1. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое соглашение между Министерством здравоохранения Удмуртской республики и Удмуртской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения РФ на 2015 - 2017 годы (далее - Соглашение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.96 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Законом Российской Федерации от 19.04.91 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Указом Главы Удмуртской Республики от 19.02.15 г. N 38 "О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзных организаций в Удмуртской Республике" и другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Удмуртской Республики, направленными на обеспечение социальной защиты работников здравоохранения.
1.2. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на отраслевом уровне социального партнерства в пределах их компетенции.
Соглашение содержит взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, режимов труда и отдыха, содействия занятости, повышения квалификации работников, условий и охраны труда, мер социальной поддержки, гарантий и компенсаций, в т.ч. молодых работников и учащейся молодежи, развития социального партнерства, обеспечения гарантий прав Профсоюза, создания условий для осуществления деятельности выборных органов первичных профсоюзных организаций.
1.3. Сторонами Соглашения являются:
- работники медицинских и фармацевтических организаций здравоохранения Удмуртской Республики, санаториев (далее - работники), интересы которых представляет Удмуртская республиканская организация профсоюза работников здравоохранения РФ (далее - УРО ПРЗ РФ), действующая на основании Устава профсоюза работников здравоохранения РФ;
- работодатели медицинских и фармацевтических организаций здравоохранения Удмуртской Республики, санаториев (далее работодатели), интересы которых представляет Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (далее - МЗ УР), действующее на основании Положения о Министерстве здравоохранения Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03.03.03 г. N 150.
1.4. Соглашение распространяется на всех работников и работодателей медицинских и фармацевтических организаций здравоохранения УР, санаториев (далее - организации здравоохранения УР) от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном действующим трудовым законодательством, и служит основой при заключении коллективных и трудовых договоров.
1.5. Представители сторон Соглашения оказывают содействие работодателям и выборным органам первичных профсоюзных организаций УРО ПРЗ РФ при заключении коллективных договоров.
1.6. Положения Соглашения являются обязательными для выполнения и не ограничивают права работодателей в расширении социальных гарантий и мер социальной поддержки работникам при наличии собственных средств для их обеспечения.
1.7. Обязательства и гарантии Соглашения не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников организаций здравоохранения УР.
1.8. Стороны признают, что на переговорах по заключению коллективных договоров (соглашений) интересы работников организаций здравоохранения УР представляют и защищают соответствующие организации УРО ПРЗ РФ.
1.9. Для обеспечения прав и социальных гарантий студентов, которые не являются штатными работниками учебного заведения, заключается Соглашение между работодателем (учебным заведением) и профсоюзным комитетом студентов. Стороны рекомендуют работодателям считать это Соглашение приложением к коллективному договору, заключенному в учебном заведении.
1.10. Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить и (или) прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
1.11. В случае проведения реорганизационных мероприятий у одной из Сторон Соглашения права и обязанности Сторон переходят к их правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение в установленном законом порядке.
1.12. Законодательные и другие нормативные правовые акты, принятые в период действия настоящего Соглашения, улучшающие правовое и социально-экономическое положение работников, расширяют действие соответствующих пунктов настоящего Соглашения с момента вступления их в силу.
1.13. Стороны ежегодно разрабатывают план мероприятий по реализации Соглашения, осуществляют контроль за его выполнением, постоянно информируя друг друга о своих действиях, о направлениях деятельности, касающихся финансирования организаций здравоохранения УР, принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, социально-экономические и профессиональные интересы работников, предоставляют возможность присутствия представителей сторон Соглашения на заседаниях коллегии МЗ УР и Президиума (Пленума) Рескома УРО ПРЗ РФ при рассмотрении вопросов, предусмотренных Соглашением.
План мероприятий по реализации Соглашения является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
1.14. Проекты нормативных правовых актов, разрабатываемых законодательными и исполнительными органами власти Удмуртской Республики и затрагивающих социально-трудовые права работников отрасли здравоохранения, рассматриваются и принимаются с учетом мнения УРО ПРЗ РФ
1.15. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется сторонами Соглашения и их представителями. При проведении указанного контроля Стороны Соглашения ежегодно предоставляют друг другу полную, достоверную и своевременную информацию, касающуюся хода выполнения Соглашения.
1.16. Информация о выполнении настоящего Соглашения рассматривается ежегодно на совместном заседании коллегии МЗ УР и Президиума Рескома УРО ПРЗ РФ. Результаты рассмотрения доводятся до сведения организаций, участвующих в Соглашении и соответствующих профсоюзных органов.
1.17. Для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта Соглашения, изменений и дополнений к нему, заключения Соглашения, осуществления контроля за выполнением Соглашения создается постоянно действующая отраслевая комиссия (далее - отраслевая комиссия). Если в ходе коллективных переговоров сторонами Соглашения не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий.
1.18. Стороны Соглашения несут ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению Соглашения, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением Соглашения, нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных Соглашением, другие противоправные действия (бездействие) в соответствии с Федеральным законом.
1.19. В период действия настоящего Соглашения Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок разрешения коллективных трудовых споров, используют все возможности для устранения причин, которые могут повлечь возникновение конфликтов, с целью предупреждения применения трудовыми коллективами крайней меры их разрешения (забастовок).
2. Обязательства Сторон Соглашения и их представителей
Руководствуясь основными принципами социального партнерства, обязанностью работодателя по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, улучшения их социально-экономического положения, Стороны договорились:
2.1. Содействовать заключению коллективных договоров в организациях здравоохранения УР. Не допускать включения в коллективный договор условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, настоящим Соглашением.
2.2. Включать в состав рабочих групп МЗ УР по разработке нормативных правовых и иных актов, программ, относящихся к сфере социально-экономических и трудовых отношений, представителей УРО ПРЗ РФ.
2.3. Способствовать подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, в том числе в целях оптимизации работы организаций здравоохранения УР, отрасли, повышения качества оказания медицинских услуг, конкурентоспособности работников на рынке труда.
2.4. Принимать участие в организации, подготовке и проведении совместных семинаров по охране труда, оплате труда, трудовому и пенсионному законодательству, по вопросам социального и медицинского страхования.
2.5. Проводить конкурсы профессионального мастерства по профессиям "Лучшая медицинская сестра", "Лучший врач года", спартакиады, смотры художественной самодеятельности и т.п.
2.6. Учитывать мнение первичной профсоюзной организации, согласованное с УРО ПРЗ РФ при выдвижении руководителей организаций здравоохранения УР на присвоение государственных, региональных, ведомственных и отраслевых наград и почетных званий.
