Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
- начальник отдела Тульского УФАС России, |
Члены Комиссии:
|
- главный специалист-эксперт Тульского УФАС России, - ведущий специалист-эксперт Тульского УФАС России, |
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "БКС-Фарма" (далее - Заявитель, ООО "БКС-Фарма", Общество) (вх. N 1060/23 от 09.02.2023) на действия комиссии по осуществлению закупок государственного учреждения здравоохранения "Богородицкая центральная районная больница" (далее - Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата Пропофол (закупка 0366300044023000008) (далее - Закупка, электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), без участия представителей Заявителя, государственного учреждения здравоохранения "Богородицкая центральная районная больница" (далее - Заказчик, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Закупки.
По мнению подателя жалобы, Аукционной комиссией при рассмотрении поданных на участие в Закупке заявок неправомерно не были применены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 1289), поскольку заявка участника закупки - общества с ограниченной ответственностью "Евросервис", ставшего победителем электронного аукциона, содержала предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения.
Заявитель обосновывает свою позицию, в том числе, опираясь на содержание размещенного в единой информационной системе в сфере закупок проекта контракта, заключаемого с победителем Закупки.
Указанное, с точки зрения Общества, повлекло за собой неправомерное определение победителя электронного аукциона.
Заказчиком, Аукционной комиссией представлены в материалы дела письменные возражения по доводам жалобы.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке и электронные документы к нему (далее - Извещение) 27.01.2023 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 98 230,00 рублей.
Контракт по итогам проведения Закупки Заказчиком не заключен.
В силу части 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением N 1289 установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из пункта 15 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На основании части 1 статьи 49 Закона заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Объектом Закупки является поставка лекарственного препарата для медицинского применения Пропофол.
В связи с тем, что указанный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, на основании вышеприведенных положений Закона в извещении о Закупке установлено:
Ограничение допуска и условия допуска
Вид требования: Условия допуска, ограничение допуска
Нормативно-правовой акт: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Вид требования: Условия допуска
Нормативно-правовой акт: Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также извещением о проведении закупки и документацией о закупке установлены соответствующие ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств".
Согласно пункту 1 Постановления N 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Требование о предоставлении указанных документов и сведений в составе заявок установлено в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению" извещения о Закупке.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0366300044023000008 от 06.02.2023 по итогам рассмотрения заявок 4 (четырех) участников электронного аукциона, Аукционной комиссией принято решение о соответствии заявок всех участников аукциона требованиям документации об электронном аукционе и положениям Закона; победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 113469807 (ООО "Евросервис").
Из письменных пояснений Заказчика, Аукционной комиссии следует, что на участие в закупке подано 2 заявки, содержащих предложение о поставке товара российского происхождения и 2 заявки с предложением поставки товаров иностранного производства.
В рамках проверки документов, содержащихся в заявках, Аукционная комиссия установила, что участником закупки с идентификационным номером заявки 113473688, предложившим товар российского происхождения, не представлены документы, предусмотренные пунктом 2 Постановления N 1289 (у представленного в составе заявки сертификата о происхождении товара по форме СТ-1 истек срок действия), в связи с чем Аукционной комиссией принято решение приравнять заявку с идентификационным номером 113473688 к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Так как в рамках Закупки отсутствовала совокупность условий, установленных пунктом 1 Постановления N 1289, Аукционная комиссия не применяла ограничения допуска, установленные Постановлением N 1289.
Анализ заявок участников Закупки, представленных оператором электронной площадки - ООО "РТС-тендер", показал следующее.
- участник закупки с идентификационным номером заявки 113469807 (ООО "ЕВРОСЕРВИС") предложил к поставке лекарственный препарат "Пропофол Каби" производства Фрезениус Каби Дойчланд ГмбХ, Австрия;
- участник закупки с идентификационным номером заявки 113468915 предложил к поставке лекарственный препарат "Проанес" производства ПТ. САНБЕ ФАРМА, Республика Индонезия;
- участник закупки с идентификационным номером заявки 113473775 (ООО "БКС-ФАРМА") предложил к поставке лекарственный препарат "Пропофол-Бинергия" производства АО "Бинергия" / АО "Биохимик", Россия; в составе заявки представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2056000077 от 25.11.2022, регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения N ЛП-004564;
- участник закупки с идентификационным номером заявки 113473688 предложил к поставке лекарственный препарат "Пропофол-ЭГЕН" производства ООО "ЭкстремФарм-С" / ФКП "Армавирская биофабрика"; в составе заявки представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 1082000716 от 25.10.2021, регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения N ЛП-005874.
