывается в духе патриотизма, готовится к осознанному и профессиональному управлению государством.
В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в декабре 2016 года Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил среди приоритетных задач государственной политики в образовании духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина на основе базовых национальных ценностей: "...Школа обязана давать знания и воспитывать нравственность. Без этого невозможно развитие государства. Нужно привлечь внимание молодежи к истории Отечества, культуре и литературе.".
Именно кадетское образование является системой образования и воспитания молодого поколения в России, которая своими результатами в течение более трех веков доказала свою государственную и национальную эффективность. Благодаря качественной системе обучения и воспитания оно востребовано российским обществом и государственной властью, продолжает оставаться основой системы гражданско-патриотического воспитания, направленной на подготовку граждан страны, обеспечивающих ее национальное единство.
Существует объективная потребность государства и общества в кадетском образовании как системе предпрофессиональной и профессиональной подготовки национальных кадров государственной гражданской, военной и государственной службы иных видов.
II. Определения, используемые в Концепции
Кадетское образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в муниципальных и государственных общеобразовательных организациях по образовательным программам, включающим компоненты основ военной, государственной гражданской службы и государственной службы иных видов в условиях и исторических традициях кадетских корпусов России, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития, удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и последующего мотивируемого выбора профессии военной или иной государственной службы, в том числе государственной службы российского казачества.
Кадетское воспитание - деятельность, направленная на развитие личности обучающегося, создание условий для его самоопределения и социализации, основанная на духовных и исторических традициях, этике гражданско-патриотического служения Отечеству.
Кадетское движение - участие в совместной деятельности различных образовательных организаций, общественных организаций, патриотических объединений и движений, объединенных едиными целями служения Отечеству на гражданской, военной и государственной службе иных видов и общими принципами деятельности.
В состав кадетского движения входят:
советы (комитеты) ветеранов суворовских (нахимовских) училищ и кадетских корпусов всех типов, образуемые в каждой организации кадетского образования;
объединения выпускников одной организации кадетского образования, компактно проживающих в данной конкретной местности;
региональные и межрегиональные объединения кадет;
общероссийские организации выпускников организаций кадетского образования России.
Кадетская образовательная организация (далее - КОО) - государственная или муниципальная общеобразовательная организация, реализующая образовательные программы основного общего и среднего общего образования интегрировано с дополнительными образовательными программами, имеющими своей целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества со специальными наименованиями: "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус", "казачий кадетский корпус".
Кадетский класс (далее - КК) - организованная часть общеобразовательной организации, реализующая образовательные программы основного общего и среднего общего образования интегрировано с дополнительными образовательными программами, имеющими своей целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.
Профессиональная направленность основной общеобразовательной программы кадетского образования - направления образовательной программы основного общего, среднего общего образования в кадетских образовательных организациях, кадетских классах, определяющие предметно-тематическое содержание образования, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам обучения.
Кадет - единое (обобщенное) наименование всех обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы основного общего, среднего общего образования интегрировано с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.
III. Особенности развития и проблемы кадетского образования в России и Новосибирской области
История развития кадетского образования и воспитания в России насчитывает более 315 лет. За длительную историю своего развития сложилась модель кадетского образования, включающая определение его миссии, содержание учебного курса, принципов и подходов к обучению и воспитанию, устройство жизни и быта воспитанников, а также образа кадета - выпускника с выделением доминирующих качеств личности.
Кадетские корпуса в России давали разностороннее образование. Помимо традиционной учебной программы, занятий военной и учебной подготовкой в корпусах создавались музеи, светские и церковные хоры, театрально-драматические коллективы, духовые оркестры и оркестры народных инструментов, студии изобразительного искусства и хореографии, спортивные объединения, богатые библиотеки, что позволяло выпускникам с успехом учиться в высших учебных заведениях и посвятить себя в дальнейшем служению России на гражданском и военном поприще. Среди выпускников кадетских корпусов имена музыкантов и полководцев, художников и литераторов, государственных служащих и ученых, дипломатов и путешественников, врачей и учителей.
Характерными особенностями кадетского образования в исторической России считались:
кадетские корпуса были центрами высокой российской культуры;
признание воспитания как доминирующего процесса в кадетском образовании;
выделение в воспитании основных направлений: военно-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое и физическое;
опора в определении внутреннего распорядка и организации жизни воспитанников в кадетских корпусах на воинские обычаи и ритуалы, правила и нормы поведения военнослужащих;
сочетание привилегированного светского общего образования и военной подготовки;
наличие традиционных праздников;
особый кадетский уклад.
