Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разрядка отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителей администрации Оричевского района Кировской области, по доверенностям;
- представителя ООО НПО "МАРС", по доверенности;
рассмотрев материалы муниципального учреждения администрации Оричевского района Кировской области о включении сведений об ООО НПО "МАРС" в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
12.01.2023 г. в Кировское УФАС России поступили материалы администрации Оричевского района Кировской области (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО НПО "МАРС" (далее - Подрядчик, Общество) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта от 28.06.2022 г. N 32 на выполнение работ по разработке схемы газоснабжения природным газом в с. Пищалье Оричевского района (извещение N 0140300027522000011).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 18.01.2023 г., откладывалось на 19.01.2023 г. для получения дополнительных документов. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Порядок).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно представленным документам Заказчика установлено, что в регламентированные Контрактом сроки Подрядчиком в полном объеме не исполнены обязательства по Контракту, а именно не представлены согласованные 4 (четыре) экземпляра схемы газоснабжения в цветном исполнении на бумажном носителе, на электронном носителе на СD, DVD или на флешнакопителе с USB-разъемом в электронном виде, текстовая графическая части в формате pdf (п. 6.2 Контракта).
В связи с неисполнением Подрядчиком своих обязательств, 19.12.2022 г. Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке, разместил его в ЕИС, решение вступило в законную силу 30.12.2022 г., настаивает на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Из письменных пояснений Подрядчика следует, что основным из ключевых факторов невозможности исполнения Контракта стал отказ АО "Газпром газораспределение Киров" в самостоятельном получении Обществом генеральной схемы газоснабжения и газификации Оричевского района Кировской области, отсутствие которой исключает возможность выполнения принятых на себя обязательств, о чем Заказчик также был извещен. Просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
31.05.2022 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0140300027522000011 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке схемы газоснабжения природным газом в с. Пищалье Оричевского района. Начальная (максимальная) цена Контракта - 345 333,33 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.06.2022 NИЭОК1, на участие в аукционе подано 4 заявки, победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным N 112105963 (ООО НПО "МАРС"), с ценовым предложением 125 000,00 руб.
28.06.2022 г. между Заказчиком и Обществом заключен муниципальный контракт N 32 на выполнение работ по разработке схемы газоснабжения природным газом в с. Пищалье Оричевского района (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить предусмотренные настоящим Контрактом работы по разработке схемы газоснабжения природным газом в с. Пищалье Оричевского района (далее - Объект) в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом, в соответствии с Техническим заданием (Приложением N 1), в сроки, установленные Контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы.
Согласно п. 1.2. Контракта результатом выполненной работы по Контракту является схема газоснабжения природным газом (далее по тексту - Документация).
Согласно п. 3.1. Контракта срок выполнения работ по Контракту: с даты, следующей за датой заключения контракта, по 30 сентября 2022 года (в том числе с учетом сроков на проведение необходимых согласований с АО "Газпром газораспределение Киров", администрацией Пищальского сельского поселения и администрацией Оричевского района).
Разделом 4 Контракта определены права и обязанности Сторон.
Согласно п. 4.1. Заказчик вправе, в том числе:
4.1.1.Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом.
4.1.2. Запрашивать у Подрядчика информацию о ходе и состоянии выполняемых работ, сведения о привлеченных субподрядных организациях, проверять ход и качество выполняемых работ.
4.1.9. Оказывать Подрядчику возможное содействие: при получении исходных данных, необходимость в которых возникла в ходе выполнения работ; в согласовании Документации на Объект с соответствующими, органами местного самоуправления и заинтересованными организациями, выдавшими технические условия.
Согласно п. 4.2.Контракта Заказчик обязуется:
4.2.1. Провести приемку выполненных в соответствии с настоящим Контрактом работ.
4.2.4. Выполнить в полном объеме свои обязательства, предусмотренные в Контракте.
Согласно п. 4.3.Контракта Подрядчик вправе, в том числе:
4.3.3. Запрашивать у Заказчика разъяснения и уточнения относительно выполнения работ в рамках настоящего Контракта.
4.3.4. Получать от Заказчика содействие при выполнении работ в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно п. 4.4. Контракта Подрядчик обязан, в том числе:
4.4.1. Выполнить работы, указанные в п. 1.1, с учетом пункта 1.2. настоящего Контракта, и представить результаты в строгом соответствии с Техническим заданием и законодательством Российской Федерации,
4.4.3. Представить результаты выполненных работ в сроки, установленные Контрактом.
Согласно п.12.7. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в соответствии с положениями частей 8-11, 12.1-19, 20.1-23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Разделом 2 Технического задания "Основные требования к техническим решениям", являющимся неотъемлемой частью Контракта, предусмотрен перечень исходной информации, которая должна быть передана Заказчиком Исполнителю для возможности выполнения работ, в том числе технические условия на разработку схемы газоснабжения природным газом.
