Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя, члены Комиссии: А.А. Кириллова, начальник отдела, Е.В. Котова, ведущий специалист - эксперт, рассмотрев обращение заказчика -Министерства социальной политики Красноярского края (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО ГПБ "Кодекс" в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о внесении сведений об ООО ГПБ "Кодекс" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N б/н от 28.11.2022, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг охраны для нужд министерства социальной политики Красноярского края", номер извещения 0119200000122015939 (далее - электронный аукцион).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки по факту расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ООО ГПБ "Кодекс" условий контракта.
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и общества были направлены уведомления о проведении внеплановой проверки РНП N 024/10/104-417/2023, в которых содержалось требование о представлении необходимой информации для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На заседании Комиссии по рассмотрению обращения заказчика о включении ООО ГПБ "Кодекс" в реестр недобросовестных поставщиков, состоявшемся 21 февраля 2023 года в 14:30, присутствовали представители заказчика, представитель общества, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг охраны для нужд министерства социальной политики Красноярского края", номер извещения 0119200000122015939.
По результатам закупки путем проведения электронного аукциона между Министерством социальной политике Красноярского края и ООО ГПБ "Кодекс" был заключен контракт N б/н от 28.11.2022 (далее - Контракт).
Срок оказания услуг: с 00 часов 01.12.2022 до 24 часов 30.11.2024 включительно. (пункт 1.2 Контракта). Заказчик получил от Исполнителя информационное письмо от 27.01.2023 N112 о том, что лицензия на осуществление частной охранной деятельности ООО ГПБ "Кодекс" не продлена, в связи с чем ООО ГПБ "Кодекс" столкнулось с невозможностью дальнейшего исполнения Государственного контракта N97 на оказание охранных услуг от 28.11.2022 года.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе лица, осуществляющие поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному (муниципальному) контракту, должны соответствовать обязательным требованиям. В силу пункта 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки.
В связи с вышеуказанными требованиями законодательства, 01.02.2023 Заказчик, реализуя свою обязанность по одностороннему отказу от исполнения Контракта, принял решение о расторжении Контракта от 01.02.2023 N 80-486 в одностороннем порядке, что стало основанием для обращения в антимонопольный орган с просьбой о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Из пояснений, представленных ООО ГПБ "Кодекс", Комиссия установила следующее.
Заблаговременно до истечения срока действия лицензии ООО ГПБ "Кодекс" было направлено заявление о продлении срока действия лицензии в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю (далее - Управление Росгвардии).
На основании данного обращения Росгвардия инициировала проведения внеплановой проверки, по результатам которой было принято решение N709/9-2103 тот 30.11.2022 об отказе в продлении лицензии. Данное обстоятельство послужило поводом для обращения ООО ГПБ "Кодекс" в Арбитражный суд Красноярского края (дело NА33-1300/2023) с целью оспаривания отказа Управления Росгвардии в продлении лицензии.
Учитывая изложенные фактические обстоятельства, Комиссия отмечает, что не в праве вмешиваться в административно - правовые отношения, сложившиеся между ООО ГПБ "Кодекс" и Управления Росгвардии, и давать оценку действиям сторон, тем самым подменяя компетенцию суда.
Вместе с тем у Комиссии не имеется достаточных оснований для формирования выводов о недобросовестном поведении ООО ГПБ "Кодекс", учитывая что обществом предпринимались действия по продлению лицензии на новый срок с целью взятых на себя обязательств по исполнению заключенного контракта. Любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица. Кроме того, общество на заседании Комиссии указало, что по ранее заключённым контрактам между ООО ГПБ "Кодекс" и заказчиком, обязательства обществом были исполнены в полном объеме, у заказчика отсутствовали какие - либо претензии.
Кроме того, обществом предпринимались все зависящие меры, направленные на исполнение условий контракта, что в соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Постановления N1078, является основанием для принятия решения об отказе во включении информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Также Комиссия отмечает, что включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Ввиду изложенного, по результатам изучения совокупности сведений, содержащихся в материалах обращения, рассматриваемых Комиссией по факту нарушения обществом существенных условий контракта, руководствуясь пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) приняла решение об отказе во включении информации об ООО ГПБ "Кодекс" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии: |
А.А. Кириллова |
|
|
|
Е.В. Котова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 февраля 2023 г. N 024/10/104-417/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2023