Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Одобрить прилагаемый Государственный доклад о ситуации на рынке труда Республики Тыва в 2015 году.
2. Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству культуры Республики Тыва принять меры по снижению объемов совмещений нескольких рабочих мест одним работником.
3. Министерству дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва:
включать в конкурсные требования контракта пункт о трудоустройстве безработных граждан, проживающих в Республике Тыва;
организовать легализацию работников дорожной отрасли для обеспечения налоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Тыва и отчислений во внебюджетные фонды.
4. Министерству труда и социальной политики Республики Тыва:
обеспечить взаимодействие министерств и муниципальных комиссий по легализации неформальной занятости;
принять действенные меры по трудоустройству безработных граждан на рабочие места, создаваемые в рамках государственных программ Республики Тыва, получателями государственной поддержки из Министерства экономики Республики Тыва и Министерства по делам молодежи и спорта Республики Тыва и привлекать безработных граждан на строительство объектов образования, здравоохранения, культуры, военного городка горной мотострелковой бригады, домов для детей-сирот, на сельскохозяйственные предприятия республики в весенне-осенний период.
5. Отраслевым органам исполнительной власти для поднятия престижа рабочих профессий провести конкурсы профессионального мастерства.
6. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заместитель Председателя |
А. Монгал |
Государственный доклад
о ситуации на рынке труда Республики Тыва в 2015 году
(Одобрен постановлением Правительства Республики Тыва от 17 июня 2016 г. N 263)
г. Кызыл
2016 г.
I. История формирования структуры органов службы занятости и мероприятий в области содействия занятости населения
В России, как и везде, всегда существовала необходимость найма рабочей силы и, в то же время, предложение рабочих рук, следовательно, появилась потребность в организации, регулирующей этот процесс.
В 1901 году в Москве Хитровским попечительством о бедных была создана первая "Морозовская биржа труда". Она обеспечивала работой выходцев из деревни, сезонных работников, городское безработное население.
В августе 1917 года был принят первый закон "О биржах труда".
Биржи труда открывались в населенных пунктах с населением не менее 50 тыс. человек. Всего в 1917 году в России открылись 42 биржи. На бирже труда осуществляли регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывали посреднические услуги по найму, вели статистику и систематизацию сведений о рынке труда.
В итоге во второй половине 1918 года спрос и предложение на рынке труда почти уравновесились.
После революции в январе 1918 года Советское правительство обнародовало новый закон о биржах труда, который предусматривал создание Всероссийского центра бирж труда, учреждение Совета бирж и проведение их съездов.
В мае 1918 года состоялся 1-й Всероссийский съезд комиссаров труда и страховых касс. Биржи труда превратились в органы профессионального рабочего движения, действовали в интересах рабочих организаций. Поэтому были введены экономические санкции в отношении "отказников": запрещение безработным отказываться от направления на работу и лишение права на пособие льгот по социальному страхованию.
Первая советская Конституция 1918 года объявила труд обязанностью всех граждан и провозгласила лозунг: "Не трудящийся, да не ест".
В декабре 1918 года был принят Кодекс законов о труде, который установил не только обязанность трудиться, но и впервые - право на труд. Также была введена трудовая повинность для всех граждан от 16 до 50 лет.
Безработным считался трудящийся, зарегистрированный в местных отделах распределения рабочей силы, не имевший работы по своей специальности. Все они получали пособия из фонда для безработных в полном размере заработка в соответствии с их специальностью и квалификацией.
В конце 1918 года уже действовала сеть из 238 бирж труда, кроме того, было создано 100 местных отделений бирж труда.
Военные органы отвечали за организацию трудового использования частей Красной Армии.
1921 год. Народные комиссариаты труда приступили к демонтажу административно-репрессивного механизма принуждения к труду.
1922 год - принят кодекс законов о труде. Новая политика занятости в условиях НЭПа. Отменена трудовая мобилизация и повинность.
В октябре 1930 года из Москвы пришло распоряжение "... ввиду огромного недостатка рабочей силы, прекратить выплату пособия по безработице".
Последними советскими безработными были подростки 1912 - 1913 годов рождения, которых посылали на работу биржи труда.
7 ноября 1930 г. объявлено о полной ликвидации безработицы в СССР.
В СССР работу по организации трудоустройства населения проводили государственные комитеты союзных республик по труду, отделы трудовых ресурсов исполнительных комитетов Советов народных депутатов. Они занимались вопросами организованного набора рабочих на важнейшие предприятия страны, всесоюзные комсомольские стройки, обеспечивали трудовыми ресурсами отрасли народного хозяйства и проводили сельскохозяйственное переселение семей.
Функции указанных структур во многом совпадали с теми, что в настоящее время выполняют органы службы занятости. Они явились предшественниками государственной службы занятости населения.
Такова предыстория создания службы занятости населения.
Только через 60 лет после распада Советского Союза в сложных условиях переходного периода развития российской экономики 90-х годов началось возрождение рынка труда.
Проблема занятости и безработицы приобрела первостепенное значение с началом перехода к рыночной экономике и быстрым ростом безработицы.
Возникла острая необходимость регулировать спрос и предложение на рабочую силу, противостоять безработице, обеспечивать конституционные права российских граждан на труд и социальную защиту от безработицы, т.е. осуществлять государственную политику в области занятости населения
В январе 1991 года принято постановление Верховного Совета СССР "О введении в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик "О занятости населения". В нем впервые появилось понятие о государственной службе занятости, а 6 мая 1991 г. утверждено Примерное положение о государственной службе занятости.
19 апреля 1991 г. для реализации государственной политики занятости населения Верховный Совет РСФСР принял Закон Российской Федерации N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения.
Началось создание государственной службы занятости по всей стране. В мае 1991 года образован Государственный комитет РСФСР по занятости населения, где образованы фонды занятости населения, когда работодатели из фонда оплаты труда перечисляли 1,5 процента для оплаты безработным гражданам пособия по безработице.
В 1998 году фонд занятости населения преобразован в структуру федеральной службы занятости населения, когда задачами органа службы занятости населения республики были привлечение федеральных средств и полное в течение года их освоение. 31 декабря 2005 г. был принят Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", в соответствии с которым полномочия Российской Федерации в области содействия занятости были переданы в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и с 2013 года из федерального бюджета финансируется только социальная поддержка безработных граждан или пособия по безработице.
В настоящее время выплата пособия по безработице является полномочием Федеральной службы по труду и занятости, ежегодно из федерального бюджета на эти цели в республику поступает около 200 млн. рублей. Данные федеральные средства, направляемые на финансирование социальной поддержки безработных граждан, не подлежат перераспределению на реализацию государственных услуг в сфере занятости населения, так как данные полномочия с 2012 года переданы в субъекты Российской Федерации.
Для осуществления 13 государственных услуг в сфере занятости населения, указанных в статье 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в 2015 году за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва профинансировано 17,6 млн. рублей, что к 2014 году составило 96,7 процента.
Поэтому с изменениями, происходящими в Российской Федерации, и условиях сокращения бюджетных ассигнований центры занятости населения не только занимаются переобучением и трудоустройством безработных граждан, реализацией майских указов Президента Российской Федерации N 597 и 606 в части трудоустройства инвалидов на оборудованные рабочие места и обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, а также новым видом деятельности - легализацией неформальной занятости.
Таким образом, 19 апреля 2016 г. исполнилось 25 лет создания государственной службы занятости населения в Российской Федерации.
II. Анализ ситуации на рынке труда
В Республике Тыва после 1992 года проблема занятости стоит достаточно остро, численность лиц, не имеющих работу, достигала в 2001 году 24 процентов от экономически активного населения, в 2005 году она составила 21,8 процента. В 2009 году вследствие влияния последствий финансового кризиса, начавшегося в октябре 2008 года, уровень безработицы возрос до 21,5 процента, в 2010 году он составил 22 процента, где за последние 10 лет наблюдался самый высокий рост уровня безработицы.