2.6.1. Утвердить совместную Почетную грамоту МЗ УР и УРО ПРЗ РФ в целях поощрения работников, добившихся значительных результатов повышения эффективности здравоохранения, принимающих активное участие в общественной жизни.
2.7. МЗ УР:
2.7.1. Обеспечивает своевременное финансирование подведомственных организаций здравоохранения УР в соответствии с объемом утвержденных бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и контролирует финансирование организаций здравоохранения из всех источников (включая внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности).
2.7.2. Учитывает мнение УРО ПРЗ РФ при внесении на рассмотрение Согласительной Комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС на территории Удмуртской Республики Проекта Тарифного Соглашения по оплате медицинских услуг в системе ОМС на предстоящий период по:
- объемам госзаказа для ЛПУ;
- функции врачебной должности врачей - специалистов;
- порядку регулирования вопросов финансирования медицинских учреждений в случае обоснованного перевыполнения плановых показателей государственного заказа.
2.7.3. Организует работу по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников в соответствии с действующим законодательством.
2.7.4. При проведении аттестации медицинских работников обеспечивает участие представителей УРО ПРЗ РФ в работе аттестационных комиссий.
2.7.5. Предоставляет УРО ПРЗ РФ по ее запросам информацию о численности, составе работников, размере средней заработной платы и иных показателей заработной платы по отдельным категориям работников, объеме задолженности по выплате заработной платы, показателях условий и охраны труда, планирования и проведения мероприятий по массовому увольнению работников, а также другую необходимую информацию.
2.7.6. Направляет в УРО ПРЗ РФ для получения мотивированного мнения проекты законов УР, нормативных правовых актов Правительства УР, МЗ УР, затрагивающих социально-трудовые права работников организаций здравоохранения УР.
2.7.7. Рассматривает письменные обращения УРО ПРЗ РФ в течение 15 календарных дней со дня регистрации, если иное не установлено по соглашению сторон.
2.8. УРО ПРЗ РФ:
2.8.1. Обеспечивает представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.
2.8.2. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
2.8.3. Обращается в органы законодательной и исполнительной власти с предложением о принятии нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим экономические, социально-трудовые, профессиональные права и интересы работников.
2.8.4. Оказывает работникам, первичным организациям профсоюза помощь в вопросах применения трудового законодательства, заключения коллективных договоров, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
2.8.5. Направляет своих представителей для участия в работе аттестационных комиссий при аттестации медицинских работников, в состав рабочих групп МЗ УР по разработке нормативных правовых и иных актов, программ, относящихся к сфере социально-экономических и трудовых отношений, при принятии годовых отчетов ЛПУ.
3. Развитие социального партнерства и участие профсоюзных органов в управлении организациями здравоохранения УР
3.1. В целях развития социального партнерства Стороны Соглашения:
3.1.1. Строят свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдают определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.
3.1.2. Обеспечивают участие представителей другой Стороны в работе своих руководящих органов при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией Соглашения, представляют другой стороне полную, достоверную и своевременную информацию о принимаемых решениях, затрагивающих социально-трудовые, экономические и профессиональные интересы работников.
3.1.3. Осуществляют урегулирование возникающих разногласий в ходе коллективных переговоров в порядке, установленном трудовым законодательством.
3.1.4. Проводят взаимные консультации, переговоры по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, по планам социально-экономического развития организаций здравоохранения УР, по вопросам реорганизации или ликвидации организаций здравоохранения УР, введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников.
3.1.5. Оказывают содействие в создании и обеспечении деятельности первичных организаций УРО ПРЗ РФ.
3.1.6. Оказывают содействие в развитии и совершенствовании системы социального партнерства в организациях здравоохранения УР.
3.1.7. Осуществляют систематический анализ и обобщение опыта заключенных коллективных договоров.
3.1.8. Предусматривают упрощенный порядок аттестации для отдельных категорий работников отрасли.
3.2. Принимают меры по снижению социальной напряженности в трудовых коллективах. В связи с этим Стороны договорились:
3.2.1. Прилагать совместные усилия для обеспечения объективности и широкой гласности в вопросах, касающихся порядка установления стимулирующих, компенсационных выплат, материальной помощи работникам.
3.2.2. Совместно добиваться повышения уровня жизни, оплаты труда и социальных гарантий, статуса профессии работников отрасли.
3.2.3. Совместно добиваться решения вопроса о выделении средств на санаторно-курортное оздоровление работников здравоохранения УР.
4. Трудовые отношения
4.1. Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, настоящим Соглашением, иными соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
4.2. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).
При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором, настоящим Соглашением.
4.3. Срочные трудовые договоры могут заключаться с работниками, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в соответствии со ст. 58, 59 ТК РФ.
4.4. Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм и условий оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мотивированного мнения первичных организаций УРО ПРЗ РФ в соответствии со ст. 372 ТК РФ. О введении новых норм и условий оплаты труда работники должны быть извещены письменно не позднее, чем за два месяца.
4.5. Увольнение руководителей, работников организаций здравоохранения УР, являющихся членами профсоюза работников здравоохранения РФ, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации УРО ПРЗ РФ в соответствии со статьей 373 ТК РФ.
При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации УРО ПРЗ РФ.
4.6. Необходимость подготовки и дополнительного профессионального образования работников, для собственных нужд работодатель определяет с учетом мнения выборного профсоюзного органа ПОП УРО ПРЗ РФ.
4.7. Работодатель обязан проводить:
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников и фармацевтических работников за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
Ежегодно работодатель составляет согласованный с выборным профсоюзным органом ПОП УРО ПРЗ РФ список лиц, подлежащих направлению на повышение квалификации в новом календарном году.
4.8. При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
4.9. Работодатели рассматривают ходатайства выборных профсоюзных органов ПОП УРО ПРЗ РФ о представлении работников - членов профсоюза в соответствии с утвержденными положениями к награждению ведомственными знаками отличия, почетными званиями и наградами Российской Федерации, Удмуртской Республики.
5. Рабочее время и время отдыха
5.1. Стороны при регулировании вопросов рабочего времени и времени отдыха договорились:
5.1.1. Работодатели организаций здравоохранения УР требуют от работников соблюдения правил внутреннего трудового распорядка и ведут учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником, в том числе сверхурочной работы.
5.1.2. Режим рабочего времени и времени отдыха в организациях здравоохранения УР устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности, утвержденными по согласованию с выборным органом ПОП УРО ПРЗ РФ в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, настоящим Соглашением, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя - трудовым договором.
