Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Меркулова Н.С. - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие заявителя индивидуального предпринимателя Кочетковой Е.В. и в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" Котловой А.К. (доверенность от 02.02.2023 N21), Красильниковой И.В. (доверенность от 01.02.2023 N15), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Кочетковой Е.В. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница", уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" и комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0325200000623000001), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 27.01.2023 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Кочетковой Е.В. (далее - Заявитель, ИП Кочеткова Е.В.) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) и комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0325200000623000001) (далее - запрос котировок).
По мнению Заявителя, комиссией по осуществлению закупок незаконно отклонила заявку ИП Кочетковой Е.В. (идентификационный N12) от участия в запросе котировок.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
17.01.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении запроса котировок (далее - Извещение).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в т.ч. описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, Заказчик в файле "Описание объекта закупки" к Извещению установил требования к поставляемому товару.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в т.ч. требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчик в пункте 2 файла "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" к Извещению установил требования к содержанию заявки, а именно:
"а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром:
Требуется предоставление копии свидетельств о государственной регистрации (деклараций/информации) дезинфицирующих средств".
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок от 25.11.2023 комиссия по осуществлению закупок отклонила заявку Заявителя от участия в запросе котировок по основанию: "Непредставление (за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с 44-ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 44-ФЗ) (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 50, пункт 1 части 12 статьи 48 44-ФЗ); п.7 Форма выпуска: Таблетка Действующие вещества: хлорактивное соединение. Сфера применения: средство предназначено для применения в медицинских организациях для дезинфекции поверхностей, медицинских отходов, проведения генеральных уборок, дезинфекция высокого уровня, дезинфекции ИМН, стерилизации изделий медицинского назначения. п.13 Форма выпуска: Таблетка Действующие вещества: хлорактивное соединение. Сфера применения: средство предназначено для применения в медицинских организациях для дезинфекции поверхностей, аппаратов, приборов, обеззараживания медицинских и биологических отходов, санитарно-технического оборудования, дезинфекции высокого уровня эндоскопов и стерилизации изделий медицинского назначения из коррозионно-стойких металлов, резин, пластмасс, стекла и эндоскопов.
Из представленных участником сопроводительных документов на предлагаемые препараты, хлорсодержащим является только БиаХлорПлюс - данный препарат участник предлагает для п.7 и п.13 аукционной документации. Но при ознакомлении с приложенным участником Свидетельстом о Государственной Регистрации, в приложении, видим:
Область применения: В соответствии Инструкции N12 от15.05.2021 г. по применению средства дезинфицирующего "БиаХлорПлюс" представляет собой таблетки белого цвета с характерным запахом хлора или \ отдушки, выпускается в таблетках и гранулах. Назначение: проведения текущей, заключительной и профилактической дезинфекции; дезинфекции поверхностей в помещениях, жесткой мебели, санитарно- технического оборудования, наружных поверхностей приборов и аппаратов, предметов обстановки и др.
Т.е. данный препарат не имеет области применения для дезинфекции высокого уровня и стерилизации. Участником в заявке предоставлены недостоверные данные".
Однако Комиссия Управления считает, что решение комиссии по осуществлению закупок об отклонении заявки Заявителя от участия в запросе котировок по основанию, указанному в протоколе подведения итогов запроса котировок от 25.11.2023, является незаконным по следующим основаниям.
Заявителем по пунктам 7 и 13 "Описание объекта закупки" в заявке предложено к поставке дезинфицирующее средство "БиаХлорПлюс" производства ООО "Бирюза", а также представлена копия свидетельства о государственной регистрации продукции KZ.16.01.98.002.E.001054.11.21 от 09.11.2021.
При этом, Заявителем представлено письмо производителя дезинфицирующего средства "БиаХлорПлюс" ООО "Бирюза", согласно которому к сфере применения указанного средства относятся дезинфекция высокого уровня и стерилизация.
