Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела КЗ Кировского УФАС России;
в присутствии:
- начальника КОГБУ "Кировская областная станция по борьбе с болезнями животных";
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя,
У С Т А Н О В И Л А:
02.02.2023 года в Единой информационной системе размещена жалоба ИП О.А. на действия Заказчика - КОГБУ "Кировская областная станция по борьбе с болезнями животных" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по отлову, учету и содержанию животных без владельцев (извещение 0340200003323000639). Уполномоченным учреждением по закупке является КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения об осуществлении закупки, по следующим причинам:
- Заказчиком в извещении указана ссылка на СП 3.1.7.2627-10, который утратил силу с 01.09.2021 г.;
- расчетом начальной (максимальной) цены контракта по закупке не предусмотрена возможность оплаты услуги размещения и содержания в приюте животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, а также не предусмотрена возможность оплаты услуги по возврату и транспортировке животных к месту прежнего обитания;
- размещенное Заказчиком разъяснение извещения о закупке противоречит требованиям извещения о закупке;
- в техническом задании не урегулирован вопрос возврата отловленного животного его владельцу при условии, что владелец обнаружил свое животное в приюте, в связи с чем Заказчику был направлен запрос о разъяснении извещения о закупки, где он отметил, что "для возврата животного владельцу, ему необходимо предъявить договор на право собственности на животное, либо ветпаспорт животного. В других случаях животное будет признано животным без владельца и фактическим хозяевам будет дан отказ в его возврате". Заявитель не согласен с данным требованием Заказчика, поскольку оно противоречит нормам ст. 218 ГК РФ, а наличие ветеринарного паспорта на животное не может служить доказательством того, что животное принадлежит на праве собственности тому или иному гражданину. Считает, что требование о предоставлении собственником ветеринарного паспорта при возврате отловленного животного в качестве подтверждения права собственности нарушает и ущемляет права неопределенного круга лиц при возврате животного из приюта владельцу такого животного. Кроме того, в нарушение требований ст. 231 ГК РФ отловленное животное передается в собственность физическому или юридическому лицу по истечении 20 дней, проведенных в приюте.
Рассмотрение жалобы назначено на 08.02.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представитель Заказчика пояснил, что утратившие силу правила СП 3.1.7.2627-10 не противоречат санитарным правилам и нормам САНПИН 3.3686-21, в связи с чем не могут повлиять на качество оказываемых услуг и не создают препятствия для подачи заявок и исполнения контракта.
Сообщил, что Заказчик не организовывает приют, а на основании проводимой закупки просит оказать определенные услуги из перечня уже осуществляемых приютом услуг, в связи с чем не видит нарушения принципа обеспечения конкуренции, так как любой приют для содержания животных организован для их содержания, вплоть до пожизненного. Относительно услуги по возврату и транспортировке животных к месту прежнего обитания Заказчик в своем разъяснении на запрос написал, что не обязывает исполнителя проводить эту работу. Так как Заказчиком является КОГБУ "Кировская облСББЖ", которое оказывает ветеринарные услуги, то Исполнитель может обратиться за помощью к Заказчику, в связи с чем не видит нарушения принципа обеспечения конкуренции.
Указал, что в ответе на запрос сообщили, что Заказчик не обязывает исполнителя проводить коррекционную работу специалистом - кинологом, Заказчик принимает и оплачивает только те услуги, которые включены в спецификацию к контракту. Исполнитель вправе провести коррекционную работу за свой счет.
Отметил, что порядок возврата потерявшихся животных урегулирован разделом 5 Технического задания. Возврат потерявшихся животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах, их владельцам и обеспечение владельцам потерявшихся животных или лицам, уполномоченным владельцами таких животных, возможности поиска животных путем осмотра содержащихся в приютах. Во всех остальных случаях, лицо, опознавшее животное своим, будет являться новым владельцем, после прохождения всех необходимых процедур: маркирование (мечение неснимаемыми и несмываемыми метками), и последующий учет, и регистрация, а также оформляемые карточки учета животного без владельца. Домашние животные независимо от их породы подлежат регистрации с трехмесячного возраста и ежегодной перерегистрации по месту содержания домашнего животного в государственном ветеринарном учреждении Кировской области. Вновь приобретенные домашние животные должны быть представлены владельцем для регистрации в течение десяти дней с даты приобретения. По истечении 20 дней, проведенных в приюте, право собственности на животное не передается. Жалобу считает необоснованной.
Уполномоченное учреждение письменно пояснило, что в соответствии с пунктами 2.6 и 2.7 Порядка взаимодействия проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. Уполномоченное учреждение направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав возражения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
26.01.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003323000639 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по отлову, учету и содержанию животных без владельцев. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 700 000,00 руб.
Относительно довода об указании нормативного документа, который утратил силу, установлено следующее.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлена обязанность заказчика об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно разделу 9 Технического задание (описание объекта закупки) установлен перечень нормативных документов, требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги, который включает, в том числе Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 N 54 "Об утверждении СП 3.1.7.2627-10".
Вместе с тем, Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10 утратили силу с 01.09.2021 г. в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4.
Таким образом, Заказчик поручает исполнителю оказать услуги в соответствии с нормативным правовым актом, утратившим свою силу.
Наличие в Техническом задании ссылок на недействующие акты, по мнению Комиссии Кировского УФАС России, вводит участников закупки в заблуждение и нарушает пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод жалобы признан обоснованным.
Относительно довода о противоречивости данных Заказчиком разъяснений требованиям извещения о закупке, установлено следующее.
