В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) N 43-п от 21.02.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции: Членов Инспекции:
в присутствии представителя ООО "Русмедсервис" -
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (N 035320002630000004 от 20.02.2023 г., вх. N 2097 от 21.02.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "РУСМЕДСЕРВИС" (ИНН: 5611080560), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку порошка стирального (номер извещения N 0853500000322011743),
УСТАНОВИЛА:
20.02.2023 года в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступило обращение (N 035320002630000004 от 20.02.2023 г., вх. N 2097 от 21.02.2023 г.) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр недобросовестных поставщиков) сведений в отношении ООО "РУСМЕДСЕРВИС" (далее - Общество) (ИНН: 5611080560), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку порошка стирального (номер извещения N 0853500000322011743).
Заказчиком вышеуказанное обращение подано в порядке, предусмотренном ст. 104 Закона о контрактной системе, документы в рамках рассматриваемого дела по запросу антимонопольного органа не представлены.
Представитель Общества доводы, изложенные в письменных возражениях, поддержал в полном объеме, пояснив следующее. Обществом к поставке, согласно заявке на участие в закупке, был предложен стиральный порошок "Эхо" Универсал". 13.01.2023 г. в соответствии с условиями контракта от Заказчика поступила заявка на поставку товара. Однако, стиральный порошок "Эхо" Универсал" был снят с производства. В установленные сроки для поставки товара, Обществу не удалось закупить указанный товар, поскольку он отсутствовал.
При таких обстоятельствах Обществом было принято решение о поставке товара с иными характеристиками в целях обеспечения Заказчика стиральным порошком для реализации его деятельности. Так, 20.01.2023 г. Обществом товар был поставлен и отгружен.
Заказчик вышеуказанный товар принимать отказался, ввиду поставки неполного объема
товара и несоответствия его заявленным характеристикам (отсутствие кондиционера в составе порошка), о чем сделана соответствующая отметка на УПД N 23 от 20.01.2023 г.
В этой связи, Обществом сделан запрос производителю товара - ООО "Флора Урал", в ответ на который было сообщено, что производство стирального порошка "Эхо "универсал" действительно приостановлено ввиду отсутствия необходимого сырья - кондиционера.
При таких обстоятельствах, Общество просило расторгнуть контракт по соглашению сторон. Между тем, Заказчиком 09.02.2023 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Аналогичный товар, по характеристикам, предложенным в заявке на участие в аукционе и, соответственно, указанным в контракте, найти не удалось. Обществом Заказчику 17.02.2023 г. направлено предложение о поставке товара с улучшенными характеристиками, которое Заказчиком отклонено. При этом, 16.02.2023 г. Заказчик разместил ЗМО уже без указания о наличии в составе порошка кондиционера.
Как пояснил представитель Общества, ООО "РУСМЕДСЕРВИС" длительное время осуществляет поставки по государственным контрактам, является добросовестным поставщиком, намерений уклоняться от исполнения контракта не имело. На основании вышеизложенного просило сведения в отношении ООО "РУСМЕДСЕРВИС" в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
12.12.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке Заказчиком было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку порошка стирального (далее - запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 133 181,15 рублей.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.12.2022 N ИЗК1, Общество является победителем запроса котировок, в связи с чем, 26.12.2022 г. между Заказчиком и Обществом был заключен гражданско-правовой договор N 0853500000322011743 на поставку стирального порошка ИКЗ: 22 25610036350561001001 0333 001 2041 244 (далее - контракт).
В соответствии с п. 1.1. контракта, Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, осуществить поставку стирального порошка (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Договору), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, принять и оплатить поставленный Товар.
Согласно п. 1.2. контракта, наименование, количество, ассортимент, комплектность и характеристики Товара определяются в соответствии со Спецификацией (приложение N1 к настоящему договору), которая является неотъемлемой частью настоящего Договора.
В соответствии с п. 5.1. контракта, срок поставки товара: с 01.01.2023 по 31.12.2023 года. Поставка Товара производится в количестве, ассортименте, комплекте и по адресу указанные в заявке Заказчика, в течение 5 (пяти) календарных дней с момента получения заявки Поставщиком. Заявка подается непосредственно представителю Поставщика в письменной форме или посредством почтовой, телеграфной телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит непосредственно от Заказчика.
Из материалов дела следует, что 13.01.2023 г. Заказчиком сделана заявка на поставку товара (N 44 от 13.01.2023 г.).
20.01.2023 г. товар Обществом поставлен (Универсальный передаточный документ N 23 от 20.01.2023 г.), между тем, Заказчик в приеме товара отказал, о чем была сделана отметка "Отказ в получении в связи с неполным объемом грузом, несоответствие товара и несоответствие заявленным характеристикам".
07.02.2023 г. заявка на поставку товара, соответствующего положениям контракта была повторно направлена Заказчиком Обществу (письмо N 205 от 07.02.2023 г.).
09.02.2023 г. Общество обратилось к Заказчику с просьбой расторжения контракта по соглашению сторон на основании письма производителя товара, предлагаемого к поставке Обществом - ООО "Флора Урал".
При этом, исходя из материалов дела, Заказчиком 09.02.2023 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Заказчиком Обществу направлено соответствующее уведомление о расторжении контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком посредством функционала ЕИС 09.02.2023 г., что соответствует положениям ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Указанное решение получено Подрядчиком 09.02.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
17.02.2023 г. Обществом было предложено поставить Заказчику товар с улучшенными характеристиками без изменения цены и объема необходимого к поставке товара. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик не отменил.
Решение об одностороннем отказе вступило в силу 20.02.2023 г. Обращение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков подано в Оренбургское УФАС России 20.02.2023 г., то есть с соблюдением сроков, предусмотренных положениями ст. 104 Закона о контрактной системе.
Письмом N 396 от 20.02.2023 г. Заказчик сообщил, что в настоящий момент предложение Общества не может быть рассмотрено ввиду инициирования со стороны Заказчика процедуры одностороннего расторжения, принятия данного решения и вступления его в силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
При принятии решения о включении либо невключении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
О недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, Инспекция Оренбургского УФАС России при принятии решения имеет возможность руководствоваться только имеющимися в материалах дела документами.
Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие документов и сведений, однозначно свидетельствующих о намеренном умышленном уклонении Общества от исполнения контракта надлежащим образом, Инспекция Оренбургского УФАС России, полагает возможным сведения об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (N 035320002630000004 от 20.02.2023 г., вх. N 2097 от 21.02.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "РУСМЕДСЕРВИС" (ИНН: 5611080560), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку порошка стирального (номер извещения N 0853500000322011743), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
|
|
Члены Инспекции |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 28 февраля 2023 г. N РНП-56-08-06-30/2023 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - характеристика - кондиционеры - надлежащее извещение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2023