Разделом 3 Технического задания "Дополнительные требования" предусмотрено:
3. Дополнительные требования | |
3.1. Согласование схемы газоснабжения природным газом |
Согласование схемы газоснабжения природным газом с. Пищалье Оричевского района Кировской области с АО "Газпром газораспределение Киров", администрацией Пищальского сельского поселения с администрацией Оричевского района. Подрядчик проводит доработку результатов работ при наличии предложений или замечаний |
3.2 Количество выдаваемой схемы газоснабжения |
Предоставление схемы газоснабжения в цветном исполнении на бумажном носителе 4 (четыре) экземпляра, на электронном носителе на СD, DVD или на флешнакопителе с USB-разъемом в электронном виде, текстовая и графическая части в формате pdf. |
30.06.2022 г. Подрядчик письмом N 93 посредством электронной почты запросил у Заказчика необходимые исходные данные, предусмотренные техническим заданием Контракта, а также иную необходимую информацию для выполнения работ.
В связи с тем, что Подрядчиком не получен ответ от Заказчика, 07.07.2022 г. Подрядчик повторно в адрес Заказчика направил письмо от 30.06.2022 N 93 о предоставлении исходных данных.
12.07.2022 года Заказчик письмом N 2830-01-16 направил запрашиваемые сведения, в том числе технические условия на разработку схемы газоснабжения природным газом населенного пункта.
Согласно указанным Техническим условиям (далее - ТУ) разработка схемы газоснабжения природным газом населенного пункта осуществляется в соответствии с откорректированной Генеральной схемой газоснабжения и газификации Кировской области "Схема газораспределительной сети ГРС Стрижи Оричевского района Кировской области", разработанной АО "Газпром промгаз". Кроме того, согласно условий ТУ, разработанный проект схемы газоснабжения должен быть согласован с АО "Газпром газораспределение Киров".
14.07.2022 г. Подрядчик письмом N 101 запросил у Заказчика дополнительные документы и информацию.
Письмом от 18.07.2022 N 2924-01-16 Заказчик передал запрашиваемую информацию Подрядчику.
Заказчик письмами от 04.10.2022 г. N 4203-01-16, 24.10.2022 N 4939-01-16, 01.11.2022 N 5066-01-16 сообщил Подрядчику о необходимости предоставления информации о выполнении работ в рамках исполнения Контракта.
11.11.2022 г. Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо N 5176-01-16 с требованием в срок до 15.11.2022 г. предоставить в письменном виде информацию об исполнении Контракта.
11.11.2022 г. Подрядчик письмом N 189 уведомил Заказчика о том, что при согласовании результатов работ с АО "Газпром газораспределение Киров" были выявлены замечания, которые потребовали корректировки схем газоснабжения. Данные замечания устранены, схемы газоснабжения будут повторно направлены на согласование в АО "Газпром газораспределение Киров".
В связи с невыполнением Подрядчиком работ по Контракту к установленному в нем сроку, Заказчик 01.12.2022 г., на основании п. 12.7 Контракта, п. 2 ст. 715 ГК РФ принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
05.12.2022 г. Подрядчик письмом N 192 запросил у АО "Газпром газораспределение Киров" генеральную схему Оричевского района Кировской области, включая схему гидравлического расчета сети газораспределения с указанием расположения поселковых пунктов редуцирования газа и предельных расходов природного газа по следующим объектам: с. Монастырщина, д. Таборы, с. Пищалье.
В ответ на данный запрос АО "Газпром газораспределение Киров" направило отказ в предоставлении информации, указав, что запрашиваемые сведения могут быть предоставлены только Заказчику на основании соответствующего запроса (письмо от 15.12.2022 N 02-02/7069).
09.12.2022 г. Подрядчик письмом N 193 обратился в АО "Газпром газораспределение Киров" по вопросу заключения договора на оказание услуг по согласованию схем газоснабжения, также направил предварительные результаты разработки схем газоснабжения с. Монастырщина, д. Таборы и с. Пищалье Оричевского района со ссылкой хранения в облачном хранилище.
В этот же день, 09.12.2022 г. Подрядчик сообщил Заказчику о направлении схемы газоснабжения в адрес АО "Газпром газораспределение Киров" на согласование. Исходя из представленной информации Подрядчиком о направлении схем газоснабжения на согласование, 12.12.2022 г. Заказчиком было принято решение об отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от 01.12.2022 г.
Кроме того, с целью проверки представленной информации Подрядчиком, 09.12.2022 г. Заказчик письмом N 5812-01-16 в адрес АО "Газпром газораспределение Киров" направил запрос о подтверждении получения документов от Подрядчика.