5.1.3. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
5.1.4. Отдельным категориям работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными законами устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, в том числе:
- медицинским работникам в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности - на основании ст. 350 ТК РФ и Постановления Правительства РФ от 14.02.03 г. N 101;
- медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи - на основании ст. 15 ФЗ от 18.06.01 г. N 77-ФЗ и Приказа Минздрава России от 30.05.03 г. N 225;
- медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании психиатрической помощи - на основании ст. 22 ФЗ от 02.07.92 г. N 3185-1, постановления Правительства РФ от 14.02.03 г. N 101;
- медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека - на основании ст. 22 ФЗ от 30.03.95 г. N 38-ФЗ, постановления Правительства РФ от 14.02.03 г. N 101;
- женщинам, работающим в сельской местности, в соответствии с постановлением ВС РСФСР от 01.11.90 г. N 298/3-I, в других случаях, установленных действующим законодательством.
5.1.5. Сокращенная продолжительность рабочего времени для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, составляет не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании настоящего Соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
На основании настоящего Соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, указанная продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены настоящим Соглашением и коллективными договорами.
Порядок, размер и условия увеличения продолжительности рабочего времени до 40 часов в неделю аналогичны порядку, размеру и условиям привлечения к сверхурочной работе.
Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) в этом случае может быть увеличена :
- при 30 часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов;
- при 36 часовой рабочей неделе - до 12 часов;
- при 38,5 часовой рабочей неделе - до 24 часов;
- при 39 часовой рабочей неделе - до 24 часов.
5.1.6. В бюджетных учреждениях здравоохранения УР устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.
5.1.7. Когда по условиям работы в организации не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 104 ТК РФ).
5.1.8. Для отдельных категорий работников должны учитываться особенности режима рабочего времени, установленные нормативными актами:
- приказом Минздрава России от 02.04.14 г. N 148н (при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурства на дому);
- приказом Минтранса России от 20.08.04 г. N 15 (при установлении режима рабочего времени и времени отдыха водителей);
- в других случаях, установленных действующим законодательством.
5.2. Ежегодные основные оплачиваемые отпуска продолжительностью 28 календарных дней предоставляются работникам в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам:
- занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,
- за особый характер работы,
- за ненормированный рабочий день,
- за стаж непрерывной работы работникам здравоохранения, которые предусмотрены в действующих законодательных актах, либо локальных нормативных актах.
При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
5.2.1. Работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска этой категории работников составляет 7 календарных дней.
Для отдельной категории работников продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска должна быть не менее установленного законодательными и иными нормативными актами:
- Закона РФ от 02.07.92 г. N 3185-1;
- Федерального Закона от 30.03.95 г. N 38-ФЗ;
- Федерального Закона от 18.06.01 г. N 77-ФЗ;
- Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 г. N 298/П-22;
- Постановления Минтруда РФ от 08.07.93 г. N 133;
- Постановления Правительства РФ от 06.06.13 г. N 482;
- Приказа Минздрава России от 30.05.03 г. N 225.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании настоящего Соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
До момента проведения специальной оценки условий труда действует прежний порядок предоставления дополнительных отпусков, предусмотренный коллективными договорами.
5.2.2. На основании настоящего Соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, установленного по результатам специальной оценки условий труда, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска (7 календарных дней), может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в следующем порядке, размерах и на условиях, которые установлены настоящим Соглашением и коллективными договорами.
Денежная компенсация взамен отпуска предоставляется работнику по соглашению сторон трудового договора на основании личного заявления работника.
При достижении соглашения сторон работодатель издает приказ о замене ему части отпуска денежной компенсацией. С данным приказом работник должен быть ознакомлен под роспись не позднее, чем за две недели до его начала.
Сведения о замене части отпуска денежной компенсацией вносятся в график отпусков и в личную карточку работника (унифицированная форма N Т-2) в раздел VIII "Отпуск".
Размер денежной компенсации определяется в порядке, предусмотренном ст. 139 ТК РФ для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск.
5.3. Организации с учетом своих финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.
5.4. Руководители организаций здравоохранения УР работают на условиях ненормированного рабочего дня.
5.5. Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа ПОП УРО ПРЗ РФ не позднее, чем за две недели до наступления календарного года.
График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее, чем за две недели до его начала.
5.6. По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части, при этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
5.7. Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
5.8. Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также случаев, предусмотренных п. 5.2.1 настоящего Соглашения).
6. Обязательства в области создания здоровых и безопасных условий труда
6.1. Стороны обязуются:
6.1.1. Контролировать выполнение работодателями трудового законодательства, правил и норм охраны труда.
6.1.2. Оказывать правовую и методическую помощь подведомственным организациям здравоохранения УР в вопросах организации работы по охране труда и обеспечивать координацию их деятельности в этой области.
6.1.3. Координировать работу организаций здравоохранения УР по обеспечению мероприятий для назначения пенсий по возрасту на льготных условиях на рабочих местах по работам, указанным в п.п.1-18 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.01 г. N 173-ФЗ, в рамках реализации п. 4 ст. 15 ФЗ от 28.12.13 г. N 421-ФЗ. С этой целью осуществлять:
- проверку полноты и правильности составления списков работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение на указанных работах;
- мониторирование ситуации по уплате работодателями по установленным тарифам дополнительных взносов в ПФР с выплат работников, имеющих право на досрочную пенсию;
- рассмотрение обращений работников, по вопросам проведения специальной оценки условий труда.
6.1.4. Проводить совместные мероприятия (совещания, семинары и т.п.) по охране труда, заседания рабочих комиссий по рассмотрению конкретных вопросов и другие мероприятия, направленные на улучшение условий труда.
6.1.5. Продолжить взаимодействие с Государственной инспекцией труда в УР, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в области охраны труда, ГУ регионального отделения ФСС РФ по УР в целях расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6.1.6. Участвовать в разработке региональных и ведомственных целевых программ улучшения условий и охраны труда.
6.1.7. Осуществлять анализ производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности в организациях здравоохранения УР, разработку и контроль мероприятий по их выполнению.
6.1.8. Оказывать помощь в организации обучения специалистов по охране труда и уполномоченных по охране труда ПОП УРО ПРЗ РФ. Содействовать в организации дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) по соответствующим направлениям специалистов по охране труда.
Обмениваться информацией, методическими пособиями и рекомендациями в области охраны труда.
6.1.9. Сотрудничать в области популяризации вопросов охраны труда среди работников отрасли и повышения статуса специалистов по охране труда и уполномоченных по охране труда.
6.2. МЗ УР:
6.2.1. Обеспечивает комплекс мер по реализации решений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти УР и проведение единой государственной политики в области охраны труда.
6.2.2. Осуществляет анализ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в отрасли, разработку и контроль за выполнением мероприятий по их предупреждению.
6.2.3. Ежегодно рассматривает на Коллегии МЗ УР с приглашением представителей УРО ПРЗ РФ состояние охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, заболеваемости с ВУТ в отрасли.
