Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - КГБУЗ "Детская городская больница г. Рубцовск": Разина Л.М.;
от ООО "Финэксперт": не явился, уведомлен;
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБУЗ "Детская городская больница г. Рубцовск" о включении сведений об ООО "Финэксперт" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N Ф.2022.13578 от 28.10.2022 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000322013578 "Поставка медицинской мебели в 2022 году" согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
24 января 2023 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение КГБУЗ "Детская городская больница г. Рубцовск" (далее -Заказчик) о включении сведений об ООО "Финэксперт" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N Ф.2022.13578 от 28.10.2022 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000322013578 "Поставка медицинской мебели в 2022 году".
Представитель Заказчика просила включить сведения об ООО "Финэксперт" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку последним не выполнены условия по поставке мебели.
Представитель ООО "Финэксперт" на заседание Комиссии не явился, заявлений, ходатайств не представил.
26 января 2023 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам:
05.10.2022 г. в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000322013578 "Поставка медицинской мебели в 2022 году".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 776 302,00 руб.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)от 17.10.2022 г., победителем аукциона был признан участник закупки идентификационный N 112778159, с ценовым предложением 1 412 151,76 руб.
28.10.2022 г. между Заказчиком и ООО "Финэксперт" был заключен контракт N Ф.2022.13578 на поставку медицинской мебели.
Согласно условиям контракта (пункт 5.1), поставка товара осуществляется Поставщиком в место доставки в соответствии с отгрузочной разнарядкой (приложение N3 к контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 контракта, в течении 40 календарных дней со дня заключения контракта.
Таким образом, товар должен быть поставлен не позднее 07.12.2022 г.
16.12.2022 г. в связи с тем, что товар не был поставлен, Заказчиком в адрес ООО "Финэксперт" было направлено претензионное письмо (исх. N1042) с требованием осуществить в кратчайшие сроки поставку медицинской мебели.
21.12.2022 г. Заказчиком в адрес ООО "Финэксперт" повторно было направлено уведомление (исх. N 1052), с требованием поставить товар до 26.12.2022 г.
По состоянию на 30.12.2022 г. ООО "Финэксперт" товар так и не поставил. В связи с чем, 30.12.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.3 контракта, контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством
В соответствии пунктом 12.4 контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
существенное нарушение Поставщиком требований к качеству Товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
невыполнение Поставщиком обязательства по передаче вместе с Товаром документов или копий документов, предусмотренных Контрактом;
невыполнение Поставщиком требования Заказчика о замене Товара, доукомплектовании Товара, поставки недопоставленного количества Товара;
неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки Товара;
Поставщик не приступает своевременно к исполнению Контракта или оказывает услугу настолько медленно, что завершение оказания услуги к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным;
во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет оказана надлежащим образом, и Поставщик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления в услуге от условий Контракта или иные недостатки услуги в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В связи с тем, что мебель ООО "Финэксперт" так и не была поставлена, 30.12.2022 г. Заказчиком было принято решение об отказе от исполнения контракта
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.01.2023 г. Решение Заказчика размещено в ЕИС, 09.01.2023 г. получено Поставщиком, 20.01.2023 г. вступило в законную силу.
ООО "Финэксперт" товар не поставил, действий для надлежащего исполнения контракта не предпринял, бездействовал.
В силу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Так, согласно сведениям единой информационной системы, 09.01.2022 г. ООО "Финконтроль" стало известно о том, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Однако в течение десятидневного срока, нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе ООО "Финэксперт" не устранены.
Таким образом, товар Заказчиком не получен ни в сроки, предусмотренные контрактом, ни после принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. На дату рассмотрения информации Заказчика о включении сведений об ООО "Финэксперт" в реестр недобросовестных поставщиков доказательств поставки мебели не представлено.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Действуя добросовестно и разумно ООО "Финэксперт" будучи победителем аукциона, мог обеспечить получение от Поставщика требуемого к поставке товара в сроки, уставленные контрактом.
ООО "Финэксперт" не представил доказательств своего добросовестного поведения и намерений исполнить контракт, уведомления Заказчика игнорировал.
Комиссия, рассмотрев представленные сведения и документы в материалы дела, пришла к выводу о наличии факта недобросовестного поведения Поставщика.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 331, реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контакта или уклонение от его исполнения.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Из анализа указанных норм следует, что для внесения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) необходимо установить существенное нарушение им условий контракта, наличие в контракте условия, позволяющее заказчику отказаться от его исполнения в одностороннем порядке, и факт расторжения контракта при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта.
Согласно статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, заявитель несет риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе связанные с участием в государственных закупках, с установлением необходимых договорных отношений с третьими лицами, подбором персонала и так далее.
Согласно статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 ГК РФ).
ООО "Финэксперт" подавая заявку на участие в аукционе, а в последствии при заключении контракта, взял на себя обязательства по поставке мебели, однако, в сроки, предусмотренные контрактом товар не поставил.
В связи с чем, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Контракт надлежащим образом не был исполнен, в сроки, предусмотренные контрактом товар не поставлен, и, следовательно, Заказчик в действительности лишился того, на что вправе был рассчитывать при осуществлении закупки.
Кроме того, если иное не предусмотрено договором купли - продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара (статья 458 ГК РФ).
В соответствии с частью 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее- Постановление N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Доказательств обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, ООО "Финэксперт" не представлено.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Оценив представленные документы, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Финэксперт" не проявил должной заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях исполнения контракта.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Финэксперт" (ИНН 5408011960, КПП 540801001, 630090 Новосибирская область, город Новосибирск, улица Пасечная, д.1, этаж 2, помещ. 15), генеральном директоре Румянцевой Светлане Николаевне (ИНН702402319907), учредителе Бузиной Татьяне Викентьевне (ИНН 702402496529) сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 26 января 2023 г. N РНП-22-15-Р/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2023