В целях повышения эффективности работы муниципальных межведомственных комиссий по выявлению и снижению неформальной занятости, а также выполнения контрольных показателей по легализации неформальных трудовых отношений приказываю:
1. Утвердить Типовой порядок работы межведомственных муниципальных комиссий по выявлению и снижению неформальной занятости в муниципальном образовании.
2. Отделу организационного, правового, кадрового обеспечения направить ознакомить с настоящим приказом директоров центров занятости населения и направить в администрации муниципальных образований Республики Тыва.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра А.К-Х. Увангура.
Министр труда и социальной политики Республики Тыва |
Л.Ш. Тас-оол |
Типовой порядок работы межведомственных муниципальных комиссий по выявлению и снижению неформальной занятости в муниципальном образовании
(утв. Приказом Минтруда Республики Тыва от 13 февраля 2018 г. N 78)
I. Общие положения
Межведомственная муниципальная комиссия по выявлению и снижению неформальной занятости (далее - комиссия) является органом, координирующим взаимодействие администрации муниципального образования с территориальными подразделениями органов исполнительной власти, предприятиями и организациями по реализации мер, направленных на легализацию неформальной (теневой) занятости, увеличению поступлений страховых взносов во внебюджетные фонды Республики Тыва и повышение эффективности работы по взысканию задолженности по платежам в бюджеты.
1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Республики Тыва, Уставом муниципального образования, а также настоящим Положением.
1.3. В состав комиссий включаются (по согласованию) представители территориальных органов: Отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (далее - ФСС), Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва (далее - ПОР), Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва (далее - ФНС), Государственной инспекции труда в Республике Тыва (далее - ГИТ), Управления Федеральной миграционной службы по Республике Тыва, общественных организаций, прокуратуры, правоохранительных и других.
2. Основные задачи и функции комиссии
2.1. Основными задачами комиссий являются выявление случаев неформальной занятости населения - т.е. случаев, когда работа осуществляется без оформления должным образом трудовых отношений между работодателем и работником через информацию, полученную от заинтересованных лиц - граждан, работающих не официально, и осознающих последствия отсутствия "социального пакета", а также внутренних источников - анализ отчетности, представляемой работодателями в ПФР, ФСС и ФНС.
Формирование рабочих групп для проведения рейдовых мероприятий на территории муниципального образования для выявления случаев неформальной занятости в соответствии с утвержденным графиком рейдовых проверок.
2.2 Информирование органов, наделенных контрольно-надзорными полномочиями и функциями, для принятия оперативных мер по устранению выявленных нарушений в сфере легализации неформальной (теневой) занятости и обеспечению поступления доходов в местный бюджет.
2.3. Решение вопросов полноты выплаты заработной платы в организациях всех организационно-правовых форм и форм собственности на территории муниципального образования.
2.4. Побуждение работодателей всех форм собственности декларировать реально выплачиваемую работникам заработную плату, соответствующую показателям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и среднеотраслевому уровню оплаты труда с учетом социально-экономического развития муниципального образования, но не ниже прожиточного минимума.
2.5. Обеспечение координации и взаимодействия представителей администрации муниципального образования с предприятиями и организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности.
2.6. Обеспечение координации работы по погашению задолженности по налоговым и иным сборам и платежам в местный бюджет.
2.7. Разработка предложений и рекомендаций по эффективному выявлению случаев неформальной занятости, легализации выявленных работников и вопросов, направленных на пополнение доходной части местного бюджета, и внесение их в установленном порядке на рассмотрение главе муниципального образования.
3. Права и обязанности комиссии
Комиссия для выполнения возложенных на нее функций имеет право:
3.1. Вносить в установленном порядке предложения главе муниципального образования, территориальным подразделениям федеральных органов исполнительной власти по реализации мероприятий, направленных на легализацию скрытой заработной платы и пополнению доходной части местного бюджета за счет налоговых и иных сборов и поступлений.
3.2. В установленном порядке образовывать рабочие группы для проведения рейдовых мероприятий для выявления случаев неформальной занятости, привлекать в установленном порядке для участия в деятельности рабочих групп представителей правоохранительных органов, государственных и общественных организаций.
3.3. Приглашать на заседания комиссии руководителей организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для рассмотрения вопросов, относящихся к ведению комиссии.
