В целях развития внутреннего и въездного туризма в Республике Калмыкия и создания положительного имиджа республики как региона, благоприятного для развития туризма приказываю:
Утвердить прилагаемую Концепцию развития внутреннего и въездного туризма в Республике Калмыкия на период 2019 - 2025 годы.
Заместитель министра культуры |
Н. Д. Санджиев |
Концепция
развития внутреннего и въездного туризма в Республике Калмыкия на период 2019 - 2025 годы
I. Обоснование соответствия целей Концепции развития туризма в Республике Калмыкия приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Калмыкия
Задача региональной политики, выдвинутая в Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, состоит в поиске и поддержке сфер, отраслей, предприятий, обладающих социально-экономическим потенциалом и способных обеспечить качественный прирост производительности труда. К приоритетным направления развития Республики Калмыкия отнесено развитие туристического, санаторно-оздоровительного и культурно-досугового бизнеса.
Целью Концепции развития туризма в Республике Калмыкия (далее - Концепция) является определение приоритетных направлений развития и формирование инфраструктуры туристской отрасли в Республике Калмыкия, а также маркетинговой и информационно-коммуникационной среды для роста объемов услуг сферы туризма.
На сегодняшний день Федеральным агентством по туризму в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В.В. Путина, Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева разработана концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)" (далее - Концепция ФЦП). В Концепции ФЦП сказано, что именно туризм вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого социально- экономического развития и социальной стабильности, что эта отрасль важна для развития малых и средних форм бизнеса, создания рабочих мест, также туризм способствует развитию самозанятости населения.
Как отмечено в Концепции ФЦП, наибольший эффект в реализации мероприятий по развитию туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации, повышению качества туристских услуг и продвижению туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках достигается при наличии системных мер государственной поддержки.
Концепция развития туризма в Республике Калмыкия разрабатывается в качестве продолжения основных идей Концепции ФЦП и будет направлена на решение следующих задач:
1. Комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристского кластера на территории Республики Калмыкия.
2. Продвижение туристских продуктов Республики Калмыкия и повышение информированности о нем на мировом и внутреннем туристских рынках.
3. Стимулирование предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки.
4. Развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма.
5. Развитие межрегионального сотрудничества.
II. Анализ состояния сферы туризма в Республике Калмыкия, в том числе в сравнении с регионами Южного федерального округа и Российской Федерации (за период с 2008 года по 2016 год)
Выгодное географическое положение, этнокультурное многообразие, наличие уникальных природных ресурсов и заповедных мест определяют в перспективе опережающее развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Калмыкия и превращение его в одну из базовых отраслей специализации региона.
По официальным данным органа государственной статистики республику ежегодно посещает более 65 тысяч человек. В последние годы, благодаря продвижению региона на международной туристской выставке "Интурмаркет" (2016, 2017 и 2018 годы), на официальных сайтах Минкультуры России и Ростуризма, трансляции ряда передач о Калмыкии на 4 центральных телевизионных каналах и в сети Интернет республика все более привлекательна для туристов и экскурсантов.
Предварительная маркетинговая оценка туристской сферы Республики Калмыкия выявила следующие конкурентные преимущества регионального туристского продукта:
специфика регионального туристского продукта, связанная с культурой и религией коренного населения;
невысокая, по сравнению с традиционными туристско- рекреационными центрами Юга России - Черноморским побережьем и Кавказскими Минеральными Водами, - стоимость оказываемых услуг в сфере размещения, питания, транспортных и экскурсионных услуг.
Имеющийся спектр туристских ресурсов Республики Калмыкия создает возможности развивать следующие виды туризма: культурнопознавательный, экологический, сельский, паломнический, оздоровительный (медицинский). В Калмыкии также существует значительный потенциал для развития отдельных направлений активного отдыха - пешеходного, конного, велотуризма, охоты и рыбалки, фотоохоты, водного, парусного, экстремального туризма и других видов.
Основными туристскими "брендами" Республики Калмыкия можно по праву назвать: самый большой в Европе буддийский храм Центральный хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" (высота 64 м), калмыцкое мраморное мясо, тюльпаны, "лотосы Каспия", шахматы и единственный в мире Шахматный городок "Сити-Чесс", построенный в связи с проведением в Элисте XXXIII Всемирной Шахматной Олимпиады в 1998 г.Основные направления государственного управления в сфере туризма на современном этапе связаны с мерами по созданию объектов туристского показа и объектов инфраструктуры автотуристских кластеров, поскольку через Калмыкию пролегают кратчайшие автомобильные, воздушные и железнодорожные пути, соединяющие Кавказ с Нижним Поволжьем и центром России.