Воспитанников кадетских корпусов отличало:
глубокая преданность Отечеству, высокий патриотизм и гражданственность;
любовь к родному корпусу, верность кадетскому братству, товарищеские отношения как в период обучения в корпусе, так и всю последующую жизнь;
высокая требовательность к себе, дисциплина и самоорганизация, целеустремленность и ответственность;
бережное, рыцарское отношение к женщинам;
уважение и почитание старших, в том числе кадет.
Российское кадетское образование, возникшее в первой половине XVIII века, стало основой для становления и развития кадетского движения, которое в свою очередь привело к возрождению кадетского образования на рубеже XX и XXI веков.
Кадетское образование в России сегодня - явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса отличаются по истории создания, ведомственной принадлежности, возрасту воспитанников, различным подходам включения военного компонента в основные образовательные программы и другие различия.
Одна из первых в Российской Федерации кадетская образовательная организация создана в Новосибирской области - Сибирский Кадетский Корпус.
В последние годы в субъектах Российской Федерации значительно активизировался процесс создания новых кадетских образовательных организаций, кадетских классов в общеобразовательных организациях.
Впервые в 2012 году в Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" включена статья 86 "Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях". В данной статье определены правовые основы создания и деятельности общеобразовательных организаций со специальными наименованиями: "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус", "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус", "казачий кадетский корпус".
По итогам всероссийского мониторинга, проведенного в 2016 году, всего в Российской Федерации учтено 192 учреждения кадетского образования, в том числе 155 кадетских общеобразовательных организаций (81%) созданы субъектами Российской Федерации.
Вместе с тем, процесс возрождения кадетского образования характеризуется своей стихийностью и хаотичностью, отсутствием правовых, организационных и финансовых основ.
Образовательные кадетские организации создаются разными ведомствами (обороны, образования, органами внутренних дел, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), Федеральной службой безопасности Российской Федерации, а также казачеством), муниципальными органами и частными лицами.
Выделяется ряд проблем, которые существенно снижают эффективность кадетского образования и воспитания:
отсутствие единой государственной политики в развитии кадетского образования привело к многообразию и значительной вариативности форм кадетского образования - кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские классы, кадетские кружки на базе общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования, воскресные кадетские школы, общеобразовательные кадетские корпуса и корпуса с профессиональной ориентацией по профилю ведомств, их финансирующих;
современные организации кадетского образования отличаются целями образования, основными образовательными программами, учебными планами, сочетанием гражданского и военного аспектов, особенностями кадрового обеспечения, объемом и источниками финансирования, разным состоянием материально-технической базы, в том числе обмундированием воспитанников, спектром и качеством дополнительного образования;
отсутствие примерных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, интегрированных с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими своей целью подготовку обучающихся к военной или иной государственной службе, ориентирует деятельность КОО и КК на преобладание воспитательной составляющей с активным использованием военной атрибутики. При этом зачастую отмечается низкий уровень преподавания учебных программ, недостаточно проводится работа по выявлению и развитию способностей обучающихся, их профессиональному самоопределению выбора профессий государственной гражданской службы;
отсутствие кадетского компонента Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, программ предпрофессиональной подготовки и предпрофессионального образования по направлениям государственной службы в общем образовании способствует узкой направленности основных образовательных программ. Особенно это касается кадетских классов, в большинстве которых в основной образовательной программе отсутствуют спецкурсы военной и гражданской направленности, в большей степени это организация деятельности военно-патриотических клубов;
нет единых подходов в определении атрибутики кадетского образования, организации образовательного процесса и жизнедеятельности кадет, режима учебного дня, учебного года;
не проработаны вопросы управления в системе кадетского образования, ресурсного обеспечения: кадрового (в том числе порядок подготовки и назначения командно-преподавательского и воспитательного состава), материально-технического обеспечения и другие;
отсутствуют единые критерии отбора обучающихся для обучения по основным образовательным программам кадетского образования, нет четкого определения возраста начала обучения по основным образовательным программам кадетского образования в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся и выбранной профильной специализацией кадетской организации;
отсутствуют единые критерии комплектования кадрового состава, особенно это касается офицеров-воспитателей, осуществляющих большой объем педагогической деятельности;
сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников КОО, КК не отвечает современным требованиям. В частности, наблюдается несоответствие профиля подготовки и требуемого уровня квалификации кадрового состава;
отсутствие единых требований к результатам обучения, оценки деятельности общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы кадетского образования, способствует низкому качеству образования выпускников и невозможности продолжить профессиональное обучение по направлениям специализации кадетской организации или кадетского класса;
отсутствие единых подходов к мониторингу здоровья кадет на протяжении всего времени обучения приводит зачастую к снижению уровня здоровья выпускников из-за повышенных физических нагрузок при одновременной высокой мотивации получения ими военной специальности и в соответствии с этим, не прохождению медицинских комиссий при поступлении в высшие военные организации.
