Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - БУЗ УР "Республиканский клинический онкологический диспансер им. С.Г. Примушко МЗ УР" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП <_> (ИНН 182103563002) (далее - Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на проведение капитального ремонта БУЗ УР "РКОД МЗ УР", по адресам: г.Ижевск, ул.Труда, 3, ул.Ленина, 102 (номер извещения в ЕИС - 0813500000122018789),
на заседании Комиссии в присутствии:
представителя ИП <_> - <_> (доверенность от 01.01.2023 N1),
представителя Заказчика <_> (доверенность от 13.01.2023 N6) посредством видеоконференцсвязи,
в отсутствие представителей ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
23.11.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении запроса котировок на проведение капитального ремонта БУЗ УР "РКОД МЗ УР", по адресам г.Ижевск, ул.Труда, 3, ул.Ленина, 102.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 357 817,45 рублей.
30.11.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.11.2022 NИЗК1 поступило четыре заявки на участие в закупке, победителем признана ИП <_>.
05.12.2022 между ИП <_> и БУЗ УР "РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР" был заключен контракт N 08135000001220187890001 (далее - Контракт), согласно которому ИП <_> приняла на себя обязательство по проведению капитального ремонта БУЗ УР "РКОД МЗ УР", по адресам г.Ижевск, ул.Труда, 3, ул.Ленина, 102 (далее - работы). Цена контракта 1 645 500,00 руб.
В связи с неисполнением ИП <_> условий Контракта Заказчиком 09.01.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 3.2. Контракта срок выполнения работ:
- дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта;
- дата окончания исполнения контракта: 23.12.2022.
07.12.2022 ИП <_> направила в адрес Заказчика письмо, в котором, ссылаясь на срок изготовления дверных блоков (30 рабочих дней), заявило о невозможности исполнить Контракт в установленные сроки. Кроме того, <_> также указала на ограничения по погодным условиям, имеющиеся в проектной документации: для тактильной плитки и керамогранита температура не ниже +5 градусов, в то время как среднесуточная температура воздуха в декабре 2022 года ниже -10 градусов, что также делает невозможным исполнение Контракта. Письмо содержало предложение ИП <_> к Заказчику подписать дополнительное соглашение о расторжении Контракта по соглашению сторон, либо о продлении срока Контракта до 28.02.2023.
07.12.2022 Заказчик направил письмо в адрес ИП <_>, в котором сообщил о невозможности расторжения Контракта в связи с необходимостью капитального ремонта входных групп медицинского учреждения. В продлении Контракта Подрядчику также было отказано на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Закона о контрактной системе на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
21.12.2022 ИП <_> направила в адрес Заказчика письмо, в котором уведомила о начале работ по Контракту. Письмо содержало просьбу о "перенаправлении посетителей учреждения через дополнительный вход с размещением указателей, обеспечить уборку нависающих ледяных сосуль и снежных глыб с крыши здания во избежание травм и несчастных случаев работников Подрядчика", сообщении Подрядчику места складирования строительного мусора на территории Заказчика, а также представлен ряд замечаний к Смете Контракта.
23.12.2022 Заказчик направил <_> письмо, в котором, ссылаясь на дату окончания исполнения контракта (23.12.2022), сообщил о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
23.12.2022 ИП <_> направила Заказчику письмо, в котором, ссылаясь на телефонные разговоры с представителем Заказчика относительно готовности ИП <_> приступить к выполнению работ, а также требованиях подготовить место проведения работ, просила допустить Подрядчика до выполнения работ по Контракту.
В соответствии с п. 12.3. Контракта Заказчиком было принято решение о расторжении государственного контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Заключив Контракт, фактически ИП <_> приняла на себя обязательство, которое должно быть выполнено в установленном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ИП, выразившемся в следующем.
В установленные контрактом сроки, Подрядчик не выполнил работы.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как уже было указано выше, дата окончания подачи заявок на участие в запросе котировок на право заключения контракта на проведение капитального ремонта БУЗ УР "РКОД МЗ УР", по адресам г.Ижевск, ул.Труда, 3, ул.Ленина, 102 в ЕИС - 30.11.2022.
Вместе с тем, правом обжаловать положения извещения о проведении закупки в антимонопольный орган ИП <_> не воспользовалась.
Комиссия Удмуртского УФАС также отмечает, что Заказчиком в материалы дела было предоставлено Положительное заключение АНО "Удмуртский региональный центр ценообразования в строительстве" N 01-11/2118-2022 от 03.11.2022, согласно которому сметная документация предмета Контракта соответствует нормативам в области сметного нормирования и ценообразования.
Довод ИП <_> о том, что срок изготовления дверных блоков (30 рабочих дней), делает невозможным исполнение Контракта в установленные сроки Комиссией отклоняется, поскольку ИП <_> могла совершить действия, направленные на недопущение рассмотрения вопроса о ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. Если бы ИП <_> заблаговременно задалась вопросом приобретения/заказа/получения информации о сроках изготовления необходимых материалов для выполнения работ по Контракту, она исключила бы невозможность исполнить Контракт в установленные сроки.
Кроме того, невозможность исполнения контракта в указанные сроки опровергается итогами торгов, согласно которым еще как минимум три субъекта были готовы выполнить работы в срок.
Подавая 28.11.2022 года заявку на участие в торгах ИП <_> согласилась с условиями исполнения контракта, сроками выполнения работ, перечень и объем работ были ей понятны и не вызывали вопросов (предприниматель не обращалась за разъяснением документации, жалоб на положение документации не подавала).
Однако, несмотря на то, что никаких изменений в документацию и условия контракта не вносились, буквально в течении нескольких дней с момента подачи заявки условия контракта, исходя из переписки и пояснений ИП <_>, стали для предпринимателя неисполнимыми.
Комиссия также отмечает, что, учитывая дату отправки ИП <_> уведомления о начале работ по Контракту - 21.12.2022 (как указано выше, по Контракту установлен срок окончания работ не позднее 23.12.2022), Заказчиком был обоснованно сделан вывод о невозможности Подрядчика выполнить работы по Контракту в установленные сроки. Доказательств каких-либо препятствий со стороны Заказчика к исполнению Подрядчиком работ по Контракту ИП <_> не предоставила.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Общество предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ИП <_>, так как ИП <_> не предприняла достаточных мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должна была совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП <_> (ИНН 182103563002) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на проведение капитального ремонта БУЗ УР "РКОД МЗ УР", по адресам г.Ижевск, ул.Труда, 3, ул.Ленина, 102 (номер извещения в ЕИС - 0813500000122018789) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП <_> (ИНН 182103563002) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
20.01.23 |
25.01.23 |
20.01.23 |
0 |
20.01.23 |
27.01.23 |
26.01.23 |
0 |
31.01.23 |
27.01.23 |
0 |
0 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 26 января 2023 г. N 018/06/104-51/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2023