Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ГКУ "Хозяйственно-транспортный комплекс администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия" (далее - Заказчик, Заявитель) <_> (доверенность N 4 от 18.01.2023), представитель Индивидуального предпринимателя <_> (далее - <_>, Поставщик) <_> (доверенность от 16.01.2023),
рассмотрев обращение ГКУ "Хозяйственно-транспортный комплекс администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия" (вх. N 83 от 12.01.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков <_> в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку приточной установки, ИКЗ - 222032647659603260100104510572825244, заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме, номер извещения - 0302200014622000061, и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
у с т а н о в и л а:
Из представленных документов Заказчика следует, что 30.11.2022 по результатам открытого конкурса в электронной форме между Заказчиком и <_> заключен государственный контракт N ЗК-0302200014622000061 на поставку приточной установки (далее - Контракт). Цена Контракта - 568 000 руб. В соответствии с условиями контракта срок выполнения работ: с момента его подписания обеими Сторонами и действует по "31" декабря 2022 г. (включительно).
Ввиду нарушения Поставщиком сроков поставки приточной установки, предусмотренных Контрактом, 30.12.2022, на основании Заключения экспертизы от 29.12.2022 и Акта приемки товара от 30.12.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
<_> представлены пояснения и документы, свидетельствующие об отсутствии недобросовестного поведения. Поставщик не отрицает наличие нарушения срока поставки приточной установки. При этом, ссылаясь на пункт 2 статьи 450, статью 523 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), считает, что у Заказчика не имелось правовых оснований для принятия решения об одностороннем отказе, поскольку: из Контракта не следует, что нарушение сроков поставки является основанием для одностороннего отказа; нарушение условия срока поставки, в рассматриваемом случае, не является существенным. Вместе с тем, Заказчиком не была предоставлена возможность для устранения нарушения, послужившего основанием для принятия указанного решения. На основании вышеизложенного, <_> просит не включать сведения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 13 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 14 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 10.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ в порядке, предусмотренном частями 9-23 статьи 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании пункта 4.3.2 Контракта Заказчик обязуется 4.3.2. принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) Поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
б) при определении Поставщика, Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения Поставщика;
В соответствии с пунктами 1.1-1.2 Поставщик обязуется поставить приточную установку (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Техническом задании (приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по "31" декабря 2022 г. (включительно). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту (пункт 10.1 Контракта).
В силу пункта 3.9 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, д. 54, с даты подписания контракта в течение 15 рабочих дней, но не позднее 25 декабря 2022 года.
Приемка Товара осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента доставки товара, и оформляется документом о приемке (пункт 3.7 Контракта).
29.12.2022 Заказчиком проведена экспертиза, по результатам которой выявлен факт ненадлежащего исполнения Контракта: Поставщиком не выполнен срок поставки Товара, предусмотренный пунктами 3.7, 3.9 Контракта.
30.12.2022 комиссией Заказчика составлен Акт приема товара, в соответствии с которым Товар не был принят по причине нарушения Поставщиком пунктов 3.7, 3.9 Контракта.
В связи с вышеизложенным 30.12.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 30.12.2022. Решение вступило в силу 10.01.2023.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном неисполнении заключенного контракта.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссия Бурятское УФАС России, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях <_> отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного Контракта. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями Подрядчика, а также копиями представленных документов.
Из представленных Заявителем пояснений (вх. N 207 от 18.01.2023) следует, что 30.12.2022 при приемке приточной установки комиссией Заказчика выявлено отсутствие кондиционера и не проведено электропитание к оборудованию, что не позволило проверить его работоспособность. Вместе с тем, из анализа имеющихся материалов следует, что решение об одностороннем отказе принято только на основании нарушения Поставщиком установленных в Контракте сроков поставки Товара. Указанное подтверждается Заключением экспертизы Заказчика от 29.12.2022 и Актом приемки товара от 30.12.2022. Факт отсутствия каких-либо деталей у Товара ничем не подтвержден.
О намерении исполнить Контракт свидетельствуют письма Поставщика, направленные в период с 16 по 30 декабря 2022 года в адрес Заказчика с просьбами разрешить выполнить работы по Контракту и вывести строительный мусор.
Как следует из пояснений сторон, Заказчик принял решение 30.12.2022 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, при этом, отказал Поставщику в возможности устранить нарушения в предусмотренный пунктом 14 статьи 95 Закона о контрактной системе 10-дневный срок, попадающий на выходные (нерабочие) дни.
Таким образом, Поставщиком предпринимались необходимые меры для исполнения Контракта.
Принимая во внимание вышеуказанное, исходя из имеющихся на дату рассмотрения дела сведений, фактов и доказательств, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассматриваемом случае включение сведений об <_> в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного Контракта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и подпунктом "в" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России,
р е ш и л а:
1. Сведения об индивидуальном предпринимателе <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
члены Комиссии: |
<_>
<_>
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 19 января 2022 г. N 003/06/104-18/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023