В Новосибирской области по состоянию на 01.09.2017 открыты 3 общеобразовательные организации кадетского образования - кадетские школы-интернаты:
1. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области "Казачий кадетский корпус имени Героя Российской Федерации Олега Куянова (школа-интернат)".
2. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области "Сибирский авиационный кадетский корпус им. А.И. Покрышкина (школа-интернат)".
3. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Кадетская школа-интернат "Сибирский кадетский корпус".
В кадетских школах-интернатах в основной общеобразовательной программе в учебный план включены курсы духовно-нравственного и патриотического воспитания по основам военной, гражданской и государственной службы иных видов.
Направления специализации различные: гражданско-патриотическое, казачья подготовка, летно-техническое, поисково-спасательное, общевойсковое и другие. Реализуются дополнительные образовательные программы различной направленности: духовно-нравственные, гражданско-патриотические, спортивно-оздоровительные, художественно-эстетические.
В 2016-2017 учебном году зафиксировано 53 кадетских класса с охватом 1059 обучающихся в 10 общеобразовательных организациях 8 муниципальных образований области (г. Новосибирск, г. Обь, Искитимский район Новосибирской области, Коченевский район Новосибирской области, Краснозерский район Новосибирской области, Куйбышевский район Новосибирской области, Новосибирский район Новосибирской области, Черепановский район Новосибирской области). В некоторых общеобразовательных организациях кадетские классы входят в состав кадетских структурных подразделений.
Основные общеобразовательные программы в кадетских классах интегрированы с дополнительными образовательными программами различной направленности и ориентированы на подготовку обучающихся к военной службе или службе в МЧС России.
Во всех кадетских классах реализуются дополнительные образовательные программы военно-патриотических клубов.
Вместе с тем, в настоящее время во многих муниципальных районах и городских округах Новосибирской области отмечается большая заинтересованность обучающихся и их родителей в обучении по основным общеобразовательным программам кадетского образования.
IV. Основные принципы и концептуальные идеи кадетского образования и воспитания
Кадетское образование в настоящее время призвано реализовать государственный и социальный запрос на воспитание граждан страны как убежденных патриотов, готовых служить Отечеству, применять полученные знания, умения, навыки и опыт для защиты и управления государством, содействовать укреплению политической мощи, безопасности, суверенитета и территориальной целостности России.
Кадетское образование и кадетское движение призваны внести свой вклад в формирование и утверждение патриотической национальной идентификации народа в качестве единой российской нации.
Миссия кадетского образования - создание среды для воспитания высококультурного и образованного, инициативного, творческого, способного к созиданию гражданина, патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны, родного края, семьи.
Система кадетского образования сегодня призвана решать и ряд социальных проблем:
социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и малообеспеченных семей;
приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
профессиональное самоопределение, предпрофессиональное подготовка и профильное обучение, довузовская подготовка как элементы непрерывного образования в системе "кадетская общеобразовательная организация - вуз";
создание новых рабочих мест, в том числе для офицеров, уволенных в запас;
профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности.
В связи с тем, что федеральных документов, регламентирующих кадетское образование нет, принятие Концепции Новосибирской области обеспечит создание и развитие единого образовательного и воспитательного пространства для получения качественного и доступного кадетского образования.
Цель Концепции - формирование региональной системы кадетского образования как особой воспитательной, социокультурной среды, характеризующейся историческими, национальными, военно-патриотическими ценностями, нормами морали, заповедями и традициями, символами и ритуалами для подготовки несовершеннолетних обучающихся к мотивируемому получению профессионального образования военной или иной государственной службы, в том числе государственной службы российского казачества.
Задачи Концепции:
формирование региональной модели подготовки высококвалифицированных управленческих кадров государственной службы (государственной гражданской, военной и государственной службы иных видов) в системе общего и дополнительного образования;
создание образовательной среды для развития кадетского образования на региональном и муниципальном уровне, обеспечивающей формирование у кадет компетенций, необходимых для высокопрофессионального служения Отечеству на военной, гражданской государственной службе и государственной службе иных видов;
создание системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для кадетского образования;
совершенствование взаимодействия кадетских общеобразовательных организаций с организациями среднего профессионального и высшего образования;
создание условий для выявления и развития способностей высокомотивированных обучающихся, формирования их ценностных ориентаций, удовлетворения интересов и потребностей;
обучение и воспитание высоконравственной личности с высоким уровнем формирования гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, нравственной, эстетической и экологической культуры, ценностей и навыков здорового образа жизни, культуры семейных отношений;
обеспечение условий для жизненного и профессионального самоопределения выпускников, формирование готовности к сознательному выбору и овладению будущей профессией.
