Резолютивная часть решения оглашена 03 февраля 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 08 февраля 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Челябинской области о включении Общества с ограниченной ответственностью "БСВ-групп" (далее - ООО "БСВ-групп", Поставщик, Общество), его участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку мобильного контрольного устройства для федеральной государственной информационной системы "Система электронного мониторинга подконтрольных лиц" (извещение N 0342100028322000061) (далее - аукцион, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителей ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Челябинской области (далее - Учреждение, Заказчик): начальника Учреждения Иванова С.Б., действующего на основании приказа N 595-лс от 08.07.2021; Хажеева Э.Р., действующего на основании доверенности N 76/72/4-99 от 26.01.2023;
- представителей ООО "БСВ-ГРУПП": директора Ширшаева С.А., действующего на основании Устава, полномочия подтверждены выпиской из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) 10.06.2022 поступило обращение заказчика о включении ООО "БСВ-ГРУПП" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку мобильного контрольного устройства для федеральной государственной информационной системы "Система электронного мониторинга подконтрольных лиц" (извещение N 0342100028322000061) (далее - аукцион, закупка).
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 21.07.2022 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 722 000,00 рублей.
Согласно представленным документам 09.08.2022 заказчик и общество заключили контракт N 0342100028322000061 по цене 7 722 000,00 рублей.
Как следует из обращения заказчика, обязательства по контракту обществом не исполнены. В связи с чем 17.01.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 30.01.2023.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 11.2 контракта N 0342100028322000061 расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, Заказчиком 17.01.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 17.01.2023 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Решение об одностороннем отказе", согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено Обществом 17.01.2023 09:09 (МСК).
С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 30.01.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "БСВ-ГРУПП" 09.08.2022 посредством электронного документооборота заключен контракт N 0342100028322000061 на поставку мобильного контрольного устройства для федеральной государственной информационной системы "Система электронного мониторинга подконтрольных лиц" (реестровый номер в ЕИС N 1631704106022000051) (далее - контракт).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что Поставщик обязуется поставить мобильные контрольные устройства для федеральной государственной информационной системы "Система электронного мониторинга подконтрольных лиц" (далее - Товар), в количестве 300 (триста) комплектов, по цене за единицу 25 740,00 (двадцать пять тысяч семьсот сорок рублей 00 копеек) на общую сумму 7 722 000,00 (семь миллионов семьсот двадцать две тысячи рублей 00 копеек), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 3.1 контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 454081, город Челябинск, улица Артиллерийская, дом 66-Б, ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Челябинской области (далее - место доставки), одной партией в срок не позднее 15 декабря 2022 года.
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.01.2023 следует, что, в нарушение условий контракта обязательства по нему поставщиком в объеме, предусмотренном условиями контракта, не выполнены.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
Как пояснил представитель Общества на заседании Комиссии, предметом поставки по контракту являются мобильные контрольные устройства (МКУ), использующиеся в Федеральной Государственной Информационной Системы Электронного Мониторинга Подконтрольных Лиц, изготовителем которых является ООО "БСВ-ГРУПП".
Несмотря на то, что фактическая сборка МКУ производится на территории РФ, электронные комплектующие, входящие в состав данных устройств, не отечественного производства. Компоненты оборудования (электронные платы, чипы и т.д.) изготовляются в Китае. При этом завод-изготовитель сам импортирует часть необходимых комплектующих из недружественных РФ стран, входящих в Европейский союз.
Техническим заданием (Приложение к Контракту) предусмотрены конкретные характеристики требуемых устройств, в частности там указано:
- поставляемые МКУ работоспособны в действующей ФГИС СЭМПЛ и имеющимся у Государственного заказчика оборудованием ФГИС СЭМПЛ;
- МКУ состоит из следующих функциональных частей:
- модуль GSM, устройство необходимое для обмена данными МКУ и СМ-Т); поставляемое МКУ должно обеспечивать:
- связь с СМ-Т.
Параметры канала передачи информации между изделием и сервером СЭМПЛ стандарт GSM в сетях сотовой связи в диапазоне 900/1800 МГц.
В настоящее время данным требованиям технического задания соответствует только GSM-модуль SIM5320Е фирмы SIMСОМ (КНДР), в структуре которого используется чип компании Qalcomm, США.
