Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Кислицына Д.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Ординская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг -транспортирование и утилизация отходов медицинских, класс Г (изв. N 0356300078723000018),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 14:00 ч. 21.02.2023 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300078723000018 ГБУЗ ПК "Ординская ЦРБ" проводился электронный аукцион на оказание услуг - транспортирование и утилизация отходов медицинских, класс Г.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.02.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 374 500,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 17.02.2023 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно в п. 3 Технического задания ссылается на СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 г. N163", поскольку нормативный документ утратил силу.
2. Заявитель полагает, Заказчик в Техническом задании использует терминологию, несоответствующую СанПиН 2.1.3684-21.
3. Заявитель полагает, что Заказчик в Техническом задании неправомерно установил требование к упаковке полимерная мягкая (одноразовая) 500*600 мм (плотностью не менее 30 микрон) назначение: сбор, маркировка и герметизация эпидемиологически опасных медицинских отходов в местах их образования, поскольку эпидемиологически опасные медицинские отходы - это медицинские отходы класса "Б".
4. Заявитель считает, что Заказчик в Техническом задании указывает на то, что для всего предоставляемого расходного материала должен иметься сертификат соответствия нормативному документу - ТУ. Вместе с тем, ТУ производителя не являются нормативным документом, обязательным к раскрытию (и подтверждению соответствия) Исполнителем перед Заказчиком, как необходимое условие оказания услуг.
5. Заявитель полагает, что требование п. 8 Технического задания о том, что Исполнитель должен иметь документы, подтверждающие право владения и/или пользования на установки по обезвреживанию (сжиганию) медицинских отходов или документы, подтверждающие право владения и/или пользования на установки по обеззараживанию (обработке) изделий медицинского назначения (отходов) является излишним.
6. Заявитель полагает, что в п. 1.13 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" неправомерно установлено требование: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: - в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности": - копия действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности", выданной на следующие виды работ: на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности. (для лицензии выданной до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности" (далее - Постановление N 1062) или - копия действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности выданной на следующие виды работ: на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности. (для лицензии выданной после вступления в силу Постановление N 1062), поскольку необходимо представлять лишь запись из реестра лицензий, кроме того, Постановление N 1062 утратило силу.
7. Заявитель полагает, что Заказчик некорректно сформулировал описание объекта закупки, не указав классы опасности и виды отходов.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, пояснив следующее.
Правовое регулирование основ обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Следовательно, требование о предоставлении в составе заявки лицензии является правомерным.
Заказчик также пояснил, что согласно данным реестра лицензий, выписки из ЕГРЮЛ заявитель не имеет лицензии по деятельности: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности, в сведениях о видах экономической деятельности зарегистрированы заявителем виды экономической деятельности, имеющие отношение к предмету закупки. Следовательно, заявитель не является потенциальным участником данной закупки и его права каким-либо образом не могут быть нарушены.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
Согласно извещению, описание объекта закупки указано в отдельном файле "Техническое задание".
В Техническом задании установлено следующее:
Металлический контейнер: высота от 1000 до 1500 мм, диаметр 450 мм. с крышкой. Соответствие требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10.
Вместе с тем, СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" утратили силу с 01.03.2021 г. в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
В настоящий момент действует СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
В п. 2, п. 4, п. 5, п. 6 Технического задания Заказчик использует термин "траспортировка".
На основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик при описании объекта закупки должен использовать терминологию в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Термин "транспортировка" закреплен законодателем в ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также в п. 157 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Таким образом, Заказчик в описании объекта закупки использовал терминологию, закрепленную законодателем в нормативно-правовых актах.
Следовательно, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
В позиции N 1 таблицы Технического задания указано следующее:
Наименование емкости (расходного материала) |
Характеристики емкости (расходного материала) |
Изделие медицинского назначения для сбора медицинских отходов: Упаковка полимерная мягкая (одноразовая) 500*600 мм (плотностью не менее 30 микрон) |
- Назначение: сбор, маркировка и герметизация эпидемиологически опасных медицинских отходов в местах их образования; |
Согласно ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 04.07.2012 N 681 "Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания" критерием опасности медицинских отходов класса Г является наличие в их составе токсичных веществ.
