Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в присутствии:
представителя ООО "<_>" (посредством очного участия в заседании) (далее - Исполнитель, Общество): <_> (доверенность от 2002.2023 N11).
в отсутствие:
представителей Заказчика - Отдела МВД России по Малопургинскому району (далее - Заказчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
в результате рассмотрения обращения Заказчика ОМВД России по Малопургинскому району о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "<_>" (ИНН 1816001402) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: Отдел МВД России "Малопургинский", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, с.Малая Пурга, ул. Советская, 71 (номер извещения в ЕИС - 0313100001923000001, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
26.01.2023 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 522 041,89 рублей.
03.02.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 06.02.2023 NИЭА1 поступила одна заявка на участие, признанная соответствующей установленным требованиям. Победителем признано ООО "<_>".
Протоколом от 15.02.2023 NППУ20_1 Общество было признано уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно представленным документам и пояснениям Общества умысла на не заключение контракта не имелось, и указало на следующие обстоятельства. При получении проекта контракта от Заказчика и формировании банковской гарантии бухгалтером организации, была обнаружена ошибка - несовпадение номера ИКЗ, в связи с чем было принято решение сформировать протокол разногласий. После размещения протокола разногласий сотрудник Общества, ответственный за подписание контракта ожидал уведомления о необходимости подписания доработанного проекта контракта, однако, все сообщения с электронной площадки автоматически поступали в папку "Спам", в связи с чем своевременно не удалось осуществить действия по заключению контракта. Кроме того, представитель Общества полагал, что при формировании доработанного проекта контракта, согласно ст. 51 Закона о контрактной системе, установлено три дня для его подписания. Таким образом, Общество не уклонялось от подписания проекта контракта, имело место опечатка в проекте контракта и сложность при работе на электронной площадке, поскольку ЭТП при данной закупке отличалась от ЭТП, в которой ранее Общество осуществляло заключение контрактов.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом, либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт
Согласно ч. 5 ст. 51 Законом о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 или 3 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, Обществом не был подписан проект контракта, а также не было предоставлено обеспечения исполнения контракта в срок не позднее 14.02.2023.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что протокол разногласий был сформирован в связи с неверным указанием Заказчиком ИКЗ (несовпадение одной цифры).
Как известно, идентификационный код закупки содержится в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере закупок, не является информацией ограниченного доступа, то есть, при формировании банковской гарантии, у Общества не возникло объективных причин препятствующих для своевременной подготовки банковской гарантии, либо другого способа обеспечения (размер обеспечения составлял 26 102,09 руб.), а также подписания проекта контракта в срок, поскольку с данной информацией при необходимости можно было ознакомиться на портале ЕИС (что фактически и было сделано сотрудником Общества при составлении протокола разногласий).
Кроме того, указание Общества в своих пояснениях относительно того, что уведомления с электронной площадки в личном кабинете приходили в папку "спам" не могут быть оценены антимонопольным органом как основание, подтверждающее добросовестное поведение Общества на основании следующего.
06.02.2023 в ЕИС был опубликован протокол подведения итогов по данной закупке, результаты определения подрядчика были известны.
07.02.2023 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта (далее - Контракт), посредством функционала Единой информационной системы, а также через оператора электронной площадки.
13.02.2023 в 8:37 Исполнитель сформировал протокол разногласий.
13.02.2023 Заказчик разместил доработанный проект контракта.
Регламентированный срок для подписания проекта контракта установлен до 23:59:59 14.02.2023.
Установлено, что в регламентированный срок Исполнитель проект контракт не подписал, обеспечение исполнения контракта не представил, в связи с чем 15.02.2023 Заказчик сформировал протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта.
Общество, зная о том, что было признано победителем, как профессиональный участник закупок должно был понимать о наступлении обязанности по осуществлению действий, направленных на заключение контракта. Также, Общество сформировало протокол разногласий на электронной площадке, что также подтверждает факт того, что Общество знало о необходимости подписания доработанного проекта контракта в регламентированные сроки - 14.02.2023, что также опровергает довод Общества о трудностях при работе на электронной площадке, поскольку ЭТП при данной закупке отличалась от ЭТП, в которой ранее Общество осуществляло заключение контрактов.
Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что 16.09.2022 было рассмотрено дело N018/06/104-728/2022, где Общество участвовало в закупке на выполнение работ по капитальному ремонту объекта, и было признано уклонившимся от заключения контракта по причине не подписания проекта контракта в установленный срок. При рассмотрении данного дела Общество не было включено в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку представило банковскую гарантию в срок, а также на электронной площадке произошел технический сбой.
Однако, рассматривая обстоятельства настоящего дела, ни одно из действий для подписания проекта контракта в срок, предусмотренных ст. 51 Закона о контрактной системе, не было осуществлено Обществом. При этом, согласно данным ЕИС, ООО "<_>" является профессиональным участником закупок, следовательно, должно понимать правовые последствия неисполнения взятых на себя обязательств по заключению контракта.
Вместе с тем, суды неоднократно отмечали, что процедура подписания контракта на электронной площадке не является время- и трудозатратной (Решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.03.2022 по делу N А54-9367/2021), в связи с чем, подписание доработанного проекта контракта 14.02.2023 могло быть осуществлено при должной осмотрительности и внимательности.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "<_>", выразившемся в следующем.
В установленные сроки Общество не подписало доработанный проект контракта, обеспечение исполнения контракта в адрес Заказчика не представило, а также доказательств, подтверждающих оформление и оплату банковской гарантии или попыток перечисления обеспечения (учитывая его незначительный размер) в адрес антимонопольного органа не было представлено.
Таким образом, Общество, приняв участие в закупке, дало свое согласие на исполнение взятых на себя обязательств на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и требованиях Закона о контрактной системе. Вопреки установленным требованиям, Общество не осуществило действия, направленные на заключение контракта, то есть действовало недобросовестно.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "<_>", так как им не было предпринято никаких мер, направленных на своевременное заключение контракта, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "<_>" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "<_>" (УР, Малопургинский район, с. Малая Пурга, ул. Пушкина, д. 25, ОГРН 1031800000517, ИНН 1816001402, КПП 182101001, директор - Владимиров Борис Егорович, ИНН 181600356903) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: Отдел МВД России "Малопургинский", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, с. Малая Пурга, ул. Советская, 71 (номер извещения в ЕИС - 0313100001923000001) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "<_>" (УР, Малопургинский район, с. Малая Пурга, ул. Пушкина, д. 25, ОГРН 1031800000517, ИНН 1816001402, КПП 182101001, директор - Владимиров Борис Егорович, ИНН 181600356903) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
15.02.23 |
16.02.23 |
15.02.23 |
0 |
16.02.23 |
22.02.23 |
21.02.23 |
0 |
28.02.23 |
28.02.23 |
0 |
0 |
||
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 21 февраля 2023 г. N 018/06/104-148/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2023