Как следует из письменных пояснений Заказчика, Аукционной комиссии, участником закупки с идентификационным номером заявки 113473688, предложившим товар российского происхождения, не представлены документы, предусмотренные пунктом 2 Постановления N 1289 (у представленного в составе заявки сертификата о происхождении товара истек срок действия), в связи с чем Аукционной комиссией принято решение приравнять заявку с идентификационным номером 113473688 к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Вместе с этим, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В составе заявки участника закупки с идентификационным номером 113473688 представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 1082000716 от 25.10.2021 со сроком действия до 19.10.2022.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (далее - Постановление N 353) действие срочных разрешений, сроки действия которых истекают в период со дня вступления в силу данного постановления по 31 декабря 2022 г., продлено на 12 месяцев.
В перечень таких срочных разрешений приложения N 1 к Постановлению N 353 включены сертификаты о происхождении товара СТ-1 (пункт 19).
Таким образом, с учетом действительности до 19.10.2022 сертификата о происхождении товара по форме СТ-1 N 1082000716 от 25.10.2021, входящего в состав заявки с идентификационным номером 113473688, и положений пункта 1 Постановления N 353 его действие считается продленным до 19.10.2023.
При изложенных выше обстоятельствах, участник закупки с идентификационным номером заявки 113473688, предложивший товар российского происхождения, представил в соответствии с пунктом 2 Постановления N 1289 надлежащий документ, подтверждающий страну происхождения предложенного им лекарственного препарата.
Следовательно, два участника данной закупки с идентификационным номером заявки 113473775 (ООО "БКС-ФАРМА"), с идентификационным номером заявки 113473688 предложили к поставке лекарственный препарат, страной происхождения которого является Российская Федерация. В целях подтверждения страны происхождения предлагаемого к поставке товара в составе заявок указанных участников электронного аукциона представлены предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 1289 сертификаты о происхождении товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что на участие в электронном аукционе подано не менее двух заявок, удовлетворяющих требованиям извещения о Закупке, одновременно содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, а также не содержащих предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона.
Согласно требованиям пункта 4 части 12 статьи 48 Закона при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона).
Как было отражено выше, по итогам рассмотрения заявок 4 (четырех) участников электронного аукциона, состоявшегося 06.02.2023, Аукционной комиссией принято решение о соответствии заявок всех участников аукциона требованиям документации об электронном аукционе и положениям Закона.
Указанное единогласное решение Аукционной комиссии отражено в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0366300044023000008 от 06.02.2023, который подписан всеми присутствующими на заседании членами Аукционной комиссии: председателем Аукционной комиссии Харитоновой Е.А., заместителем председателя Аукционной комиссии Титаренко Ю.Н., членом Аукционной комиссии Купрейчиком П.Н.
Однако, при изложенных выше обстоятельствах, заявки участников закупки с идентификационными номерами 113469807 (ООО "ЕВРОСЕРВИС"), 113468915, содержащих предложение о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, подлежали отклонению Аукционной комиссией в связи с тем, что в рассматриваемом случае, подлежит применению положение пункта 1 Постановления Правительства РФ N 1289.
С учетом изложенного Аукционной комиссией нарушены требования подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 4 части 12 статьи 48 Закона, а в действиях членов Аукционной комиссии усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с чем доводы жалобы Комиссией признаются обоснованными, и на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Закона Комиссия считает необходимым выдать субъектам контроля обязательное для исполнения предписание.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьей 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "БКС-Фарма" (вх. N 1060/23 от 09.02.2023) на действия Аукционной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата Пропофол (закупка 0366300044023000008) обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 4 части 12 статьи 48 Закона.
2. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 16 февраля 2023 г. N 071/06/106-161/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2023