В целях повышения заинтересованности предпринимательского сообщества приняты меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования отрасли. В целях создания благоприятных условий для развития туристкой индустрии в июне 2015 года внесены изменения в Закон Республики Калмыкия от 17 февраля 2006 г. N 257-III-З "О государственной поддержке туристской деятельности в Республике Калмыкия" в части определения основных мер государственной поддержки отрасли.
Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат субъектам туристской деятельности Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08 февраля 2017 г. N 57, предусмотрено предоставление субсидий на:
возмещение затрат на приобретение кибиток, амуниции для лошадей и верблюдов, изготовление национальных костюмов;
компенсацию затрат субъектам туристской деятельности по проведению работ классификации гостиниц и других средств размещения;
выделение грантов на реализацию проектов в сфере туризма;
компенсацию затрат на рекламно-информационное продвижение турпродукта.
В настоящее время проводится законотворческая работа по предоставлению налоговых преференций субъектам туристской индустрии, в соответствии с действующим законодательством.
Несмотря на очевидные позитивные тенденции последних лет и высокий туристский потенциал, Республика Калмыкия занимает незначительное место на российском туристском рынке. На ее долю приходится лишь малая часть туристского потока, основную массу которого составляют экскурсанты одного дня из близлежащих регионов. Кроме того, значительная часть туристских групп приобретает туры в соседних регионах, куда входит экскурсия по республике. Также, туристские потоки в республике имеют сезонный характер, неравномерное территориальное распределение: туристские объекты, пользующиеся популярностью у туристов расположены на территории города Элисты. Водные ресурсы Лаганского и Юстинского районов Республики Калмыкия на сегодняшний день используются исключительно в летний период. В остальных районах республики, несмотря на имеющийся потенциал, деятельность в сфере туризма не развита.
Согласно официальной статистике по основным показателям туристской сферы Республика Калмыкия уступает регионам Южного федерального округа.
|
Число туристских фирм |
||||||
2005 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Российская Федерация |
5079 |
9133 |
10773 |
11324 |
11614 |
11893 |
12395 |
Южный федеральный округ |
487 |
896 |
1041 |
1109 |
1245 |
1259 |
1579 |
Республика Калмыкия |
3 |
5 |
10 |
12 |
14 |
12 |
8 |
Республика Адыгея |
8 |
33 |
37 |
39 |
41 |
26 |
32 |
Республика Крым |
|
|
|
|
71 |
48 |
346 |
Краснодарский край |
231 |
413 |
395 |
400 |
408 |
386 |
518 |
Астраханская область |
37 |
94 |
123 |
137 |
153 |
149 |
125 |
Волгоградская область |
59 |
65 |
148 |
173 |
207 |
255 |
189 |
Ростовская область |
149 |
286 |
328 |
348 |
328 |
320 |
268 |
г. Севастополь |
|
|
|
|
23 |
63 |
93 |
|
Число турпакетов, реализованных населению (тыс.) |
||||||
|
2005 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2013 |
2016 |
Российская Федерация |
4326,1 |
4358,0 |
4762,8 |
5384,0 |
4384,1 |
4024,0 |
3351,5 |
Южный федеральный округ |
138,6 |
244,4 |
268,6 |
347,7 |
335,8 |
356,3 |
338,5 |
Республика Калмыкия |
0,5 |
3,9 |
3,7 |
3,4 |
4,0 |
2,7 |
0,8 |
Республика Адыгея |
3,9 |
2,3 |
4,1 |
4,0 |
4,0 |
2,5 |
4,4 |
Республика Крым |
|
|
|
|
20,9 |
21,6 |
78,1 |
Краснодарский край |
83,9 |
107,5 |
109,6 |
171,8 |
166,4 |
181,2 |
128,1 |
Астраханская область |
8,3 |
18,2 |
30,6 |
30,8 |
26,8 |
28,7 |
23,8 |
Волгоградская область |
10,6 |
26,4 |
40,9 |
47,6 |
36,5 |
29,8 |
29,8 |
Ростовская область |
31,4 |
86,1 |
79,8 |
90,2 |
74,4 |
79,3 |
46,4 |
г. Севастополь |
|
|
|
|
2,9 |
10,5 |
27,1 |
Несмотря на то, что в настоящее время вклад туристской индустрии в экономику региона не превышает 1 процента, туристско-рекреационный комплекс республики имеет значительный потенциал роста, полноценное развитие которого сдерживается комплексом проблем, основными из которых являются невысокая конкурентоспособность регионального туристского продукта, низкий уровень развития инфраструктуры туризма и низкая инвестиционная привлекательность, другие факторы.
Основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности республики на российском рынке туристских услуг и, как результат, препятствующими реализации ее туристского потенциала, являются:
слабо развитая инфраструктура туристской индустрии (объекты показа, гостиниц, пунктов общественного питания), а в ряде районов республики ее отсутствие;
недостаточный уровень развития инженерной инфраструктуры, транспортной системы, обеспечивающей доступность к объектам туристского показа;
слабая инвестиционная привлекательность региона;
дефицит квалифицированных специалистов в предприятиях и организациях индустрии гостеприимства (оказание туристских услуг, услуг по проживанию и питанию), что сказывается негативно на качество обслуживания потребителей;
недостаточное позиционирование Республики Калмыкия на туристских рынках как территории, благоприятной для туризма и отдыха.
При разработке Стратегии развития туризма на перспективный период 2019 - 2025 годы будут применены принципы, определенные в Концепции ФЦП:
формирование стратегического географического каркаса, основанного на приоритетных туристских направлениях, и территориальной приоритетной структуры развития инфраструктуры туризма в зависимости от действующих центров притяжения туристов;
совершенствование принципов государственно-частного партнерства и внедрение практики концессионных соглашений;
изменение механизмов реализации мероприятий в части оценки проектов на этапе вхождения в Программу:
отбор кластеров в рамках стратегического географического каркаса;
определение типа кластера в соответствии со специализацией туристского направления (дестинации);
определение приоритетности инвестиционного проекта на уровне субъекта Российской Федерации;
совершенствование процедуры контроля и мониторинга, а также более широкое вовлечение представителей общественных организаций в механизмы контроля на всех этапах реализации Программы;
5) комплексный подход к реализации мероприятий данной Программы с учетом результатов и текущих мероприятий других государственных программ, федеральных целевых программ и стратегий Российской Федерации в рамках территориального (включая моногорода) и отраслевого планирования;
6) использование потенциала мест традиционного бытования народных художественных промыслов при формировании кластеров, которые будут способствовать развитию перспективных туристских направлений (дестинаций);
7) совершенствование механизма выполнения обязательств на всех этапах реализации Программы инвесторами, субъектами Российской Федерации и координатором Программы.
III. Комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристского кластера на территории Республики Калмыкия
Концепцией ФЦП изменены целевые подходы по реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации", которая начнет действовать с 2019 г. (далее - ФЦП). Согласно механизму комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров и формирования сети автотуристских кластеров инвестиционные проекты субъектов Российской Федерации будут включаться в Федеральную целевую программу в рамках 15 перспективных туристских направлений (дестинаций). Комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров подразумевает реализацию следующих мероприятий:
создание и модернизация туристских объектов;
капитальное строительство и модернизация объектов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости.
Согласно проекту Концепции ФЦП Республика Калмыкия включена в приоритетное туристское направление "Каспий".
Как отмечено в Концепции ФЦП, экономический эффект реализации мероприятий ФЦП по 15 перспективным туристским направлениям Российской Федерации может быть достигнут при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обеспечении экономически привлекательных условий для бизнеса, а также увеличения турпотока.
В целях реализации мероприятий ФЦП по дестинации "Каспий", которая объединяет Астраханскую область, Республику Дагестан и Республику Калмыкия, Минкультуры и туризма РК была проведена предварительная работа по разработке предложений для внесения в проект Плана мероприятий по реализации Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. На заседании рабочей группы президиума Госсовета РФ "Развитие транспортно-логистической инфраструктуры - основа экономического роста субъектов РФ Волго- Каспийского бассейна", прошедшей в городе Астрахань 20 апреля 2018 г. с участием помощника президента России, секретаря Госсовета России Игоря Левитина, предложения по строительству порта в Лагани были учтены и внесены в соответствующий протокол.