Во исполнение контракта, до его подписания сторонами, ООО "БСВ-групп" заключен договор от 28.07.2022 с поставщиком ООО "Радиан" на приобретение необходимых компонентов оборудования, а также произведена предварительная оплата.
Вместе с тем, Решением Совета Европейского союза N 2022/263 в Регламент ЕС N 833/2014 внесены изменения и введены ограничения в отношении поставок определенных товаров в Российскую Федерацию.
В частности, как пояснил представитель Общества, в данный список включены радиолокационная аппаратура, радионавигационная аппаратура и аппаратура радиодистанционного управления, печатные схемы, а также машины для приема, преобразования и передачи или регенерации голоса, изображения или другие данные, включая устройства коммутации и маршрутизации, а также аппаратура радионавигационная вспомогательная, их компоненты. В этой связи, китайские компании, опасаясь возможных последствий для себя, начали соблюдать введенные санкционные меры в отношении Российской Федерации.
Из документов, представленных в материалы дела Обществом, следует, что 15.11.2022 от ООО "Радиан" получено письмо N 169 от 15.11.2022 о невозможности осуществления поставки комплектующих, в связи с введенными ограничительными мерами и необходимости согласовать новые сроки и условия поставки.
Письмом N 1611/1 от 16.11.2022 Обществом направлен запрос участника соответствующего рынка о возможности поставки требуемых комплектующих в кратчайшие сроки, с указанием, что закупка необходима для исполнения государственного контракта.
Из полученных Обществом ответов на запрос следует отказ хозяйствующих субъектов в поставке необходимых товаров вследствие ограничительных мер на период до мая 2023 года, в связи с изменением логистики доставки иностранных товаров.
В этой связи, Обществом в адрес Заказчика 24.11.2022 направлено письмо с объяснением причин неисполнения обязательств по контракту и предложением о расторжении контракта, 06.12.2022 - письмо с предложением о продлении срока исполнения обязательств по контракту до 30.06.2023, 16.12.2022 - письмо с гарантией поставки товара по контракту в срок до 30.06.2023.
Получение указанных писем не оспаривается Заказчиком.
В ответ Заказчик письмом N 76/72/10-1168 от 16.12.2022 сообщил об отсутствии правовых оснований для изменения существенных условий контракта и потребовал осуществить поставку в срок до 23.12.2022.
Как поясняет представитель Общества, в 2022 году ООО "БСВ-ГРУПП" заключено более 30 контрактов для учреждений ФКУ ЦИТОВ УФСИН России, на поставку данных МКУ, 8 из которых исполнены: ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Камчатскому краю, ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Пензенской области, УФСИН России по Чувашской республике, ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Магаданской области, ФКУ БМТИВС УФСИН России по Ульяновской области ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Марий-Эл, Компания "МБ Астрахань", Компания "МБ Волгоград" (Учреждения ФСИН России).
Требования ТЗ данных контрактов аналогичны требованиям ТЗ контракта, расторгаемого ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Челябинской области.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения поставщиком существенных условий договора о сроке поставки, необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта), в том числе:
- если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно информационному письму Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768 к информации и документам, подтверждающим, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций, могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта).
Из документов, представленных сторонами, следует, что на исполнение обязательств по поставке товара Обществом могли повлиять экономические санкции и меры ограничительного характера в отношении РФ, в том числе запрет на поставку комплектующих, о чем Общество неоднократно уведомляло заказчика и предлагало урегулировать вопрос путем изменения условий контракта.
При этом Комиссия отмечает, что изменение условий контракта является правом, а не обязанностью Заказчика.
Вместе с тем, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что намерения по исполнению контракта подтверждаются материалами дела и выражаются в заключении договора на поставку с ООО "Радиан" до заключения контракта, а также своевременных действиях Общества, направленных на приобретение необходимых комплектующих у новых поставщиков, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "БСВ-ГРУПП", его участнике, лице, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также недобросовестного поведения Общества, направленного на уклонение от исполнения контракта.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Челябинской области о включении Общества с ограниченной ответственностью "БСВ-ГРУПП", его участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку мобильного контрольного устройства для федеральной государственной информационной системы "Система электронного мониторинга подконтрольных лиц" (извещение N 0342100028322000061), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.Б. Черенкова |
|
|
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 февраля 2023 г. N 074/06/104-227/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2023