Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя ООО "Бэст" (далее - Общество): <_> (доверенность от 19.01.2023 б/н),
в отсутствие:
представителя Заказчика - Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР (далее - Заказчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "Бэст" (ИНН 1831207101) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку специальных средств при нарушении функции выделения для обеспечения инвалидов в 2023 году (номер извещения в ЕИС - 0213100000322000210, далее - Запрос котировок), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
20.12.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 7 846 875,00 рублей.
27.12.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов запроса котировок от 27.12.2022 NИЗК1 поступило 3 заявки на участие, признанные соответствующими требованиям, победителем признано ООО "Хэлс медикал групп".
Протоколом от 29.12.2022 NППУ20_1 Общество было признано уклонившимся от заключения контракта.
30.12.2022 Заказчик направил проект контракта второму участнику закупки - ООО "Бэст", заявка которого также признана соответствующей установленным требованиям.
В связи с неподписанием проекта контракта, протоколом от 16.01.2023 Общество было признано уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно пояснениям Общества, в соответствии с ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Обществом был получен проект контракта, так как контракт не был подписан победителем закупки согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, занявшим первое место. Общество уведомило Заказчика о решении Общества не подписывать контракт на основании ч. 17 ст. 83 Закона о контрактной системе. В связи с вышеизложенным, нарушений со стороны Общества не допущено, действия были совершены в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе заказчик в порядке, установленном ст. 51 Закона о контрактной системе, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с Законом о контрактной системе присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с Законом о контрактной системе, в случае: если участник закупки в соответствии с ст. 51 Закона о контрактной системе признан уклонившимся от заключения контракта.
В связи с тем обстоятельством, что победитель данной закупки ООО "Хэлс медикал групп" по основаниям, указанным в Протоколе от 29.12.2022 NППУ20_1 признан уклонившимся от заключения контракта, Заказчик заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присвоен второй порядковый номер - ООО "Бэст".
Установлено, что 30.12.2022 Заказчик направил на подписание проект контракта участнику со вторым порядковым номером (ООО "Бэст") посредством функционала Единой информационной системы, а также через оператора электронной площадки.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе Заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется с учетом следующих особенностей: участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом, либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
В силу ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона) и частью 5 статьи 51 Закона: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Регламентированный срок для подписания контракта ООО "Бэст" - 09.01.2023.
Установлено, что в регламентированный срок проект контракта не был подписан Обществом, обеспечение исполнения контракта не внесено, протокол разногласий не сформирован.
Комиссией не могут быть приняты во внимание доводы Общества относительно его права на заключение контракта, а не обязанности, поскольку ссылка Общества на нормы Закона о контрактной системе, а именно: ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе применима в случае расторжения контракта, что в данном случае не сопоставимо с обстоятельствами дела, поскольку первый участник закупки - победитель ООО "Хэлс медикал групп" был признан уклонившимся от заключения контракта. Кроме того, Общество в обосновании своих действий указывает ссылки на недействующие нормы права, что также не могут служить подтверждением добросовестности действий Общества при участии в закупке.
Также следует отметить, что на заседании комиссии представитель Общества отметил, что функционал электронной площадки не позволял сформировать отказ от подписания проекта контракта, в связи с чем, Общество было признано уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия антимонопольного органа полагает, что данное обстоятельство является не обоснованным, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрен отказ от подписания проекта контракта участником закупки под вторым порядковым номером в случае уклонения от заключения контракта победителем закупки. Указанное свидетельствует об отсутствии у Общества реального намерения заключить и исполнить контракт, и ставит под сомнение цели его участия в конкурентной закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Бэст", выразившемся в следующем.
В установленные сроки Общество не подписало проект контракта, обеспечение исполнения контракта не предоставило, протокол разногласий сформирован не был.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "Бэст", так как им не было предпринято мер, направленных на своевременное заключение контракта, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Бэст" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Бэст" (ИНН 1831207101, ОГРН: 1221800017933, КПП: 183101001,УР, г. Ижевск, ул. Родниковая, д. 64, кв.100, директор: Сирик Федор Олегович, ИНН 183508848618) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку специальных средств при нарушении функции выделения для обеспечения инвалидов в 2023 году (номер извещения в ЕИС - 02131000003220002100) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Бэст" (ИНН 1831207101,) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
16.01.23 |
19.11.22 |
16.01.23 |
0 |
17.01.23 |
20.01.23 |
20.01.23 |
0 |
25.01.23 |
24.01.23 |
0 |
0 |
||
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 20 января 2023 г. N 018/06/104-35/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023