Согласно п. 2 размещенного в ЕИС ответа на запрос о разъяснении извещения о закупке (от 30.01.2023 г. N 35), Заказчик на вопрос об уточнении средств, за счет которых исполнителем должна быть организована работа по проведению коррекционной работы специалистом - кинологом в отношении животных, проявляющих немотивированную агрессивность, пояснил, что в Техническом задании Заказчик не обязывает исполнителя проводить коррекционную работу с агрессивными особями, поэтому нет цены за эту услугу.
Вместе с тем, согласно разделу 8 Технического задания (описание объекта закупки) установлено, что в отношении животных, проявляющих немотивированную агрессивность, Исполнитель обеспечивает проведение коррекционной работы специалистом - кинологом, обладающим комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта стажа работы, связанной с разведением, подготовкой и использованием собак для обеспечения потребностей человека, общества и государства, имеющим соответствующие подтверждающие документы, в целях адаптации таких животных к жизни среди людей, поиску новых владельцев.
При этом, указанное требование Технического задания, вопреки возражениям Заказчика, предусматривает не право исполнителя на проведение коррекционной работы специалистом - кинологом, а его обязанность.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, в нарушение ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе подготовленное Заказчиком в ЕИС разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от 30.01.2023 г. изменяет суть извещения об осуществлении закупки в части проведения исполнителем коррекционной работы специалистом - кинологом в отношении животных, проявляющих немотивированную агрессивность, в связи с чем довод Заявителя признается обоснованным.
Относительно довода о неурегулированности вопроса возврата отловленного животного его владельцу, установлено следующее.
Согласно разделу 5 Технического задания установлено, что при содержании животных в приюте должны быть реализованы следующие мероприятия по возврату потерявшихся животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах, их владельцам и обеспечение владельцам потерявшихся животных или лицам, уполномоченным владельцами таких животных, возможности поиска животных путем осмотра содержащихся в приютах.
Представитель Заказчика пояснил, что при обращении владельцев животных в приют и в случае идентификации животного по специальным отметкам (чип, информации на ошейнике, клейма и пр.), то такое потерявшееся животное на основании требований Технического задания, подлежит возврату. В случае невозможности идентификации животного по специальным отметкам, оно передается обратившемуся лицу (пристраивается).
Таким образом, в Техническом задании Заказчика урегулирован вопрос по возврату потерявшихся животных в случае обращения собственника (владельца) животного, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Относительно довода о необоснованности данных Заказчиком разъяснений извещения в части подтверждения права собственности ветеринарным паспортом, а также о необоснованности передачи права собственности на животное физическому или юридическому лицу по истечении 20 дней нахождения в приюте, установлено следующее.
30.01.2023 г. в ответе на запрос извещения об осуществлении закупки Заказчик на вопрос участника закупки о соблюдаемом порядке при передаче отловленного животного от исполнителя - законному собственнику отметил, что подтверждением законности владения животным признаются различные договоры или документы о передаче животного владельцу. Также подтверждением собственности животного является наличие у него идентификации и сверка идентификационных данных, запись о регистрации животного в ветеринарной клинике и выданный на основании этой записи ветеринарный паспорт. Фото животного не может являться юридическим доказательством собственности на животное, кроме фото в официальном ветеринарном паспорте. Если собственник животного подтверждает свои права на животное, представляет данные о последней вакцинации животного против бешенства, то животное возвращается ему с оформлением акта выбытия. Во всех остальных случаях животное признается животным без владельца и проходит процедуру идентификации, вакцинации, стерилизации, а потом передача животного производится новому владельцу.
При рассмотрении материалов жалобы представитель Заказчика пояснил, что ветеринарный паспорт подтверждает владение лицом определенной вещью (животным).
Таким образом, ветеринарный паспорт - это документ, в котором содержится информация как о животном, так и о его владельце и, учитывая специфику объекта (животное), ветеринарный паспорт является документом, позволяющим определить принадлежность животного определенному лицу.
Согласно п. 1.5 проекта контракта результат оказанных услуг:
- своевременное и качественное оказание услуг по предмету контракта в соответствии с условиями Технического задания (Приложение N1);
- услуга в отношении каждого животного без владельца считается оказанной по истечении 20 календарных дней пребывания его в приюте, в том числе 10 дней карантина и 10 дней ухода после процедуры стерилизации,
- услуги считаются оказанными после подписания Исполнителем и Заказчиком или их уполномоченными представителями акта об оказании услуг (приложение N 13).
Согласно п. 1 ст. 231 ГК РФ если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.
При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 231 ГК РФ в случае явки прежнего собственника животных после перехода их в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения - судом.
При рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что по истечении 20 дней права собственности на животное не передается, в случае если животное будет пристроено, то приют оформляет с обратившимся лицом документы по содержанию животного. Требования ст. 231 ГК РФ должны соблюдаться.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявитель явку представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил, документы, подтверждающие доводы жалобы, не представил, в связи с чем довод Заявителя является необоснованным.
Относительно довода о неправомерном определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, установлено следующее.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 42 извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Таким образом, Извещение о проведении электронного аукциона должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта, соответствующее предмету закупки.
Извещение об осуществлении закупки на оказание услуг по отлову, учету и содержанию животных без владельцев содержит обоснование НМЦК, что соответствует п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта установлен ст. 22 Закона о контрактной системе.
В соответствии п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Таким образом, у Комиссии Кировского УФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению довода жалобы относительно обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Устранение выявленных нарушений возможно путем выдачи предписания.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу индивидуального предпринимателя на действия Заказчика - КОГБУ "Кировская областная станция по борьбе с болезнями животных" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по отлову, учету и содержанию животных без владельцев (извещение 0340200003323000639).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении закупки N 0340200003323000639.
4. Перенаправить жалобу в орган внутреннего финансового контроля в части довода о неправомерном обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
5. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 8 февраля 2023 г. N 043/06/106-84/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2023