Принципы кадетского образования:
принцип гуманизма (личностно-ориентированная модель обучения, уважение человеческого достоинства; отношение педагога к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития; возможность выбора между видами деятельности и формами мероприятий);
принцип демократизации (соблюдение демократических норм, обеспечение прав ребенка; создание органов самоуправления; разрешение возникающих между детьми конфликтов);
принцип природосообразности (научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; гендерное воспитание; учет возрастных особенностей обучающихся при определении приоритетных направлений образовательной деятельности в каждой КОО, КК, формирование ответственности за саморазвитие, экологические последствия своих действий и поведения);
принцип культуросообразности (образование и воспитание на общечеловеческих ценностях; в соответствии с нормами национальной культуры, ценностей и традиций российского кадетского образования);
индивидуально-личностный принцип (индивидуальная работа с детьми, испытывающими проблемы в жизни; предоставление выбора различных видов деятельности для детей; организация мероприятий, в которых воспитанники могут реализоваться);
принцип целостности образовательного и воспитательного процессов (соблюдение единых принципов образования и воспитания; взаимодействие всех участников образовательного и воспитательного процесса, определение общих особенностей кадетского образования);
принцип открытого образовательного пространства, предполагающий реализацию кадетской образовательной программы не только в организациях общего и дополнительного образования, но и при участии учреждений среднего профессионального и высшего образования, воинских частей, общественных организаций;
принцип метапредметности, направленный на формирование базовых навыков деятельности государственного служащего;
принцип компетентностного подхода - формирование у обучающихся компетенций, необходимых для получения профессии государственного служащего, исходя из особенностей этой деятельности;
принцип проектного подхода. Актуальность проектного обучения для подготовки будущих государственных служащих определяется многоцелевой и многофункциональной направленностью деятельности, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями военной и гражданской деятельности происходит многостороннее развитие растущей личности. Основу проектной деятельности составляет развитие исследовательского и проектного мышления с учетом возрастных этапов развития процесса мышления;
принцип творческой направленности - создание условий для творчества детей в различных видах деятельности; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения повышения доступности, эффективности и качества кадетского образования и воспитания, воспитания примером и трудом;
принцип субъектности - обучающийся имеет право на выбор (в том числе ошибочный) направления своей индивидуальной образовательной траектории, той или иной части основной образовательной программы (направления военной, государственной гражданской и государственной службы иных видов). Реализация принципа субъектности побуждает детей следовать собственной мотивации, что способствует развитию у них ответственности, самоорганизации, самоуправляемости и самодостаточности;
принцип индивидуализации образовательного процесса - построение индивидуальных образовательных программ для каждого кадета. Индивидуальная образовательная программа включает учебную и внеурочную деятельность, где обучающийся активно выбирает сам содержание своего образования по направлениям государственной службы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом принцип индивидуализации в кадетском образовании предполагает предоставление кадету разных образовательных возможностей для выбора своего направления образования и способа его получения;
принцип мотивации предполагает формирование у кадет не отдельных интересов, а гармоничной мотивационной сферы, характеризующейся стремлением осознанно развивать компетенции, необходимые государственному служащему, а также формировать такие черты характера, как саморазвитие, инициативность, самостоятельность, готовность к высокопрофессиональному служению Отечеству.
Основой идеологии и этики кадет является идея верного служения своему Отечеству на военной, государственной гражданской и государственной службе иных видов с детства.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности кадет основано на национальных духовных и культурных ценностях, исторических традициях государства, их воплощении в повседневной деятельности и кадетской преемственности воспитанников от поколения к поколению.
Отличительная особенность кадетского образования - обязательное наличие атрибутов и компонентов образования, что отличает его от общего образования:
проживание в кадетских общеобразовательных организациях в условиях полного пансиона и воинского общежития (или частичного пансиона в кадетских классах);
институт штатных офицеров-воспитателей и их помощников;
особая педагогическая, культурная, нравственно-этическая и эстетическая среда жизни, обучения и воспитания кадет;
периодические систематические посещения институтов культуры региона, организация встреч и вечеров с ветеранами военной службы;
обязательное наличие государственной символики и атрибутов, отражающих в том числе направления и специфику кадетской образовательной организации.
Кадетские образование - светское образование. Вместе с тем, в основной общеобразовательной программе кадетского образования обязательным является изучение православной культуры и других религиозных культур как феномена общечеловеческой культуры.
Ключевая духовно-образующая роль в кадетском образовании принадлежит русскому языку, великой русской и православной культуре.
Направления кадетского образования:
духовно-нравственное развитие - осознание кадетами высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению отечеству, формирование нравственных норм поведения и качеств: чести, долга, ответственности, верности присяге и кадетскому братству;
историческое - познание историко-генетических корней кадетского образования, осознание неповторимости отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и выдающихся выпускников-кадет, современного поколения и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;
военно-патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян;
профессионально ориентированное - включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессиональной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста;
политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции национальной безопасности страны и военной доктрины места и роли Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Общая координация деятельности по реализации Концепции возлагается на министерство образования Новосибирской области, на муниципальном уровне - муниципальные органы управления образованием, с учетом потребности Новосибирской области в государственных служащих.
