Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - ------ - заместитель руководителя Управления Мордовского УФАС России;
члены комиссии:
-------- - начальник отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
-------- - заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России;
--------- - главный государственный инспектор отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
---------- - старший государственный инспектор отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
-------- - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
-------- - специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
в отсутствие представителей муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 5", извещенных о времени и месте рассмотрения дела N 013/06/104-49/2023 надлежащим образом;
в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Зиновьева Богдана Алексеевича - ------, действующей на основании доверенности N 52АА5515950 от 02.11.2022 года со сроком действия 3 (три) года;
рассмотрев 10 февраля 2023 года обращение муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 5" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Зиновьева Богдана Алексеевича в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1078 от 30.06.2021 г. "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 03 февраля 2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru поступило обращение муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 5" (далее - МОУ "СОШ N5", Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Зиновьева Богдана Алексеевича (далее - ИП Зиновьев Б.А., Исполнитель) (ИНН: -----; ОГРНИП: -------; адрес (место нахождения: 431510, Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Лопатино, ул. Зеленая, д.3А, кв.1) в связи с принятием Исполнителем решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0809500000322003246 от 30.12.2022 года на оказание услуг на организацию питания обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 5", заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме N 0809500000322003246 на оказание услуг на организацию питания обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении (далее - Конкурс).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр ИП Зиновьева Б.А. письмом от 07 февраля 2023 года N ДМ/406/23 назначено на 10 февраля 2023 на 10 часов 20 минут.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - ИП Зиновьеве Б.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (вх.N509-ЭП/23 от 03.02.2023 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru (номер реестровой записи: -------).
Мордовским УФАС России до рассмотрения дела по существу сторонам по делу было направлено приглашение на участие в ВКС, а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения Аукциона, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
30.11.2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) по заявке МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5" государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" размещено извещение N 0809500000322003246 о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 2 938 990, 60 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 16.12.2022 09:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 20.12.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 21.12.2022.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 6-М-СОКЭФ-22/ОУ от 19.12.2022 года по окончании указанного в извещении о проведении электронного конкурса срока подачи заявок 09:00 16.12.2022 года (время московское) поступила единственная заявка на участие в электронном конкурсе под идентификационным номером 1. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся. В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 52 Закон о контрактной системе, контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном Законом о контрактной системе, предложившим цену контракта 25 991 561,70 руб. (двадцать пять миллионов девятьсот девяносто одна тысяча пятьсот шестьдесят один рубль 70 копеек).
30.12.2022 года между Заказчиком и ИП Зиновьевым Богданом Александровичем заключен контракт N 0809500000322003246 на оказание услуг на организации питания обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 5" (реестровый номер контракта: 3132714941023000001) (далее - Контракт). Цена Контракта составляет 2 865 515, 84 (два миллиона восемьсот шестьдесят пять тысяч пятьсот пятнадцать) рублей 84 коп.
Пунктами 1.5. и 1.6. Контракта предусмотрено, что местом оказания услуг является юридический адрес Заказчика - Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коваленко, дом 21; срок оказания услуг - с 09 января 2023 года по 31 мая 2023 года.
В пункте 9.1. Контракта определен срок его действия - до 26.06.2023 года.
В силу пункта 2.3.4 Контракта Заказчик вправе требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта и приложениями к нему, представления надлежащим образом оформленной отчетной документации и материалов, подтверждающих исполнение обязательств по настоящему контракту, а также своевременного устранения выявленных недостатков оказанных услуг.
Согласно пункту 9.5. Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Расторжение контракта в одностороннем порядке осуществляется с соблюдением требований частей 8 - 11, 12.1, 13 - 19, 20.1 - 23 и 25 статьи 95 Закона о контрактной системе (пункт 9.9 Контракта).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно части 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Частью 1 статьи 451 ГК РФ определено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение приведенных требований закона Исполнителем 23.01.2023 года с использованием функционала ЕИС сформировано, подписано электронной подписью Зиновьева Б.А. и размещено на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 6. Решение об одностороннем отказе N 6 от 23.01.2023 09:35 (МСК).
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 21 статьи 95 Закона о контрактной системе).
При этом согласно части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Учитывая положения части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления Заказчика признается - 23.01.2023 года, следовательно, в соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 03.02.2023 года.
Согласно части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России в установленный законом срок -03.02.2023 года.
Исходя из изложенного, Комиссия Мордовского УФАС приходит к выводу о соблюдении электронной процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
Часть 1 статьи 103 Закона о контрактной системе определяет, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте в реестре контрактов 03.02.2023 16:16 (МСК) (информация о расторжении контракта N31327049486 23 000001 0006 от 03.02.2023).
Представитель ИП Зиновьева Б.А. на заседании Комиссии Мордовского УФАС России просил не включать сведения в отношении его доверителя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так как индивидуальный предприниматель заблаговременно уведомил Заказчика о невозможности исполнения контракта, оплатил штраф за неисполнение взятых на себя обязательств в размере 286 551, 58 рублей, по требованию Заказчика об уплате штрафа за неисполнение обязательств (исх.N14 от 12.01.2023 года), что подтверждается платежным поручением N 20 от 17.01.2023 года . Так же индивидуальный предприниматель обладает большим опытом оказания аналогичных объекту закупки услуг, является добросовестным участником торгов, исполнителем государственных и муниципальных контрактов по иным электронным процедурам для нужд социальных учреждений, соответственно, включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может негативно сказаться на деятельности ИП Зиновьева Б.А.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения сторон, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений о лице в Реестр по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном подрядчике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О).
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно пункту б части 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку включение в реестр является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами однозначно не свидетельствуют о недобросовестном поведении Исполнителя.
Принимая во внимание совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Мордовского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об индивидуальном предпринимателе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5" в отношении ИП Зиновьева Б.А. (ИНН: -----; ОГРНИП: -----) в связи с принятием индивидуальным предпринимателем решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0809500000322003246 от 30.12.2022 года, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме N0809500000322003246 на оказание услуг на организацию питания обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении, в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 10 февраля 2023 г. N 013/06/104-57/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2023