Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Первомайская центральная районная больница" (далее - Заказчик) - Кучин П.М. (по доверенности),
- ООО "ЧистоМир Сервис" (далее - Заявитель) - Центомирский Г.В. (директор),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Средства дезинфекционные" (извещение N0375200035723000014) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно первому доводу жалобы Заказчиком по позиции 7 Технического задания Заказчиком установлены противоречащие требования: "_ с одной стороны заказчику требуется гранулированное дезинфицирующее средство, имеющее единицу измерения "кг", а с другой стороны - при этом объем дезинфицирующего средства в упаковке (флаконе) должен быть не менее 5 л.".
В ходе рассмотрения дела, Заявителем данный довод отозван, ввиду чего оставлен комиссией Крымского УФАС без рассмотрения.
Согласно второму доводу жалобы Заказчик по позиции 8 Технического задания нарушил требование Постановления Правительства РФ N145 от 08.02.2017, согласно которому он был обязан применять такую характеристику товара как единицу измерения согласно КТРУ.
В ходе рассмотрения дела, Заявителем данный довод отозван, ввиду чего оставлен комиссией Крымского УФАС без рассмотрения.
Согласно третьему доводу жалобы Заявителя: "_ п.1-9 технического задания заказчик установил дополнительные требования:
Таким образом, госзаказчик нарушил требование Постановления Правительства РФ N145 от 08.02.2017 г., согласно которому он был обязан применять обоснование необходимости использования дополнительных требований:
6. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Также отметим, что установление данного требования об указании наименования товара именно в составе заявки является излишним, поскольку данное требование отсутствует в требованиях к содержанию заявки на участие в аукционе согласно Федерального закона N44-ФЗ.
По данной теме в составе аукционной документации имеется опубликованное разъяснение заказчика на поступивший запрос, из которого видно, что заказчик подменяет требования об указании товарного знака (при его наличии) и наименование средства (которое не является товарным знаком). Также заказчик путает установление требования о приложении к подаваемой заявке копий свидетельств о госрегистрации дезинфицирующих средств (в которых согласно требований регистрирующего органа указано наименование зарегистрированного средства) с установлением требования об указании наименования средства в составе дополнительных характеристик. Отметим, что согласно условий положений аукционной документации: "Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 ст.43 3акона N 44-ФЗ, не допускается.".
Комиссией установлено, что в Техническом задании, Заказчиком установлено требование об указании наименования товара согласно свидетельству о государственной регистрации, наименования страны происхождения товара, указании на товарный знак (при наличии).
Согласно письменным возражениям Заказчика: "Государственная регистрация - это официальное признание государством безопасности дезинфицирующего средства. Она проводится уполномоченным на это органом - в России это Роспотребнадзор - по итогам проведения комплексной дезинфектологической экспертизы. В ходе такой экспертизы оцениваются результаты лабораторных испытаний эффективности и безопасности средства, соответствие химического состава заявленному производителем, рассматривается правильность оформления представленных документов, в том числе, инструкции и этикеток.
В случае успешного прохождения дезинфектологической экспертизы Роспотребнадзор выдает свидетельство о государственной регистрации (СГР) на дезинфицирующее средство, информация о нем вносится в реестр СГР. Если средства в реестре нет, значит оно не может быть использовано, как дезинфицирующее.
Реестр свидетельств о государственной регистрации, выданных Роспотребнадзором, размещен по адресу http://fp.crc.ru/.
Порядок регистрации дезинфицирующих средств утвержден Приказом Минздрава РФ от 10 ноября 2002 г. N 344 "О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей".
Таким образом, любое дезсредство должно быть зарегистрировано. Это требование законодательства.
Документом, подтверждающим факт соответствие требованиям законодательства о регистрации является СГР (Свидетельство о государственной регистрации).
Согласно пп.В) п.2.ч.1.ст.43 Федерального закона N 44-ФЗ предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, справедливо и то, что, если Заказчик требует копии сертификатов о государственной регистрации, он может потребовать указать наименование изделия в соответствии с такимсертификатом.