С развитием портовой и логистической инфраструктур в г. Лагань республика сможет реализовать имеющийся большой экспортный потенциал в поставках мясной продукции и тонкорунной шерсти. Инвестиционный проект по строительству фабрики первичной обработки шерсти, разработанный ОАО "Русвул" (г. Элиста) при содействии Организации объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), в настоящее время находится на стадии разработки проектно-сметной документации. Планируемое место расположения - п. Джалыково Лаганского района РК.
В рамках поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 20.05.2016 N ОГ-П12-2946 в предварительный перечень проектов, предлагаемых в состав ФЦП, которая начнет действовать с 2019 г., запланировано включение инвестиционного проекта автотуристский кластер "Путешествие в страну Бумба".
Для реализации автотуристского кластера "Путешествие в страну - Бумба" будет формироваться стратегический географический каркас Республики Калмыкия, основанный на туристских специализациях муниципальных образований республики.
В Стратегический географический каркас Республики Калмыкия (далее - СГК РК) будут включены перспективные проекты, предложенные бизнес - сообществом, а также муниципальными образованиями.
Планируется реализация проектов по созданию многофункциональных туристских комплексов, будут интересны проекты по использованию имеющейся материальной базы оздоровительных детских лагерей "Сайгачонок" и "Лесная сказка" для развития духовного туризма: йоги, медитации, digital detox (временный отказ от всех гаджетов) и т.д.
Кроме того, в СГК РК будут включены особо охраняемые природные территории регионального значения. Существующая система особо охраняемых природных территорий Республик Калмыкия состоит из 1 заповедника, 3 федеральных заказников, 8 региональных заказников и 1 природного парка. Кроме того, в состав природно-заповедного фонда республики входят 9 памятников природы. Общая площадь особо охраняемых природных территорий составляет 1048457,10 га или 14,3% от общей территории республики.
Важное место в развитии туризма Калмыкии будет уделено продвижению и укреплению видов туризма, основанных на уникальной культуре и уникальной территории.
В рамках этнографического туризма приоритетными будут проекты, направленные на сохранение культуры и традиций калмыцкого народа с использованием современной педагогической инновации - edutainment (эдьютейнмент). На сегодняшний день именно эдьютейнмент - обучение через развлечение - становится, чуть ли не единственным способом привлечь детей и молодежь к изучению своей истории.
Это могут быть проекты по моделированию аутентичной жизни калмыков Почувствуй себя калмыком", где можно предусмотреть проведение старинных свадебных обрядов, сборке-разборке ишкя-гер, обучение калмыцким ремеслам, приготовлению калмыцких блюд. Это могут быть проекты, направленные на разработку школьных костюмов в этническом стиле.
Планируется реализовать фундаментальный в калмыцком этническом мировоззрении проект "Жизнь - это счастье". Калмыки различают несколько видов счастья, и каждому даны свои определения, например, "кишг" связано с благополучием, семьей и бытом, "хев" с удачей человека, "джиргал" с духовным самосовершенствованием, "эльзя" с удачей, "мер" с потенциалом возможностей, "аз" с счастливой судьбой человека и т.д. Несмотря на утрату многих национальных традиций, заложенная веками модель отношения к жизни до сих пор сохраняется в поведенческой культуре.
Будет предусмотрена возможность объединения разных проектов единой инфраструктурой, основанной на визуальном материале, повествовании, информационных и коммуникационных технологиях, целью, которой является максимальное вовлечение в обучение и поддержание эмоциональной связи с объектом обучения.
Экологический туризм можно развивать, используя уникальную территорию и природу Калмыкии. Приоритетными будут проекты, направленные на разработку путешествий, походов, экскурсий для туристов, школьников и студентов по специально оборудованным экологическим тропам с беседами о природе, наблюдением за цветением лотосов и тюльпанов. Здесь также можно предусмотреть прогулки на лошадях, верблюдах, фотоохоту и др. Данный вид туризма не потребует значительных инвестиций в свое развитие.
С учетом особенностей территорий республики в приоритете будут проекты, направленные на развитие экстремального, духовного и других видов туризма. Калмыкия обладает потенциалом в сфере развития экстремальной индустрии: кайтинг в степи и на воде, сэндбординг по песчаным дюнам Черноземелья, трейлраннинг по степи, флайбординг в Цаган-Амане и Лагани и другие.
Особенный интерес и спрос на услуги вызывает восточная медицина. Начало развития медицинского туризма уже положено: в 2017 г. в г. Элиста открыт центр восточной медицины "Манла".