Причины низкой занятости граждан связаны с последствиями общеэкономического кризиса. В результате снижения инвестиционной активности произошло сокращение числа занятых в строительстве и предприятиях промышленности. Прекратили существование домостроительный комбинат, кирпичные заводы, лесоперерабатывающие предприятия. Несколько раз приостанавливало работу градообразующее предприятие - комбинат "Туваасбест". Распались многие сельскохозяйственные предприятия, что привело к высвобождению сельского населения, поэтому основная доля работающих граждан была занята в государственных, муниципальных и федеральных учреждениях, бюджетных организациях.
Численность безработных, зарегистрированных в центрах занятости населения, является управляемым процессом, так как на них предусмотрены государственные гарантии занятости: направление на общественные и временные работы, переобучение, оказание психологической поддержки, содействие самозанятости безработных граждан и возмещение расходов работодателям за создание рабочих мест отдельным категориям граждан, таким как инвалиды и многодетные родители.
Если на учете в центрах занятости населения на конец 1992 года состояло 0,3 тыс. безработных, то ежегодно численность безработных стала увеличиваться и в 2003 году составила 14,4 тыс. безработных, когда в связи с переходом фонда занятости на финансирование из федерального бюджета появилась возможность оплаты пособия по безработице всем безработным гражданам, обратившимся в центры занятости населения. Также с 2003 года расширяются формы содействия занятости населения и в 2009 году дополняются антикризисными мерами. В результате численность безработных граждан снизилась в 2005 году до 10,9 тыс. человек и к 2015 году до 5,4 тыс. человек, или за 10 лет в два раза.
Численность безработных, чел.
Соответственно уровень регистрируемой безработицы в 1992 году составлял 0,2 процента, в 2005 году - 7,9, в 2010 году - 5,6 и в 2015 году - 4,3 процента.
К концу 2010 года на регистрируемом рынке труда республики наблюдается некоторое улучшение ситуации. На снижение числа безработных граждан повлияли антикризисные меры, так, на открытие собственного дела и создание новых рабочих мест с 2010 по 2012 годы из федерального бюджета государственную поддержку получили 2394 человека на сумму 164 млн. рублей.
С 2013 года средства из федерального бюджета в связи со стабилизацией ситуации на рынке труда на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, не поступали.
Но статистический анализ показывает, что в 2013 году общая численность безработных увеличилась на 7,3 процента и составила 23,5 тыс. человек, в 2014 году увеличилась на 1,3 процента и составила 23,8 тыс. человек. На увеличение числа безработных граждан в эти годы повлияли увеличение в два раза пенсионных отчислений, которые на одного человека увеличились с 17 тыс. рублей до 38 тыс. рублей, что повлекло уход в неформальную занятость индивидуальных предпринимателей, занятых в оптово-розничной торговле, транспорте, образовании и строительстве.
Анализ показал, что начиная с 2009 года наибольшее высвобождение работников наблюдается в 2015 году, сокращено 830 рабочих мест, что больше по сравнению с показателем 2010 года на 46,6 процента (2010 г. - 566 человек) и в 2,5 раза по сравнению с показателем 2014 года (2014 г. - 332 человека). Причинами сокращения штатной численности являются меры по оптимизации бюджетных средств, проведенными в целом по Российской Федерации. Поэтому, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее - Тывастат), общее количество безработных снизилось незначительно или на 2,5 процента, в среднем за год - 23,2 тыс. безработных против 23,8 тыс. безработных в 2014 году.
Уровень общей безработицы
Необходимо отметить, что показатель "уровень общей безработицы", "численность безработных граждан" до 2009 года ежеквартально составлялся Тывастатом, поэтому данный показатель не в полной мере отражал движение рабочей силы. Но с учетом финансового кризиса с 2009 года данное обследование Тывастат начал проводить ежемесячно путем проведения выборочного обследования по проблемам занятости в домашних хозяйствах в количестве 350 человек в возрасте от 15 до 72 лет или 0,16 процента от численности населения этого возраста, обследованием охватывались 3 сельских населенных пункта по 51 человеку и 3 городских участка по 65 человек. Результаты опросов загружаются в программный комплекс статистики, который автоматически рассчитывает показатели занятости населения, но не отражает причину уменьшения или увеличения занятых и безработных граждан. По данным Тывастата, стандартная ошибка выборки по показателям "численность занятого населения" и "уровень занятости" по субъектам Российской Федерации находится в пределах от 0,2 процента до 1,9 процента (в целом по России - 0,07 процента). Таким образом, сведения о численности экономически активного населения, занятого населения, общей численности безработных ежемесячно публикуются в статистическом сборнике "Социально-экономическое развитие Республики Тыва" (каталог N 1.01.).
Тывастатом показатели рынка труда формируются в целом по республике, но в разрезе муниципальных образований не составляются из-за отсутствия такого инструментария и наличия одного специалиста Тывастата на кожуун (город). Поэтому при составлении анализа оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по снижению числа безработных граждан основополагающим документом является социальный паспорт кожууна (города), утвержденный председателем администрации муниципального района (городского округа).
Снижение числа безработных только предоставлением государственных услуг в сфере занятости невозможно, так как данные меры предусматривают снижение только социальной напряженности в республике. Поэтому основным показателем снижения числа безработных является создание новых рабочих мест. В 2015 году начато строительство военного городка горной мотострелковой бригады, продолжено введение новых социальных объектов (дошкольных образовательных организаций в г. Кызыле на 280 мест, с. Кундустуг Кызылского кожууна на 160 мест, с. Усть- Элегест Кызылского кожууна на 120 мест; спортивных объектов в с. Сарыг-Сеп Каа- Хемского кожууна, плавательного бассейна в г. Ак-Довураке и др.), осуществлялось строительство жилых домов для детей-сирот и других граждан, оказана поддержка предпринимательской инициативы граждан.
Министерством труда и социальной политики Республики Тыва для снижения напряженности на рынке труда в 2015 году приоритетными направлениями деятельности определена легализация неформальной занятости и трудоустройство безработных граждан на постоянные рабочие места, так, на постоянные рабочие места трудоустроено 2593 безработных граждан, что составило 127,8 процента от плановых показателей (план 2014 г. - 2029 чел.), в том числе и в ходе рейдов легализована деятельность 5216 работников против 900 работников в 2014 году.
Трудоустройство безработных граждан также осуществлялось в рамках государственных программ, реализуемых в Республике Тыва. Всего в республике реализуется 27 государственных программ. Анализ показал, что в рамках 7 государственных программ создано 766 новых рабочих мест:
В рамках государственной программы Республики Тыва "Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2014 - 2016 годы" центрами занятости населения у предпринимателей трудоустроено 270 безработных граждан;
в рамках государственной программы Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014 - 2020 годы" на строящиеся объекты трудоустроено 237 безработных граждан;
в рамках государственной программы Республики Тыва "Развитие образования и науки на 2014 - 2020 годы" на строительство объектов образования трудоустроено 160 безработных граждан;
в рамках государственной программы Республики Тыва "Развитие здравоохранения на 2013 - 2020 годы" на строительство объектов здравоохранения трудоустроено 46 безработных граждан;
в рамках государственной программы Республики Тыва "Развитие физической культуры и спорта до 2020 года" на строительство спортивных объектов трудоустроено 30 безработных граждан;
в рамках государственной программы Республики Тыва "Развитие культуры и туризма на 2014 - 2020 годы" на созданные места в учреждениях культуры и туризма трудоустроено 13 безработных граждан;
в рамках государственной программы Республики Тыва "Развитие информационного общества и средств массовой информации в Республике Тыва на 2014-2017 годы" в многофункциональные центры трудоустроено 10 безработных граждан.
