Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу акционерного общества "ББ ГРУП" (далее - общество, заявитель, АО "ББ ГРУП") на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Крутинская центральная районная больница имени профессора А.В. Вишневского" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинского расходного материала (системы) (Реестровый номер 2023.008821)" (извещение N 0352300166723000011) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 1359-ЭП/23 от 13.02.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 03.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352300166723000011 об осуществлении закупки с максимальным значением цены контракта 114169 руб.
14.02.2023 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), из которого следует, что электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем. Комиссией по осуществлению закупок принято решение о заключении контракта с участником закупки, заявка которого признана соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона (идентификационный номер 113516266,ООО "Асфарма").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, материалов электронного аукциона, Комиссия установила следующее:
3.1. В жалобе дословно было указано: "В состав лота входят следующие товары:
Позиция 1: Набор базовый для внутривенных вливаний. Код КТРУ: 32.50.50.000-00232. Код ОКПД2: 32.50.50.000;
Позиция 2-3: Набор базовый для внутривенных вливаний. Код КТРУ: 32.50.50.000-00234. Код ОКПД2: 32.50.50.000;
Позиция 4: Набор для переливания крови. Код КТРУ: 32.50.13.190-00394. Код ОКПД2: 32.50.13.190;
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 г. N 3500-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов, в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В данный перечень включен код ОКПД2 32.50.50 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие".
Код ОКПД2 32.50.50 соответствует позиции 1-3 лота.
Код ОКПД2 32.50.13.190, соответствующий позиции 4 не включен в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ N 3500-р.
В силу части 4 статьи 29 Закона о контрактной системе, объектом закупки не могут быть товары, работы, услуги помимо товаров, работ, услуг, включенных в перечень, предусмотренный частью 3 настоящей статьи.
Таким образом, лот сформирован с нарушением требований статьи 29 Закона о контрактной системе.".
Возражения на доводы жалобы заказчиком не представлены.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с частями 1, 3 и 4 статьи 29 Федерального закона о контрактной системе в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Объектом закупки не могут быть товары, работы, услуги помимо товаров, работ, услуг, включенных в перечень, предусмотренный частью 3 настоящей статьи.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 N 3500-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов, в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - перечень, распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 N 3500-р).
В указанный перечень включены товары с кодом ОКПД2 32.50.50 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие" (позиция N 47 перечня).
Согласно электронному документу "Описание объекта закупки", размещенному в составе извещения об осуществлении закупки, заказчику требуются следующие медицинские изделия:
- Набор базовый для внутривенных вливаний (код КТРУ 32.50.50.000-00232);
- Набор базовый для внутривенных вливаний (код КТРУ 32.50.50.000-00234);
- Набор базовый для внутривенных вливаний (код КТРУ 32.50.50.000-00234);
- Набор для переливания крови (код КТРУ 32.50.13.190-00394).
Комиссией установлено, что товары с кодом ОКПД2 32.50.13.190 в соответствующий перечень не включены.
Таким образом, заказчиком в нарушение части 4 статьи 29 Федерального закона о контрактной системе в один лот неправомерно объединены товары, включенные в перечень и товары, не включенные в такой него.
В связи с указанным довод жалобы признан обоснованным.
3.2. В жалобе также было указано: "Информация об объекте закупки в электронной версии Извещения об электронном аукционе не соответствует информации, указанной в "Описании объекта закупки", а именно:
Позиция 4: Код позиции КТРУ32.50.13.190-00008394 - Набор для введения инсулина амбулаторный (согласно электронному Извещению).
Позиция 4: Код позиции КТРУ32.50.13.190-00394 - Набор для переливания крови (согласно "Описанию объекта закупки").
Невозможно достоверно установить, что является объектом закупки по позиции 4 и сформировать предложение.
Следовательно, в действиях заказчика усматриваются нарушения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе".
Возражения на доводы жалобы заказчиком не представлены.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Как выше было указано, согласно электронному документу "Описание объекта закупки", размещенному в составе извещения об осуществлении закупки, заказчику требуются следующие медицинские изделия:
- Набор базовый для внутривенных вливаний (код КТРУ 32.50.50.000-00232);
- Набор базовый для внутривенных вливаний (код КТРУ 32.50.50.000-00234);
- Набор базовый для внутривенных вливаний (код КТРУ 32.50.50.000-00234);
- Набор для переливания крови (код КТРУ 32.50.13.190-00394).
При этом в самом извещении об осуществлении закупки в качестве объекта закупки также указано:
- Набор базовый для внутривенных вливаний (код КТРУ 32.50.50.000-00232);
- Набор базовый для внутривенных вливаний (код КТРУ 32.50.50.000-00234);
- Набор базовый для внутривенных вливаний (код КТРУ 32.50.50.000-00234);
- Набор для введения инсулина амбулаторный (код КТРУ 32.50.13.190-00008394).
Указанные разночтения, по мнению Комиссии, могли ввести потенциальных участников закупки в заблуждение реальной потребности заказчика, в связи с чем в действиях заказчика установлено нарушение статьи 7, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом, данный довод жалобы признан обоснованным.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее:
4.1. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1, пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В нарушение приведенных требований электронный документ "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее -закупка, аукцион) и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция, требования)", размещенный в составе извещения об осуществлении, содержала следующие требования к содержанию заявки: "Заявка на участие в закупке должна содержать:
1. Информацию и документы об участнике закупки:
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ:
- копия действующей лицензии на производство лекарственных средств или копия лицензии на указанный выше вид деятельности, соответствующая положениям статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", или копия действующей лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием вида работ (услуг) - оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения или копия лицензии на указанный выше вид деятельности, соответствующая положениям статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Участник закупки вправе предоставить копию действующей лицензии либо сведения о конкретной лицензии, предусмотренные частью 8 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Подтверждением соответствия требованиям Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1289) является предоставление с целью подтверждения страны происхождения лекарственного препарата одного из следующих документов:
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
- с целью подтверждения соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления Правительства N 1289 декларирование участником аукциона в заявке на участие в аукционе:
- сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3.11.2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке".
Комиссия отмечает, что с учетом объекта закупки (медицинские изделия), с учетом установленных ограничений в рамках статьи 14 Федерального закона о контрактной системе указанные требования к содержанию заявок установлены заказчиком неправомерно.
При этом заказчиком не установлено требование о предоставлении в составе заявки документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4.2. Согласно части 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи.
В нарушение указанного требования заказчиком в пункте 8.1 электронного документа "Проект контракта", размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, указано: "Поставщик до заключения Контракта предоставляет Заказчику обеспечение исполнения Контракта в соответствии с частью 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе в размере 5 % цены контракта, что составляет руб".
4.3. В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
В нарушение статьи 7, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе заказчиком 16.02.2023 на официальном сайте ЕИС и на электронной площадке размещен проект контракта без указания характеристик предлагаемого участником закупки товара и наименования страны происхождения товара (с незаполненной Спецификацией).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу акционерного общества "ББ ГРУП" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Крутинская центральная районная больница имени профессора А.В. Вишневского" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинского расходного материала (системы) (Реестровый номер 2023.008821)" (извещение N 0352300166723000011).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Крутинская центральная районная больница имени профессора А.В. Вишневского" нарушение статьи 7, части 4 статьи 29, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1, пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1, пункта 5 части 1 статьи 43, части 2 статьи 51, части 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Крутинская центральная районная больница имени профессора А.В. Вишневского", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
|
"_" |
Член Комиссии |
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 февраля 2023 г. N 055/06/42-165/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2023