IV. Продвижение туристских продуктов Республики Калмыкия и повышение информированности о нем на мировом и внутреннем туристских рынках
По продвижению туристских продуктов и Республики Калмыкия в целом как туристского региона необходимо проведение следующих мероприятий:
поддержка деятельности и развитие сети туристско-информационных центров на территории Республики Калмыкия;
участие в проектах Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по туризму: "Национальный календарь событий", "Национальный туристический портал", "Унифицированный туристский паспорт", "Унифицированный туристский паспорт региона"; формирование и реализации маркетинговой стратегии; развитие системы туристской навигации и ориентирующей информации;
организация и проведение событийных мероприятий. Туристско-информационный центр (далее - ТИЦ) - основной инструмент создания туристской навигации в республике, важный элемент комфортной туристической среды.
В 2016 году создано БУ РК "Республиканский туристский информационный центр". Для формирования устойчивого туристского образа и обеспечения целостности предоставляемой туристам информации необходимо создание сети ТИЦ на территориях муниципальных районов республики, координацию деятельности которой будет осуществлять * республиканский ТИЦ. В обязанности регионального ТИЦ будет входить осуществление организационной и методической помощи органам местного самоуправления, осуществляющим деятельность в сфере развития туризма.
Для продвижения туристского продукта и повышения информированности о нем с 2016 года Министерством культуры и туризма Республики Калмыкия ведется работа по участию в проектах Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по туризму: "Национальный календарь событий", "Национальный туристический портал", "Унифицированный туристский паспорт".
"Национальный календарь событий" - портал, созданный по инициативе Министерства культуры РФ, на котором представлены ведущие культурные, исторические, музыкальные, спортивные события в регионах России, привлекательные для российских и зарубежных туристов. Ежегодно по итогам работы экспертной комиссии отбирается около 200 флагманских событий межрегионального и международного уровня, которые получают статус "Национальное событие России". Фестивалю тюльпанов Калмыкии и Национальному культурно-спортивному празднику "Джангариада" по результатам конкурсного отбора был присвоен статус "Национальное событие России - 2017", также по версии журнала "Отдых в России" Фестиваль тюльпанов вошел в Топ-25 мероприятий событийного туризма Российской Федерации.
"Национальный туристический портал (НТП) Russia.travel" (подсистема "АИС "Туризм") - проект, который был начат Федеральным агентством по туризму в 2013 году в рамках реализации ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)". Основу контента портала Russia.travel составляют туристические объекты России: достопримечательности, исторические места, памятники, объекты культурного наследия и пр. На субпортале НТП Республики Калмыкия на сегодняшний день представлено около 250 статей о регионе на различную тематику. Работа по наполнению портала продолжается в соответствии с Планом работ, ежегодно утверждаемым регионом по согласованию с Ростуризмом.
"Унифицированный туристский паспорт региона" - проект Министерства культуры Российской Федерации. Это документ, который представляет собой полный каталог информации об объектах культуры, природных богатствах, транспортных ресурсах и других туристических достоинствах региона, представленных согласно единой для всех регионов унифицированной форме. Формирование туристского паспорта Республики Калмыкия было завершено согласно установленному Министерством культуры РФ плану - в срок до 1 марта 2016 г. Информация турпаспортов регионов впоследствии будет предоставлена потенциальным инвесторам. Программа по реализации паспортов внесена в Стратегию развития туризма России до 2020 года.
При разработке маркетинговой стратегии будет учитываться теория жизненного цикла туристского продукта, основанная на том, что каждый продукт, насколько хорошим бы он не был, рано или поздно уступает место на рынке другому, более современному продукту.
Хорошо продуманная маркетинговая стратегия послужит указателем направленности действий, которые дают возможность своевременно скорректировать текущие решения, а также возможность оптимизировать процесс обновления туристских предложений.
В рамках формирования маркетинговой стратегии будет проведено маркетинговое исследование с целью анализа туристско-рекреационного потенциала республики и выработки маркетинговых гипотез развития туризма, будет сформирован стратегический географический каркас Республики Калмыкия.
В рамках Государственной программы "Развитие культуры и туризма Республики Калмыкия на 2019 - 2025 годы" будут предусмотрены бюджетные средства на проведение системных научных исследований, необходимых для научного обоснования решений, принимаемых в сфере туризма, а также программ и проектов развития.