V. Особенности содержания кадетского образования
Содержание кадетского образования определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего образования с интеграцией дополнительных образовательных программ.
Отличительной особенностью содержания кадетского образования является:
углубленное изучение точных и гуманитарных наук;
включение в учебные программы изучение иностранных языков с овладением навыками специального перевода;
включение в образовательную программу курсов по основам военно-прикладной подготовки, подготовки к государственной гражданской службе, военной и государственной службе иных видов, правовых, культурологических, художественно-эстетических, психологических курсов, военно-прикладных и прикладных по физической подготовке;
ранняя профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение по профилю высшего образования и среднего профессионального образования, осуществляющего подготовку к государственной службе путем включения в образовательную программу специализированных курсов;
проектная и проектно-исследовательская деятельность;
сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадет;
специальные курсы культурологического направления;
углубленная спортивная и военно-патриотическая подготовка;
постоянное психолого-медико-педагогическое, социальное сопровождение индивидуального развития воспитанников офицерами-воспитателями, психологами, медицинскими работниками, социальными педагогами.
Образовательные программы и учебные планы КОО и КК разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования и в соответствии с определенным направлением профильной специализации (ведомственной и профессиональной).
Учебный план КОО, КК утверждается руководителем общеобразовательной организации при обязательном согласовании с учредителем.
Распределение учебного времени по учебным предметам и учебным курсам, в том числе внеурочной деятельности, определяется направлениями профильной специализации КОО, КК и с учетом потребностей региона.
Для обеспечения профессиональной направленности основной общеобразовательной программы кадетского образования в КОО, КК разрабатывается специальная образовательная программа кадетского образования (далее - СОПКО). Для КК СОПКО должна органично вписываться в основную образовательную программу общеобразовательной организации.
СОПКО ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для государственной службы (военной, государственной гражданской и государственной службы иных видов); нацелена на обеспечение раннего раскрытия разных способностей детей, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, умениям анализировать проблемные ситуации, способности работать в команде.
Содержание СОПКО должно быть обязательно ориентировано на формирование двух групп компетенций:
Универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению: коммуникабельность, организованность, умение работать в команде, пунктуальность, критическое мышление, креативность, гибкость, дружелюбность, лидерские качества, умение решать сложные задачи.
Профессиональные компетенции - направлены на профессиональное самоопределение кадет в выборе конкретного направления государственной службы. Именно по профессиональным компетенциям могут отличаться основные образовательные программы каждой КОО, КК (пример, навыки первоначальной летной подготовки, прыжки с парашюта и др.).
В основной образовательной программе КОО, КК должны быть прописаны механизмы формирования каждой группы компетенций в содержательном и организационно-методическом плане.
Именно только такое выстраивание модели кадетского образования, когда в условиях ежедневного применения, независимо от направления его деятельности, формируются умения использовать различные модели поведения, целостно понимать собственные и общие интересы, расставлять приоритеты и делать выбор, способности видеть и различать множественность вариантов ситуации, предполагает обязательное закрепление общей модели поведения будущего государственного служащего, а при наличии профессиональных навыков - мотивировано выбирать направление государственной службы.
Обязательной частью СОПКО являются реализация обязательной рабочей программы по учебному предмету "Основы военной подготовки", включающей знания о военной организации государства, системе обеспечения военной защиты населения, выработку высокого сознания общественного и воинского долга, совершенствование своих военных и методических знаний на основе беззаветной преданности Отечеству; возможно дополнительное овладение рядом воинских учетных специальностей (в сотрудничестве с военными профессиональными организациями и военными образовательными организациями высшего образования) и другими специальностями (техническими, летными и пр.) согласно требованиям государственного оборонного заказа на их допризывную подготовку в системе Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России (далее - ДОСААФ России).
КОО, КК вправе реализовывать общеразвивающие программы по учебным предметам вариативной части "Основы государственной гражданской службы", "Основы государственной правоохранительной службы", "Основы защиты жизнедеятельности" в соответствии с профилем обучения.
Для реализации основной образовательной программы КОО, КК выделяется обязательных 10 часов внеурочной деятельности в неделю.
Содержание занятий внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом выбора кадет и направлено на реализацию различных форм деятельности, отличных от урочных с учетом направленности КОО, КК (проектная, научно-исследовательская работа, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, турниры, соревнования, летние и зимние профильные смены и др.).
Часы внеурочной деятельности не входят в расчет максимальной допустимой аудиторной нагрузки обучающегося по учебному плану.
Специализированные курсы предпрофессиональной и профессиональной подготовки, профильного обучения определяются на весь период обучения в КОО, КК с обязательным включением в программы летних полевых лагерей, воинских и производственных стажировок.