3.4. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений администрации района, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, территориальных подразделений федеральных органов информацию, необходимую для работы комиссии.
3.5. Получать информацию об устранении выявленных нарушений в части законодательства об оплате труда от организаций, в которых проводились обследования контрольно-надзорными органами, а также от руководителей, которые заслушивались на заседании комиссии.
4. Организация деятельности комиссии
4.2. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю. Дату, время, место проведения заседания комиссии, повестку дня ее заседания определяет председатель комиссии либо его заместитель.
4.3. В случае если член комиссии по какой-либо причине не может присутствовать на ее заседании, он обязан известить об этом секретаря комиссии. Член комиссии, отсутствующий на заседании комиссии, может представить свое мнение по вопросам повестки дня заседания комиссии в письменной форме, которое оглашается на заседании комиссии и приобщается к протоколу ее заседания.
4.4. При необходимости на заседания комиссии могут быть приглашены должностные лица администрации муниципального образования и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представители контролирующих, правоохранительных и надзорных органов, общественных и иных организаций, эксперты и специалисты.
4.6. Решения комиссии принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов от числа членов комиссии, присутствующих на ее заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.
4.7. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются присутствующими на заседании комиссии.
4.8. Для более эффективного выявления случаев неформальной занятости в муниципальном образовании комиссия на постоянной основе проводит мониторинг сфер по видам экономической деятельности: торговли, транспорта, строительства, сельское хозяйств, услуг (парикмахерских, салонов красоты, стоматологических кабинетов, ателье, станций техосмотра, салонов сотовой связи и др.) и других сфер, подверженных неформальной занятости. Кроме того, комиссия проводит мониторинг арендаторов муниципального имущества и индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, получивших государственную поддержку.
Работа комиссий основана на взаимодействии с:
ФНС, которая формирует и направляет:
- списки налогоплательщиков ЕНВД, имеющих более одного места осуществления деятельности по территориальной принадлежности, не перечисляющих НДФЛ;
- списки обособленных подразделений, не представляющих справки по форме 2-НДФЛ, и (или) не перечисляющих НДФЛ;
- анализ полноты представления справок о доходах по форме 2-НДФЛ предпринимателям, у которых зарегистрировано более 2 кассовых аппаратов по различным адресам торговли или которыми представлены справки по форме 2- НДФЛ в количестве меньшем, чем зарегистрировано кассовых аппаратов;
- списки физических лиц, имеющих более 2-х грузовых автомобилей, и в отношении которых, в ФНС отсутствует налоговая отчетность и (или) сведения о доходах за предшествующий год;
- списки работодателей, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в сфере строительства, имеющих значительные доходы от реализации и не предоставляющих сведения о доходах на своих работников;
- списки работодателей, выплачивающих заработную плату в аналогичном периоде предшествующего года ниже величины МРОТ и прожиточного минимума по региону.
ПФР, который направляет:
- списки страхователей предоставляющих нулевую отчетность;
- списки страхователей оплативших страховые взносы, но не представивших отчетность в ПФР;
- список страхователей предоставивших справки по форме 2-НДФЛ в ФНС и не предоставивших отчетность в ПФР;
- информацию о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или МРОТ.
ФСС, который формирует и направляет:
- списки страхователей, представляющих отчетность с нулевой численностью работающих по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование и выплачивающих заработную плату ниже величины МРОТ и прожиточного минимума по региону (форма 4-ФСС).
Комиссии представляют:
в ФНС результаты отработки полученных сведений, в целях оценки дополнительных поступлений в местные бюджеты, сведения в отношении работодателей (налоговых агентов) и физических лиц, которыми (либо в отношении которых) предоставляется информация об отсутствии доходов или предоставляются недостоверные данные;
в ПФР результаты отработки полученных сведений, в целях оценки поступлений страховых взносов;
в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва:
1) информацию, для осуществления ежедекадного мониторинга по форме 1;
2) списки трудоустроенных граждан с персональными данными по форме 2 (по защищенным каналам связи).
