Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Комитета дорожного хозяйства города Челябинска (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АРСАК" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 0169300000122000944 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт автодороги от ул. Блюхера до границы г. Челябинска. Устройство недостающего наружного освещения. Благоустройство" в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя Комитета дорожного хозяйства города Челябинска Трушниковой Т.Л., действующего на основании доверенности от 16.01.2023,
- представителя Комитета дорожного хозяйства города Челябинска Прониной М.Г., действующего на основании доверенности от 16.01.2023,
- представителя Комитета дорожного хозяйства города Челябинска Вавилонской М.Г., действующего на основании доверенности от 16.01.2023,
- представителя Комитета дорожного хозяйства города Челябинска Кожевникова Н.А., действующего на основании доверенности от 16.01.2023,
- представителя ООО "АРСАК" Демахина И.С., действующего на основании доверенности от 16.01.2023,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение Комитета дорожного хозяйства города Челябинска о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АРСАК".
Согласно представленным документам 08.09.2022 Комитета дорожного хозяйства города Челябинска и ООО "АРСАК" заключили контракт по цене 29 117 493, 52 рублей.
Решением от 21.12.2022 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения ООО "АРСАК" всего объема работ, предусмотренных проектной и сметной документацией, что подтверждается перепиской заказчика, в том числе комиссионным актом. В связи с указанными обстоятельствами сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии ООО "АРСАК" представило документы и письменные пояснения, а также представитель общества указал, что общество частично исполнило работы по контракту, при этом работы по устройству пешеходного ограждения выполнены до расторжения контракта методом, отличным от указанного в технической документации, при этом указанные работы общество готово выполнить надлежащим образом, что подтверждается заключение договора на оцинкование ограждений.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 11.3 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 21.12.2022 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 12.12.2022, в связи с чем контракт является расторгнутым 10.01.2023.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в антимонопольный орган 11.01.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 08.09.2022 заключен контракт N 22-97236 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является выполнение работ по объекту: "капитальный ремонт автодороги от ул. Блюхера до границы г. Челябинска. Устройство недостающего наружного освещения. Благоустройство" в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги", что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда, порядок исполнения которого регламентирован главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 1.2 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: с даты заключения контракта до 20.10.2022 в соответствии с календарным графиком выполнения работ.
В приложении N 3 к контракту определен перечень и объем работ, подлежащих выполнению:
- подготовительные работы;
- установка элементов благоустройства (устройство остановок, устройство тротуара, обустройство дороги).
- вынос трассы в натуру;
- услуги по обращению отходов.
При этом, в рамках обустройства дороги необходимо произвести следующие работы:
- установка дорожных знаков;
- горизонтальная дорожная разметка термопластиком;
- вертикальная дорожная разметка краской;
- установка дорожного металлического оцинкованного барьерного ограждения;
- установка дорожного металлического оцинкованного пешеходного ограждения.
Как следует из документов, представленных обществом, акты выполненных работ N 1 от 29.09.2022, N 2 от 26.10.2022, N 3 от 14.11.2022, N 4 от 29.11.2022, N 5 от 15.12.2022, N 6 от 21.12.2022 (далее - акты) на сумму 18 852 305, 64 рублей подписаны сторонами посредством размещения электронных документов о приемки в единой информационной системе.
В соответствии с актом комиссионного обследования улично-дорожной сети г. Челябинска от 14.12.2022, составленного в присутствии представителей заказчика и подрядчика, работы по нанесению горизонтальной и вертикальной дорожной разметки, а также установка дорожного металлического оцинкованного пешеходного ограждения не выполнены.
Так, 16.12.2022 заказчик направил претензию в адрес общества о необходимости выполнения работ с учетом недостатков, установленных в ходе комиссионного обследования, в течение двух дней с даты получения претензии (получена подрядчиком в ЕИС 16.12.2022).
В связи с тем, что подрядчиком обязательства не выполнены в полном объеме, контракт расторгнут в одностороннем порядке на основании решения от 21.12.2022.
В письме заказчика от 26.12.2022 исх. 037-01-05/18764 следует, что акт выполненных работ N 7 от 26.12.2022, предоставленный подрядчиком, по установке дорожного металлического оцинкованного пешеходного ограждения, не принят заказчиком, так как смонтированное ограждение не имеет антикоррозионное защитное покрытие в виде горячего цинка, наполнение секций не является проектным, отсутствует заполнение бетоном пазух котлованов у стоек пешеходного ограждения, отсутствуют заглушки на стойках.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком и обществом, Комиссией установлено, что общество на протяжении срока исполнения контракта частично выполнило обязательства, предусмотренные контрактом (на сумму
18 852 305, 64 рублей из 26 544 666,60 рублей), что не отрицается ни одной из сторон, претензий к качеству выполнения работ у заказчика отсутсвуют.
Более того, в течение десятидневного срока, предусмотренного для устранения нарушений условий контракта, подрядчик совершил действия по установке дорожного металлического оцинкованного пешеходного ограждения "холодным методом", направив заказчику акт выполненных работ N 78 от 26.1.2022, что также свидетельствует о намерении и воли общества исполнить обязательства по контракту до его расторжения.
На заседании Комиссии подрядчик предоставил договор N 321-ТИЦ/ГЦ от 28.12.2022 с ООО "Точинвест Цинк" на выполнение работ по оцинкованию ограждений для целей надлежащего исполнения контракта, о чем уведомил заказчика письмом от 12.01.2023 (исх. 114).
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание принятие обществом мер, направленных на исполнение контракта, выраженных в частичном выполнении работ по контракту, совершении действий по устранению недостатков выполненных работ, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "АРСАК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Комитетом дорожного хозяйства города Челябинска в отношении ООО "АРСАК" (ИНН 7453267083), его учредителя, единоличного исполнительного органа в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 января 2023 г. N 074/06/104-58/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023