Научное обоснование решений, принимаемых в сфере туризма, а также программ и проектов развития планируется осуществлять за счет проведения исследований по различной тематике.
Определены основные направления научных исследований: исследования конъюнктуры регионального и местного рынков туризма, сравнительный анализ тенденций и перспектив развития регионального и местного рынков туризма;
исследований структуры и состава туристского потока, а также спроса
на товары и услуги;
исследования структуры и экономических результатов кластера туризма; исследования состава, характеристик, состояния и режима использования природных и историко-культурных ресурсов туризма, а также воздействия на них туристской отрасли;
исследования форм и методов организации туристского процесса, современных технологий обслуживания;
исследования социологических процессов, происходящих в результате воздействия туризма на социум;
изучение качественных характеристик и потенциала приема материальной базы и инфраструктуры туризма с учетом возможностей строящихся и проектируемых объектов;
изучение состояния кадровой базы, а также систем поддерживающих развитие туризма;
статистики туристских потоков и туристских доходов и расходов; способов интеграции отраслей народного хозяйства в сферу туризма.
По результатам маркетинговых и научных исследований будет разрабатываться поэтапный план развития перспективных направлений развития туризма в муниципальных районах республики, реализация которого должна включать в себя:
определение перспективных видов туризма, в т.ч. направленных на тестирование и поддержку пилотных проектов и разработку перспективных турмаршрутов в зависимости от специализации муниципальных образований республики;
создание системы обмена информацией туристического характера и координирования действий по продвижению Республики Калмыкия между участниками туриндустрии.
Маркетинговая стратегия предполагает также создание туристского бренда Республики Калмыкия как туристского объекта в целом, что предполагает формирование системы образов республики, ее визуальное воплощение и последующее тиражирование с учетом разработанных стандартов (бренд-бука).
В целях совершенствования информационно-туристской навигации, будут размещены дорожные указатели и стенды на объектах туристского показа. При взаимодействии с Администрацией г. Элиста установлены унифицированные туристские знаки на 4 въездах в город к семи объектам туристского показа.
Планируется размещение на основных путях сообщения указателей с наименованием туристского объекта, расстоянием до него, а также разработка и размещение туристских карт, на которых указана дислокация основных туристских маршрутов и объектов, в том числе рациональные схемы движения по территории республики. Карты будут размещаться на местах дорожных стоянок (возможно, и на автозаправочных станциях) при въезде на территорию республики.
В Калмыкии ежегодно проходит огромное количество разнообразных событийных мероприятий. Их уникальность связана в первую очередь со спецификой региона: исповедуемой религией, особыми природными условиями и богатым историко-культурным наследием калмыцкого народа.
Известность далеко за пределами не только республики, но и России получили такие ежегодные событийные мероприятия религиозного туризма, как Калмыцкий Новый год "Зул", национальный праздник весны "Цаган Сар", буддийский ритуал "Мистерия "Цам" и многие другие.
В последние годы особое внимание в республике уделяется мероприятиям экологической направленности, сохранению уникальных степных экосистем. Территория Калмыкии относится к уникальной природной зоне степей, пустынь и полупустынь; здесь произрастают редкие виды растений, обитают уникальные виды птиц и животных. В целях привлечения внимания к сохранению занесенных в Красную книгу диких степных тюльпанов в республике ежегодно проводится природоохранный Фестиваль тюльпанов Калмыкии. Фестиваль стал не только любимым национальным праздником, но и неофициальным брендом республики, известным далеко за ее пределами.
Среди крупных мероприятий в сфере этнографического событийного туризма большую известность получил национальный культурно- спортивный праздник "Джангариада", благодаря которому в 2017 году Калмыкия вошла в Топ-15 популярных российских регионов в сфере этнографического туризма по данным аналитического агентства ТурСтат.
Большой интерес с точки зрения этнокультурного туризма представляет Международный фестиваль сказителей "Эпосы мира на земле потомков Джангара". В фестивале принимают участие сказители из разных стран, выступающие в жанре устного народного творчества. Здесь же можно отметить Международный фестиваль современной музыки монголоязычных народов "Пентатоника", целью которого является сохранение преемственности традиций национальных культур и расширение культурного пространства.