Форма 1
по состоянию на ________________________________________________
Ф.И.О. исполнителя и телефон ___________________________________
_____________________________________________________________________
N п/п |
МО |
Количество выявленных в течение прошедшей декады работников, с которыми не заключены трудовые договоры |
Количество выявленных работников, с которыми не заключены трудовые договоры - всего |
Количество работников из числа, указанных в графе 3, с которыми в течение прошедшей декады заключены трудовые договоры |
Количество работников из числа, указанных в графе 3.1, с которыми заключены трудовые договоры - всего |
Количество работников из числа, указанных в графе 4.1, которые продолжают осуществлять трудовую деятельность на основании заключенных трудовых договоров на дату предоставления отчетности |
Количество работников из числа, указанных в графе 4.1, которые уволены на дату составления отчет |
1 |
2 |
3 |
3.1 |
4 |
4.1 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: Значения граф 3 и 4 заполняются за декаду. Значения граф 3.1 и 4.1 заполняются с нарастающим итогом (с начала первого предоставления отчета). Значения графы 4.1 заполняется с нарастающим итогом (должно равняться сумме значений граф 5 и 6).
Форма 2
(утверждена Рострудом и ПФ России)
период: с _________________________ по _________________________
Ф.И.О. исполнителя и телефон ___________________________________
_____________________________________________________________________
N п/п |
Наименование муниципального образования |
Информация о работодателе |
Информация о работнике |
Информация о трудовом договоре |
Информация Отделения ПФР о факте наличия стажа работы застрахованного лица |
Информация Отделения ПФР о факте начисления страховых взносов |
|||||||
Наименование |
ИНН |
КПП |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Дата рождения (ДД.ММ.ГГ) |
СНИЛС |
Дата заключения трудов договора (дата регистрации в качестве ИП в регистрирующем (налоговом) органе. (ДД.ММ.ГГ) |
Срок, на который заключен трудовой договор, (ДД.ММ.ГГ. бессрочно) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Алгоритм действий комиссий и перечень документов, необходимых для проведения внеплановых проверок ГИТ
5.1. При подготовке заседания комиссии необходимо, на основании имеющихся в распоряжении комиссии данных Фонда социального страхования, Пенсионного фонда, сведений поступивших непосредственно в комиссию по результатам проведенных обследований и мониторингов деятельности субъектов хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, иных данных, оценить соответствие установленным требованиям в части оформления трудовых отношений и выплаты заработной платы в размере не менее МРОТ рассматриваемых хозяйствующих субъектов.
5.2. При наличии достаточных данных, указывающих на нарушение требований трудового законодательства в части не оформления трудовых отношений, а именно, наличие работников, данные о которых не содержатся в отчетности, представляемой работодателем в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, налоговую службу, фактическое выявление работников, трудовые отношения с которыми не оформлены в ходе обследований и мониторингов, а так же иных данных, указывающих на не заключение трудовых договоров с работниками, выплату заработной платы в размере менее МРОТ (на основании данных Фонда социального страхования и Пенсионного фонда) обеспечить рассмотрение деятельности данных хозяйствующих субъектов на заседании комиссии.
5.3. При рассмотрении хозяйствующих субъектов необходимо их заблаговременное уведомление о дате заседания комиссии. Заседание комиссии проводить с участием заинтересованных лиц.
5.4. В случае если при проведении заседания комиссии в действиях хозяйствующего субъекта будут усматриваться факты нарушения установленных требований в части легализации трудовых отношений, в рамках работы комиссии, с целью представления работодателям возможности самостоятельного устранения нарушений, возможно установление разумного срока (по усмотрению комиссии) для устранения нарушений и представления в комиссии соответствующих подтверждающих документов.
5.5. В случае неоднократной неявки хозяйствующего субъекта для рассмотрения деятельности на комиссии необходимо направить информацию о допущенных нарушениях для принятия мер реагирования в Государственную инспекцию труда в Республике Тыва, органы прокуратуры по месту нахождения. При этом, информация должна содержать конкретные сведения о допущенных нарушениях (привлечение работников, при наличии возможности с указанием Ф.И.О. без оформления трудовых отношений, выплата заработной платы менее МРОТ). Информация, не содержащая сведений о конкретном нарушении, а именно привлечении работников без оформления трудовых отношений и выплаты заработной платы менее МРОТ в соответствии с действующим законодательством не может являться основанием для проведения внеплановой проверки Государственной инспекцией труда в Республике Тыва.
