Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель - начальник отдела А.А. Кириллова, члены Комиссии - главный специалист - эксперт Е.О. Хорышев, ведущий специалист-эксперт А.Н. Пшенникова (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГБУЗ "Енисейская районная больница" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Тимофееве М.Ф. (ИНН 245011564009) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика КГБУЗ "Енисейская районная больница" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Тимофееве М.Ф. (ИНН 245011564009) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Поставка реагентов", извещение N 0319200063622000420.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее также - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта признания заказчиком общества уклонившимся от заключения контракта.
Красноярским УФАС России по адресам местонахождения заказчика и индивидуального предпринимателя было направлено уведомление о проведении проверки по включению РНП, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии
по рассмотрению обращения заказчика.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
Рассмотрение обращения по существу состоялось 25.01.2023 в 10 часов 30 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, каб. 20 в присутствии представителей индивидуального предпринимателя, заказчика надлежащим образом подтвердивших свои полномочия и личности.
Из обращения, направленного заказчиком, следовало, что по результатам подведения итогов электронного аукциона на "Поставка реагентов", извещение N 0319200063622000420 (далее - закупка) лицом, с которым контракт подлежит заключению, был определен индивидуальный предприниматель.
В установленное время для подписания контракта индивидуальный предприниматель не подписал контракт, в связи с чем индивидуальный предприниматель был признан уклонившимся от заключения контракта. Указанное обстоятельство послужило основанием для направления обращения в Красноярское УФАС России о включении сведений об индивидуальном предпринимателе в РНП.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в единой информационной системе, проведя проверку сведений, изложенных в обращении и внеплановую проверку действий субъектов контроля при проведении электронного аукциона, Комиссия установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru 26.12.2022 было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка реагентов", извещение N 0319200063622000420.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона заявка индивидуального предпринимателя была признана соответствующей требования извещения, ввиду чего индивидуальный предприниматель был определен, как лицо, с которым заключается контракт с ценой 496 557,95 руб.
Комиссия отмечает, что индивидуальный предприниматель добровольно принял участие в электронном аукционе, выразил согласие на поставку товара, предусмотренного извещением об электронном аукционе. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, индивидуальный предприниматель, подав заявку на участие в закупке, в полной мере осознавал в каком именно объеме и на каких именно условиях будет необходимо поставить товар, являющейся предметом контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в указанной статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Проведя анализ документов, предоставленных на рассмотрение обращения и размещенных в ЕИС, Комиссия установила следующее.
Заказчиком исполнены требования части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, однако индивидуальный предприниматель не исполнил требование части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, поскольку не подписал контракт. Ввиду изложенного индивидуальный предприниматель правомерно был признан уклонившимся от заключения контракта.
Из пункта 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, следует, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
При этом из письменных пояснений индивидуального предпринимателя следует, что 13.01.2023 индивидуальный предприниматель оплатил обеспечение исполнения контракта, 17.01.2023 заказчиком был направлен окончательный проект контракта, индивидуальный предприниматель в этот же день подписал проект контракта, однако на электронной торговой площадке данное действие не отобразилось в связи с чем индивидуальный предприниматель 19.01.2023 был признан уклонившимся от заключения контракта.
Согласно скриншотам, представленным индивидуальным предпринимателем с электронной торговой площадки, 19.01.2023 индивидуальным предпринимателем был повторно подписан контракт.
При этом в адрес Красноярского УФАС России от индивидуального предпринимателя было представлено платежное поручение от 13.01.2023 N3.
Также Комиссии были представлены пояснения заказчика, из которых следует, что ранее заказчик уже заключал контракты с индивидуальным предпринимателем и исполнение ранее заключенных контрактов было без нарушений со стороны индивидуального предпринимателя, а также ходатайствовал о невключении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков и о выдачи заказчику предписания о заключении контракта с индивидуальным предпринимателем.
Учитывая изложенное, к моменту рассмотрения обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении общества от заключения контракта с заказчиком по результатам электронного аукциона.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица подлежат толкованию в пользу такого лица.
Из пункта 13а Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, следует, что при рассмотрении обращения контрольный орган проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта.
При этом проверка таких фактов заключается, в том числе в проверке действий заказчика и лица, с которым контракт подлежит заключению на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе.
Согласно пункту 13б Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пункте 13а, контрольный орган правомочен (при необходимости) выдать предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, в том числе тот факт, что Комиссией было установлено, что индивидуальным предпринимателем (лицом, с которым контракт подлежит заключению) было совершено нарушение статьи 51 Закона о контрактной системе, Комиссия полагает возможным и необходимым, в том числе учитывая и тот факт, что заказчиком по результатам электронного аукциона не был заключен контракт с другим участником закупки, выдать с целью устранения допущенных индивидуальным предпринимателем нарушений субъекту контроля (заказчику) предписание об отмене протокола о признании индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта и о повторном совершении действий, направленных на заключение контракта с индивидуальным предпринимателем.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" Комиссия, решила:
1. Отказать во включении сведений в отношении ИП Тимофеева М.Ф. (ИНН 245011564009) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Выдать заказчику предписание об осуществлении действий, направленных на заключение контракта с ИП Тимофеевым М.Ф. (ИНН 245011564009) по результатам проведения закупки, имеющей извещение N0319200063622000420.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Кириллова |
Члены Комиссии |
Е.О. Хорышев |
|
А.Н. Пшенникова |
|
|
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 января 2023 г. N 024/10/104-177/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2023