6.2.4. Организует отраслевые совещания по вопросам охраны труда, оказывает методическую помощь в организации обучения и повышения квалификации специалистов по охране труда, руководителей организаций здравоохранения УР, уполномоченных по охране труда.
6.2.5. Разрабатывает на основании анализа производственного травматизма и годовой отчетности организации работы по охране труда мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Разрабатывает меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда.
6.2.6. Содействует финансированию и проведению специальной оценки условий труда в подведомственных организациях здравоохранения УР.
6.3. УРО ПРЗ РФ:
6.3.1. Содействует МЗ УР, работодателям в реализации настоящего Соглашения, в работе по улучшению условий труда и охраны труда, созданию работникам организаций здравоохранения УР здоровых и безопасных условий труда в соответствии с действующим законодательством.
6.3.2. Осуществляет через техническую инспекцию труда, уполномоченных лиц по охране труда общественный контроль за состоянием условий и охраны труда, выполнением условий коллективных договоров, мероприятий по охране труда, участвует в работе комиссий.
6.3.3. Рассматривает вопросы состояния условий и охраны труда на Пленумах, Президиумах Рескома УРО ПРЗ РФ.
6.3.4. Оказывает необходимую консультативную помощь работникам и ПОП УРО ПРЗ РФ по вопросам охраны труда.
6.4. МЗ УР и УРО ПРЗ РФ рекомендуют работодателям осуществлять:
- введение должности специалиста по охране труда либо создание службы охраны труда в организациях с численностью работников более 50 человек;
- создание комитетов (комиссий) по охране труда с участием представителей выборного органа ПОП УРО ПРЗ РФ;
- финансирование мероприятий по охране труда, включение плана мероприятий по улучшению условий труда в коллективные договора;
- создание кабинетов или уголков по охране труда;
- разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа ПОП УРО ПРЗ РФ;
- проведение инструктажей по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обязательную стажировку на рабочем месте лиц, поступающих на работу с вредными условиями труда;
- обеспечение нормативными правовыми актами по охране труда;
- создание условий труда на каждом рабочем месте, соответствующих требованиям охраны труда;
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, настоящим Соглашением;
- организацию и проведение производственного контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- проведение специальной оценки условий труда в сроки, установленные законодательством, но не реже 1 раз в 5 лет;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им гарантиях и компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- приобретение за счет собственных средств и выдачу в соответствии с установленными нормами сертифицированной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- контроль за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- организацию и проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров в соответствии с медицинскими рекомендациями и по просьбе работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
- приобретение за счет собственных средств и выдачу в соответствии с установленными нормами молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников;
- укомплектование аптечками для оказания первой помощи, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
- беспрепятственный допуск представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- предоставление органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- выполнение требований (представлений) органов общественного контроля об устранении выявленных нарушений в установленные в требованиях (представлениях) сроки;
- обеспечение уполномоченных (доверенных) лиц и членов комитета (комиссий) по охране труда правилами, инструкциями, другими нормативными документами по охране труда;
- предоставление уполномоченным (доверенным) лицам ПОП УРО ПРЗ РФ по охране труда, внештатным техническим инспекторам УРО ПРЗ РФ для исполнения возложенных на них функций по обеспечению общественного контроля за состоянием условий и охраны труда в течение рабочей смены свободное время в размере, определенном в коллективном договоре;
- обеспечение гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда в соответствии со ст. 220 ТК РФ.
7. Обязательства в области оплаты труда
7.1. Стороны признают приоритетными направлениями в системе оплаты труда:
- достижение целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.12 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и средней заработной платы в Удмуртской Республике;
- мероприятия по совершенствованию и реализации в организациях здравоохранения УР систем оплаты труда на основе "эффективного контракта" с работниками в зависимости от результатов и качества их труда с учетом обеспечения гарантий в сфере оплаты труда, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий персонал и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда организации здравоохранения УР - не более 40%;
- принятие мер по увеличению гарантированной части оплаты труда работников не ниже 60%;
- проведение переговоров с Правительством Удмуртской Республики по увеличению минимальных окладов по профессиональным квалификационным группам до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения;
- повышение оплаты труда иных категорий работников, непоименованных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.12 г. N 597.
7.2. Стороны договорились:
7.2.1. Обеспечить систематический контроль за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы работникам организаций здравоохранения УР, соблюдением действующих нормативных правовых актов, гарантирующих:
- сохранение уровня заработной платы работникам не ниже установленной до введения новых систем оплаты труда;
- месячную заработную плату работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне.
В случае установления в Удмуртской Республике трехсторонним региональным соглашением в порядке, установленном ст. 133.1 ТК РФ, более высокого уровня минимальной заработной платы, работодателями, заключившими указанное соглашение или присоединившимися к нему, должен применяться минимальный размер заработной платы, установленный в Удмуртской Республике.
7.2.2. О совместном проведении мониторинга систем оплаты труда в организациях здравоохранения УР, включая размеры заработной платы работников, соотношение постоянной и переменной величин в структуре заработной платы, соотношения в оплате труда руководителей, специалистов и других работников. Конкретные показатели мониторинга, порядок и сроки его представления определяются сторонами.
7.2.3. Решать в порядке исключения вопросы восстановления стажа непрерывной работы, дающего право на получение выплаты стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы, для работников организаций здравоохранения УР на основании совместного ходатайства руководителя организации и выборного органа ПОП УРО ПРЗ РФ и наличия уважительных причин.
7.3. Стороны считают необходимым:
7.3.1. Обеспечение зависимости заработной платы работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером при:
- формировании фиксированных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, не допуская установления различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, повышающих коэффициентов к ним либо диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую трудовую функцию;
- определении размеров и условий выплат стимулирующего характера (в том числе размеров премий) на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями, для всех категорий работников организаций здравоохранения УР.
7.3.2. При разработке в организациях здравоохранения УР показателей и критериев эффективности работы учитывать следующие основные принципы:
- размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда (принцип объективности);
- работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда (принцип предсказуемости);
- вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результате деятельности организации (принцип адекватности);
- вознаграждение должно следовать за достижением результатов (принцип своевременности);
- правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику (принцип прозрачности).
7.3.3. Работодатели при установлении и реализации систем оплаты труда должны исходить из следующего:
7.3.4. Система оплаты труда работников организаций здравоохранения УР, включающая размеры окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается коллективными договорами, локальными нормативными актами с учетом мнения выборного органа ПОП УРО ПРЗ РФ в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.08.10 г. N 264, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27.10.14 г. N 403 (с последующими изменениями и дополнениями), Рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2010 г. N 264 утратило силу с 1 января 2016 года
См. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 2 ноября 2015 г. N 501 "Об утверждении Положения об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики"
7.3.5. Утверждение Положения о премировании и материальном стимулировании работников, Положения об оплате труда работников, в том числе в части оказания платных услуг, производится в обязательном порядке по согласованию с профсоюзным комитетом ПОП УРО ПРЗ РФ.