В результате проведенной работы уровень безработицы по сравнению с 2014 годом снизился как по республике, так и по муниципальным образованиям.
Но ниже республиканского уровня общей безработицы по итогам 2015 года оказался уровень безработицы в Тоджинском кожууне, который составил 5,8 процента, Кызылском - 8,6 процента, Овюрском - 13,8 процента, Сут-Хольском - 17,1 процента, Эрзинском - 16,2 процента, Чеди-Хольском кожуунах - 18,2 процента и г. Кызыле - 17,9 процента.
Тем не менее, уровень общей безработицы в республике, по данным статистики, является одним из высоких по сравнению со средним показателем в Российской Федерации. По данным статистики, уровень общей безработицы в Российской Федерации в среднем за III квартал 2015 г. составил 5,3 процента, Сибирском федеральном округе - 7 процентов и Республике Тыва - 16,3 процента (ноябре 2015 г. - 21,7 процента против 15,3 процента в ноябре 2014 года) и входит в тройку территорий с напряженной ситуацией на рынке труда после Ингушетии с уровнем безработицы - 30,7 процента и Чечни - 17,1 процента.
В 2016 году численность безработных граждан оценивается в 22 тыс. чел., со снижением к уровню 2015 года на 1,2 процента (2015 г. - 23,2 тыс. человек), соответственно уровень общей безработицы составит 18 процентов со снижением на 0,6 процентных пункта к уровню 2015 года (2014 г. - 19,1%, 2015 г. - 18,6%).
Снижение напряженности на рынке труда республики будет достигаться за счет реализации мероприятий государственной программы Республики Тыва "Труд и занятость на 2014 - 2016 годы". Всего на реализацию государственной программы занятости населения будет направлено 286191,7 тыс. рублей, из них из федерального бюджета - 189624,7 тыс. рублей (66,3%) и республиканского - 96567,0 тыс. рублей (33,7%).
Также гражданам из числа безработных будет оказана государственная поддержка за счет губернаторских проектов "Корова-кормилица" - 369 человек и "Кыштаг для молодой семьи" - 105 человек.
Снижение числа безработных граждан в 2016 году будет достигаться за счет трудоустройства безработных граждан в ходе реализации государственных программ "Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2014 - 2016 годы", "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014 - 2020 годы", "Развитие образования и науки на 2014 - 2020 годы", "Развитие здравоохранения на 2013 - 2020 годы", "Развитие физической культуры и спорта до 2020 года", "Развитие культуры и туризма на 2014 - 2020 годы", в рамках которой продолжится строительство и ввод объектов и проведения мероприятий, посвященных Году тувинского гостеприимства. Соответственно будет расширяться спектр услуг в области туризма. Всего за счет всех государственных программ планируется трудоустроить около 1000 безработных граждан.
В результате принятых мер в 2016 году уровень общей безработицы снизится до 18 процентов (2015 г. - 18,6%).
Для решения проблемы занятости населения в Республике Тыва необходимо:
- создание новых рабочих мест в отрасли сельского хозяйства и переработки продукции сельского хозяйства;
- поддержка предпринимателей, которые могут создать значительное количество рабочих мест за счет расширения производства;
- поднятие престижа рабочих профессий через средства массовой информации и проведение конкурсов профессионального мастерства;
- проведение целенаправленных профориентационных мероприятий, направленных на информирование о наиболее востребованных на рынке труда специальностях, имеющихся вакансиях и т.д.;
- поддержка предпринимательской инициативы у молодых граждан, особенно имеющих экономическое образование, привлечение как можно больше молодежи на проводимые специалистами бизнес-тренинги;
- легализация неформальной занятости.
III. Создание новых рабочих мест в 2015 году, их характеристика, трудоустройство безработных граждан
По данным Тывастата, в 2015 году на территории республики по сравнению с 2014 годом наблюдается снижение числа организаций с 3772 до 3692 или на 2,1 процента, из них по видам экономической деятельности:
в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве снижение на 18,8 процента или 290 ед. (2014 - 357 ед.);
в оптовой и розничной торговле; сфере услуг по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - снижение на 11,5 процента или 456 ед. (2014 г. - 515 ед.);
в государственном управлении и обеспечении безопасности; обязательном социальном обеспечении - снижение на 7,5 процента или 430 ед. (2014 г. - 465 ед.),
в образовании - снижение на 6,6 процента или 495 единиц (2014 г. - 530 ед.).
За 2015 год всего зарегистрировано 269 организаций, из них 23,4 процента составили организации по виду экономической деятельности операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, 18,2 процента - организации оптовой и розничной торговли; по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
Официально ликвидировано 382 организации, из них 23,8 процента приходится на организации сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, 18,6 процента - на организации оптовой и розничной торговли; по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
То есть превышение на 113 ликвидированных предприятий над вновь созданными и, согласно анализу, прежде всего - в сельском хозяйстве и оптово-розничной торговле. В целом в республике количество предприятий в 2015 году сократилось на 193 предприятия.
Анализ числа занятых граждан показал, что основная доля сосредоточена в сфере:
образования - 22,6 тыс. чел. (21,6%);
государственного управления и обеспечения военной безопасности; обязательного социального обеспечения - 12,8 тыс. чел.(12,2%);
здравоохранения и предоставления социальных услуг 12,8 тыс. чел. (12,2%);
оптовой и розничной торговли; услуг по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 12,7 тыс. чел. (12,1%);
сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 10,5 тыс. чел. (10,0%).
Данный показатель показывает, что наибольшее количество занятых граждан приходится на государственные органы власти, органы местного самоуправления и социальные учреждения.
Анализ создания новых рабочих мест в 2015 году показал, что всего создано 913 новых рабочих мест против 1498 в 2014 году, в том числе в разрезе муниципальных образований:
г. Кызыл - 418 (2014 г. - 946);
Каа-Хемский кожуун - 141 (2014 г. - 14);
Барун-Хемчикский кожуун - 50 (2014 г. - 14);
Тоджинский кожуун - 48 (2014 г. - 14);
Пий-Хемский кожуун - 30 (2014 г. - 19);
Сут-Хольский кожуун - 30 (2014 г. - 15);
Тес-Хемский кожуун - 25 (2014 г. - 22);
Эрзинский кожуун - 24 (2014 г. - 56);
г. Ак-Довурак - 24 (2014 г. - 4);
Овюрский кожуун - 20 (2014 г. - 25);
Дзун-Хемчикский кожуун - 16 (2014 г. - 245);
Тандинский кожуун - 14 (2014 г. - 20);
Кызылский кожуун - 17 (2014 г. - 31);
Чеди-Хольский кожуун - 16 (2014 г. - 8);
Улуг-Хемский кожуун - 13 (2014 г. - 8);
Чаа-Хольский кожуун - 13 (2014 г. - 6);
Бай-Тайгинский кожуун - 7 (2014 г. -22);
Монгун-Тайгинский кожуун - 7 (2014 г. - 4);
Тере-Хольский кожуун - 0 (2014 г. - 21).
Анализ новых рабочих мест, созданных в 2015 году, в разрезе видов экономической деятельности показал, что основная доля рабочих мест в республике создана в сферах:
розничной торговли - 51,1 процента или 765 новых рабочих мест, что осталось на уровне 2014 года;
строительства - 26 процентов (237 ед.), что к 2014 году составило 159,1 процента (2014 г. - 149 ед.);
сельского хозяйства - 24 процента (219 ед.), что к 2014 году составило 83,6 процента (2014 г. - 262 ед.);
образования - 17,5 процента (160 ед.), что к 2014 году составило 166,7 процента (2014 г. - 96 ед.);
здравоохранения - 5 процентов (46 ед.), что к 2014 году больше в 4,6 раза (2014 г.- 10 ед.);
общественного питания - 2 процента (18 ед.), что к 2014 году составило 14,3 процента (2014 г. - 126 ед.).
