Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в отсутствие сторон;
рассмотрев материалы Заказчика - Государственного учреждения - Кировского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации о включении сведений об ИП в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
31.01.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение Государственного учреждения - Кировского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП (далее - Победитель, ИП) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами с диагональю не менее 80 см., для обеспечения инвалидов в 2023 году (извещение N 0240100000222000241).
Согласно представленным документам Заказчика установлено, что победителем электронного аукциона в регламентированные сроки не был подписан проект контракта, в связи с чем, 31.01.2023 г. Заказчиком принято решение о признании Победителя уклонившимся от заключения контракта. Заказчиком направлено ходатайство о рассмотрении материалов РНП в отсутствие своего представителя.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение материала назначено на 06.02.2023 г., стороны уведомлены по адресам электронной почты.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Порядок).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно представленным документам Заказчика установлено, что победителем электронного аукциона в регламентированные сроки не был подписан проект Контракта, в связи с чем, 31.01.2023 г. Заказчиком принято решение о признании Победителя уклонившимся от заключения Контракта. Заказчиком направлено ходатайство о рассмотрении материалов РНП в отсутствие своего представителя.
Победителем письменные пояснения не представлены, на заседание Комиссии явка не обеспечена, какие-либо ходатайства не направлены.
Рассмотрев представленные материалы Заказчика, комиссия пришла к следующим выводам.
29.12.2022 г. на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru размещено извещение N 0240100000222000241 о проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами с диагональю не менее 80 см., для обеспечения инвалидов в 2023 году. Размер обеспечения исполнения Контракта - 241 539,84 руб. (30 %). Максимальная цена контракта - 805 132,80 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.01.2023 NИЭА1, Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника закупки N 113400793 (ИП Усурбян Р.Т.), с ценовым предложением 535 412, 97 коп. (снижение более 33 % от НМЦК).
В соответствии с п. 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе участник, с которым заключается контракт, который не выполнил требования, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе (то есть в установленный срок не подписал проект контракта либо не сформировал протокол разногласий), считается уклонившимся от заключения контракта.
Статьей 37 Закона о контрактной системе установлены антидемпинговые меры к участникам, снизившим цену на двадцать пять и более процентов, в части предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Проект контракта сформирован с использованием единой информационной системы и размещен в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) Заказчиком без своей подписи 23.01.2022 года.
Срок подписания контракта Победителем истек 30.01.2023 г. в 23:59 час.
Победитель закупки не подписал контракт, не представил Заказчику обеспечение исполнения контракта.
31.01.2023 г. Заказчиком сформирован протокол признания Победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта NППУ20_1, который размещен в ЕИС.
Обязанность по заключению контракта с заказчиком ИП не исполнена. Банковская гарантия победителем электронного аукциона не получена, денежные средства в обеспечение исполнения контракта не перечислены.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет Победитель, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, в ходе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП не представил документы и сведения, позволяющие сделать вывод о его намерении заключить контракт на условиях, предусмотренных извещением, а также объективные причины, по которым он не заключил в установленный законом срок.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, Победитель несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
С учетом изложенного, ИП на стадии заключения контракта не предпринял меры, направленные на подписание проекта контракта, в том числе не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли данного лица в части заключения контракта, и, следовательно, добросовестного исполнения обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения участником закупки добросовестного исполнения обязательств, принятых на себя в рамках контрактной системы.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
В регламентированный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе срок подписания контракта ИП контракт не подписал, обеспечение исполнения контракта не представил.
Документального подтверждения невозможности участника закупки подписать контракт и представить заказчику обеспечение исполнения контракта, в материалы дела не представлено.
Таким образом, подтвержден факт недобросовестного поведения участника закупки, выразившегося в неисполнении требований извещения об электронном аукционе и Закона о контрактной системе о подписании контракта и представлении надлежащего обеспечения исполнения контракта, что, по мнению Комиссии Кировского УФАС России, является основанием для включения сведений об ИП в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об ИП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 6 февраля 2023 г. N 043/06/104-76/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2023