13.12.2022 г. АО "Газпром газораспределение Киров" в ответ на письмо Заказчика N 5812-01-16 сообщило, что в ходе рассмотрения предоставленных Подрядчиком схем газоснабжения, было выявлено отсутствие выполнения нескольких основных требований ТУ. В связи с чем, данные схемы газоснабжения были оставлены без рассмотрения, о чем письмом от 13.12.2022 г. N 02-02/7014 Подрядчик также был извещен.
После получения отказа от АО "Газпром газораспределение Киров" в выдаче генеральной схемы, Подрядчик попросил Заказчика об оказании содействия и самостоятельно направить запрос на предоставление в АО "Газпром газораспределение Киров".
По просьбе Подрядчика 13.12.2022 г. Заказчиком в адрес АО "Газпром газораспределение Киров" направлен запрос N 5895-01-16 о предоставлении генеральной схемы газоснабжения и газификации Кировской области (Оричевский район). Ответ на данный запрос от АО "Газпром газораспределение Киров" не поступил.
19.12.2022 г. года Подрядчик письмом N 196 сообщил Заказчику, что выполнение работ, предусмотренных Контрактом, не представляется возможным без предоставления АО "Газпром газораспределение Киров" схемы газоснабжения и газификации Кировской области, включая схемы гидравлического расчета сети газораспределения с указанием расположения поселковых пунктов редуцирования газа и предельных расходов природного газа.
В связи с невыполнением Подрядчиком работ по Контракту к установленному в нем сроку, Заказчик 19.12.2022 года, на основании п. 12.7 Контракта, п. 2 ст. 715 ГК РФ принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 19.12.2022 года Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в ЕИС.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (Подрядчик, Общество).
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком 19.12.2022 года в 15 ч. 42 мин.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика является 19.12.2022 года.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 30.12.2022 года (согласно информации ЕИС).
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий Контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 12.01.2023 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Пунктом 11 Порядка, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
Согласно п.п. а) п. 15 Порядка орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Антимонопольный орган при осуществлении проверки информации и документов, представленных сторонами контракта, не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а проверяет соблюдение Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, и оценивает поведение Подрядчика на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение Контракта.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения ООО НПО "МАРС" обязательств по Контракту от 28.06.2022 года, о чем свидетельствует поданное в Арбитражный суд Кировской области исковое заявление о признании незаконным решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Разрешение данной ситуации (правомерности/неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия Исполнителя свидетельствуют о недобросовестном поведении.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении материалов РНП Подрядчик пояснил, что сами по себе работы по корректировке и разработке схем газоснабжения не представляют сложности для Исполнителя. Невозможность выполнения работ в регламентированные сроки возникла в связи с тем, что Общество не смогло самостоятельно от АО "Газпром газораспределение Киров" получить генеральную схему газоснабжения и газификации Кировской области (Оричевский район). При этом, в полученных Исполнителем ТУ, отсутствовала необходимая информация о расчетных данных, что не позволило Подрядчику надлежащим образом выполнить принятые на себя обязательства.
При рассмотрении материалов РНП Исполнителем представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта:
- переписка с Заказчиком по вопросу разработки схемы газоснабжения природным газом согласно условиям Контракта;
- направление в АО "Газпром газораспределение Киров" разработанной схемы газоснабжения с. Пищалье;
- переписка с АО "Газпром газораспределение Киров" по вопросу самостоятельного получения генеральной схемы газоснабжения и газификации Кировской области (Оричевский район), из которой следует, что АО "Газпром газораспределение Киров" отказало Подрядчику в самостоятельном получении указанной схемы;
- переписка с АО "Газпром газораспределение Киров" с целью дальнейшего заключения договора на согласование разработанной схемы;
- детализация телефонных переговоров за октябрь-ноябрь 2022 г. с АО "Газпром газораспределение Киров" по вопросам разработки схемы газоснабжения.
Односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта свидетельствует о существенном нарушении Подрядчиком условий Контракта, однако, Обществом при рассмотрении материалов РНП представлены доказательства принятия мер для надлежащего исполнения Контракта, что не может свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе, Заказчиком не представлено.
Кроме того, согласно информации из Реестра Контрактов ЕИС, Общество (ИНН 7445039069) является постоянным участником закупок и имеет Контракты, которые исполнены или находятся в стадии исполнения.
Нарушение Обществом своих обязательств по исполнению Контракта при отсутствии у него намерения не исполнять контракт не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, Кировское УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Общества, не выявила.
Участие в закупках, представляет собой возможность для Общества (микропредприятие с 01.08.2016 года) в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места.
Учитывая представленные документы, информацию и пояснения сторон, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО НПО "МАРС" в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные муниципальным учреждением администрацией Оричевского района Кировской области, в отношении ООО НПО "МАРС" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта от 28.06.2022 г. N 32 на выполнение работ по разработке схемы газоснабжения природным газом в с. Пищалье Оричевского района (извещение N 0140300027522000011), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 19 января 2023 г. N 043/06/104-24/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023