7.3.6. Создание условий для оплаты труда на основе "эффективного контракта" с работниками в зависимости от результатов и качества их труда, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений, повышения качества оказываемых услуг.
7.4. Работодатели обеспечивают:
7.4.1. Формирование структуры заработной платы работников, исходя из норм ТК РФ, в том числе об установлении должностных окладов работников с учетом отнесения должностей (профессий) к профессиональным квалификационным группам.
7.4.2. Установление размеров окладов (должностных окладов) работников на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Фиксированный размер оклада (должностного оклада), установленный работнику за выполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности, квалификации за установленную норму труда, предусматривается в трудовом договоре с работником.
7.4.3. Оплату труда работников за выполнение платных услуг на основании соответствующего Положения об оплате труда, включенного в коллективный договор.
7.4.4. Заключение (оформление) с работниками трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам), которые предусматривают такие обязательные условия оплаты труда, как:
7.4.4.1. Размер оклада (должностного оклада, ставки) заработной платы, конкретно установленной за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму педагогической работы в неделю (год) за ставку заработной платы.
7.4.4.2. Размеры выплат компенсационного характера:
- при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями оплаты труда минимальный размер повышения оплаты труда составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;
- при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работ или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы определенной трудовым договором, работнику производится доплата с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы, а также существующей у работодателя системы оплаты труда;
- за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) оплату производить в повышенном размере: работникам, в том числе водителям санитарного автотранспорта - 50% оклада (должностного оклада, ставки заработной платы); работникам, осуществляющим оказание экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи;
- 100% оклада (должностного оклада, ставки заработной платы). Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемыми с учетом мнения выборного органа ПОП УРО ПРЗ РФ, трудовым договором;
- сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Размеры оплаты за сверхурочную работу в повышенном размере могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором;
- работа в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным тарифным ставкам, - в размерах не менее двойной часовой или дневной тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад) - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, на основании его письменного заявления ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Конкретный размер оплаты устанавливается в коллективном договоре, локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа ПОП УРО ПРЗ РФ, трудовым договором;
- за работу в местностях с особыми климатическими условиями (выплата по районному коэффициенту).
Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, Положением об оплате труда работников здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом конкретные размеры выплат компенсационного характера и условия их осуществления устанавливаются коллективным договором, иным локальным нормативным актом организации здравоохранения УР.
Начисление выплат компенсационного характера медицинским работникам осуществляется из окладов (должностных окладов), сформированных с учетом применения повышающих коэффициентов, установленных Положением об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.08.10 г. N 264.
Для автономных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, Положение об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, утвержденное постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.08.10 г. N 264 является примерным.
Начисление выплат компенсационного характера иным работникам осуществляется из окладов (должностных окладов), установленных Положением об оплате труда отдельных работников бюджетных, казенных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27.10.14 г. N 403.
Положение об оплате труда отдельных работников бюджетных, казенных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, утвержденное постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27 октября 2014 г. N 403 признано утратившим силу с 1 января 2016 года
См. Положение об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, утвержденное постановление Правительства Удмуртской Республики от 2 ноября 2015 г. N 501
7.4.4.3. Виды, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг, а также меры социальной поддержки.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников организаций здравоохранения УР устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборного органа ПОП УРО ПРЗ РФ, с учетом разрабатываемых в организации здравоохранения УР показателей и критериев оценки эффективности труда работников.
При разработке показателей и критериев эффективности работы полностью или частично учитываются методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Минздрава России от 28.06.13 г. N 421, а также приказом Минздрава УР от 02.07.13 г. N 512 "О показателях эффективности деятельности медицинских организаций подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, их руководителей и работников".
7.4.4.4. Выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда:
- ежемесячная надбавка за стаж непрерывной работы в организациях здравоохранения УР;
- ежемесячная надбавка за наличие ученой степени;
- премиальные выплаты по итогам работы (месяц, квартал, год);
- иные выплаты стимулирующего характера.
7.4.5. Повышение заработной платы работников за работу в сельских населенных пунктах, за почетное звание, за специфику работы в организации здравоохранения УР (структурном подразделении) и др.
7.4.6. Оплату труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей, при простое в размерах, не ниже установленных ТК РФ.
7.4.7. В случае, если общая продолжительность времени, отработанного медицинским работником за учетный период, включая время дежурства на дому, а также время, затраченное на оказание медицинской помощи и время следования от дома до места работы и обратно, превышает норму рабочего времени, установленную для данного работника, то переработка является сверхурочной работой и оплачивается по правилам ст. 152 ТК РФ. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни - по правилам ст. 153 ТК РФ.
7.4.8. Введение, замену и пересмотр норм труда с учетом мнения выборного профсоюзного органа ПОП УРО ПРЗ РФ. Извещение о введении новых норм труда работников письменно не позднее, чем за два месяца.
7.4.9. При наличии финансовых средств работникам производятся иные выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, в том числе за классность водителям автомобилей.
7.4.10. Включение председателя ПОП УРО ПРЗ РФ в состав тарификационной комиссии.
7.4.11. Основные государственные гарантии по оплате труда:
- месячную заработную плату работникам, полностью отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности) не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне;
- установление заработной платы работникам (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при введении новых систем оплаты труда и их изменении в размере не меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до введения таких систем оплаты труда и их изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации;
- своевременную выплату заработной платы 2 раза в месяц согласно ст. 136 ТК РФ, выплату заработную плату за время отпуска не позднее, чем за три календарных дня до начала отпуска.
При нарушении установленного срока выплаты заработной платы, в т.ч. отпускных и иных выплат, выплату денежной компенсации за каждый день задержки по день фактического расчета включительно в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст. 236 ТК РФ), если иное не будет установлено Правительством Удмуртской Республики.
- закрепление в коллективных договорах организаций здравоохранения УР положения об обязательной выдаче всем работникам расчетных листков с указанием составных частей причитающейся работнику заработной платы, размерах и основаниях производимых удержаний, а также об общей сумме, подлежащей к выплате.
Форма расчетного листка утверждается работодателем по согласованию с выборным профсоюзным органом ПОП УРО ПРЗ РФ и, как правило, является приложением к коллективному договору.