Объектом закупки является оказание услуг - транспортирование и утилизация отходов медицинских, класс Г.
Таким образом, Заказчик установил требование к расходному материла, противоречащее объекту закупки. Доказательств обратного в материалы жалобы не представлено.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Комиссией также установлено, что в соответствии с п. 5 Технического задания, Исполнитель предоставляет Заказчику расходные материалы для сбора отходов, принимаемых к сбору, транспортировке, обеззараживанию/обезвреживанию, размещению, предоставляя при этом сертификат соответствия нормативному документу - техническому документу (далее - ТУ), для каждой единицы, предоставляемого материала.
Согласно п. 13 и 15 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закона о стандартизации), ТУ - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги. Стандарт организации - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с ст. 3 Закона о стандартизации, стандартизация направлена на достижение следующих целей:
1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
3) улучшение качества жизни населения страны;
4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
5) техническое перевооружение промышленности;
6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
Исходя из вышесказанного, ТУ является ненормативным актом, цель которого направлена на достижение функционирования системы стандартизации, следовательно, указанный документ не может являться обязательным при подаче участником заявки на участие в закупке.
Вместе с тем, в п. 4 Технического задания, на ряду с техническими условиями, Заказчиком установлено предоставление Исполнителем регистрационных удостоверений для каждой единицы, предоставляемого материала.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 (ред. от 24.11.2020) "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, которая включает в себя результаты технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний, представляющих собой формы оценки соответствия медицинских изделий.
Таким образом, ввиду того, что регистрационное удостоверение уже содержит перечень необходимых сведений о товаре, требование Заказчика о предоставлении сертификата соответствия нормативному документу - ТУ неправомерно.
Исходя из совокупности изложенного, действиями Заказчика нарушены положения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В отношении довода Заявителя о том, что требование п. 8 Технического задания о том, что Исполнитель должен иметь документы, подтверждающие право владения и/или пользования на установки по обезвреживанию (сжиганию) медицинских отходов или документы, подтверждающие право владения и/или пользования на установки по обеззараживанию (обработке) изделий медицинского назначения (отходов) является излишним.
Как указано ранее, правовое регулирование основ обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а также Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
В ст. 1 Закона N 89-ФЗ определены следующие понятия:
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ от 12.10.2020 N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" объекты обезвреживания твердых коммунальных отходов предназначены для уменьшения массы отходов, изменения их состава, физических и химических свойств в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду путем сжигания, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) путем обеззараживания на специализированных установках или путем компостирования, результатом которого не является получение вторичного сырья или иной продукции.
Таким образом, не каждый участник может иметь на момент подачи заявки на праве владения или пользования объект для обезвреживания отходов, что приводит к ограничению круга участников закупки.
Исполнителю не запрещено привлекать иных лиц (соисполнителей) к оказанию услуг по обезвреживанию опасных отходов, обладающих необходимым объектом для обезвреживания медицинских отходов класса Г.
Таким образом, из вышеуказанных положений законодательства, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Комиссия также отмечает следующее.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о закупках (при наличии такого требования).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно извещению о проведении закупки требования к содержанию и составу заявки указаны в отдельном приложении.
Проанализировав "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", Комиссией установлено, что в п. 1.12 установлено следующее: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности": - копия действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности", выданной на следующие виды работ: - сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности (для лицензии выданной до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности" (далее - Постановление N 1062) или - копия действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности выданной на следующие виды работ: - сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, размещение I - IV классов опасности (для лицензии выданной после вступления в силу Постановление N 1062).
Комиссия обращает внимание на следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами 5 А45-27084/2022 вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе, анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерномодифицированных организмов в медицинских целях.
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 N 681 "Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания" утверждены критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункта 157 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека
Согласно п. 3.12. ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" отходы потребления: остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
Отходы класса Г в соответствии с пунктом 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортируются, обезвреживаются и захораниваются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов. Следовательно, обращение с медицинскими отходами класса Г требует соблюдения таких же мер, что и обращение с промышленными отходами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании изложенного, действие норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы.