Таким образом, вывод комиссии по осуществлению закупок в протоколе подведения итогов запроса котировок от 25.11.2023 о несоответствии заявки ИП Кочетковой Е.В не состоятелен.
При этом, Комиссия Управления считает, что заявка Заявителя не соответствует требованиям Извещения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 7 и 13 файла "Описание объекта закупки" к Извещению установлено требование об активности дезинфицирующего средства к перечню вирусов, в том числе - аденовирусу.
В составе заявки ИП Кочеткова Е.В. указала следующие функциональные характеристики:
- в позиции 7 - грамотрицательных и грамположительных бактерий (включая туберкулез, внутрибольничные инфекции, особо опасные инфекции - чума, холера, туляремия), вирусов (Коксаки, ECHO, ВИЧ-инфекции, аденовирусов, полиомиелита, герпеса), патогенных грибов рода Кандида, возбудителей сибирской язвы;
- в позиции 13 - грамотрицательных и грамположительных бактерий (включая туберкулез - тестировано на M.Terrae), особо опасных инфекций (в т.ч. сибирской язвы), вирусов (энтеральных и парентеральных гепатитов (в т.ч. гепатита А, В и С), ВИЧ, (в связи с пандемией корона-вируса, в инструкции по применению средства отдельно выделено: вирус полиомиелита, аденовирусы), анаэробных инфекций, патогенных грибов (в том числе возбудителей грибов рода Трихофитон и возбудителей грибов рода Кандида), плесневых грибов, а также спороцидные свойства.
В соответствии с пп. 1), 5) пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 19.05.2014 в рамках таможенного союза государств-членов функционирует внутренний рынок товаров и осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, арантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (далее - Решение КТС от 28.05.2010 N 299) утвержден Перечень продукции (товаров), подлежащих государственной регистрации. Пунктом 6 указанного перечня дезинфицирующие средства отнесены к продукции, подлежащей обязательной государственной регистрации.
Разделом 20 Единых санитарных требований, утверждённых Решением КТС от 28.05.2010 N299, установлены требования к дезинфекционным средствам.
Пунктом 6 указанных Требований установлено, что порядок организации и проведения дезинфектологической экспертизы определяется в соответствии с законодательством государств-членов.
В Российской Федерации установлен и действует определенный порядок оборота дезинфицирующих средств и оценки их целевых свойств и активности. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждены "Р 4.2.2643-10. 3.5. Дезинфектология. Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности. Руководство" от 01.06.2010 и "МУ 3.5.2431-08. 3.5. Дезинфектология. Изучение и оценка вирулицидной активности дезинфицирующих средств. Методические указания" от 13.12.2008, обязательные для применения к дезинфицирующим средствам на территории Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 5.7.2., абз. 3 пункта 5.7.3. Руководства Р 4.2.2643-10. 3.5. обязательным для всех дезинфицирующих средств является испытание на двух тест-вирусах: вирусе полиомиелита 1 типа (вакцинном штамме Sabin LSc-2ab) и аденовирусе 5 типа (штамм Аденоид 75). Средство, показавшее способность инактивировать полио- и аденовирус, включают в группу ДС с вирулицидной активностью. Дезинфицирующие средства с вирулицидной активностью могут быть использованы для дезинфекции при любой вирусной (включая особо опасные) инфекции, имеющей значение в инфекционной патологии человека.
В соответствии с пунктом 5.7.4., Руководства Р 4.2.2643-10. 3.5. исследования эффективности дезинфицирующих средств при обеззараживании различных объектов (изделия медицинского назначения, включая эндоскопы, посуда, белье, поверхности, выделения и др.), имеющих эпидемиологическое значение в распространении инфекционных заболеваний вирусной этиологии, проводят с целью разработки эффективных режимов дезинфекции. Полученные положительные результаты в опытах на тест-вирусах уточняют (при необходимости) на вирусах-возбудителях той инфекции, при которой они будут использованы, учитывая их специфику и механизм передачи инфекции.