7.5. МЗ УР обязуется:
7.5.1. Учитывать мнение УРО ПРЗ РФ:
- при разработке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы оплаты работников организаций здравоохранения УР;
- при разработке методических рекомендаций и разъяснений для организаций здравоохранения УР по формированию и реализации систем оплаты труда работников.
7.5.2. По финансовому обеспечению:
- реализовывать нормы и гарантии, установленные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики в части оплаты труда;
- обеспечивать индексацию заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, направленную преимущественно на увеличение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Удмуртской Республики;
- при разработке нормативных правовых актов предусматривать условия оплаты труда работников не ниже установленных Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики;
- проводить переговоры с Правительством Удмуртской Республики по внесению изменений в параметры республиканской дорожной карты, предусматривающие доведение средней заработной платы среднего медицинского персонала до 110% в целях обеспечения дифференциации оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности.
7.5.3. Выделять дополнительные финансовые средства для установления в организациях здравоохранения УР более высокого уровня:
- минимальных окладов (базовых) по профессиональным квалификационным группам;
- должностных окладов работников (с учетом специфики и сложности труда);
- увеличения размеров установленных в организациях здравоохранения УР надтарифных выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также установления дополнительных, исходя из специфики, конкретных региональных и производственных обстоятельств при наличии финансовых возможностей;
- для решения наиболее актуальных вопросов привлечения, закрепления отдельных специалистов на местах, повышения уровня материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.
7.6. УРО ПРЗ РФ обязуется:
7.6.1. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями норм трудового законодательства, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Удмуртской Республики, коллективного договора в части оплаты труда работников.
7.6.2. В сроки, установленные ТК РФ, рассматривает представленные работодателем проекты локальных нормативных актов в части оплаты труда работников, направляет работодателю заключение по проекту в письменной форме.
7.6.3. Проводит дополнительные консультации с работодателем в целях урегулирования разногласий по проектам нормативных правовых актов в части оплаты труда работников.
7.6.4. Использует право обжалования действий работодателя, принявшего локальный нормативный акт в нарушение статьи 372 ТК РФ без учета мнения выборного органа ПОП УРО ПРЗ РФ.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом ПОП УРО ПРЗ РФ в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.
7.6.5. Добивается в связи с ростом потребительских цен обеспечения повышения реального содержания заработной платы из средств соответствующих бюджетов.
8. Обязательства в области социальных гарантий и льгот
Стороны при регулировании вопросов в области социальных гарантий и льгот для работников организаций здравоохранения УР договорились:
8.1. Обеспечивать выполнение установленных законодательством Российской Федерации, Удмуртской Республики гарантий и льгот работникам и их семьям и не ограничивать права трудовых коллективов в расширении этих гарантий за счет средств от внебюджетной деятельности при заключении коллективных договоров в организациях здравоохранения УР.
8.2. Проводить согласованную работу, направленную на:
8.2.1. обеспечение здоровья работников отрасли:
- проведение периодических и внеочередных медицинских осмотров;
- формирование индивидуальных профилактических программ;
- внедрение в практику внеочередного приема работников, их детей и супругов в поликлинике и внеочередной плановой госпитализации при наличии соответствующего направления лечебного учреждения;
8.2.2. развитие физической культуры и спорта, организацию детского отдыха и санаторно-курортного лечения работников и членов их семей;
8.2.3. закрепление кадрового состава.
8.3. Рекомендовать работодателям:
8.3.1. в случае несоответствия образования работника занимаемой должности, если работник был принят на эту работу и фактически работает в данной должности, переводить с согласия работника на должность, соответствующую его образованию или переобучать за счет средств работодателя;
8.3.2. соблюдать права работников на установление повышенного размера оплаты труда за работу во вредных условиях труда на переходный период до 31.12.18 г., определенный ФЗ от 28.12.13 г. N 421-ФЗ без результатов специальной оценки условий труда;
8.3.3. предусматривать в Коллективных договорах предоставление кратковременных отпусков (в рабочих днях) в случае:
- бракосочетания - 3 дня;
- призыва на срочную военную службу - 2 дня;
- при выписке новорожденного из роддома - 1 день (отцу);
- свадьбы детей работника - 2 дня;
- переезда на новое место жительства - 2 дня;
- юбилея работника (50, 55, 60-летие) - 1 день;
- родителям детей 1 класса в первый день учебного года;
- смерти близких родственников - 3 дня;
8.3.4. при составлении графика отпусков по просьбе родителей 2-х и более детей-школьников возможность предоставлять отпуска одновременно или подряд;
8.3.5. предусмотреть направление части средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на:
- оказание медицинской и социальной помощи работникам;
- проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий.
8.4. МЗ УР:
8.4.1. В пределах своей компетенции готовит предложения в республиканские органы исполнительной власти Удмуртской Республики в проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих экономические, социально-трудовые права и интересы работников, с учетом мнения УРО ПРЗ РФ.
8.4.2. Ведомственные нормативные акты, затрагивающие социально-трудовые интересы их работников, доводит до сведения УРО ПРЗ РФ в течение 10 рабочих дней с момента их принятия.
8.4.3. Содействует в выделении безвозмездных бюджетных субсидий работникам отрасли на улучшение жилищных условий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
8.5. УРО ПРЗ РФ:
8.5.1. Оказывает методическую и практическую помощь организациям здравоохранения УР и первичным организациям профсоюза при подготовке и заключении коллективных договоров и Соглашений по охране труда.
8.5.2. Осуществляет консультативную помощь, защиту прав, социальных льгот работников, в т.ч. молодежи, обеспечения их занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Удмуртской Республики.
8.5.3. Участвует в подготовке мероприятий по оздоровлению и отдыху детей.
8.5.4. Оказывает помощь членам профсоюза, работающим в организациях здравоохранения УР, при реализации их пенсионных прав.
9. Обязательства в области гарантий занятости
9.1. Стороны при регулировании вопросов в области гарантий занятости работников организаций здравоохранения УР признали необходимым в случае предстоящих массовых увольнений в организациях здравоохранения УР проводить взаимные консультации и разрабатывать комплекс мер по снижению социальной напряженности.
9.2. Рекомендовать работодателям:
9.2.1. При возникновении необходимости сокращения штатов руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, применять естественное сокращение рабочих мест, т.е. в первую очередь сокращать вакансии, совместителей, в этот период прекращать прием на работу новых лиц и т.д.
При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации здравоохранения УР и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в письменной форме сообщить об этом УРО ПРЗ РФ не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
9.2.2. При увольнении по сокращению штатов помимо лиц, указанных в ст. 179 ТК РФ, преимущественное право на оставление на работе предоставлять:
- избранным в состав выборных органов организаций профсоюза, молодежных советов, комиссий,
- одиноким родителям (отцу, матери), имеющим детей до 18-летнего возраста,
- лицам предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии).