5.6. Не подведомственно Государственной инспекции труда в Республике Тыва рассмотрение деятельности физическими лицами, в т. ч. с привлечением наемных работников, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (образования юридического лица), рассмотрение указанных вопросов возможно в рамках полномочий Федеральной налоговой службы, а также органов внутренних дел.
5.6. В целях эффективной работы комиссий по снижению неформальной занятости рекомендуется применение следующих методик:
5.6.1. Легализация "неформальной" занятости по объектам нестационарной торговли и торговым местам на розничных и оптовых рынках:
1. направляется письменный запрос руководителю (собственнику) рынка с просьбой предоставления в Администрацию муниципального образования информации об организациях и ИП, которым предоставлены торговые места и о количестве мест;
2. работа комиссий с предоставленными списками, сверка с полученными списками от ФНС, ПФР и ФСС;
3. при отсутствии в указанных списках информации о количестве работников у организаций и ИП формирование запроса в ФСС для уточнения численности работников, задекларированных в форме 4-ФСС;
4. после получения информации от ФСС, в случае, если у одного ИП более одного торгового места и торговые места находятся не рядом (то есть исключаем возможность работы самого ИП на нескольких торговых точках одновременно), а по данным ФСС показана нулевая численность или 1 работник, организация выездной проверки с целью проверки наличия продавцов;
5. после выявления организаций и ИП у которых есть продавцы, работающие неофициально, в их адрес направляется письменное требование об их официальном трудоустройстве и предоставлении в течение 1 месяца с момента получения уведомления доказательств о трудоустройстве (трудовой контракт, приказ, штатное расписание);
6. в случае отказа от выполнения данных требований сведения о таких ИП и организациях передаются в ГИТ в Республике Тыва.
7. при получении очередной информации из ПФР, ФСС, если опять по выявленным предпринимателям и организациям будет информация о нулевой численности, то информация о них передается в ГИТ в Республике Тыва.
5.6.2. Методика легализации по спискам страхователей, сдавших форму 4-ФСС с нулевой численностью.
Данный вид работы предполагает проведение сравнительного анализа списков, полученных от ФСС за два периода (например, 1 квартал и 6 месяцев; 6 месяцев и 9 месяцев и т.д.).
В ходе обработки и сравнения сведений:
1. выявляются организаций и ИП подавшие форму 4-ФСС с нулевой численностью за первое полугодие, отличных от списка за 1 квартал;
2. в адрес вновь выявленных организаций и ИП по спискам:
2.1) направляются письменные запросы с просьбой предоставить пояснении по предоставлению формы 4-ФСС с нулевой численностью;
2.2) после получения пояснений уточняется численность трудоустроенных, которая по тем или иным причинам не была отражена в полугодовом отчете 4-ФСС (например, организация является вновь созданной и на момент сдачи отчетности трудоустроенных работников еще не было, но они есть на момент ответа на запрос);
2.3) в случае неполучения ответа на запрос администрации организации и ИП, не давшие пояснения, после повторного сравнения списков за последующие периоды и повторения факта сдачи нулевой отчетности, приглашаются на заседание комиссии;
2.4) в случае отказа от выполнения данных требований, сведения о таких организациях и ИП передаются в ГИТ в Республике Тыва.
3) в случае отсутствия в списках за полугодие тех организаций и ИП, которые были в квартальной отчетности:
3.1) формируется запрос в ФСС для уточнения численности по ним;
3.2) ответ от ФСС обрабатываться и выявленное количество трудоустроенных включается в ежедекадный мониторинг (Форма 1);
3.3) если организация или ИП по данным ФСС не предоставил отчетности за полугодие, то в его адрес направляется запрос администрации с просьбой дать пояснения о причинах не сдачи отчетности в ФСС.;
3.4) после получения ответа на запрос принимается решение о приглашении организации или ИП на заседание комиссии;
3.5) в случае отказа от выполнения данных требований сведения о них передаются в ГИТ в Республике Тыва.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 13 февраля 2018 г. N 78 "Об утверждении Типового порядка работы межведомственных муниципальных комиссий по выявлению и снижению неформальной занятости в муниципальном образовании"
Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования
Текст приказа официально опубликован не был