Согласно пункту 4.1.2. Методических указаний МУ 3.5.2431-08. 3.5. обязательным для всех дезинфицирующих средств является испытание на двух тест-вирусах: вирусе полиомиелита I типа (вакцинном штамме Sabin (LSc-2ab) (далее - "полиовирус") и аденовирусе V типа (штамм Аденоид 75) (далее - "аденовирус"). Средство, показавшее способность инактивировать полио- и аденовирус, включают в группу дезинфицирующих средств с вирулицидной активностью. Дезинфицирующие средства с вирулицидной активностью могут быть использованы для дезинфекции при любой вирусной (включая особо опасные) инфекции, имеющей значение в инфекционной патологии человека.
В соответствии с ГОСТ Р 58151.1-2018. "Национальный стандарт Российской Федерации. Средства дезинфицирующие. Общие технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.06.2018 No 314-ст) средства должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов, настоящего стандарта и технической документации на средство, должны быть изготовлены по рецептурам и технологической документации, утвержденным в установленном порядке; идентификационным признаком средств является их назначение, указанное в маркировке и подтвержденное документально (п.п. 3.1.1, 3.1.2).
Из свидетельства о государственной регистрации продукции KZ.16.01.98.002.E.001054.11.21 от 09.11.2021 следует, что дезинфицирующее средство "БиаХлорПлюс" было зарегистрированы в республике Казахстан.
Указанное свидетельство было выдано на основании протокола испытаний филиала "Научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга" РГП на ПХВ "НЦОЗ" Министерства здравоохранения Республики Казахстан N2913/84 от 26.07.2021, N2913/115 от 03.07.2021, N2913/452 от 21.07.2021, N2913/667 от 20.07.2021, N2913/86 от 20.08.2021.
Представителями Заказчика в материалы дела представлены письма филиала "Научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга" РГП на ПХВ "НЦОЗ" Министерства здравоохранения Республики Казахстан, согласно которым предрегистрационные лабораторные испытания дезинфицирующих средств по вирусному режиму проводятся в Республике Казахстан в соответствии с методическими указаними по проведению лабораторных предрегистрационных испытаний средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации, утвержденными приказом КГСЭН МЗ РК от 4 ноября 2008 г. No 133 только на вирусе полиомиелита 1 типа (вакцинный штамм Sabin (LSc-2ab).
Таким образом, Комиссия Управления считает, что Заявителем в составе заявке были указаны недостоверные сведения об активности дезинфицирующего средства "БиаХлорПлюс" к аденовирусу.
Данная позиция подтверждается также выводами Арбитражного суда Ростовской области, изложенными в решении от 29.12.2022 по делу NА53-23337/21.
Кроме того, Заказчиком в пункте 13 файла "Описание объекта закупки" к Извещению установлено требование к форме выпуска дезинфицирующего средства: "упаковка массой не менее 1 кг. (контурная безъячейковая упаковка (стрип)".
Заявитель в пункте 13 своей заявке указал форму выпуска дезинфицирующего средства упаковка массой не менее 1 кг. (контурная безъячейковая упаковка (стрип).
Однако согласно свидетельству о государственной регистрации продукции KZ.16.01.98.002.E.001054.11.21 от 09.11.2021 дезинфицирующее средство "БиаХлорПлюс" выпускается в полимерных упаковках вместимостью до 50 кг.
Таким образом, Комиссия Управления считает, что Заявителем в составе заявке были указаны недостоверные сведения относительно формы выпуска дезинфицирующего средства "БиаХлорПлюс".
Согласно подп. а) пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Учитывая, что Заявителем в составе заявки представлены недостоверные сведения в отношении поставляемого товара, Комиссия Управления считает, что данная заявка подлежала отклонению на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, а жалоба является необоснованной.
При этом Заявитель явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил и доказательств, опровергающих указанный довод, не представил, в то время как частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе именно на подателя жалобы возлагается такая обязанность.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Кочетковой Е.В. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница", уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" и комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0325200000623000001) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 2 февраля 2023 г. N 030/06/50-111/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2023