В республике ведется работа по восстановлению сельскохозяйственных предприятий и поддержке предпринимательской инициативы у незанятого населения.
Необходимо поднимать престиж человека, занимающегося предпринимательской деятельностью, через обучение технологиям ведения предпринимательской деятельности, масштабной информационной поддержки,
По данным Тывастата, в оптово-розничной торговле; сфере услуг по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования нелегально в 2015 году работали 9716 человек против 10266 человек в 2014 году. Наибольшие нарушения трудового законодательства при приеме работников наблюдается в данной отрасли.
В условиях сокращения рабочих мест в сельском хозяйстве Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва необходимо направить усилия не только на развитие личных подсобных хозяйств граждан, но и легализацию трудовых отношений 8466 работников (в 2014 году - 162,7 процента, 5203 человек). Несоблюдение трудового законодательства в отношении работников, занятых на сезонных видах работ в сельском хозяйстве, ведет к получению зарплаты "в конверте" и отсутствию трудового стажа при выходе на пенсию.
В рамках поручений Главы Республики Тыва для выявления вакансий Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в 2015 году приняло следующие организационные меры.
В связи с тем, что при выявлении вакансий работодатели требовали основание предоставления вакансий в органы службы занятости, то постановлением Правительства Республики Тыва от 14 августа 2015 г. N 389 утверждено Положение о предоставлении работодателями информации о наличии или об отсутствии вакантных рабочих мест (должностей) в органы службы занятости населения Республики Тыва.
Информация о представлении работодателями вакансий в декабре 2015 года размещена на интерактивном экране по ул. Кочетова напротив кинотеатра "Найы- рал" и ул. Ленина рядом с Тувинским государственным университетом, данная информация транслируется до настоящего времени. Установлены баннеры о представлении вакансий в органы службы занятости населения на ул. Московская рядом с Управлением Федеральной налоговой службой по Республике Тыва и ул. Кочетова рядом с гостиницей "Монгулек".
Основная доля молодежи информацию находит в интернете, поэтому в социальной сети ВКонтакте и Фейсбук создана группа "Работа в Республике Тыва и в г. Кызыле", где имеются ссылки на общероссийский портал "Работа в России", где количество подписавшихся пользователей увеличилось с 1511 человек в 2014 году до 10013 человек в 2015 году.
На сайте Министерства труда и социальной политики Республики Тыва размещена информация о получении информации через общероссийский портал "Работа в России", в разделе "Занятость населения" размещена ссылка на портал и ролик Федеральной службы по труду и занятости о порядке регистрации на портале "Работа в России".
IV. Мероприятия в сфере занятости населения, проведенные в рамках переданных полномочий Российской Федерации
С 2012 года полномочия в области занятости населения переданы на уровень субъектов Российской Федерации и соответственно финансирование мероприятий в сфере занятости населения начали обеспечиваться за счет республиканского бюджета.
Ход реализации переданных полномочий по занятости населения ежегодно контролируется прокуратурой Республики Тыва в части координации деятельности центров занятости по оказанию всех государственных услуг, разработке нормативных правовых актов, проведению обучающих семинаров и направлению методических рекомендаций.
Государственные услуги оказываются безработным гражданам в рамках государственной программы Республики Тыва "Труд и занятость на 2014 - 2016 годы".
Всего в 2015 году на реализацию государственной программы "Труд и занятость" поступило 265407,7 тыс. рублей, из них из федерального бюджета - 184048,0 тыс. рублей, что составило 69,4 процента от общего объема финансирования, и республиканского бюджета Республики Тыва - 81359,7 тыс. рублей или 30,6 процента, из них на подпрограммы:
"Улучшение условий и охраны труда в Республике Тыва" - 34,2 тыс. рублей;
"Снижение напряженности на рынке труда" - 6130,5 тыс. рублей (2,3%) с 3 мероприятиями, в результате которых создано 74 постоянных рабочих места и 7 временных;
"Содействие занятости населения" - 17639,5 тыс. рублей из республиканского бюджета (6,7%) с 12 мероприятиями, в результате которых создано 8106 временных рабочих мест для подростков и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, организовано повышение квалификации 627 безработных граждан и женщин, после чего они трудоустроены на постоянные рабочие места;
"Обеспечение социальной поддержки безработных граждан" - 179423,6 тыс. рублей из федерального бюджета (67,6%) с 3 мероприятиями, которые не предусматривают создание новых рабочих мест, где в период отсутствия подходящих вакансий предусматривается социальная поддержка безработного населения;
"Обеспечение деятельности 19 центров занятости населения" - 62179,9 тыс. рублей из республиканского бюджета (23%).
В рамках государственной программы Республики Тыва "Труд и занятость на 2014 - 2016 годы" проведена следующая работа:
1) содействие гражданам в поиске подходящей работы. В течение 2015 года за содействием в поиске подходящей работы в центры занятости республики обратилось 16,1 тыс. человек, что меньше уровня 2014 года на 0,8 тыс. человек или на 7,5 процента (2014 г. - 17,4 тыс. человек). На уменьшение количества обращений граждан повлияло создание новых рабочих мест в рамках строительства социальных объектов, на которые привлекались безработные граждане, для чего Министерство труда и социальной политики Республики Тыва направило в центры занятости населения список финансируемых объектов и еженедельно проводило мониторинг трудоустройства на эти объекты безработных граждан.
В целом за отчетный период трудоустроено 10,1 тыс. человек, обратившихся в центры занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, что к уровню 2014 года составило 82,8 процента. На снижение числа трудоустроенных безработных граждан повлияло перераспределение 2,4 млн. рублей с общественных работ на мероприятия, направленные на приобретение семян картофеля, овощей и к годовщине вывода войск из Афганистана.
В связи с тем, что 50 процентов безработных граждан не имеют профессионального образования, то основными направлениями деятельности центров занятости населения по трудоустройству являлось их направление на общественные и временные работы.
Всего в центры занятости населения в течение 2015 года поступило 14,5 тыс. сведений о потребности в работниках, что меньше 2014 года на 13,2 процента (2014 г. - 16,7 тыс, сведений). На снижение числа вакансий повлияли сокращение 0,8 тыс. рабочих мест в государственных и бюджетных учреждениях и ликвидация 382 предприятий.
На конец декабря 2015 года в центрах занятости имелось 2139 вакансий против 1178 вакансий в 2014 году, из них по формам собственности: 1300 или 60,8 процента (2014 г. соответственно 296 или 25,1 процента) относится к государственной собственности, муниципальной - 251 или 11,7 процента (2014 г. - 409 или 34,7 процента) и 588 или 27,5 процента (2014 г. - 40,2 процента) - к другим формам собственности. На увеличение количества вакансий повлияли сведения 55 горной мотострелковой бригады о потребности в 570 военных по различным специальностям.
Востребованными профессиями из должностей служащих являются: инженер- строитель, инженер-лаборант, программист, врачи, такие как, акушер-гинеколог, анестезиолог-реаниматолог, хирург, терапевт, учителя иностранных языков, физики, математики, истории, географии, биологии.
Стабильно сохраняется спрос в г. Кызыле на квалифицированных рабочих: бурильщик, водитель БЕЛАЗа, машинист экскаватора, машинист бульдозера, машинист авто грейдера, электромонтер и др.
