Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "АВТОЦЕНТР-САРАТОВЮГ" на действия Единой комиссии ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении электронного аукциона N 0860200000823000153 "Поставка автотранспорта многодетным семьям",
УСТАНОВИЛА:
08.02.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "АВТОЦЕНТР-САРАТОВЮГ" на действия Единой комиссии ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении электронного аукциона N 0860200000823000153 "Поставка автотранспорта многодетным семьям" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Единая комиссия в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о контрактной системе) при рассмотрении заявок участников неправомерно отклонила заявку ООО "АВТОЦЕНТР-САРАТОВЮГ".
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал.
Представитель Заказчика, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
25.01.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является Министерство труда и социальной защиты Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 700 000,00 рублей.
Согласно проколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.02.2023 NИЭА1 заявка с идентификационным номером 2 (заявка Заявителя) отклонена на основании: Непредставление документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44 ФЗ.В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 43, п. 5 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 3. Приложения N3 к извещению об осуществлении закупки "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЁ ЗАПОЛНЕНИЮ", в соответствии со статьей 14 Федерального закона, п. 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", а именно: участник закупки в составе заявки предоставил: информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719), а именно: участник закупки предоставил информацию о совокупном количестве баллов - 3445 балов, при установленном - не менее 4300 баллов.
На основании п. 5. ч. 1 ст. 43 Федерального закона и п. 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 заявка была приравнена к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Описание объекта закупки размещается в виде электронного документа.
Описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки".
Объектом закупки является поставка автотранспорта многодетным семьям, код позиции КТРУ 29.10.30.000-00000022.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе принято Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее Постановление Правительства N 616), которым установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
Объект закупки по наименованию и коду ОКПД2 29.10.3 "Средства автотранспортные для перевозки 10 или более человек" соответствует позиции 92 перечня, утвержденного Постановлением Правительства N 616.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На основании пп. 5 п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать, в том числе, информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные ст. 43 Закона о контрактной системе запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства N 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
- в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов, указанного в абзацах втором и третьем настоящего пункта, или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 года N 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" установлены критерии, которые являются подтверждением производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Так, в соответствии с требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, являющимися Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (далее - Требования), товар "Средства автотранспортные грузовые и их шасси в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 гN 877, относящиеся к категории транспортных средств N 2, N 2G, N 3, N 3G (далее автомобили грузовые)", включен в раздел II "Продукция автомобилестроения" Требований, с кодом по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - "из 29.10.4".
Абзацем 7 п. 5 примечаний к Постановлению Правительства Российской Федерации N 719 определено, что для целей осуществления закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках Закона о контрактной системе при производстве каждой единицы продукции автомобилестроения должны выполняться операции (условия), которые в соответствии с требованиями, указанными в разделе II настоящего приложения, оцениваются совокупным количеством баллов, составляющим с 1 января 2023 не менее 4300 баллов, с 1 января 2025 не менее 5600 баллов (для автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи, построенных на базе автобуса).
Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 N 553 "О некоторых вопросах подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (утверждены изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Так, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 N 553 на период со дня вступления в силу настоящего постановления и до 31 декабря 2022 года дополнительно к критериям подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, установленным пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 719, применяются критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, содержащие одно из следующих требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - требования к промышленной продукции), установленных требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предусмотренными приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 719 (далее - приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719) (за исключением продукции, включенной в разделы II и XII указанного приложения):
в) в отношении продукции, для которой приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (в редакции настоящего постановления) установлено поэтапное выполнение требований о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) или требований выполнения производственных и технологических операций, применяется без учета годового периода, установленного на 2022 - 2023 годы, обязательных требований выполнения производственных и технологических операций, совокупного количества баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), предусмотренных приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (в редакции настоящего постановления).
Аналогичные требования установлены в п. 3 Приложением N 3 к Извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению".
В силу п. 5 ч.12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что участником закупки с идентификационным номером 2 ООО "АВТОЦЕНТР-САРАТОВЮГ" к поставке предложен следующий товар: Автобус ИАЦ-1767М2, Номер реестровой записи в Реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ 4574\53\2021 от 13.12.2021, Информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ 3445,0.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что ООО "АВТОЦЕНТР-САРАТОВЮГ" указало в составе заявки совокупное количество баллов (3445), не соответствующее совокупному количеству баллов (4300), установленному для целей осуществления закупок в Постановлении N 719.
Руководствуясь п. 10 Постановления Правительства N 616 заявка ООО "АВТОЦЕНТР-САРАТОВЮГ" приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств и подлежит отклонению в соответствии с п.5 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
Довод подателя жалобы о том, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства N 553 документы, подтверждающие производство промышленной продукции на территории РФ действительны до 1 апреля 2023 года, не свидетельствует о том, что предлагаемый к поставке товар с количеством баллов за выполнение (освоение) на территории РФ таких операций (условий), подходящих для целей закупок для государственных и муниципальных нужд в 2022 году, подходит для закупок для государственных и муниципальных нужд в 2023 году.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Постановления N 553 в отношении продукции, для которой приложением к Постановлению N 719 установлено поэтапное выполнение требований о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) или требований выполнения производственных и технологических операций, применяется без учета годового периода, установленного на 2022 - 2023 годы, обязательных требований выполнения производственных и технологических операций, совокупного количества баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), предусмотренных приложением к Постановлению N 719.
Действие подпункта "в" пункта 3 Постановления N 553, во-первых, распространялось на закупки, объявленные до 31.12.2022, во-вторых не распространялось на продукцию, включенную в раздел II Постановления N 917, к которой относится объект закупки.
Из пояснений представителя Уполномоченного учреждения также следовало, что анализируемая закупка проводится для удовлетворения нужд заказчика в 2023 году, соответственно поставка и приемка товара будет осуществляться 2023 году, с учетом необходимого количества баллов за выполнение (освоение) на территории РФ таких операций (условий), подходящих для целей закупок для государственных и муниципальных нужд в 2023 году. В противном случае, имел бы место неравный подход к оценке заявок участников, при котором заявки, поданные в 2022 году с документами, подтверждающими российское производство, в которых количество баллов за выполнение (освоение) на территории РФ операций (условий) соответствует 2022 году допускались бы до участия в закупке, а заявки, поданные в 2023 году с аналогичными документами, содержащие баллы, приемлемые для 2022 года, подлежали бы отклонению, так как для закупок для целей удовлетворения государственных и муниципальных нужд в 2023 году установлено иное количество баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).
Таким образом, действия Единой комиссии, отклонившей заявку ООО "АВТОЦЕНТР-САРАТОВЮГ" не противоречат требованиям п.5 ч. 12 ст.48 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "АВТОЦЕНТР-САРАТОВЮГ" на действия Единой комиссии ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении электронного аукциона N 0860200000823000153 "Поставка автотранспорта многодетным семьям" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 14 февраля 2023 г. N 064/06/49-150/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2023