Не сокращать двух и более работников из одной семьи.
9.3. Считать критерием массового увольнения работников следующие показатели:
а) от 10% до 15% общей численности в течение 30 календарных дней;
б) от 15% общей численности и больше в течение 60 календарных дней.
9.4. МЗ УР:
9.4.1. Организовывает работу по прогнозированию численности высвобождаемых работников отрасли, анализу и постоянному их учету, создает условия, направленные на профессиональную переподготовку высвобождаемых работников.
9.4.2. Не допускает экономически и социально необоснованного сокращения рабочих мест, нарушения правовых гарантий работников здравоохранения при реорганизации, изменении организационно-правовой формы организации здравоохранения УР.
При инициации ликвидации организаций здравоохранения УР, их подразделений, изменения формы собственности или организационно-правовой формы, полного или частичного приостановления производства (работы), влекущего за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, осуществляет соответствующие мероприятия только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) УРО ПРЗ РФ и проведения с ней переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза. Результаты переговоров оформляются протоколом.
9.4.3. В средствах массовой информации информирует население о состоянии рынка труда в здравоохранении, требованиях, предъявляемых к профессиям, возможностях трудоустройства и профессионального обучения.
9.5. УРО ПРЗ РФ:
9.5.1. Осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства в вопросах найма и увольнения работников, предоставления им льгот и гарантий при высвобождении.
9.5.2. Оказывает бесплатную консультационную и правовую помощь первичным организациям профсоюза, членам профсоюза по вопросам занятости.
9.5.3. Добивается включения в коллективные договоры мероприятий, направленных на сохранение числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных действующим законодательством.
10. Обеспечение гарантий прав деятельности выборных органов УРО ПРЗ РФ
Стороны Соглашения договорились о нижеследующем:
10.1. МЗ УР обязуется:
10.1.1. Всемерно содействовать реализации настоящего Соглашения.
10.1.2. Соблюдать права и гарантии УРО ПРЗ РФ в соответствии с положениями Конституции РФ, ТК РФ, Федеральным законом от 12.01.96 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", действующего законодательства РФ и способствовать созданию и функционированию ПОП УРО ПРЗ РФ в организациях здравоохранения УР.
10.2 Работодатели:
10.2.1. Безвозмездно предоставляют ПОП УРО ПРЗ РФ в бесплатное пользование отапливаемое, электрифицированное помещение, оргтехнику, средства связи, необходимые нормативно-правовые документы, а также возможность размещения информации в доступном для всех работников месте. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности ПОП УРО ПРЗ РФ могут быть предусмотрены КД.
10.2.2 .Предоставляют в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному органу ПОП УРО ПРЗ РФ принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.
10.2.3. В случаях, предусмотренных коллективным договором, отчисляют денежные средства на счет ПОП УРО ПРЗ РФ для проведения культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.
10.2.4. Не препятствуют представителям Профсоюза посещать организации, где работают члены Профсоюза, а также предоставляют бесплатную информацию о деятельности организаций для реализации уставных целей и задач Профсоюза по экономическим и социально-трудовым вопросам.
10.2.5. Не вмешиваются в финансовую деятельность ПОП УРО ПРЗ РФ.
10.2.6. Ежемесячно и бесплатно по письменному заявлению работников, являющихся членами профсоюза, удерживают и перечисляют на счет ПОП УРО ПРЗ РФ членские профсоюзные взносы из заработной платы единовременно с ее выплатой в соответствии с КД.
Письменное заявление работников о безналичном перечислении профсоюзных взносов из заработной платы действует до выбытия работника из штатной численности, либо выхода (исключения) работника из членов Профсоюза.
10.2.7. В организациях, в которых заключены коллективные договоры, на которые распространяется действие настоящего Соглашения, по письменному заявлению работников, не являющихся членами Профсоюза, перечисляют ежемесячно денежные средства из заработной платы указанных работников на счета ПОП УРО ПРЗ РФ на условиях и в порядке, установленном коллективным договором.
10.2.8. Освобождают от основной работы руководителей, их заместителей, членов выборных коллегиальных органов первичных организаций Профсоюза, не освобожденных от основной работы, членов профсоюза, избранных делегатами для участия в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов Профсоюза работников здравоохранения РФ, на время краткосрочной профсоюзной учебы с сохранением средней заработной платы. Закрепляют данное условие в коллективном договоре.
10.2.9. Освобождают от основной работы внештатных правовых инспекторов труда УРО ПРЗ РФ для участия в семинарах, совещаниях, краткосрочной профсоюзной учебе, для выполнения общественных обязанностей (проведение проверок), предусмотренных Положением о внештатной правовой инспекции УРО ПРЗ РФ, с сохранением заработной платы по основному месту работы. Данное условие закрепляют в коллективном договоре организации здравоохранения УР.
10.2.10. Освобождают от основной работы уполномоченных по охране труда, внештатных технических инспекторов УРО ПРЗ РФ для участия в семинарах-совещаниях, краткосрочной профсоюзной учебе, для выполнения общественных обязанностей, в том числе проведения проверок с сохранением заработной платы по основному месту работы. Данное условие закрепляют в коллективном договоре организации здравоохранения УР.
10.2.11. Обеспечивают предоставление гарантий права на труд работникам, являющимся членами выборного органа ПОП УРО ПРЗ РФ и Профсоюза в соответствии со ст. 374, ст. 376 ТК РФ.
10.2.12. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывают им в страховой стаж в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
10.2.13. Производят оплату труда председателю первичной организации Профсоюза за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором, во исполнение статьи 377 ТК РФ.
10.2.14. Рассматривают представления ПОП, профсоюзных инспекторов труда о выявлении нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимают меры по устранению выявленных нарушений и сообщают о принятых мерах указанным органам.
10.2.15. Рассматривают в течение месяца все требования, предложения, высказанные на профсоюзных собраниях (конференциях) и принимают соответствующие меры.
10.2.16. Обеспечивают участие представителей профсоюза в обсуждении вопросов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников организации.
10.3. УРО ПРЗ РФ:
10.3.1. Продолжает работу по восстановлению и созданию первичных организаций в трудовых коллективах, вовлечению работников в члены профсоюза.
10.3.2. Участвует в разработке предложений Профсоюза к проектам законов и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников.
10.3.3. Вносит в законодательные и исполнительные органы Удмуртской республики предложения при формировании программ социально-экономического развития Удмуртской Республики.