Анализ вакансий показал, что работодатели в центры занятости населения заявляют вакансии, на которые сами не могут найти кандидата, такие как учителя русского и иностранного языков. Врачи узкой специализации всегда были востребованы на рынке труда, поэтому данные вакансии заполняются с возвращением выпускников медицинских образовательных организаций. В связи с отсутствием специалистов на рынке труда сложно найти специалистов электриков, сантехников, машинистов экскаватора, поэтому поднятие престижа рабочих профессий является одной из задач отраслевых министерств республики;
2) информирование о положении на рынке труда. В целях обеспечения необходимого уровня информированности граждан и работодателей о ситуации на рынке труда для повышения эффективности поиска работы гражданами и подбора работников работодателями Министерством труда и социальной политики Республики Тыва проведена следующая работа.
Государственную услугу по информированию о положении на рынке труда в Республике Тыва через центры занятости получили 10,6 тыс. безработных граждан, что осталось на уровне 2014 года.
На информационном портале Федеральной службы по труду и занятости "Работа в России" размещена информация о телефонах "горячей линии" службы занятости Республики Тыва для обеспечения полной информации для обратившихся граждан, ищущих работу.
Для информирования населения центры занятости использовали уличные информационные стенды. Для безработных граждан выделены раздаточные материалы в виде буклетов "В помощь ищущему работу", "Технология поиска работы" и др.
Работниками центра занятости г. Кызыла и Улуг-Хемского кожууна в марте и сентябре 2015 г. проведены встречи в исправительных учреждениях для граждан, находящихся в местах лишения свободы,
В социальной сети "ВКонтакте" и "Фейсбук" создана страничка "Работа в Республике Тыва и Кызыле", где в ежедневном режиме обновляются вакансии, в данной группе состоят 10103 пользователя (2014 г. - 1511 пользователей), из них свыше 60 процентов молодые люди в возрасте от 24 до 27 лет.
На сайте Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" создан раздел "Занятость населения" со страницей "Вакансии в Республике Тыва" и имеется ссылка на портал "Работа в России";
3) организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Организация временной занятости подростков является одним из направлений работы Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, приоритетом при трудоустройстве пользуются дети из категории "сироты", из многодетных семей и имеющих одного из родителей, подростки, состоящие на учете комиссий по делам несовершеннолетних и др. В январе-декабре 2015 года несовершеннолетние проводили работы по выращиванию рассады овощей и цветов в пришкольных лагерях, участвовали в косметическом ремонте школьных помещений и библиотек, занимались ремонтом школьного инвентаря, изготовлением раздаточных и наглядных материалов, помогали чабанам, благоустраивали памятники героям Великой Отечественной войны.
Всего на выплату материальной поддержки несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет из республиканского бюджета Республики Тыва в 2015 году профинансировано 3249,1 тыс. рублей, что к 2014 году составило 98,2 процента.
В 2015 году в этих программных мероприятиях приняли участие 2586 несовершеннолетних граждан против 2793 человек в 2014 году, из них дети-сироты и полусироты - 92 человека, из многодетных семей - 587, из малообеспеченных семей - 989, неполных семей - 205, состоящих на учете в ПДН, - 59, находящихся в приютах, - 115, из категории "опекаемые" - 88 и семей безработных граждан - 451 человек.
В соответствии со статьей 7.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:
1) проведения оплачиваемых общественных работ;
2) временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
3) ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
Для реализации указанных мероприятий ежегодно органы местного самоуправления в кожуунах и городах республики:
- определяют перечень организаций, где будут проводиться временные и общественные работы;
- определяют объемы работ с указанием количества привлекаемых безработных и несовершеннолетних граждан;
- составляют расчеты финансовых средств из местного бюджета или средств работодателя, которые будут направлены на оплату заработной платы безработным и несовершеннолетним гражданам;
- принимают коллегиальное решение с утверждением видов работ, перечня работодателей, количества участников и размеров со финансирования.
Согласно принятым постановлениям администраций кожуунов и городов всего в 2015 году на вышеуказанные мероприятия предполагалось выделить 1819,7 тыс. рублей на софинансирование заработной платы несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе Барун-Хемчикский кожуун - 867,8 тыс. рублей, г. Ак-Довурак - 666,5, Монгун-Тайгинский кожуун - 28,8, Тоджинский кожуун - 30,0, Чаа-Хольский кожуун - 166,6, Чеди-Хольский кожуун - 60,0 тыс. рублей.
Фактически в 2015 году из числа работодателей только в трех муниципальных образованиях 3 работодателя оплатили заработную плату на общую сумму 136,0 тыс. рублей, из них:
в г. Кызыле - МУП "Благоустройство" выделило 50 тыс. рублей для 50 несовершеннолетних, участвовавших в посадке цветов в летний период;
в Тандинском кожууне - Кызыл-Арыгская коррекционная школа 8 типа софинансировала в размере 13,3 тыс. рублей заработную плату несовершеннолетним, которые принимали участие в ремонте школы, и МБОУ СОШ с. Бай-Хаак - 11,9 тыс. рублей, где несовершеннолетние работали на приусадебном участке, и общая сумма софинансирования составила 25,2 тыс. рублей;
в Монгун-Тайгинском кожууне - Центр социальной помощи семье и детям 2 учащимся оплатил заработную плату на сумму 9,8 тыс. рублей.
Таким образом, при реализации данного мероприятия имеются проблемы в части оплаты труда подростков, участвовавших во временных работах, в связи с тем, что основными работодателями при организации временной занятости являются образовательные организации и администрации сельских поселений, которые не имеют средств на оплату заработной платы несовершеннолетним. Предприниматели на селе не имеют объемов работ, на которые можно было привлечь от 10 до 30 подростков и соответственно средств на выплату заработной платы;
4) организация проведения оплачиваемых общественных работ и организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Организация общественных и временных работ - одна из важных активных мер по преодолению безработицы. Такая форма временной занятости выполняет во многом и функции социальной поддержки безработных.
Для трудоустройства граждан на общественные работы за 2015 год были заключены 1020 договоров на проведение общественных работ. Основными работодателями во всех кожуунах и городах, которые создавали рабочие места для временного трудоустройства безработных граждан, являлись администрации кожуунов и сельских поселений, государственные и муниципальные унитарные предприятия, муниципальные образовательные организации.
Активно с центрами занятости взаимодействовали администрации сельских поселений. Это такие работы, как благоустройство населенных пунктов, ремонтные работы в организациях социальной сферы, заготовка дров для инвалидов, престарелых, детских учреждений, помощь чабанам, очистка улиц от снега.
В 2015 году 4989 безработных граждан, состоящих на учете службы занятости, с начала года направлены на следующие виды общественных и временных работ: благоустройство территорий, санитарная очистка городов и сел, уборка мусора - 1853 человек, кормозаготовка - 1274, весенне-полевые работы - 339, ремонтные работы - 294, очистка дорог, крыш, территорий от снега - 204, сакманные работы, помощь чабанам, окотная кампания, стрижка коз, овец - 176, разнорабочие (технички, уборщики и др.) - 147, заготовка дров - 137, уничтожение дикорастущей конопли - 130, другие виды работ (помощник специалиста, художественного руководителя, бухгалтера-кассира, сварщика, слесаря и др.) - 109, работа с документами, делопроизводство - 86, осенне-полевые работы - 71, утепление окон - 51, благоустройство памятников - 23, помощь ветеранам Великой Отечественной войны - 21, ремонт водоколонок - 21, озеленение - территорий - 16, проведение ямочных работ -16, строительные работы (снежного городка, катка и др.) - 10, дорожные работы, установка дорожных знаков - 9, уборка многоэтажных домов - 2 человека.