V. Стимулирование предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки
Концепция развития туризма в Республике Калмыкия, предусматривающая реализацию мероприятий по созданию туристских кластеров, начиная с 2015 года, разрабатывается на базе Концепции развития этнокультурного туризма в Республике Калмыкия, утвержденной приказом Минкультуры и туризма от 31 декабря 2014 г. N 305. Формирование имиджа Калмыкии как представителя восточноазиатской культуры в Европе придал импульс активному развитию отрасли туризма в Республике Калмыкия. За счет грантовой поддержки создавались объекты, способные наряду с храмом "Золотая обитель Будды-Шакьямуни" стать основой туристской привлекательности Республики Калмыкия.
В рамках Концепции развития этнокультурного туризма в Республике Калмыкия и в соответствии с законом Республики Калмыкия "О государственной поддержке туристской деятельности в Республике Калмыкия" в республике с 2016 г. осуществляется грантовая поддержка предпринимателей в сфере туризма. Так, уже в 2017 году за счет грантов Главы Республики Калмыкия было открыто летнее кафе в селе Джалыково Лаганского района на прибрежной территории водохранилища Михайловское - месте цветения лотосов; установлены ворота в восточном стиле на съезде с федеральной дороги Элиста-Ставрополь и обустроена территория вокруг природного памятника "Одинокий тополь"; открыт центр восточной медицины "Манла". Также в апреле 2016 г. состоялось открытие туристического объекта этнохотона "Бумбин орн".
В 2018 года за счет грантовой поддержки планируется запустить туристический маршрут "Адык - страна Бумба. Подари красоту миру!"; планируется открытие гостевого дома "В гостях у фермера; информационно-туристического центра "Золотая юрта; этнографического туристского комплекса "Теегин rep / Steppe house".
Таким образом, в рамках Концепции развития этнокультурного туризма в Республике Калмыкия на 2015 - 2018 г. реализовано 8 проектов по созданию объектов туристского показа на территориях муниципальных образований Республики Калмыкия и г. Элисты.
Деятельность по предоставлению грантов на развитие туризма на территории Республики Калмыкия будет продолжена: начиная с 2018 г., в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, будет предусмотрена возможность предоставления грантов некоммерческим организациям (за исключением казенных учреждений), в том числе для бюджетных и автономных учреждений.
В рамках реализации мероприятий ФЦП будут предусмотрены субсидии субъектам туристской деятельности на:
возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным инвесторами в российских кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов по созданию и развитию туристских кластеров, на оборудование и оснащение туристских комплексов, для приобретения круизных судов и туристских автобусов в рамках Программы;
на уплату части затрат в рамках договора о реализации туристического продукта в сфере внутреннего и въездного туризма, туроператоров, обеспечивающих туристский поток на приоритетных туристских направлениях (дестинациях), в том числе с целью снижения стоимости турпакетов в низкий сезон и для социально-уязвимых категорий граждан;
грантовую поддержку проектов, направленных на развитие объектов туристской инфраструктуры, в том числе на базе народных художественных промыслов.
Оценка и выбор проектов развития туризма в РК будет осуществляться в рамках СГК РК и определения приоритетности инвестиционного проекта, а также использования потенциала мест традиционного бытования народных
художественных промыслов с более широким вовлечением представителей общественных организаций. Такой подход будет способствовать развитию перспективных туристских направлений и проектов в РК.
VI. Развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма
На сегодняшний день подготовка кадров в регионе осуществляется: с 2017 года в Калмыцком государственном университете по направлению "Туризм". Область профессиональной деятельности будущих выпускников включает разработку, продвижение и реализацию туристского продукта. Программа подразумевает изучение, как минимум, двух иностранных языков.
дистанционно: при содействии Министерства культуры и туризма РК работники сферы туризма республики (руководители и сотрудники туристических агентств, коллективных средств размещения, пунктов питания и проч.) проходят обучение по программам повышения квалификации в сфере туризма и гостеприимства за счет средств федерального бюджета в рамках проекта Федерального агентства по туризму "Общенациональная система подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма". В 2017 году 142 слушателя из Республики Калмыкия получили возможность пройти обучение в дистанционной форме. По завершению прохождения обучения обучающимся выдается сертификат Федерального агентства по туризму и удостоверение о повышении квалификации ФГБОУ ВО "Государственный университет управления".