Очевидно, что это требование - не является дополнительной характеристикой самого товара, не направлено на предоставление какой-то дополнительной информации, не предусмотренной ст. 43. Данное требование направлено на то, чтобы недобросовестные поставщики не смогли указать товар с одним наименованием в первой части заявки, а приложить регистрационное удостоверение на абсолютно другой товар".
В силу части 4 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" утверждены правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Пунктом 6 Правил установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
С учетом вышеизложенного, действующим законодательством предусмотрено, что обязательным документом, подтверждающим возможность оборота на территории Российской Федерации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение.
Требование заказчика об указании наименования товара в строгом соответствии с регистрационным удостоверением на медицинское изделие не противоречит действующему законодательству.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, электронные документы о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Также согласно подпункту "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Указанное требование не является "Дополнительной характеристикой" товара и не требует обоснования, так как не характеризует сам товар, а является требованием к составу заявки и участники лишь указывают реквизиты тех регистрационных удостоверений, которые обязаны в силу закона предоставить в составе зявки.
При этом, в заседании Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств того, что явилось препятствием указания соответствия наименования предлагаемого товара наименованию товара в регистрационных удостоверениях.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
При этом пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации однозначно установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации договор поставки является отдельным видом договора купли-продажи.
При этом пунктом 3 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации императивно установлено, что условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Таким образом, для договора поставки условие о наименовании товара является существенным условием.
Комиссия отмечает, что положения об идентичности наименования предлагаемого товара наименованию медицинского изделия, содержащемуся в регистрационном удостоверении, связаны с необходимостью исполнения требований ГК РФ (пункт 1 статьи 432, пункт 3 статьи 455) и Закона о контрактной системе в части, касающейся согласования существенных условий договора поставки, порядка заключения и исполнения контракта, в том числе приемки товара.
На основании изложенного, довод Заявителя признается небоснованным.
Согласно четвертому доводу жалобы: "_ заказчик сознательно ограничивает конкуренцию, поскольку учитывая трудности и сроки доставки продукции в Республику Крым, данным требованием создаются преференции местным поставщикам".
Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, проект контракта.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 5.1 проекта контракта установлено, что поставка Товара осуществляется Поставщиком на условиях, предусмотренных пунктом 1.3. Контракта. Поставка Товара осуществляется "Поставщиком" в течение 7 (семи) календарных дней путем доставки Товара, строго по предварительной заявке "Заказчика". Заказчик оставляет за собой право не принимать Товар, привезенный не по заявке.
Согласно письменным возражениям Заказчика: "Предъявленные заказчиком требования к сроку поставки товаров в равной степени распространялись на всех участников закупки, ввиду чего, любое лицо обладало возможностью принять участие в электронном аукционе. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено.
Руководствуясь принципом ответственности за результат государственных Закупок и действуя с целью реализации потребности в своевременном обеспечении специалистов дез.средствами, Заказчик установил срок поставки - не менее 7 календарных дней".
Комиссия отмечает, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не регламентирует порядок формирования сроков выполнения работ (поставки товаров, оказания услуг), соответственно решение о формировании сроков выполнения работ принимается Заказчиком, исходя из своих потребностей.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар на условиях, соответствующих потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "...Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре...".
Доказательств того, что у участников закупки отсутствовала реальная возможность произвести закупку и поставку необходимого Заказчику товара в сроки, установленные Заказчиком, Заявитель не представил. Также в жалобе не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что установленные сроки, включенные в извещение, создали одним участникам Закупки преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников Закупки.
Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России не усматривает нарушений требований законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика при установлении требования по поставке товара в течение 7 дней с момента направления заявки.
Также установлено, что на участие в вышеуказанном электронном аукционе поданы 2 заявки участников электронного аукциона, которые подавая заявку выразили согласие с указанными сроками поставки товара.
Следовательно, установление требований к срокам поставки товара не противоречит положениям Закона о контрактной системе, довод жалобы признается необоснованным.
Руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 6 февраля 2023 г. N 082/06/106-54/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2023