Обязательной составляющей образовательной программы КОО, КК является физическая культура и спорт, обеспечивающая физическое развитие кадет, выработку волевых качеств характера, психологическую устойчивость, необходимые на государственной службе (военной, государственной гражданской и государственной службе иных видов). Поэтому занятия в спортивных секциях по силовым единоборствам, военно-прикладным и другим видам спорта являются обязательными.
Профессиональная направленность основной общеобразовательной программы кадетского образования определяется дополнительными образовательными программами военно-патриотической, естественнонаучной и технической, правовой, художественно-эстетической и культурологической, а также духовно-нравственной направленности, в том числе по подготовке к государственной службе, а также государственной службе российского казачества, которые включены в основную образовательную программу в виде учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), разрабатываемых КОО, общеобразовательной организацией с КК. Это могут быть занятия в кружках по различным направлениям - туризм и краеведение, физическая культура и спорт, фехтование, джигитовка, изобразительное искусство, хореография, рукопашный бой, журналистика, организация поисковой и волонтерской работы, сопровождение ветеранов ВОВ, участников боевых действий, ветеранов труда.
Результаты кадетского образования невозможны без кадетского воспитания, которое основано на исторических традициях кадетского образования, современных направлениях Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Приоритетность воспитания, создание культурно-образовательной и ценностно-смысловой среды, в основе которой общечеловеческие и национальные ценности, нормы морали, основы православной (или иных культур) культуры, исторические традиции, заповеди, символы и ритуалы кадетского образования решает следующие задачи:
воспитание патриота и гражданина России;
формирование у кадет правосознания и государственного мышления, умений объективно оценивать действительность, делать обоснованные выводы и принимать решения;
подготовка к осознанному служению обществу и государству, к успешной социализации и адаптации;
привитие ценностей, основанных на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии Отечества;
развитие чувства долга и собственного достоинства, стремления к самоутверждению и самосовершенствованию;
воспитание культуры здорового образа жизни, бережного отношения к природе.
Особенности содержания кадетского воспитания характеризуются значительно большей направленностью профессионализации государственной службы, включают в себя следующие виды воспитания: нравственное, трудовое, физическое; эстетическое и этическое.
Кадетское воспитание призвано формировать у кадет такие качества личности как: любовь к Отечеству, верность клятве, гражданский и воинский долг, честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка на основе кадетского братства.
Особое место в реализации основной образовательной программы КОО, КК отводится летней практике, которая рассматривается как форма обучения, воспитания и развития кадет, сочетающая летний отдых с занятиями, направленными на развитие у них интереса к обучению, совершенствование их общеучебных и социальных компетенций, укрепление здоровья.
Образовательный процесс на практике выстраивается как профессиональная ориентация кадет на продолжение обучения в будущем по военным специальностям и проходит в форме творческих проектов различной тематической направленности и знакомства с профессиями, как военными, так и гражданскими. Формы деятельности в ходе реализации проектов учитывают все направления развития обучающихся: выезды в воинские части, участие в стрельбах, изучение истории Российской армии и кадетских корпусов, посещение краеведческих музеев и мест Воинской Славы, проведение исследований в области физики и экологии, совершенствование умений в области информационных технологий, знакомство с военными профессиями, совершенствование филологических умений в области изучения фольклора и журналистики, освоение опыта волонтерской работы, в том числе по проведению учебных занятий по физической культуре.
VI. Организация образовательного процесса и жизнедеятельности в кадетских общеобразовательных организациях, кадетских классах общеобразовательных организаций
КОО создается учредителем при наличии необходимых условий для обучения, воспитания, военной подготовки и (или) проживания, охраны жизни и здоровья кадет и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Условия обучения и жизни кадет в КОО определяются:
специальным военизированным образом жизни кадет;
строго регламентируются военными уставными взаимоотношениями старших и младших;
имеет место жесткая иерархическая вертикаль, в состав которой входят сами воспитанники;
предусмотрено обязательное ношение специальной (военной) формы одежды и знаков различия;
кадетский уклад включает систему обязательных ежедневных и специальных торжественных ритуалов и церемоний;
предусматривается периодическое исполнение воспитанниками обязанностей по внутренней службе, таких как несение нарядов по расположению, столовой, уборке территории.
КК создаются в государственных (муниципальных) образовательных организациях Новосибирской области с уровня основного общего образования по итогам конкурсного отбора, проводимого на основании приказа министерства образования Новосибирской области (в КОО со специализацией "первоначальная летная подготовка" не ранее 8 класса).
КК осуществляют образовательный процесс в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и среднего общего образования.
