Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "РСТ-Генподряд" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок АО "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" (далее - Комиссия по осуществлению закупок, Заказчик) при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку кранов подвесных, электрических с выполнением сопутствующих работ для нужд "ПО "Полет" - филиала АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 2073400001223000006) (далее - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявки участника закупки с идентификационным номером заявки 81 (далее - Победитель) соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 03.02.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 18 061 462,37 руб.;
4) источник финансирования - договор о предоставлении из федерального бюджета бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся федеральным государственным учреждением и федеральным государственным унитарным предприятием от 01.03.2022 N 100 - Д 226/22/13;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.02.2023;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 13.02.2023;
8) по результатам рассмотрения заявок 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Аукциона признано ООО "МСК ТРЕЙД +" с предложением о цене контракта в размере 15 713 472,29 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссия по осуществлению закупок, неправомерно приняла решение признать заявку Победителя соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные статьей 43 Закона о контрактной системе запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечиню промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренный Постановлением N 616 (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Согласно Извещению объектом закупки является поставка кранов подвесных, электрических (далее - Товар), имеющих код ОКПД2 "28.22.14.121" "Краны мостовые электрические" с выполнением сопутствующих работ.
На заседании Комиссии установлено, что код ОКПД2 "28.22.14.121" включен в позицию N 36 Перечня.
Извещением установлено, что закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Подпунктом "а" пункта 6 Постановления N 616 установлено, что в целях реализации Постановления N 616 подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии со вторым абзацем пункта 10 Постановления N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением N 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 N 553 "О некоторых вопросах подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 553) утверждены изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Изменения, Постановление N 719).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 553 установлено, что действующие документы о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации до вступления в силу Постановления N 553, действительны до 01.04.2023.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Изменений в требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации (приложение к Постановлению N 719) (далее - Приложение) раздел N VI Приложения дополняется позициями, классифицируемыми кодами по ОК 034-2014 (КПЕС 2008), в том числе 28.22.14.121.
Пунктом 11 Постановления N 553 установлено, что Постановление N 553 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпунктов "а" (кроме раздела II), "б", "в", "з" и "и" пункта 3 Изменений, которые вступают в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования Постановления N 553.
На заседании Комиссии установлено, что первоначальный текст Постановления N 553 опубликован в статье 2474 Собрания законодательства РФ от 11.04.2022 N15.
Подпунктом 1.5 пункта 1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкции по ее заполнению (приложение к Извещению) установлено, что для участия в настоящей закупке заявка на участие должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.02.2023 N ИЭА1 заявка Победителя признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Изучив заявку Победителя, Комиссией установлено, что в составе заявки Победителем представлена выписка из реестра российской промышленной продукции от 30.08.2021 N 1619\3\2021, включенная в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации на основании заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации от 30.08.2021 N 73448/05 , срок действия которой продлен в соответствии с пунктом 2 Постановления N 553 до 31.03.2023.
Таким образом, Комиссией установлено, что требования к выписки из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - Выписка из реестра) об обязательном наличии информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации не применимы в отношении Выписок из реестра, выданных до вступления в силу Постановления N 553 (далее - Выписка из реестра), поскольку в соответствии с пунктом 2 Постановления N 553, Выписки из реестра действительны до 01.04.2023.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение признать заявку Победителя соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Решением комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 16.02.2023 по делу N 28/06/105-61-ГОЗ/2023 установлено, что при проведении Аукциона в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в действиях Комиссии по осуществлению закупок выявлено нарушение подпункта "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РСТ-Генподряд" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как ранее выдано по делу от 16.02.2023 N 28/06/105-61-ГОЗ/2023.
5. Должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 28.02.2023 по делу N 28/06/105-81-ГОЗ/2023 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, поскольку ранее переданы по делу от 16.02.2023 по делу N 28/06/105-61-ГОЗ/2023.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 февраля 2023 г. N 28/06/105-81-ГОЗ/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2023