Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
в присутствии:
- директора общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Регионинтерсервис" Тищенко А.М.;
- представителя заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Хабаровское управление автомобильных дорог" Егорчева А.А. по доверенности от 07.02.2023,
рассмотрев материалы дела N 7-3/83 по обращению заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Хабаровское управление автомобильных дорог" (далее также - КГКУ "Хабаровскуправтодор", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Регионинтерсервис" (ИНН 2724135013) (далее - ООО "ЧОО "Регионинтерсервис", Общество) по результатам осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание охранных услуг (Извещение от 23.01.2023 N 0322200021123000006) и факта уклонения от заключения контракта участника вышеуказанной закупки - ООО "ЧОО "Регионинтерсервис" (ИНН 2724135013),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - КГКУ "Хабаровскуправтодор" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЧОО "Регионинтерсервис" (ИНН 2724135013) по результатам осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание охранных услуг (Извещение от 23.01.2023 N 0322200021123000006) и факта уклонения от заключения контракта участника вышеуказанной закупки - ООО "ЧОО "Регионинтерсервис" (ИНН 2724135013).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Заказчиком - КГКУ "Хабаровскуправтодор" проведен запрос котировок в электронной форме на оказание охранных услуг.
Извещение N 0322200021123000006 о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 23.01.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 278 720,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 30.01.2023 00:00 (МСК+7).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 01.02.2023.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0322200021123000006 от 30.01.2023, победителем аукциона признан участник закупки - ООО "ЧОО "Регионинтерсервис" (заявка N 113435519) с ценовым предложением 1118880,00 рублей.
В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 02.02.2023 ООО "ЧОО "Регионинтерсервис" признано уклонившимся от заключения контракта на основании п. 2 ч. 6 ст. 50, ч.ч. 3, 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ.
В ходе проведения проверки Обществом представлены письменные пояснения, из которых следует, что у участника закупки отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта на оказание охранных услуг.
Изучив материалы дела N 7-3/83, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
На основании п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ заказчик формирует и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта Законом N 44-ФЗ.
П. 1 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ и ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
31.01.2023 заказчиком размещен проект контракта.
Регламентированный срок на подписание контракта победителем закупки -01.02.2023.
Вместе с тем, проект контракта в регламентированный срок ООО "ЧОО "Регионинтерсервис" не подписан и не представлено обеспечение исполнения контракта.
Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 02.02.2023 ООО "ЧОО "Регионинтерсервис" признано уклонившимся от заключения контракта на основании п. 2 ч. 6 ст. 50, ч.ч. 3, 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок, служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя торгов.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с п. 14 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил: а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта; б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта; в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Обстоятельства из п. 14 Правил Комиссией Хабаровского УФАС России установлены.
Комиссия Хабаровского УФАС России установила, что неподписание проекта контракта ООО "ЧОО "Регионинтерсервис" связано с технической ошибкой сотрудника, на которого возложена обязанность подписания контрактов и в частности контракта по закупке на оказание охранных услуг (Извещение от 23.01.2023 N 0322200021123000006).
Вместе с тем, Обществом предпринимались действия по подписанию контракта на оказание охранных услуг, а именно: до признания Общества уклонившимся от заключения контракта Обществом заказана банковская гарантия в ГК "Альфа Групп", что подтверждается скрин-шотами переписки ООО "ЧОО "Регионинтерсервис" с ГК "Альфа Групп", которая одобрена последним.
Также, 02.02.2023 внесено дополнительно обеспечение исполнение контракта в размере 103 896,00 рублей, что подтверждается платежным поручением N 111.
Таким образом, Комиссией Хабаровского УФАС России не усматривается умышленного уклонения ООО "ЧОО "Регионинтерсервис" от подписания контракта на оказание охранных услуг.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - КГКУ "Хабаровскуправтодор" в отношении ООО "ЧОО "Регионинтерсервис" (ИНН 2724135013), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 9 февраля 2023 г. N РНП-53
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2023