Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в следующем составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА ЯКУТСКА (далее также - КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА ЯКУТСКА, заказчик): ..., ... (представители по доверенностям);
от заинтересованного лица акционерного общества "Компания Транстелеком" (далее также - АО "Компания Транстелеком", заинтересованное лицо, исполнитель): ..., ... (представители по доверенностям),
от уполномоченного учреждения Окружной администрации города Якутска (далее также - уполномоченное учреждение): .... (представитель по доверенности),
рассмотрев обращение, представленное заказчиком КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ ГОРОДА ЯКУТСКА для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участника закупки АО "Компания Транстелеком" в связи с уклонением от заключения контракта на услуги по доступу к информационно-коммуникационной сети Интернет (извещение N 0116300000123000008), действуя в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании пунктов 13, 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ ГОРОДА ЯКУТСКА для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участника закупки АО "Компания Транстелеком" в связи с уклонением от заключения контракта на услуги по доступу к информационно-коммуникационной сети Интернет (извещение N 0116300000123000008).
Из обращения заказчика следует, что заинтересованное лицо АО "Компания Транстелеком" не подписало в установленный срок контракт, в связи с чем, заказчиком принято решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
Из письменных пояснений заинтересованного лица следует, что АО "Компания Транстелеком" не смогло подписать контракт до истечения регламентируемого срока в связи с тем, что, блок питания компьютера с установленным на нем программным обеспечением для возможности электронной подписи, необходимой для участия в процедуре закупки и подписания контракта, вышел из строя, в результате чего подписание контракта ЭЦП и его направление оператору электронной площадки было невозможным в установленный срок.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
Согласно протоколу подведения итогов от 31.01.2023 года на участие в закупке было подано 2 заявки, обе заявки признаны соответствующими требованиям извещения и электронным документам.
24.01.2023 Размещен документ "Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме от 24.01.2023 N0116300000123000008";
24.01.2023 Закупка N0116300000123000008 автоматически переведена на этап "Подача заявок";
31.01.2023 Размещен "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.01.2023 NИЗК1" для закупки N0116300000123000008;
31.01.2023 Закупка N 0116300000123000008 автоматически переведена на этап "Определение поставщика завершено" в связи с размещением протокола, завершающего работу комиссии;
03.02.2023 Размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 03.02.2023 NППУ20_1" для закупки N0116300000123000008.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об участнике АО "Компания Транстелеком" по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу части 4 статьи 50 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает:
1) в единой информационной системе и на электронной площадке - протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) в единой информационной системе - информацию, указанную в подпунктах "а" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, номера реестровых записей в едином реестре участников закупок в отношении участников закупки, заявки которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, идентификационные номера таких заявок. Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, не размещается на официальном сайте.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Материалами дела установлено следующее:
Согласно протоколу подведения итогов от 31.01.2023 года, заявка АО "Компания "Транстелеком" признана соответствующей требованиям Извещения о проведении закупки и заняло первое место.
31.01.2023 года заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" опубликован проект контракта.
Из журнала событий ЕИС установлено следующее:
Регламентированный срок для подписания проекта контракта поставщиком 1 день, до 02.02.2023.
Из письменных пояснений заинтересованного лица следует, что 01.02.2023 в АО "Компания Транстелеком" проводились профилактические работы на IT оборудовании, вследствие проведения вышеуказанных работ, вышел из строя блок питания персонального рабочего места исполнителя, ответственного за участие в котировке в электронной форме N0116300000123000008.
Далее, производились работы по поиску и замене исправного блока питания и не было возможности выйти на электронную площадку http://www.rts-tender.ru и подписать государственный контракт 01.02.2023.
При этом, поскольку на официальном сайте zakupki.gov.ru дата подведения итогов поставщика (подрядчика, исполнителя) была установлена на 02.02.2023, заинтересованное лицо полагало, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выйдет не ранее 02.02.2023.
Системный блок заменили утром 02.02.2023, далее зайдя на сайт www.rts-tender.ru, закупка N 0116300000123000008 исполнитель заинтересованного лица обнаружила, что комиссией уполномоченного органа 31.01.2023 был размещен Протокол подведения итогов определения поставщика, где победителем было признано АО "Компания Транстелеком".
31.01.2023 заказчик опубликовал проект государственного контракта, со сроком подписания до 02.02.2023.
Заинтересованное лицо подписало государственный контракт 02.02.2023 с истечением срока подписания, установленного Законом о контрактной системе.
При изложенных выше обстоятельствах, АО "Компания "Транстелеком" не имело намерений на уклонение от заключения контракта.
В связи с тем, что контракт направлен второму участнику, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что уклонение участника не повлекло неблагоприятных последствий для заказчика.
В ходе рассмотрения сведений заказчик не настаивал на включении заинтересованного лица в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является наличие однозначных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности победителя закупки, в том числе и не подписавшего в установленный срок проект контракта.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
В соответствии с пункт 14 Правил Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Изучив материалы дела, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к мнению, что действия АО "Компания Транстелеком", приведшие к уклонению от заключения контракта, вызваны не умыслом в уклонении от подписания контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078, Комиссия по результатам проверки факта уклонения участника закупки от заключения государственного контракта,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ ГОРОДА ЯКУТСКА для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участника закупки АО "Компания Транстелеком" в связи с уклонением от заключения контракта на услуги по доступу к информационно-коммуникационной сети Интернет (извещение N 0116300000123000008) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) РФ не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 февраля 2023 г. N 014/06/104-144/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2023