На организацию общественных и временных работ израсходовано 5190,0 тыс. рублей против 7091,3 тыс. рублей в 2014 году, в связи с перераспределением средств на мероприятия, связанные с проведением годовщины вывода советских войск их Афганистана и направленные на приобретение семян картофеля на сумму 2550,0 тыс. рублей.
Средний размер материальной поддержки на одного безработного гражданина составил 1190 рублей. Средний период участия безработных граждан в общественных работах составил один месяц.
Согласно принятым постановлениям администраций кожуунов и городов всего в 2015 году на софинансирование мероприятия предполагалось выделить 6350,1 тыс. рублей, в том числе:
безработным, испытывающим трудности в поиске работы, - 1387,9 тыс. рублей (Барун-Хемчикский кожуун - 730,4 тыс. рублей, г. Ак-Довурак - 344,3, Монгун- Тайгинский кожуун - 30,0, Тандинский - 67,0, Тоджинский - 18,0, Чаа-Хольский кожуун - 283,3 тыс. рублей);
безработным, участвовавшим в общественных работах, - 4877,2 тыс. рублей (Барун-Хемчикский кожуун - 2784,0 тыс. рублей, г. Ак-Довурак - 1438,5, Бай- Тайгинский кожуун - 134,0, Монгун-Тайгинский - 30,0, Тандинский - 151,9, Тес-Хемский - 200,0, Чеди-Хольский кожуун - 138,8 тыс. рублей).
Анализ организованных общественных и временных работ показал, что по состоянию на 1 января 2016 г. органами местного самоуправления средства на мероприятия содействия занятости населения не выделялись.
Из числа работодателей только в Монгун-Тайгинском кожууне по организации общественных работ ГУЛ "Моген-Бурен" 5 безработным гражданам зарплату выдал в виде натуроплаты (живых баранов) на сумму 30,0 тыс. рублей, СПК "Сайзырал" 3 безработным гражданам на сумму 21,0 тыс. рублей.
Поэтому органам местного самоуправления ежегодно необходимо предусматривать средства на софинансирование общественных и временных работ, так как работы по благоустройству населенных пунктов, очистке оросительных каналов, кормозаготовке, уничтожению дикорастущей конопли, сакманные работы, как правило, выполняются безработными гражданами;
5) организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения. Профессиональная ориентация в центре занятости призвана способствовать обеспечению эффективной занятости населения, формированию трудовых ресурсов и социальной защиты граждан.
Работа по организации профессиональной ориентации ведется разнопланово. Это информирование в средствах массовой информации, лекции, беседы, уроки и месячники профориентации, проведение ярмарок учебных мест и дней открытых дверей в центрах занятости населения и образовательных организациях, выпуск информационно-справочных материалов и многое другое.
Профориентационная акция "Месячник старшеклассника" организована в целях предупреждения молодежной безработицы и оказания помощи учащимся общеобразовательных организаций в вопросах профессионального самоопределения. Особое внимание уделялось эффективности проводимых мероприятий, привлечению к участию в них руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей и других социальных партнеров.
Специалистами, ведущими работу по профориентационной деятельности, практикуется проведение "Единого дня профориентации" с привлечением различных категорий граждан, к примеру, ко Дню матери, инвалидов и т.д., для чего на информационных стендах центров занятости размещается объявление о проведении данного мероприятия. Проведение Единого дня профориентации ориентировано финансировано на граждан, обращающихся в органы службы занятости по вопросам оказания государственных услуг в области занятости населения и психологической поддержки, для чего к данному мероприятию привлекаются психологи.
В соответствии с поручением Главы Республики Тыва, постановлением Правительства Республики Тыва от 23 октября 2014 г. N 501 утверждена Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Республике Тыва до 2018 года (далее - Стратегия).
В рамках Стратегии в республике будет создана система по сопровождению профессионального самоопределения, способствующая удовлетворению потребностей рынка труда Республики Тыва в квалифицированных, мотивированных и конкурентоспособных кадрах, с учетом личностных особенностей граждан и соблюдением интересов работодателей, общества, государства.
На реализацию профессиональной ориентации учащихся средства из республиканского бюджета не направлялись.
За январь - декабрь 2015 года профориентационные услуги получили 11,6 тыс. человек (в 2014 году - 11,6 тыс. человек), из них 5,3 тыс. женщин (в 2014 году - 5,3 тыс. женщин), молодежь в возрасте от 14 до 29 лет - 3,8 тыс. человек (в 2014 году - 4,4 тыс. человек), инвалиды - 0,2 тыс. человек (в 2014 году - 0,2 человек), учащиеся образовательных организаций - 0,4 тыс. человек, безработные граждане перед направлением на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования - 326 человек. На эти цели из республиканского бюджета Республики Тыва средства не выделялись, так как мероприятия проводились в информативном порядке;
6) социальная адаптация безработных граждан на рынке труда. С целью обучения безработных граждан навыкам активного, самостоятельного поиска работы в целях минимизации сроков поиска работы, преодоления безработными гражданами последствий длительной безработицы и возвращения мотивации к трудовой деятельности в 2015 году проводилась работа по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.
В 2015 году государственную услугу по социальной адаптации получили 1,2 тыс. человек (в 2014 году - 1,4 тыс. человек), из них 694 женщины, жители сельской местности - 987. На снижение числа получателей государственных услуг повлияло отсутствие специалистов в центрах занятости населения с психологическим образованием. Поэтому при оказании государственных услуг по социальной адаптации центры занятости населения приглашали психологов из образовательных организаций, которые осуществляли психологическое консультирование, психологическую коррекцию, направленную на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию межличностных отношений, обеспечение психологической поддержки безработным гражданам с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и адаптации к существующим условиям реализации профессиональной карьеры. Участники программ обучаются принципам и технологии поиска работы, самопрезентации, навыкам делового общения, методам собеседования с работодателями, кадровыми службами. Преимущественное право участия в данных программах предоставляется гражданам, особо нуждающимся в социальной защите.
Проводились тестирования, лекции и беседы на темы "Все работы хороши, выбирай на вкус", "Развитие малого предпринимательства, сельской самозанятости в неформальном секторе экономики" и др. Использовались профессиональные психологические тесты, тесты "Собеседование - экзамен для кандидата?", "Переговоры без проигравших", "Секреты успешной презентации" и др.
Проблемами реализации данного направления являются отсутствие специалистов в центре занятости населения с психологическим образованием, поэтому занятия и тренинги проводили школьные психологи и стажеры, имеющие психологическое образование.
На реализацию мероприятия средства из республиканского бюджета Республики Тыва в 2015 году не направлялись;
7) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан. Профессиональное обучение безработных граждан является важнейшим фактором активной политики занятости населения и направлены на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.
Главная задача профессионального обучения безработных граждан - повышение профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда посредством их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с целью трудоустройства, координация работы на повышение эффективности функционирования системы общего и профессионального образования, в целях подготовки новой рабочей силы с учетом текущей и перспективной потребности экономики республики в квалифицированных кадрах.
Деятельность органов службы занятости в 2015 году была направлена на предоставление безработным гражданам возможности для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки в целях содействия в трудоустройстве и повышения конкурентоспособности на рынке труда.
Таким образом, система профессионального обучения безработных граждан выполняет широкие социально-экономические функции - овладение профессией, специальностью как средством от безработицы, развитие трудового потенциала общества, воспроизводство рабочей силы необходимой квалификации.
