Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_>. - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в присутствии:
представителя Заказчика - Администрации МО "МО Увинский район УР" (посредством видеоконференцсвязи) (далее - Заказчик): <_>. (доверенность от 19.01.2023 N013/01-40),
представителя ООО СК "<_>" (посредством очного участия в заседании) (далее - Исполнитель): <_>. (доверенность от 12.01.2023 б/н),
в отсутствие:
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
в результате рассмотрения обращения Заказчика Администрации МО "МО Увинский район УР" о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО СК "<_>" (ИНН 1841045379) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного конкурса Nзз-55169-2022 "Культурно-досуговый центр в селе Каркалай (УЦОК)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122021928, далее - Конкурс), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
29.12.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 53 116 370,00 рублей.
17.01.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов конкурса от 20.01.2023 NИЭОК1 поступило три заявки на участие в конкурсе, две из которых признаны соответствующими установленным требованиям, одна отклонена. Победителем признано ООО СК "<_>".
Протоколом от 03.02.2023 NППУ20_1 ООО СК "<_>" было признано уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
23.01.2023 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта (далее - Контракт), посредством функционала Единой информационной системы, а также через оператора электронной площадки.
23.01.2023 Исполнитель сформировал протокол разногласий.
24.01.2023 Заказчик разместил доработанный проект контракта.
Регламентированный срок для подписания проекта контракта установлен до 23:59 25.01.2023.
Установлено, что в регламентированный срок Исполнитель подписал проект контракта, однако в связи с тем, что Обществом не было прикреплено обеспечение исполнения контракта, 03.02.2023 Заказчик сформировал протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта.
Согласно представленным документам и пояснениям Общества умысла на не заключение контракта не имелось, Общество при подписании проекта контракта не прикрепило обеспечение исполнения контракта, поскольку на период заключения контракта у Общества не была подготовлена банковская гарантия, поскольку многие банки не выдавали обеспечение в необходимом размере в связи с задолженностью Заказчиков по предыдущим исполненным контрактам, и, как следствие, отсутствием денежных средств на счете Общества.
Кроме того, на заседании комиссии представитель Общества подтвердил тот факт, что приложенная в материалы дела банковская гарантия является обеспечением для заявки, и приложена в качестве обеспечения контракта для возможности подписания проекта контракта в срок.
Таким образом, на момент подписания проекта контракта у Общества отсутствовала возможность прикрепить обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии в необходимом размере на электронной площадке, то есть надлежащим образом исполнить взятое на себя обязательство по заключению государственного контракта в установленный срок.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом, либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Согласно ч. 5 ст. 51 Законом о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 или 3 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, Обществом был подписан проект контракта в установленный срок (25.01.2023), однако при проверке прикрепленного файла вместе с подписанным контрактом, Заказчиком было обнаружено, что сумма банковской гарантии составляет 796 745,55 рублей вместо 5 311 637,00 рублей, которая была установлена извещением о проведении конкурса. Кроме того, Заказчик отмечает, что представитель Общества обращался к Заказчику по средствам телефонной связи с просьбой отложить формирование протокола о признании Общества уклонившимся от заключения контракта до конца рабочего дня, однако и в конце рабочего дня банковская гарантия в установленном размере не была представлена.
Исходя из представленных документов и пояснений следует, что Общество, зная о сложившейся ситуации с другими Заказчиками по исполненным контрактам, а именно о задолженности по выплате оказанных услуг, выполненных работ со стороны Заказчика, зная о том, что на счете не имеется достаточное количество денежных средств для подтверждения банкам о возможности нести финансовую ответственность и исполнять обязательства, Общество все равно приняло решение об участии в закупочной процедуре на достаточно большую сумму, для которой, как известно из открытых источников (Извещение о проведении конкурса, информация из ЕИС), требуется обеспечение на сумму более чем 5 млн. рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО СК "<_>", выразившемся в следующем.
Исходя из толкования норм ст. 51 Закона о контрактной системе следует, что подтверждение обеспечения исполнения контракта в полном объеме представляется одновременно с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя конкурса.
25.01.2023 Общество разместило на электронной торговой площадке проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя электронной процедуры. Документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта Обществом не представлен.
Согласно положениям Извещения о проведении конкурса, сумма, подлежащая внесению на счет Заказчика, составляет 5 311 637,00 рублей.
По состоянию на 03.02.2023 денежные средства на счет Заказчика не поступили, также в ЕИС не приложено платежное поручение о подтверждении перечисления вышеуказанной суммы на счет Заказчика, не представлена банковская гарантия, оформленная на сумму, предусмотренную извещением. Данный довод подтверждается Заказчиком, что со стороны представителя Общества не отрицается.
Таким образом, Общество, приняв участие в закупке, дало свое согласие на исполнение взятых на себя обязательств на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и требованиях Закона о контрактной системе. Вопреки установленным требованиям, Общество не осуществило все действия, направленные на заключение контракта, то есть действовало недобросовестно.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО СК "<_>", так как им не было предпринято мер, направленных на надлежащее исполнение обязательств по заключению контракта, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО СК "<_>" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО СК "<_>" (ИНН 1841045379, ОГРН: 1141841006922, КПП: 184101001, УР, г. Ижевск, ул. Карла маркса, д. 130, каб. 812, директор - <_>, ИНН 183002367910) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного конкурса Nзз-55169-2022 "Культурно-досуговый центр в селе Каркалай (УЦОК)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122021928) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО СК "<_>" (ИНН 1841045379, ОГРН: 1141841006922, КПП: 184101001, УР, г. Ижевск, ул. Карла маркса, д. 130, каб. 812) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
03.02.23 |
07.02.23 |
03.02.23 |
0 |
06.02.23 |
09.02.23 |
09.02.23 |
0 |
14.02.23 |
10.02.23 |
0 |
0 |
||
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_> ___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 9 февраля 2023 г. N 018/06/104-117/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2023