Резолютивная часть объявлена 08.02.2023 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 13.02.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Карева Е.А. - Врио заместителя руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Андрейцева Е.А.- Начальник отдела Управления;
- Петухова Ю.А.- Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Мурашова Л.В. по доверенности N13/2023 от 06.02.2023;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Пелевин П.П. по доверенности Nб/н от 07.02.2023; Павлов П.И по доверенности Nб/н от 07.02.2023; от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу АО "ББ Груп" (ИНН: 1215228078; ОГРН: 1191215001735) от 03.02.2023 N1057-ЭП/23, на действия Заказчика - Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Окружная клиническая больница", Уполномоченный орган - Казенное Учрежде
ние Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Окружная клиническая больница", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка медицинских расходных материалов (извещение N 0387200009123000102) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба АО "ББ Груп" (ИНН: 1215228078; ОГРН: 1191215001735) от 03.02.2023 N1057-ЭП/23, на действия Заказчика - Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Окружная клиническая больница", Уполномоченный орган - Казенное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Окружная клиническая больница", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка медицинских расходных материалов (извещение N 0387200009123000102).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
1. Лот по закупке сформирован Заказчиком с нарушением требований ПП РФ N620.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Статьей 12 Закона о контрактной системе установлено, что при планировании и осуществлении закупок заказчики должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Заказчиком пройден контроль по целевому расходованию бюджетных средств.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
При подготовке Описания объекта закупки Заказчик указал требования к объекту закупки исходя из профиля и целей своей деятельности, руководствуясь практикой применения данных медицинских изделий, требований эксплуатационной и иной документации, установленной производителями закупаемого товара.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N620 установлено, что указанное в пункте 1 требования к формированию лотов не распространяются на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Закона об основах охраны здоровья граждан производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
Таким образом, техническая документация, являясь неотъемлемой частью документации на медицинское изделие, определяет как способ применения медицинского изделия, так и перечень расходных материалов, необходимых для применения закупаемого медицинского изделия (в том числе совместимых медицинских изделий, необходимых для использования закупаемого товара по назначению при проведении определенных хирургических манипуляций).
Учитывая вышеизложенное, в случае, если перечень медицинских изделий, соответствующий техническому заданию и необходимый заказчику, является составным единого процесса хирургического вмешательства и необходимые заказчику медицинские изделия не могут быть использованы друг без друга, объединение в один лот закупаемых медицинских изделий, имеющих разные коды видов медицинских изделий, не противоречит ни требованиям вышеуказанного Постановления Правительства N620, ни положениям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N44-ФЗ.
С точки зрения оказания эффективной помощи пациентам требуется комплексная единовременная закупка всех инструментов и имплантируемых устройств, которые могут потребоваться в различных клинических ситуациях для выполнения чрескожных периферических вмешательств в комбинации или без с тромбэктомией из периферических артерий, и лечением возможных осложнений, которые возможны в ходе проведения вмешательства.
В лоте согласно техническому заданию:
1-24 позиции представлены периферические стенты разных размеров, радиальной устойчивости и длины, в одной операции возможно использовать комбинации различных диаметров и длин, с учётом многоэтажности поражения (аорто-подвздошный сегмент, подвздошно-бедренный сегмент, бедренно-бедренный сегмент, бедренно-подколенный сегмент, подколенно-берцовый сегмент, артерий стопы.
25 по 28, 30 позицию представлены Проводники - вспомогательные инструменты для доставки периферических стентов, их позиционирования и имплантации.
29 позицией в ТЗ представлены частицы для лечения осложнений, возникающие в случае разрыва периферических артерий и их дистальных перфораций
31, 33-35 - спирали для лечения осложнений, возникающие в случае разрыва периферических артерий и их дистальных перфораций.
32 позиция - специальный ретривер сетчатой структуры для удаления тромбов из периферических артерий (голень, стопа) во время острого тромбоза для лечения осложнений, возникающие в случае разрыва периферических артерий и их дистальных перфораций
Данный инструмент используется в комбинации для проведения чрескожных периферических вмешательств, должен быть совместим друг с другом, что предусмотрено изготовителем (производителем).
Принимая во внимание всю изложенную информацию, был сформирован единый лот включающий медицинские изделия позиций так как данные изделия являются составным единого процесса хирургического вмешательства и не могут быть использованы друг без друга.
Системное толкование положений п. 3 Правил регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 46 и пункта 3 Критериев разграничения элементов медицинского изделия, являющихся составными частями медицинского изделия, в целях его регистрации, утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.07.2018 N 116 также позволяет установить, что медицинское изделие, вопреки позиции Заявителя, может использоваться в качестве расходного материала к другому медицинскому изделию, так как если элемент является изделием или материалом, расходуемыми при использовании медицинского изделия, обеспечивающими проведение манипуляций в соответствии с функциональным назначением медицинского изделия, то такой элемент относится к расходным материалам к медицинскому изделию. При этом в качестве расходного материала к медицинскому изделию допускается использование другого медицинского изделия, в том числе зарегистрированного в установленном порядке и допущенного к обращению в рамках Евразийского экономического союза.
Комиссия Управления отмечает, что искусственное деление одной закупки влечет за собой не только изменение описания объекта закупки, но и дополнительные затраты (временные и финансовые) как со стороны Заказчика, так и со стороны участников закупок, а также затягивание процедуры закупки медицинских изделий, имеющей высокую социальную значимость, отсутствие которых может привести к фатальным для пациентов последствиям. Закупка рассматриваемых медицинских изделий в рамках отдельных лотов (контрактов) создает риск не поставки, неполной поставки медицинских изделий, а также поставки несовместимых медицинских изделий, которые повлекут за собой невозможность обеспечения клиническим учреждением бесперебойного оказания медицинской помощи пациентам.
Таким образом довод является необоснованным.
Жалоба АО "ББ Груп" (ИНН: 1215228078; ОГРН: 1191215001735) от 03.02.2023 N1057-ЭП/23 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ББ Груп" (ИНН: 1215228078; ОГРН: 1191215001735) от 03.02.2023 N1057-ЭП/23, на действия Заказчика - Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Окружная клиническая больница", Уполномоченный орган - Казенное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Окружная клиническая больница", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка медицинских расходных материалов (извещение N 0387200009123000102) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Е.А. Карева
Члены Комиссии: Е.А.Андрейцева
Ю.А. Петухова
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 февраля 2023 г. N 086/06/31-213/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2023