В целях развития системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туристов планируется:
проведение анализа профессионального кадрового состава отрасли туризма в республике, потребностей, связанной с отсутствием сертифицированных экскурсоводов, гидов-переводчиков, отсутствием профессиональных кадров (управленцев, менеджеров среднего звена, персонала коллективных средств размещений и др.);
проведение образовательных мероприятий: мастер-классы, конкурсы в сфере профессионального мастерства (например: конкурс "Лучший по профессии в сфере туризма").
VII. Развитие межрегионального, сотрудничества
Развитие межрегионального сотрудничества для Республики Калмыкия в сферах туризма, культуры, образования, здравоохранения, спорта, межнациональных отношений - одно из ключевых и приоритетных направлений деятельности Республики Калмыкия.
Межрегиональное сотрудничество осуществляется в рамках заключаемых договоров и соглашений.
Основными направлениями межрегиональной деятельности Республики Калмыкия являются:
укрепление экономических и гуманитарных связей в рамках приграничного сотрудничества;
внешнеэкономическая деятельность и работа по привлечению инвестиций в экономику;
продвижение туристской продукции на товарные рынки других субъектов Российской Федерации;
укрепление добрососедских отношений и формирование общего гуманитарного пространства.
Развитие межрегионального сотрудничества в сфере туризма имеет главной целью привлечение в район туристов из тех регионов, отношения с которыми имеют наибольшие перспективы развития, а также развитие партнерских отношений с регионами по направлениям, представляющим общий интерес. Важными факторами развития межрегионального сотрудничества является развитие связей с субъектами федерации, обладающими финансовыми и людскими ресурсами, за счет которых может быть сформирован стабильный поток туристов в республику, а также канал поступления денежных средств и товаров за счет туризма.
В 2015 году заключено соглашение с Министерством культуры Астраханской области и Министерством культуры и туризма Республики Калмыкия о сотрудничестве в сфере туризма. Соглашением установлено, что целью сотрудничества является создание благоприятных условий для развития туризма и туристской индустрии, а также оказание содействия каждой из сторон в обмене опытом в сфере управления туризмом, организации сотрудничества между отраслевыми и профессиональными объединениями, субъектами туристской индустрии.
Начат процесс создания региональных туристских продуктов. В 2017 г. в г. Астрахани состоялось заседание Координационного совета по развитию курортов и туризма Ассоциации "Юг", в рамках которого прошла конференция "Межрегиональный туристский проект "Великий шелковый путь по Южному федеральному округу". Предполагается, что данный проект будет состоять из комплекса туристских маршрутов, объединяющих Астраханскую, Волгоградскую области и Республику Калмыкия, по которым исторически проходили древние караванные пути и сохранились уникальные памятники истории и культуру, а также природные объекты. В рамках заседания совета было подписано соглашение по реализации этого проекта на региональных уровнях. В рамках этого проекта в РК будет вестись работа по созданию тематических туров, связанных с движением товаров, технологий, духовных и художественных ценностей, научных знаний по Шелковому пути.
В рамках этого проекта рассматривается разработка регионального туристского проекта "Дорогой Большого седла", предполагающий реконструкцию конно-верблюжьего каравана по северному маршруту Великого Шелкового пути в пределах ЮФО и СКФО: гора Большое Богдо (Астраханская область) - руины городов Сарай-Бату и Сарай-Берке (Волгоградская область) - курганная группа "Три брата", Кумо-манычская впадина (Республика Калмыкия), каменные башни "Вовнушки" (Ингушетия)
- крепость "Нарын-кала" (Республика Дагестан). В этот проект будут включены разработанные туроператорами туристические маршруты, связанные с развитием экологического или религиозного туризма.
В целях развития межрегиональных связей в 2016 г. заключено Соглашение между Ростовской областью, Ставропольским краем, Астраханской областью и Республикой Калмыкия о сотрудничестве в сфере экономики, туризма, развития физической культуры и спорта. В сфере туризма сторонами будет осуществляться взаимодействие по продвижению региональных туристских продуктов. Отдельное соглашение о сотрудничестве в указанных областях подписано между Ростовской областью и Республикой Калмыкия.
В 2017 г. подписано Соглашение между Министерством культуры и туризма Республики Калмыкия и Министерством культуры Республики Тыва о сотрудничестве в сфере культуры и туризма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства культуры и туризма Республики Калмыкия от 8 июня 2018 г. N 161 "Об утверждении концепции развития внутреннего и въездного туризма в Республике Калмыкия на 2019 - 2025 годы"
Текст приказа официально опубликован не был