Условия обучения кадет КК определяются следующим образом:
строго регламентируются военными уставными взаимоотношениями старших и младших;
имеет место жесткая иерархическая вертикаль, в состав которой входят сами воспитанники;
предусмотрено обязательное ношение специальной (военной) формы одежды и знаков различия;
кадетский уклад включает систему обязательных ежедневных и специальных торжественных ритуалов и церемоний;
предусматривается периодическое исполнение воспитанниками обязанностей по внутренней службе, таких как несение нарядов по расположению, столовой, уборке территории.
Организация образовательного процесса в КОО, КК строится на основе учебного плана, учебных рабочих программ, разрабатываемых общеобразовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта, Примерного базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Новосибирской области, и регламентируется годовым графиком и расписанием занятий в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).
Формы организации деятельности обучающихся в системе кадетского образования:
общепедагогические:
урочная и внеурочная деятельность - профильные предметы, спецкурсы, факультативы;
индивидуальная образовательная программа;
кружки, секции;
специфические:
строевая и огневая подготовка;
военно-прикладные виды спорта;
военно-полевые сборы;
профильные стажировки в летних лагерях (на предприятиях, воинских частях).
Характерной особенностью КОО, КК является особый уклад жизни с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.
Регламентированный порядок жизнедеятельности определяется КОО, образовательной организацией, в которой открываются КК, и характеризуется распределением времени в течение суток, недели, месяца, учебном году в соответствии законодательством Российской Федерации.
Реализация основной образовательной программы КОО, КК основывается на конструировании пространства выбора для кадет, что предполагает деятельность в следующих направлениях:
разработка индивидуальных учебных планов;
формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
фиксация результатов (достижений) выбора обучающихся;
разработка оценочных процедур качества результатов выбора обучающимся;
насыщение образовательной среды информацией, коммуникациями, деятельностью;
социальное оформление (общественное признание) успешного выбора реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
создание системы образовательных и социальных условий для профессионального самоопределения кадет.
Участниками образовательного процесса в КОО, КК являются кадеты, педагогические и медицинские работники, родители (законные представители) кадет.
Прием в КОО, КК осуществляется согласно частям 1, 8 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и проводится на конкурсной основе. Порядок приема в КОО, КК регламентируется уставом общеобразовательной организации. Порядок комплектования КОО, КК разрабатывается и утверждается министерством образования Новосибирской области.
Зачисление в КОО, КК обучающихся по результатам вступительных испытаний и на основании результатов медицинского осмотра. Зачисление в КОО со специализацией "первоначальная летная подготовка" осуществляется на основании заключения врачебно-летной комиссии (врачебно-летной экспертизы). Прохождение врачебно-летной комиссии (врачебно-летной экспертизы) при зачислении и ежегодно при допуске обучающихся к полетам и прыжкам с парашютом проводится за счет расходов на обеспечение образовательного процесса нормативного финансирования.
При поступлении проводится тестирование обучающихся с целью определения уровня знаний по основным предметам для последующей разработки индивидуальной образовательной программы.
При этом, правила приема обучающихся в КОО, КК устанавливаются образовательной организацией с учетом преимущественного права, которыми пользуются при зачислении: дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей (отцов), дети, находящиеся под опекой (попечительством).
Кадеты КОО, КК из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении и пользуются льготами, установленными для данной категории детей законодательством Российской Федерации.
Обеспечение питанием и форменным обмундированием кадет КОО и КК осуществляется в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Новосибирской области.
Медицинское сопровождение кадет обеспечивается штатными или специально закрепленными за КОО, КК медицинскими работниками органом здравоохранения.
С целью обеспечения медицинского обслуживания, регулярного и полноценного контроля за состоянием здоровья кадет в КОО, образовательной организации с КК создается медицинский пункт, оснащенный необходимым оборудованием в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10.
Большое внимание в КОО, КК уделяется мероприятиям по укреплению здоровья кадет. В целях укрепления здоровья, повышения физической выносливости, иммунитета воспитанников на занятиях по физической культуре решаются следующие задачи: совершенствование процесса обучения двигательным действиям кадет на занятиях по физической культуре; создание у кадет мотивации и потребности к здоровому образу жизни, физическому самосовершенствованию. Педагоги работают в тесном контакте с медицинскими работниками с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий.
Меры поощрений и взысканий, применяемые к воспитанникам в ходе процесса воспитания, определяются уставом КОО, образовательной организации с КК, локальными актами.
Непосредственный контроль и управление процессом воспитания кадет лежит на освобожденных ответственных лицах - "офицерах-воспитателях", проходящих специальную методическую подготовку.
Финансирование КОО, КК осуществляется в соответствии с нормативами финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования основного общего, среднего общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденных Правительством Новосибирской области.
VII. Стратегические направления развития кадетского образования в Новосибирской области
Нормативно-правовое обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение развития кадетского образования осуществляется в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции, в том числе:
1. Установление порядка открытия и финансирования КК муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений на территории Новосибирской области.