10.3.4. Осуществляет представительство и защиту профессиональных, социально-трудовых и экономических прав и интересов членов Профсоюза в суде и прокуратуре. Оказывает бесплатную юридическую помощь членам Профсоюза в установленном порядке. Интересы работников, не являющихся членами Профсоюза, представляет при условии отчисления ими по письменному заявлению денежных средств на счет ПОП УРО ПРЗ РФ на условиях, определенных коллективным договором.
10.3.5. При рассмотрении письменных и устных обращений членов профсоюза, связанных с денежными требованиями (перерасчет и выплата заработной платы, пособий, пенсий, компенсаций и льгот, оказания материальной помощи и т.д.), учитывает профсоюзный стаж. Денежные требования работников за период, когда заявитель не являлся членом профсоюза, не рассматривает. Денежные требования, возникшие в период членства в профсоюзе и требующие прямых материальных выплат из средств профбюджета всех уровней, рассматривает по истечении 6 месяцев с момента вступления в Профсоюз.
10.3.7. Осуществляет через выборные органы на местах, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, технических и правовых инспекторов ЦК Профсоюза по УР контроль за состоянием условий охраны труда, соблюдением трудового законодательства.
10.3.8. Содействует улучшению условий труда и быта, оздоровлению работников отрасли, их детей.
11. Гарантии социально-экономических и трудовых прав молодых работников и учащейся молодежи.
11.1. Стороны Соглашения считают молодыми работниками граждан РФ в возрасте до 35 лет, работающих в организациях здравоохранения УР (далее - молодые работники).
11.2. Приоритетными направлениями в совместной деятельности по реализации молодежной политики в организациях здравоохранения УР являются:
- проведение разъяснительной работы с обучающимися в учреждениях профессионального образования и молодыми работниками в целях закрепления их в организациях здравоохранения УР;
- развитие творческой активности молодых работников и обучающихся в учреждениях профессионального образования;
- обеспечение молодых работников и обучающихся в учреждениях профессионального образования правовой и социальной защитой;
- активизация и поддержка досуга обучающихся в учреждениях профессионального образования и молодых работников физкультурно-оздоровительной и спортивной работой.
11.3. Стороны Соглашения в целях сохранения и развития потенциала организаций здравоохранения УР, повышения престижа профессии, эффективного участия молодых работников в рабочем процессе, обеспечении преемственности опыта, профессионального роста и социальной защищенности работников договорились:
11.3.1. Принимать совместное участие в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и социально-экономические отношения работающих в организациях здравоохранения УР молодых специалистов в пределах своей компетентности.
11.3.2. Разработать меры поддержки молодых квалифицированных специалистов с целью их закрепления, в т.ч. на селе, решения их социально-бытовых условий.
11.3.3. Проводить политику социальной защиты молодежи посредством контроля за соблюдением их социально-трудовых прав и интересов.
11.4. МЗ УР рекомендует работодателям организаций здравоохранения УР:
11.4.1. При заключении коллективного договора включать в них специальные разделы по защите социально-экономических и трудовых прав молодых работников.
11.4.2. Проводить работу по формированию и обучению резерва из числа молодых работников на руководящие должности.
11.4.3. Закреплять наставников за молодыми работниками в первый год их работы в организациях здравоохранения УР. Установить наставникам молодых работников доплаты за работу на условиях, определяемых коллективным договором.
11.4.4. Молодым работникам, впервые поступившим на работу, производить в первые три года после окончания высшего (среднего) профессионального образования доплаты в размере, установленном коллективным договором. Условия и размер доплат предусмотреть в коллективном договоре.
11.4.5. Обеспечивать молодым работникам возможность социально-трудовой адаптации в течение первого года работы (не увольнять, не переводить на другое место работы без его согласия).
11.4.6. Предоставлять гарантии и компенсации молодым работникам для обучения в образовательных учреждениях в соответствии с законодательством РФ и коллективным договором.
11.4.7. Содействовать созданию и работе молодежного совета ПОП, направленной на активизацию участия молодых работников в повышении эффективности деятельности организации.
11.4.8. Предусматривать финансирование работы с молодежью. Порядок и условия предусмотреть в коллективном договоре.
11.4.9. Предоставлять молодым работникам, активно участвующим в жизни учреждения по представлению Молодежного совета ПОП УРО ПРЗ РФ дополнительные гарантии на условиях, предусмотренных коллективным договором.
11.4.10. Освобождать от основной работы членов Молодежного совета (комиссии) с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах работников. Условия и порядок освобождения установить коллективным договором.
11.5. УРО ПРЗ РФ:
11.5.1. Вовлекать молодых работников в ряды профсоюза, содействовать созданию условий для реализации их профессиональных потребностей.
11.5.2. Направлять на реализацию молодежной политики до 5% расходной части Сметы профбюджета УРО ПРЗ РФ.
11.5.3. Устанавливать ежегодные профсоюзные стипендии для студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
11.5.4. Проводить обучение председателей Молодежных советов (комиссий), молодых профсоюзных активистов.
11.5.5. Обобщать и распространять опыт работы с молодыми работниками, направленный на их привлечение к активной производственной и социальной деятельности.
12. Заключительные положения
12.1. В соответствии с частью 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели организаций здравоохранения УР, не участвовавшие в заключении данного Соглашения, вправе присоединиться к нему.
12.2. Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и требований охраны труда, в невыполнении обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
12.3. Стороны Соглашения освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Соглашению, если неисполнение явилось следствием наступления чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего Соглашения. При этом сроки исполнения обязательств по настоящему Соглашению отодвигаются соразмерно времени, в течение которого действовали упомянутые обстоятельства.
При невыполнении обязательств настоящего Соглашения по причинам, признанным сторонами уважительными, Стороны принимают дополнительные согласованные меры к обеспечению выполнения этих обязательств.
12.4. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить изменения и дополнения в текст Соглашения на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих изменения или дополнения настоящего Соглашения, заинтересованная Сторона вносит соответствующее предложение о начале ведения переговоров в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12.5. За 3 месяца до окончания срока действия настоящего Соглашения стороны обязуются вступить в переговоры о заключении Соглашения на новый период или о продлении срока действия настоящего Соглашения на срок не более трех лет.
12.6. Соглашение вступает в силу со дня подписания Сторонами и действует 3 года и не зависит от факта проведения его уведомительной регистрации.
12.7. Стороны Соглашения обеспечивают доведение Соглашения до организаций здравоохранения УР и первичных организаций профсоюза УРО ПРЗ РФ в течение 1 месяца с даты вступления его в силу.
12.8. Настоящее соглашение подписано в 3-х экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от 13 апреля 2015 г. "Отраслевое Соглашение между Министерством здравоохранения Удмуртской республики и Удмуртской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения РФ на 2015 - 2017 гг."
Текст Соглашения официально опубликован не был