Резолютивная часть решения оглашена 18.01.2023
В полном объеме решение изготовлено 23.01.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращения заказчиков совместного аукциона (далее - заказчики) о включении сведений об ООО "Энерго КБ" (далее - Общество, участник закупки) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением Общества от заключения контрактов по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию тепловых энергетических установок (извещение N 0369300134522000010) (далее - аукцион), при дистанционном участии:
- представителя заказчиков Любиной Е.И., действующего на основании доверенностей от 16.01.2023;
- представителей ООО "Энерго КБ" Шешко Н.А., Макарова Е.В., действующих на основании доверенности N 1 от 16.01.2023,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе 11.01.2023 в Челябинское УФАС России поступили обращения заказчиков о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Энерго КБ" в связи с уклонением Общества от заключения контрактов.
Извещение N 0369300134522000010 о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 02.12.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта - 312 000,00 рублей.
В соответствии с доводами обращений заказчиков ООО "Энерго КБ" подписан проект контракта, а также в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе представлена информация о трёх контрактах с реестровыми номерами 3742500772821000008 (сумма 171 328,52 рублей), 3744402662021000027 (сумма 11 671,60 рублей), 3744501618121000011 (сумма 11 671,60 рублей). Однако, сумма цен контрактов, представленных Обществом, составляет 194 671,72 рублей, что, в свою очередь, менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (312 000,00 рублей), и, как следствие, не соответствует части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе. Указанное обстоятельство послужило причиной признания лица уклонившимся от заключения контрактов.
Исходя из пояснений ООО "Энерго КБ", Обществом на электронной площадке размещен подписанный проект контракта. У ООО "Энерго КБ" имеется три заключенных контракта с реестровыми номерами 3742500772821000008 (сумма 171 328,52 рублей), 3744501627021000024 (сумма 124 256,00 рублей), 3744501655121000017 (сумма 22 050,00 рублей), сумма цен которых составляет 317 634,52 рублей, что, по мнению участника закупки, соответствует требованиям части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
ООО "Энерго КБ" не уклонялось от заключения контракта, выразило намерение заключить и исполнить рассматриваемый контракт.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае если участник закупки в соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе признан уклонившимся от заключения контракта.
Исходя из содержания части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и т.д.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно материалам дела рассматриваемая закупка осуществляется заказчиком у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Заказчиками 27.12.2022 в единой информационной системе размещены протоколы об уклонении победителя закупки от заключения контрактов.
Следующим участником после победителя аукциона, признанного уклонившимся от заключения контрактов, было ООО "Энерго КБ" с предложением о цене контракта 209 040,00 рублей (снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 33%).
Заказчиками 29.12.2022 в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе опубликованы проекты контрактов для дальнейшего их подписания участником закупки.
ООО "Энерго КБ" 10.01.2023, в регламентированный срок, на электронной площадке размещены подписанные проекты контрактов. В качестве обеспечения исполнения контракта Обществом представлена информация о трёх контрактах с реестровыми номерами 3742500772821000008 (сумма 171 328,52 рублей), 3744402662021000027 (сумма 11 671,60 рублей), 3744501618121000011 (сумма 11 671,60 рублей).
При рассмотрении дела Комиссией антимонопольного органа установлено, что сумма цен контрактов, представленных обществом, составляет 194 671, 60 рублей, что, в свою очередь, менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (312 000,00 рублей), и, как следствие, не соответствует части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе. Указанное обстоятельство послужило причиной признания лица уклонившимся от заключения контрактов.
Факты представления ООО "Энерго КБ" ненадлежащих документов без учета требований части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе зафиксированы заказчиками путем принятия и опубликования в единой информационной системе протоколов признания участника электронного аукциона уклонившимся от 11.01.2023.
Согласно пояснениям ООО "Энерго КБ" участник закупки не имел намерений уклоняться от заключения контрактов с заказчиками, что выразилось в своевременном подписании Обществом на электронной площадке проектов контрактов.
На заседании Комиссии представитель заказчиков не настаивал на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), указал на факт надлежащего исполнения ООО "Энерго КБ" ранее заключенных контрактов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Исходя из содержания части 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Из документов, представленных ООО "Энерго КБ" следует, что у Общества имеется опыт исполнения контрактов (3742500772821000008, 3744402662021000027, 3744501618121000011 на общую сумму 317 634, 52 рублей), сумма цен которых превышает начальную (максимальную) цену контракта, о чем также свидетельствует два контракта, заключенные заказчиками с ООО "Энерго КБ", по которым Обществом представлена информация, соответствующая требованиям части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, при подписании проектов контрактов Общество полагало, что сумма цен контрактов должна соответствовать стоимости каждого заключаемого контракта по результатам аукциона, в связи с чем в единой информационной системе прикреплены контракты без учета общей начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в соответствии с позицией Минфина России, выраженной в письме от 03.09.2020 N 24-03-08/77364, при проведении совместных конкурсов или аукционов участник закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе информации об исполненных трех контрактах, сумма цен которых должна составлять не менее суммы начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В данном случае, действия ООО "Энерго КБ" по подписанию проектов контрактов с учетом фактического наличия у Общества документов, соответствующих требованиям части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, подтверждают намерение участника закупки заключить контракты с заказчиками, в связи с чем Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о невключении сведений об участнике закупки, единоличном исполнительном органе, участнике Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиками в отношении ООО "Энерго КБ" (ИНН 7445026711), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Д.Ф. Гареева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 января 2023 г. N 074/06/104-70/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023