Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены <_>В.А. - специалист-эксперт отдела контроля закупок,
кворум соблюден,
на заседании Комиссии 20.01.2023 посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя Заказчика - МКУ г. Ижевска "СБиДХ" (далее - Заказчик): <_>. (доверенность от 16.01.2023 N17),
ИП <_>. (далее - Исполнитель) (выписка из ЕГРИП),
в отсутствие:
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
на заседании Комиссии 23.01.2023 посредством видоконференцсвязи
в присутствии:
представителя Заказчика - МКУ г. Ижевска "СБиДХ" (далее - Заказчик): <_>. (доверенность от 16.01.2023 N17),
в отсутствие ИП <_>., ее представителя;
в результате рассмотрения обращения Заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении- ИП <_>. (ИНН 183510412152) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-55627-2022 "Оказание услуг по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) граждан с места смерти в бюро судебно-медицинской экспертизы, паталого-анатомической экспертизы, паталого-анатомические отделения и трупохранилища в городе Ижевске в 2023 году" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122021060, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
16.12.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 200,00 рублей.
26.12.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 27.12.2022 NИЭА1 поступило 4 заявки на участие в аукционе, три из которых признаны соответствующими установленным требованиям, одна отклонена, победителем признана ИП <_>.
Участниками аукциона предложены следующие цены за право заключения контракта:
1. Участник N1857212 (ИП <_>.) - 580 000,01 рублей,
2. Участник N1857092 (<_>.) -10 126,00 рублей,
3. Участник N1859843 (<_> )22,00 рублей.
Протоколом от 17.01.2023 NППУ20_1 ИП <_>. была признана уклонившейся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
На заседании комиссии 20.01.2023 ИП <_>. пояснила, что отсутствовала финансовая возможность для заключения данного контракта, подписывать данный контракт по предложенной цене - 580 000,01 рублей было бы нецелесообразно. Индивидуальный предприниматель подтвердила, что затягивала сроки подписания проекта контракта намеренно с помощью формирования протокола разногласий.
Согласно пояснениям Заказчика, на данный момент при направлении проекта контракта второму участнику закупки N1857092 (<_>.) учреждение теряет денежные средства в размере 569 874, 01 рублей
28.12.2022 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта (далее - Контракт), посредством функционала Единой информационной системы, а также через оператора электронной площадки.
Регламентированный срок для подписания проекта контракта и внесения денежных средств установлен до 11.01.2023 года.
11.01.2023 в 11:43 Индивидуальный предприниматель сформировал протокол разногласий.
13.01.2023 в 7:33 Заказчик разместил доработанный проект контракта.
Регламентированный срок для подписания проекта контракта установлен до 23:59 16.01.2023.
Установлено, что в регламентированный срок проект контракта не был подписан Индивидуальным предпринимателем, денежные средства за право заключения контракта на счет заказчика не внесены, в связи с чем 17.01.2023 Заказчик сформировал протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта.
Согласно представленным документам и пояснениям, 16.01.2023 у ИП <_>. произошел технический сбой в работе компьютера (системного блока) в связи с перебоем напряжения, в подтверждение технического сбоя в материалы дела направлена справка от ИП <_>. от 20.01.2023, согласно которой подтверждена его неисправность 16.01.2023.
Кроме того, Индивидуальный предприниматель в своих письменных пояснениях указал на то, что денежные средства в адрес Заказчика не были перечислены также по причине технического сбоя компьютера 16.01.2023.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом, либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Согласно ч. 5 ст. 51 Законом о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 или 3 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, Индивидуальным предпринимателем не был подписан проект контракта. Кроме того, в пределах срока подписания проекта контракта велись телефонные переговоры с победителем закупки, согласно которым ИП <_>. сообщила о финансовой ситуации, которая не позволяет заключить данный контракт. Кроме того, ИП <_>. намеренно просила Заказчика увеличить время для подписания проекта контракта с помощью формирования протокола разногласий.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что протокол разногласий был сформирован в связи с отсутствием электронной почты ИП <_>. в реквизитах сторон.
Однако, электронная почта Индивидуального предпринимателя была указана в пп. б п. 10.10 контракта, согласно которому осуществляется взаимодействие Заказчика и Исполнителя, в том числе посредством электронной почты.
Исходя из вышеизложенного, сформированный протокол разногласий носит формальный характер, направлен ИП <_>. в адрес Заказчика для того, чтобы увеличить сроки подписания проекта контракта, затянуть время.
Также необходимо отметить, что на первом заседании комиссии 20.01.2023 ИП <_> поясняла, что на момент подписания проекта контракта отсутствовала финансовая возможность для его заключения. В то же время, в своих письменных пояснениях, направленных в адрес Удмуртского УФАС России после объявленного перерыва, указала о наличии технического сбоя компьютера (системного блока) 16.01.2023. Таким образом Индивидуальный предприниматель вводит в заблуждение относительно фактических обстоятельств дела Комиссию антимонопольного органа, что позволяет сделать вывод о недобросовестном поведении ИП <_>.
Кроме того, согласно данным из ЕИС, доработанный проект контракта был направлен Заказчиком в 7:33 13.01.2023, то есть фактически у Индивидуального предпринимателя было время на подписание уже доработанного проекта контракта с утра 13.01.2023 до 16.01.2023. Наличие непредвиденных обстоятельств в виде перебоев напряжения, и как следствие технической неисправности компьютера (системного блока), не подтверждено документально и не свидетельствует о невозможности подписания проект контракта на другом устройстве с помощью функционала электронной площадки, поскольку документов, подтверждающих привязку ЭЦП ИП <_>. к конкретному устройству не представлено.
Арбитражные суды при рассмотрении данной категории дел неоднократно отмечали, что процедура подписания контракта на электронной площадке не является время - и трудозатратной (Решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.03.2022 по делу N А54-9367/2021), в связи с чем отложение Индивидуальным предпринимателем подписание проекта контракта на последний день срока не может оцениваться Комиссией антимонопольного органа как добросовестное поведение.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ИП <_>., выразившемся в следующем.
При проведении аукциона ИП поднял цену контракта в 2900 раз (580 000,01/200,00 рублей = 2900), что уже само по себе затрудняет его подписание, поскольку встает вопрос экономической целесообразности.
В установленные сроки Индивидуальный предприниматель не подписал проект контракта, с помощью сформированного протокола разногласий умышленно затягивал сроки подписания проекта контракта, что подтверждается пояснениями на первом заседании комиссии самим ИП и пояснениями Заказчика.
Индивидуальный предприниматель отложил подписание проекта контракта на последний день срока - 16.01.2023.
Кроме того, в связи с недобросовестным поведением Индивидуального предпринимателя Заказчик претерпел неблагоприятные последствия в виде неполучения денежных средств в бюджет.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ИП <_>., так как ей не было предпринято мер, направленных на своевременное заключение контракта, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ИП <_>. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП <_>. (ИНН 183510412152, ОГРНИП: 312184123600031, УР, Завьяловский р-н, д. Хохряки) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-55627-2022 "Оказание услуг по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) граждан с места смерти в бюро судебно-медицинской экспертизы, паталого-анатомической экспертизы, паталого-анатомические отделения и трупохранилища в городе Ижевске в 2023 году" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122021060) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП <_> (ИНН 183510412152, ОГРНИП: 312184123600031, УР, Завьяловский р-н, д. Хохряки) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
17.01.23 |
20.01.23 |
17.01.23 |
0 |
17.01.23 |
23.01.23 |
23.01.23 |
0 |
26.01.23 |
25.01.23 |
0 |
0 |
||
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 23 января 2023 г. N 018/06/104-36/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2023