Природоохранным законодательством Российской Федерации, в частности, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами не установлены.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием.
Также в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду является обезвреживанием.
В соответствии с позицией Росприроднадзора, изложенной в письме от 04.12.2017 N АА-10-04-32/26588, учитывая, что иных способов обезвреживания для медицинских отходов классов "Б" и "В", а также биологических отходов, кроме вышеуказанного (обеззараживание физическими методами и последующее видоизменение), законодательством не предусмотрено, отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию медицинских и биологических отходов и изменению их товарного вида, являются отходами производства и их обращение регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Таким образом, все классы медицинских отходов (за исключением радиоактивных), обеззараженные соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), подпадают под сферу регулирования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Комиссией установлено, что предметом данной закупки является оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса Г.
Кроме того, согласно Техническому заданию услуги необходимо выполнять в отношении следующих отходов: стекло, элементы питания, остатки лекарств в упаковках, отходы сложного комбинированного состава: оргтехники, бытовых, медицинских приборов и оборудования, лампы люминесцентные, бактерицидные, термометры ртутные, пленка рентгеновская и т.д.
Установленные отходы подпадают под действие Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов".
Кроме того, Комиссия отмечает, что с 01.01.2021 г. выдача лицензии на бумажном носителе отменена в пользу записи в реестре лицензий, которая становится юридически значимой.
С 01.01.2021 г. бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии. В связи с тем, что подтверждением наличия лицензии является запись в реестре лицензий, участник закупки может представить сведения о регистрационном номере лицензии и дате ее предоставления. При этом проверить наличие у лицензиата такой лицензии можно непосредственно на сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором в соответствии с Законом N 99-ФЗ должны размещаться сведения из реестра лицензий.
Таким образом, после 01.01.2021 г. подтверждением наличия лицензий, выданных до 01.01.2021 г., является запись в реестре лицензий.
Аналогичная позиция выражена в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N Д24и-12191.
Вместе с тем, Заказчик, установив требование о предоставлении в составе заявки копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности", выданной на следующие виды работ: на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности, ограничивает круг потенциальных участников закупки, в связи с тем, что лица, получившие лицензию после 01.01.2021 г. не располагают лицензией на бумажном носителе, а могут предоставить только сведения о регистрационном номере лицензии и дате ее предоставления.
Кроме того, Заказчик в п. 1.13 требований к составу заявки ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности". Вместе с тем, данное Постановление утратило силу 01.01.2021 г.
На момент размещения закупки действовало Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Таким образом, из вышеуказанных положений законодательства, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Как указано ранее, Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008) утвержден каталог отходов, включающий в себя код и наименование отходов.
Комиссия также отмечает, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. N 2684-р ФГУП "ФЭО", являющееся предприятием Госкорпорации "Росатом", определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее - федеральный оператор).
ФГИС ОПВК - единая информационная платформа, в которой содержится полная, достоверная и актуальная информация обо всех предприятиях, образующих отходы I и II классов опасности, операторах по обращению с данными отходами, видах и объемах образованных и переработанных отходов, местах накопления, лимитах на размещение и другие сведения.
С 01.03.2022 г. обязательным является внесение данных во ФГИС ОПВК и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором, согласно ч. 6 ст. 14.3 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ч. 6 ст. 14.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности осуществляет следующие функции:
осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности;
представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, предложения по установлению тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;
является оператором федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;
осуществляет иные функции в области обращения с отходами I и II классов опасности, определенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.
Таким образом, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности осуществляется федеральным оператором.
Вместе с тем, из анализа извещения и приложения к нему, не представляется возможным определить классы опасности отходов.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Техническое задание не содержит указаний на виды отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу что в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что в случае, если вывоз и утилизацию необходимо осуществлять в отношении отходов I-II классов опасности, то заключать Контракт необходимо в соответствии с порядком, определенном распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. N 2684-р.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кислицына Д.А. на действия ГБУЗ ПК "Ординская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг - транспортирование и утилизация отходов медицинских, класс Г (изв. N 0356300078723000018) обоснованной в части 1,3,4,5,6,7 пунктов решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 февраля 2023 г. N 2150/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023