В 2015 году по направлению центров занятости профессиональное и дополнительное профессиональное образование прошел 521 человек или 130,3 процентов к контрольному показателю на 2015 год (400 человек). Причиной перевыполнения поставленного плана в 2015 году послужило уменьшение среднегодовой стоимости обучения, который был рассчитан на сумму 18,0 тыс. рублей. По факту среднегодовая стоимость обучения в 2015 году составила 9,8 тыс. рублей. Это обусловлено тем, что среди безработных граждан были востребованы специальности со стоимостью обучения чуть выше 10,2 тыс. рублей.
Наиболее распространенными специальностями (профессиями) по-прежнему остались машинисты котельной, насосных установок, мостового и козлового крана, землеройной техники, частные охранники, технологи сельскохозяйственного производства, повара, бухгалтеры со знанием компьютерных информационных технологий, операторы (пользователи) ПЭВМ, парикмахеры и мастера маникюра.
За 2015 год по программе "Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан" профинансировано и израсходовано 5891,7 тыс. рублей.
За январь-декабрь 2015 года после профобучения трудоустроен 521 человек, основными работодателями, трудоустроившими безработных граждан, являются ООО "Лунсин", ООО "Тардан Голд", ООО "Восток", ЧОП "С-Сервис", АУ "Балгазынское лесничество", ЧОП "Форд-Запад", ГУП "Бай-Тал" в Бай-Тайгинском кожууне, крестьянские фермерские хозяйства, МУП Ишкин в Сут-Хольском кожууне, ГУП "Дорожник" в Монгун-Тайгинском кожууне, МУП "Деспен" в Тес-Хемском кожууне, ГУП "Прогресс-тепло" в Чаа-Хольском кожууне, детские сады, школы, магазины и индивидуальные предприниматели.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработные граждане получали на базах образовательных организаций: ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский строительный техникум", ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский технологический техникум г. Чадана", ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский агропромышленный техникум с. Балгазын", ГБПОУ Республики Тыва "Кызылский транспортный техникум", ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский сельскохозяйственный техникум", автономная некоммерческая организация "Образовательный центр эстетики и развития "ФЛЕР", ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский техникум предпринимательства", ГБПОУ Республики Тыва "Республиканский медицинский колледж", ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский агропромышленный техникум", ГУПО УКК "Туваавтотранс" и ГБПОУ Республики Тыва "Техникум жилищно-коммунального хозяйства и сервиса";
8) содействие гражданам в переселении в другую местность с целью трудоустройства. С целью оказания гражданам и членам их семей содействия в поиске работы, их трудоустройстве с предоставлением жилья в сельской местности и других субъектах Российской Федерации, а также обеспечения социальных гарантий указанным гражданам отделом содействия занятости населения проведена организационная работа по разъяснению гражданам основных положений занятости населения.
По итогам 2015 года в рамках мероприятия по оказанию содействия безработным гражданам при переселении для работы в сельскую местность охвачено 32 безработных гражданина, которые направлены и трудоустроены в 12 муниципальных образованиях.
Указанные граждане трудоустроены по следующим специальностям: заведующая главного врача, старший специалист, преподаватель хоровых дисциплин, специалист по автоматизированной системе управления, участковый врач-педиатр, врач-терапевт, ответственный секретарь административной комиссии, ответственный секретарь по делам несовершеннолетних, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель математики, делопроизводитель, помощник воспитателя, медсестра, учитель начальных классов, главный специалист-эксперт персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности, врач-эндоскопист, специалист рынка труда, врач анестезиолог-реаниматолог, директор школы, дневной медбрат, юрист, учитель русского языка и литературы и библиотекарь.
Безработные граждане трудоустроены также в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, и др. в качестве врачей, младшего обслуживающего персонала, рабочими и др.
На содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости направлено 541,3 тыс. рублей, что в 4,3 раза больше, чем в 2014 году.
Проблемами трудоустройства граждан в сельской местности является отсутствие муниципального жилья, а также ограниченное количество вакансий на селе, где основная доля вакантных мест имеется в сфере образования и здравоохранения;
9) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Одной из гарантий государства в области защиты от безработицы является осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которые полностью осуществляются за счет средств федерального бюджета.
В течение 2015 года произведена выплата пособия 30,3 тыс. безработным гражданам, что меньше на 5,6 процента к 2014 году.
На выплату пособия по безработице из средств, предоставляемых из федерального бюджета в виде субвенций, израсходовано 172398,7 тыс. рублей против 175,6 млн. рублей в 2014 году.
В 2015 году 23 безработным гражданам предпенсионного возраста была досрочно оформлена пенсия, что было почти на уровне 2014 года (25 человек). Их доля в общей численности безработных граждан составила 0,1 процента. На возмещение расходов ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва израсходовано 5,4 млн. рублей, что составило к 2014 году 88,5 процентов (2014 г. - 6,1 млн. рублей).
В целях усиления материальной поддержки безработных граждан в период, когда в соответствии с законодательством о занятости населения пособие по безработице не выплачивается, органами службы занятости осуществлялось оказание материальной помощи. За 2015 год 0,2 тыс. безработных граждан получили материальную помощь, что было на уровне 2014 года. На материальную помощь израсходовано 451,3 тыс. рублей.
Минимальный размер пособия в республике в 2015 году составил 1190 рублей (увеличен на районный коэффициент 1,4), а в Монгун-Тайгинском, Тоджинском, Тере-Хольском кожуунах - 1275 рублей. Максимальный размер пособия - 6860 рублей, а в районах, отнесенных к Крайнему Северу, - 7350 рублей.
Таким образом, всего за 2015 год на социальные выплаты безработным граждан израсходовано 179423,6 тыс. рублей из федерального бюджета в виде субвенций. Общий объем освоения средств на оплату социальных выплат безработных граждан составляет 100 процентов, из них:
на выплату пособия по безработице в период поиска подходящей работы израсходовано 172398,7 тыс. рублей;
на выплату стипендий гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости, - 1182,0 тыс. рублей;
на материальную помощь в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице - 451,3 тыс. рублей;
на ежемесячное возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно, - 5251,3 тыс. рублей.
Оказание социальных выплат предполагает снижение социальной напряженности среди безработных граждан и в рамках этих государственных услуг создание новых рабочих мест не предполагается.
IV. О мерах, принятых по легализации неформальной занятости
В соответствии с протоколом совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 9 октября 2014 г. N ОГ-П12- 275пр:
разработаны мероприятия по легализации неформальной занятости, которые утверждены распоряжением Правительства Республики Тыва от 30 января 2015 г. N 25-р;
в каждом муниципальном образовании созданы комиссии по легализации неформальной занятости;
подписано 19 соглашений с муниципальными образованиями и отраслевыми министерствами.
С целью координации действий муниципальных образований проведено 3 заседания Координационного комитета по вопросам содействия занятости населения, ликвидации задолженности по заработной плате работников предприятий и организаций Республики Тыва и легализации трудовых отношений, где приняты протокольные решения по реализации мер по легализации неформальной занятости.
Также Министерством труда и социальной политики Республики Тыва проведено 3 совещания с участием представителей ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва по вопросу легализации трудовых отношений. На совещании обсуждены проблемы нелегальной занятости в строительной отрасли.
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва приняло участие в окружном совещании по вопросам легализации неформальной занятости в г. Новосибирске, где в Забайкальском крае основную работу по легализации проводила инспекция труда.
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва совместно с ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва, Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Тыва участвовало в акции "Предприниматель, отчитайся о доходах и уплати взносы", итогами проведения которой стало увеличение отчислений во внебюджетные фонды, налоговых поступлений, оформление трудовых договоров.
По состоянию на 31 декабря 2015 г. в ходе рейдов выявлено 5956 работников, с которыми не заключены трудовые договора. В результате разъяснительной работы работодатели заключили договора с 5216 работниками, в том числе в разрезе кожуунов согласно приведенной ниже таблице.
