Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель - начальник отдела А.А. Кириллова, члены Комиссии - главный специалист - эксперт Н.А. Ворсина, ведущий специалист-эксперт А.Н. Пшенникова (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Енисейского управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Плутос" в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика Енисейского управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Плутос" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на "Оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем в здании Енисейского управления Роскомнадзора", извещение N 0319100019523000001.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее также - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта признания заказчиком общества уклонившимся от заключения контракта.
Красноярским УФАС России по адресам местонахождения заказчика и общества было направлено уведомление о проведении проверки по включению РНП, в котором содержалось
требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
Рассмотрение обращения по существу состоялось 21.02.2023 в 11 часов 30 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, каб. 20 в отсутствии представителя заказчика, общества.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации Комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
После объявленного перерыва до 21.02.2023, 16 часов 15 минут рассмотрение обращения было продолжено, в назначенное время в рассмотрении обращения присутствовали представитель заказчика, представитель общества, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия и личности.
Из обращения, направленного заказчиком, следовало, что по результатам подведения итогов электронного аукциона на "Оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем в здании Енисейского управления Роскомнадзора", извещение N0319100019523000001 (далее - закупка) лицом, с которым контракт подлежит заключению было определено общество.
В установленное время для подписания контракта общество не подписало контракт, в связи с чем общество было признано уклонившимся от заключения контракта. Указанное обстоятельство послужило основанием для направления обращения в Красноярское УФАС России о включении сведений об обществе в РНП.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в единой информационной системе, проведя проверку сведений, изложенных в обращении и внеплановую проверку действий субъектов контроля при проведении электронного аукциона, Комиссия установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru 23.01.2023 было размещено извещение о проведении электронного аукциона на "Оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем в здании Енисейского управления Роскомнадзора", извещение N0319100019523000001.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона заявка общества была признана соответствующей требования извещения, ввиду чего общество было определено, как лицо, с которым заключается контракт с ценой 70 620,00 руб.
Комиссия отмечает, что общество добровольно приняло участие в электронном аукционе, выразило согласие на оказание услуг, предусмотренного извещением об электронном аукционе. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в закупке, в полной мере осознавало в каком именно объеме и на каких именно условиях будет необходимо оказать услуги, являющиеся предметом контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в указанной статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.
Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Проведя анализ документов, предоставленных на рассмотрение обращения и размещенных в ЕИС, Комиссия установила следующее.
Заказчиком исполнены требования части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, однако общество не исполнило требование части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, поскольку не подписало контракт. Ввиду изложенного общество правомерно было признано уклонившимся от заключения контракта.
Из подпункта "б" пункта 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, следует, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, выявлено обстоятельство, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
При этом из письменных пояснений общества следует, что в связи с поломкой компьютера, на котором установлена электронно - цифровая подпись, общество не смогло подписать контракт в установленный срок, что подтверждается документом о сдачи компьютера в ремонт. Кроме того, в адрес Красноярского УФАС России от общества была представлена независимая гарантия от 09.02.2023. Указанный факт свидетельствует о наличии намерений общества заключить контракт.
Учитывая изложенное, к моменту рассмотрения обращения по существу, Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении общество от заключения контракта с заказчиком по результатам электронного аукциона. Более того, действия совершенные обществом направленные на получение независимой гарантии, свидетельствуют об отсутствии намерений уклонится от подписания контракта.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица подлежат толкованию в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" Комиссия, решила:
Сведения в отношении ООО "Плутос" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано Арбитражный суд в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Кириллова |
Члены Комиссии |
Н.А. Ворсина |
|
А.Н. Пшенникова |
|
|
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 февраля 2022 г. N 024/10/104-407/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023