2. Установление правил приема обучающихся в КОО, КК.
3. Установление нормативов финансирования КОО, КК.
Научно-методическое и организационное сопровождение
Приоритетные направления развития кадетского образования на территории Новосибирской области:
1. Формирование системы управления кадетским образованием, обеспечивающей формирование сети кадетского образования, количественного состава кадет в КОО, КК, доступность и качество кадетского образования для всех обучающихся.
2. Разработка критериев отбора обучающихся для обучения по основным образовательным программам кадетского образования.
3. Разработка критериев комплектования кадрового состава КОО, КК.
4. Разработка единых подходов к содержанию программ повышения квалификации, переподготовки и аттестации педагогических кадров кадетского образования.
5. Разработка единых подходов в определении атрибутики кадетского образования, организации образовательного процесса и жизнедеятельности кадет в КОО, КК.
6. Разработка единых требований к результатам обучения, показателей и индикаторов мониторинга эффективности деятельности КОО, КК, мониторинга здоровья кадет.
7. Разработка научно-методических основ деятельности КОО, КК.
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение развития кадетского образования в Новосибирской области включает несколько направлений:
1. Отбор на конкурсной основе руководящих, воспитательных и педагогических кадров КОО, КК, имеющих высокий уровень общей культуры и профессионализма, любовь к детям.
2. Повышение квалификации и профессиональная подготовка учителей, офицеров-воспитателей, руководящего состава КОО по вопросам организации кадетского образования и воспитания.
3. Повышение квалификации и профессионального мастерства руководителей, педагогического воспитательного состава КОО, КК в системе научно-практических конференций, сборов, семинаров. Обмен педагогическим опытом, в том числе с использованием дистанционных технологий.
4. Выявление и распространение лучшего опыта организации кадетского образования и воспитания.
5. Создание методического центра повышения квалификации командного и педагогического состава КОО, КК.
Материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение
Обязательным условием развития кадетского образования является наличие в КОО, образовательной организации с КК необходимой инфраструктуры образовательно-хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10, общими для общеобразовательных организаций.
Вместе с тем, для реализации основной образовательной программы кадетского образования необходимо наличие строевого плаца; технических классов (мастерских), оснащенных техническими средствами обучения в зависимости от направления профилизации; наличие библиотечно-информационного центра, обеспечивающего доступ кадет, преподавателей к различным источникам информации, получению любой справочной и энциклопедической литературы; наличие спортивно-технической инфраструктуры для занятий различными видами спорта - спортивного и тренажерного зала, стрелкового тира, стадиона, оборудованного, в том числе военно-спортивной полосой препятствий, огневого городка, возможно наличие автопарка и автодрома, наличие специализированных тренажеров в соответствии со спецификой КОО.
Для КОО наличие жилых корпусов для проживания кадет.
Для проведения летних полевых сборов необходимо определение лагеря с необходимой инфраструктурой.
При недостатке наличия необходимой инфраструктуры КОО, КК допускается использование объектов, находящихся в ведении Вооруженных сил, МЧС России, ДОСААФ России, находящихся в местах дислокации КОО, КК.
Основными направлениями финансово-экономического обеспечения развития кадетского образования являются:
1. Определение норматива финансового обеспечения реализации основной образовательной программы в КОО, КК.
2. Для реализации Концепции общеобразовательными организациями могут привлекаться средства грантовых программ и некоммерческих проектов на развитие материальной базы, повышение квалификации педагогического и управленческого состава, организацию стажировок и участие обучающихся в профильных мероприятиях.
3. Использование дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов, в том числе в результате оказания платных дополнительных образовательных услуг, коммерческой деятельности, средства благотворителей, меценатов и спонсоров.
VIII. Ожидаемые результаты
Достижение комплекса целей и задач Концепции позволит в среднесрочной перспективе до 2023 года:
актуализировать содержание основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, дополнительных образовательных программ в соответствии с профессиональной направленностью кадетского образования;
повысить качество обучения и совершенствовать формы преподавания;
сформировать среду для подготовки с детства высокомотивированных управленческих кадров с проектным мышлением, высокой нравственностью, обладающих лидерскими качествами, готовых к самоотверженной государственной службе;
создать финансово-экономические механизмы реализации кадетского образования;
совершенствовать систему государственно-общественного управления кадетским образованием, обеспечивающим эффективность деятельности и развитие КОО, КК на основе межведомственного взаимодействия;
сформировать систему подготовки педагогических и руководящих кадров для системы кадетского образования;
сформировать инфраструктуру и модель кадетского образования в Новосибирской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 10 апреля 2018 г. N 127-рп "Об утверждении концепции создания условий для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области, на 2018 - 2023 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был