Наименование МО |
Квота по легализации работников в 2015 г. |
Количество выявленных нелегальных работников в 2015 году |
Количество работников, с которыми работодатели заключили трудовые договора в 2015 году |
Процент исполнения квоты от количества легализованных работников |
1. г. Ак-Довурак |
689 |
689 |
689 |
100,0 |
2. Тере-Хольский кожуун |
120 |
83 |
83 |
69,2 |
3. Дзун-Хемчикский кожуун |
1076 |
724 |
724 |
67,3 |
4. Каа-Хемский кожуун |
650 |
479 |
305 |
46,9 |
5. Пий-Хемский кожуун |
616 |
271 |
246 |
39,9 |
6. Монгун-Тайгинский кожуун |
396 |
151 |
145 |
36,6 |
7. Тес-Хемский кожуун |
454 |
167 |
153 |
33,7 |
8. Сут-Хольский кожуун |
307 |
154 |
98 |
31,9 |
9. г. Кызыл |
4100 |
1261 |
1256 |
30,6 |
10. Тандинский кожуун |
823 |
265 |
226 |
27,5 |
11. Барун-Хемчикский кожуун |
572 |
185 |
153 |
26,7 |
12. Эрзинский кожуун |
541 |
137 |
137 |
25,3 |
13. Кызылский кожуун |
1366 |
528 |
344 |
25,2 |
14. Улуг-Хемский кожуун |
1015 |
286 |
240 |
23,6 |
15. Чеди-Хольский район |
465 |
133 |
107 |
23,0 |
16. Овюрский кожуун |
414 |
117 |
80 |
19,3 |
17. Тоджинский кожуун |
338 |
129 |
61 |
18,0 |
18. Чаа-Хольский кожуун |
387 |
72 |
66 |
17,1 |
19. Бай-Тайгинский кожуун |
673 |
125 |
103 |
15,3 |
Итого |
15002 |
5956 |
5216 |
34,8 |
В связи с низким выполнением квоты Министерством труда и социальной политики Республики Тыва проведено 5 совещаний в режиме видео-конференц-связи с председателями комиссий по легализации неформальной занятости, где заслушана работа 10 комиссий: Тес-Хемского, Бай-Тайгинского, Овюрского, Каа-Хемского, Монгун-Тайгинского, Сут-Хольского, Тандинского, Чеди-Хольского, Улуг- Хемского кожуунов и г. Ак-Довурака.
Федеральной службой по труду и занятости квота по легализации трудовых отношений установлена в количестве 15000 человек, из них выполнено на 31 декабря 2015 г. 5216 человек, что составило 34,8 процента контрольного показателя.
По данным ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва,начисление на легализованных работников за период с 1 декабря 2014 года по 1 сентября 2015 года составило 8,1 млн. рублей. Данные за 4 квартал 2015 г. актуализируются и обрабатываются.
Республика Тыва в рейтинге субъектов Российской Федерации по легализации трудовых отношений в 2015 году заняла 45 место и по Сибирскому федеральному округу - 6 место.
V. Выводы и предложения по улучшению ситуации на рынке труда
Основными проблемами на рынке труда республики являются несоответствие спроса и предложения, где в сельской местности востребованы специалисты с медицинским и педагогическим образованием, а в числе зарегистрированных безработных, проживающих в кожуунах республики, отсутствуют граждане, соответствующие по профильному образованию имеющейся в кожууне вакансии.
В случае переезда специалиста отсутствие муниципального жилья.
Другой причиной отсутствия специалистов в сельской местности является миграция граждан в поисках работы в г. Кызыл. Поэтому для привлечения специалистов в сельскую местность необходимо дополнить постановление Правительства Республики Тыва от 10 апреля 2013 г. N 203 показателем оценки эффективности деятельности председателя администрации муниципального образования - "привлечение и трудоустройство выпускников образовательных организаций в муниципальное образование".
В г. Кызыле требуются работники в строительную, дорожную отрасли и сферу предоставления коммунальных услуг, но анализ образовательного состава безработных граждан, зарегистрированных на рынке труда, показывает отсутствие и нехватку на рынке труда каменщиков, сантехников, электриков, бульдозеристов, маркшейдеров и др.
Необходимо создавать положительный имидж рабочих профессий. В связи с этим Министерству образования и науки Республики Тыва при формировании контрольных цифр приема абитуриентов в организации высшего профессионального образования и среднего профессионального образования следует включать специальности, наиболее востребованные на рынке труда, и специальности, на которые привлекают иностранных работников. Отраслевым министерствам необходимо на системной основе проводить конкурсы профессионального мастерства для поднятия престижа рабочих профессий и ротации кадров.
В настоящее время ситуация на молодежном рынке труда республики является сложной. Среди официально зарегистрированных безработных каждый третий в возрасте до 29 лет. Безработица молодежи является одной из серьезных проблем. Для решения данной проблемы необходимо проводить ротацию кадров. В связи с превышением на рынке труда специалистов с экономическим образованием вести целенаправленную работу по вовлечению молодежи с экономическим образованием в предпринимательскую деятельность.
В связи с отсутствием опыта работы выпускники образовательных организаций наиболее остро ощущают проблему трудоустройства, поэтому в организациях и предприятиях необходимо закреплять наставника за трудоустроенным выпускником, чтобы проводить ротацию кадров при уходе с работы пожилых работников.
Для улучшения ситуации на рынке труда республики необходимо уделять огромное внимание проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на прогноз востребованных профессий на рынке труда республики. Организациям любых сфер деятельности и форм собственности необходимо проводить стажировки для молодых специалистов и формировать кадровый резерв из числа выпускников как элемента плановой ротации кадров.
Одним из проблемных вопросов рынка труда является реализация статьи 7.2. Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в соответствии с которой органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании общественных и временных работ. Правительством Республики Тыва четко устанавливаются задачи о привлечении безработных граждан на сакманные работы, благоустройство населенных пунктов, весенне-полевые работы, уничтожение дикорастущей конопли, заготовку кормов, но на селе основными работодателями являются органы местного самоуправления. При выполнении условий законодательства о занятости, Трудового кодекса Российской Федерации данные мероприятия могут быть даже эффективными.
В 2016 году в рамках приоритетных направлений деятельности Министерства труда и социальной политики Республики Тыва будут решаться следующие задачи: легализация неформальной занятости и трудоустройство местного населения на строительные объекты, повышение конкурентоспособности путем переобучения на востребованные профессии, организация тесного взаимодействия с работодателями по предоставлению вакансий в центры занятости населения.
Работа по легализации неформальной занятости показала, что работодатели в коммерческих структурах, строительной и дорожной отраслях не оформляют трудовые договоры с работниками, что приводит к нелегальной занятости и недополучению в бюджет республики подоходного налога за каждого неоформленного работника. Всего, по данным Тывастата, в 2015 году нелегально работали 31252 работника, что к 2014 году составило 122,6 процента. Поэтому Министерство труда и социальной политики Республики Тыва совместно с Государственной инспекцией труда в Республике Тыва проводит совместные проверки работодателей на предмет соблюдения трудового законодательства.
Но основным фактором улучшения ситуации на рынке труда республики является создание новых рабочих мест в отраслях экономики, в том числе через поддержку работодателей, которые могут создать значительное количество рабочих мест, создание новых производств по изготовлению строительных материалов, для обеспечения занятости в сельской местности открытие производств в сельской местности, поддержку предпринимательской инициативы у молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 17 июня 2016 г. N 263 "О Государственном докладе о ситуации на рынке труда Республики Тыва в 2015 году"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Республики Тыва (GOV.TUVA.RU) 18 июня 2016 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 июня 2016 г. N 1700201606220001